Развитие ребенка на уроках технологии

Развитие ребенка на уроках технологии thumbnail

  Развитие творческих способностей на уроках технологии

Если   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет хороший     учитель.  Если  учитель  имеет  только любовь к ученикам,  как  отец,   мать   он  будет лучше  того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам.  Если  учитель  соединяет  в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.                                               Л.Н. Толстой

      Эти   слова  Л.Н. Толстого относятся ко всем учителям. Учительство  –  это  состояние  души, это жизнь.

      Уроки   и   беседы    с   родителями,   экскурсии   и  походы, планы  и  самодеятельность  –  это замкнутый  круг.  И не разорвать этот круг, и не выйти  из него, как не выйти  из  круга  обязанностей матери, которая любит своих детей и живет ради них.

Школа – это наш  второй  дом. Приходя в него, я каждый   день стараюсь отдать детям то, чему меня  научили,  то,  чему научила меня жизнь.

      Основой   моего   обучения   является   развитие  творческих  способностей   у  детей  на   уроках технологии.  Этот процесс  длительный,  поэтому вести работу целесообразно с  первых   дней пребывания   ребенка  в  школе.  И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.

      Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.

      Уроки  технологии  –  это  уроки  жизни, которые направлены на овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда, развитие познавательных интересов, мышления, воображения, творческих способностей, воспитание трудолюбия, бережливости,  аккуратности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

     Основное время на них отводится формированию практических умений. Умение – это освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый приобретёнными знаниями и навыками. 

     Этот  школьный предмет  дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

     В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть  со своими детьми, научить или передать  им  свои  умения,  этот  предмет  просто  необходим. 

    Ещё необходимо помнить, что «Хорошее техническое развитие руки ведёт автоматически к развитию некоторых важнейших центров головного мозга». Эта мысль сегодня всё слабее реализуется в практике школ. А зря. Взаимосвязь «рука – мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребёнка, его ум. Этим вопросом занимался выдающийся психолог Л. С. Выготский, он ввёл понятие «зона ближайшего развития», такой зоной является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной новой для него высоты ребёнок достигает в результате многократных, последовательно усложняющихся действий, ведущих к прочному овладению новым умением. Занимаясь ручным трудом, ребёнок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берёт на себя функции управления новым для ребёнка видом деятельности и, управляя ею развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Приобретая новое умение, ребёнок делает шаг вперёд в развитии многих своих способностей. Вот и получается, что отработка уже приобретённых навыков труда и приобретение новых – всё это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова. Итак, любой труд, в том числе ручной, если он ведёт к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрёл нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум.    

 В  нашей  школе  есть условия для проведения  уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

      Сегодня, опираясь на свой опыт, с  уверенностью  могу  сказать:  для того  чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало.  Надо терпеливо и последовательно  овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения  при  усвоении  учебного  материала,  учитывать  особенности  детей  и  т.д. 

       Всегда   нужно   помнить,   что   любая   деятельность   ребенка  нуждается  в  оценке,   награде, поощрении.  Особенно  это  важно  по  отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

      Дифференцированный  подход  к   учащимся   предполагает  наличие  достаточного   количества инструкционно – технологических   карт,   карточек  –  заданий,  раздаточного  материала,  различных по степени трудности. 

      Учитывая    все   это,   я   разработала    и    изготовила    инструкционные    карты   и   различный материал.  Эстетично  оформленные,  они    вызывают  интерес  у  детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.    

      Продуманное    оформление  кабинета   (со   вкусом    подобранные   занавеси,   ухоженные  цветы,  красивые  стенды  с   поделками  и  пр.),  обеспеченные  всем  необходимым  рабочие  места,  наличие  наглядных  пособий,  раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически   подготавливает   учащихся   к  работе,  чистота  и  порядок   в  кабинете   служат воспитанию  собранности,  аккуратности,   дисциплинированности,   формируют   хороший   вкус,  а  главное  –  вызывают   желание  учиться,  делать  красивые  вещи  своими руками. Это очень важное – воспитание мотивов учения.

     В начале учебного года  рассказываю, чем дети здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю,   что надо подготовить для уроков.  К  началу  занятий  готовлю   стенды  с    изделиями,  которые  учащимися предстоит  выполнить  в  учебном  году.  На  первом  занятии   в  5  классе провожу беседу о культуре поведения  и  общения,  знакомлю  с  историей  этикета.   Причем  стараюсь  “разговорить ”  девочек, включить  их  в  диалог,  выслушать  их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учениц, создает атмосферу доверия.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка и способы его оценки

      Большой интерес у школьниц вызывают беседы о красоте, здоровье,   личной гигиене, об  особенностях развития девочки и девушки.  Дети  могут  задавать  любые вопросы. Опросы их  показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы  труда,  рассказываю  о  средствах  индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо  следить  за  правильной  организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

      На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения,   помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится.

      Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание “хочу узнать”. Но этого мало, необходимо подвести  их  к  следующему  этапу  “хочу сделать”,   вселить   уверенность  “могу сделать”  и  помочь довести работу до конца – “я сделал!” .Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

      Закрепить   у   школьниц  интерес   к   изучаемому  материалу  помогут  советы  учителя   сделать сюрприз    своим   близким :   приготовить   еду,   красиво  сервировать  стол,  подарить  к  празднику какую-либо   изготовленную  своими  руками  вещь.   При  этом  учителю   следует  обращать   особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы,  желание  как  можно  скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

      Как  правило,  на   уроках  технологии  учащиеся  ведут  записи в рабочих тетрадях, а  в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет.  Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом   или подчеркивать, чтобы можно было  при  необходимости   быстро  найти.   Записывать только главное – коротко и четко. Оценки за ведение  тетради  выставляю  в   журнал.  Слежу  за  тем,  чтобы  при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой и циркулем.

      В учебной программе реализован принцип  преемственности  содержания  трудового  обучения  в  начальной  и  средней  школе,  сделан  упор  на самостоятельную   работу   учащихся,   развитие  у  них  творческих  способностей.  Содержание  ее  в большей   мере  отвечает  реальным  возможностям  учащихся.

      При изучении раздела “Рукоделие” пользуюсь программой: “Искусство аранжировки цветов”,   ”  Работа   с   соломкой “,  ” Вязание “,   ” Вышивка “,   ” Аппликация “,   ” Культура   дома “, “Бисероплетение”, “Лепка из теста”.

        При   изучении  этого  раздела   девочки  с  удовольствием  впитывают  все  знания, приобретают навыки. Работы  детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься  с  девочками  различными  видами  рукоделия.  Я вижу  огонек  в их глазах, вижу, как им хочется  закончить начатую работу, и благодарю Бога, который дал мне Дар – обучать детей.

      Стараюсь  постоянно   самообразовываться,   ищу   новое:   плетение   бисером,  сколько  нового, интересного можно сделать своими руками.    Необычно,  но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество.

     При изучении раздела  “Рукоделия” я не навязываю им, какое выбирать изделие. У  девочек  есть выбор.  Они  могут  рассчитывать  на  свои  силы,   весь класс по всем  разделам  может  заниматься  с творческим подходом.   Одним дается и развивается творчество при изготовлении изделия, другим при изучении рукоделия,  а некоторые  проявляют педагогические способности.   Конечно  же,  большинство девочек имеют  очень высокие творческие способности.

   Большинство детей хотят что-то делать. Например, я предлагаю взять и вы- полнить изделие самостоятельно для школы.  Этим  самым  подстраховать  свою  оценку за четверть. Девочки сами подходили и выбирали понравившиеся изделие. Это ли не творчество – Я сама.

     На уроках по кулинарии бывают трудности, т.к. наша школа не имеет хо  оборудования.  Здесь  я  учу  девочек  правильно  и красиво сервировать стол, вкусно готовить, приобщаю к национальным блюдам. 

     С  5  класса  стараюсь  приучить  девочек  правильно  оформлять  блюдо, подходить творчески к любой работе.

     Пример: при изучении темы “Виды бутербродов”.   Можно  сделать  бутерброд,  просто   нарезав хлеб  и намазав сливочным маслом, но можно сделать по-другому.  

       Работая  в  5  классах, я стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший  результат, но, прививая, учу трудолюбию. 

 В  6 классе виден результат целого года работы, и работать уже легче.   Девочки понимают, чего  от них хочу я, и стараются выполнять работы аккуратно, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия.

      На уроках по изготовлению  швейных  изделий,  разрешаю ученицам выбрать модель изделия  по желанию.  Например,   в классе  –   все  шьют  фартук  с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука.  Вот  это первый шаг к творчеству.

      Я  никогда  не  навязываю  детям,  какую   модель  они  будут  шить. Они выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: “Я смогу”. 

     В  9  классе  ученицы работают по индивидуальным планам, пользуясь инструкционно-технологическими  картами. Я добиваюсь, чтобы все изделия были  выполнены  с  хорошим  и  отличным  качеством.  Все изделия девочки оставляют в школе. Это результат их работы и моей. Чему смогла я их научить.

Читайте также:  Индивидуальность ребенка и развитие чувств

     Почти   по   каждому   разделу   предусмотрено   проведение   итоговых  уроков  для  повторения, закрепления  и  систематизации  знаний  и   умений.   Это   способствует   поддержанию   интереса к изучаемому материалу.

      При изучении раздела “Конструирование и моделирование изделия”  при построении чертежа пользуемся  условными   обозначениями   и   опорными   конспектами.   Девочки   меньше  испытывают трудности при расчете и построении чертежей.

     Главной целью обучения в образовательной области “Технология” является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.  Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга  и  умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять  объекты труда  с учетом требований дизайна и декративно-прикладного  искусства, давать знания  и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

     Все  эти  задачи  ребенок  реализует  в  творческом  проекте.  Вот  уже  несколько лет я с девочками изучаю проектный метод.  Ребята выполняют  интересные  работы, проявляют творческие способности при изучении тем: “Реклама и маркетинг”, “Дизайн изделий”, художественное оформление изделий и т. д.  И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения.   Ведь  подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Я пришла  к выводу, что, все-таки, 2/3 части детей – творческие дети.  Стоит  их   только  вовремя развивать и чем раньше, тем лучше.

     В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную. В нашей школе накоплен определённый опыт использования метода проектов, разработана и опробована методика проектного обучения учащихся 5 – 11 классов работе над созданием проекта. В тематике проектов, выполненных нашими учениками, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. С самого начала они усваивают алгоритм проектирования:  – выбор и обоснование темы, разработка требований к будущему изделию, дизайн, а также технологии его изготовления с составлением технологической карты, выполнение, оценка и защита проекта.

Темы проектов усложняются от класса к классу, всё более самостоятельным становится их выполнение. Творческий проект – это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося.

 Результаты перед вами: в течении пяти лет ежегодно  проводится районная олимпиада по технологии, которая проходит в виде защиты творческих проектов и тестирования учащихся. И ежегодно учащиеся нашей школы завоёвывают призовые места. 

Источник

Значение уроков технологии в формировании гармонично развитой личности ребенка

Абакарова О.Л.

«У человека должна быть единственная специальность – он должен быть большим человеком, настоящим человеком»

А. Макаренко

Творчество – высшая форма человеческой деятельности, явление сложное, комплексное. Вне деятельности не может быть истинного творчества. Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить начатое дело до конца.

События, происходящие на наших глазах, предъявляют общеобразовательной школе большие требования: нужно дать учащимся полноценные знания, формировать у них способность самостоятельно, творчески мыслить, вырабатывать свой взгляд . Повысить интерес к предмету, увлечь учащихся, привлечь их внимание к созидательной деятельности -такова задача современного учителя. Каждый ученик должен получить посильное развитие, достичь максимально возможного уровня. Для этого со стороны учителя требуется ясное, научное, доступное изложение материала и активизация познавательной деятельности учащихся. Без самостоятельного труда ни в одном предмете, а тем более, в «Технологии» результата не достичь. Первая и главная моя задача: обеспечить психологический комфорт учащихся. Урок стараюсь построить на уважении и доверии друг к другу.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активного усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности. На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т.д.) предстают перед ребёнком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными. На каждом уроке происходит развитие творческих способностей. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию, нужно суметь пробудить интерес ребенка к творчеству. Чаще всего это начинается с демонстрации изделия. Как говорится: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . В данном случае мне помогают ИКТ. На современном этапе невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий, которые являются в первую очередь современными средствами обучения. Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка. Иногда, заинтересовавшись чем-либо в интернете, дети вместе с учителем открывают в себе способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия (многие поделки, затем, учащиеся дарят своим родственникам , друзьям и близким в качестве подарка).

Читайте также:  30 заданий для успешного развития ребенка 4 года 1 часть

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивает чувство прекрасного, формирует определенные вкусы. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, сувениры, украшать их.
Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям дается рисунок или фотографию изготовляемой поделки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению поделок способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления поделок из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Учитель помогает детям преодолевать неудачи, учит доводить начатое дело до конца, формирует у них целеустремлённость, контроль и оценку собственной деятельности, воспитывает старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.

За годы учёбы в начальных классах важно, чтобы не погас детский взгляд, чтобы глаза светились интересом. Как это сделать? Ведь так важно, чтобы ребёнок имел необходимые умения и навыки. Важно научить всех в соответствии с реальными возможностями и способностями. Важно расширить кругозор детей, развить речь. Но ещё важнее, чтобы вся его школьная жизнь осталась для него радостным мгновением детства. А успех зависит от умения организовать свою деятельность, от умения учиться. Чем совершеннее у ребёнка навык организовать себя как личность, тем совершеннее он может работать с учебным материалом, и знает способы работы, успешнее он будет в учёбе, а позднее и в жизни.

Учебный предмет «Технология» вносит весомый вклад в формирование УУД и ЗУН школьника:

Личностные:

Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

Выстраивать последовательность необходимых операций.

Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.

Познавательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Анализировать дополнительную информацию.

Коммуникативные:

Характеризовать качество и признаки объекта.

Приводить убедительные доказательства.

Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми (особенно при КТД).

        Курс «Технология» осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Школьники учатся:

Находить необходимую для выполнения работы информацию.

Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки, модели).

Сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.

Анализировать устройство изделия .

Выполнять моделирование, работать с моделями.

В конце урока обязательны анализ, оценка и самооценка выполненной работы. Мы часто даже не подозреваем, насколько дети правдиво относятся к оцениванию. Обычно я предлагаю выставить все работы в ряд и хорошо их рассмотреть, затем каждый ученик высказывает свое мнение, относительно каждой работы, делает вывод, почему ему больше понравилась та или иная работа. Ни в коем разе нельзя принижать одну работу перед другой. Обязательно хвалю все работы, говоря: « Все очень старались. А что в этой работе не так? Ну, просто, здесь можно было немножко поаккуратнее …..» (или что-то в этом роде, смотря какая выполнялась работа). Очень осторожно выявляются недостатки, чтобы не разочаровывать ребенка в своих умениях и возможностях. Имея возможность сравнивать, дети сами достаточно критично начинают относиться к своей работе, вносят корректировки, чем развивают свое аналитическое мышление.

В заключение хочется сказать, что на уроках технологии дети получают первоначальные навыки созидательного труда, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Уних формируется художественный, эстетический и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область «Технология» должна шире давать возможность для формирования ЗУН школьникам, помочь адаптироваться в современных жизненных условиях, создавать условия для развития конкурентоспособной, деятельной личности, способной созидать и творить на благо общества.

Источник