Развитие ребенка на уроках ппо

Развитие ребенка на уроках ппо thumbnail

Развитие разговорной речи на уроках ППО глухих учащихся

Формирование и развитие речи  неслышащего  ребенка – одна из основных задач деятельности специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида,  и решается она с использованием специальных средств, форм и методов на каждом предметном уроке.

Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.

   Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки ППО проводятся в подготовительном, 1-4 классах и предполагают целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников.

Предметно-практическая  деятельность создает условия для реализации одного из принципов  коммуникационной системы обучения языку – это связь речевого развития с деятельностью. Без использования предметно-практической деятельности этот принцип не будет иметь  нужных условий для реализации.

Известно, что эффективность обучения разговорной речи зависит не только от методов, но и форм организации. Все принципы обучения языку требуют коллективной деятельности детей. Наиболее благоприятные условия для реализации этого положения предоставляют уроки предметно – практического обучения. В основе урока – организация ППД на коллективных началах. Как отмечал С.А.Зыков, способствует реализации одного из главных положений коммуникативной системы – школьники усваивают речь сначала для «других». В этих условиях происходит довольно быстрое запоминание слов и осознание их значения. В методических пособиях по предметно-практическому обучению для активизации речевого общения рекомендуется широко использовать различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру.

Современная система обучения языку неслышащих школьников предполагает, что развитие разговорной речи основывается на принципе коммуникации. В соответствии с данным принципом для обучения разговорной речи необходима связь с предметно- практической и другими видами деятельности, создание потребности в высказывании и в последующем его использовании. В качестве адресата для школьника могут выступать учитель, товарищ по совместной работе. В любом случае учитель задаёт ситуацию, сообщая ребёнку, что надо сделать, как и зачем.

Именно на этой базе в условиях педагогической организации деятельности формируется у младших школьников основы лексики, фонетики, грамматики.

Можно дать школьнику задание  построить домик, и он будет работать со строительным материалом. Но при этом учителю надо помнить, что на уроке ученик не просто играет с деталями конструктора, но и учится речи, общению. Тут и надо проявить творчество, педагогическое мастерство, чтобы создать потребность у ученика вступить в контакт с учителем. Средством реализации этой потребности является словесная речь.

Не сразу неслышащие дети понимают, что нужно делать в такой ситуации, приходится повторять задание ещё и ещё раз, внимательно следя за реакцией детей. И, как правило, у кого – либо из детей появляется попытка выразить своё отношению к заданию («трудно», «не знаю»). После этого я подсказываю детям нужную фразу, например: «Я не вижу», «Покажите домик».

    Тот ученик, который выразил в словесной форме своё желание, получает разрешение посмотреть образец, выполненный мной, и приступает к работе. По подражанию начинают  действовать и другие школьники. Естественно, что после одного употребления фраза детьми не усвоится. Это не страшно. Главное помнить, какой речевой образец на этом уроке я давала,  в какой ситуации. На следующий день  я вновь и вновь создаю условия, требующие произнесения тех же слов в нужной ситуации.

Наиболее типичными для коммуникативной системы обучения являются следующие приёмы знакомства детей с новым речевым материалом: сообщение речевого материала в условиях ППД, показ предмета, свои действия, действия детей, использование естественных ситуаций, возникающие в ходе выполнения задания.

 В основе усвоения речевого материала лежит не механическое заучивание, а многоразовое использование его в меняющихся условиях. Организуя практику общения, я сообщаю детям новые слова, словосочетания. Создаю адекватные ситуации для выражения ими мыслей, чувств, просьб. Сначала слово выступает для ученика в узкоограниченном значении, например, слово  «кусочек» . Стараюсь так построить педагогический процесс, чтобы это слово могло быть использовано в иной ситуации, в различных словосочетаниях: «кусочек  пластилина», «много кусочков», «оторви 6 кусочков пластилина».

 Благодаря многократной повторяемости усваивается состав слова, его значение расширяется, уточняется. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при разных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь неслышащих детей.

Характер речи ученика на уроках предметно-практического обучения часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке – является ли он  организатором  («маленьким учителем», бригадиром) или  рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором случае – характер отчётности. Поскольку ученики, на уроках, меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других .

Кроме того, на этих уроках постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг другом. Легко усваиваются обращения учителя с заданиями или вопросами к ученикам, а также учеников к учителю или товарищу.  Например,  «Вика, лепи»,  «Ребята, разделитесь на бригады», «Максим, помоги мне , пожалуйста».

Овладение разговорной речи на уроках ППО начинается  естественным способом – с использованием моего обращения к детям, в котором выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания. Например: « Наташа, положи конструктор справа, а рисунок слева», «Ребята, напишите, что вам нужно для работы».

С самого начала младшие школьники учатся  работать не молча, а постоянно сообщать мне, бригадиру, или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?», «Я не умею лепить», « У меня не получается»,  « Помогите мне, пожалуйста».  

Большую трудность для неслышащих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках предметно – практического обучения часто возникают   ситуации, когда у ребенка появляется потребность в вопросительном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета. Серёжа отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает мне: «Серёжа не хочет лепить зверей». Я:  «Спроси у него, почему он не хочет?». Бригадир обращается к Серёже: «Серёжа, почему ты не хочешь лепить?». Серёжа: «Потому что я не умею». Вместе с этим я постоянно побуждаю учеников задавать вопросы: «Спроси, как это называется», «Спроси, что он делает», «Спроси, у кого есть карандаш».

Как видите, в самом содержании вопроса уже содержится речевая опора, которая способствует формированию устного обращения к одноклассникам или учителю.

На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать?  Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работы верно?  Кто выполнил работу неверно? Что ты нарисовал? Какого цвета  кнопка? Какой пластилин? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе клей? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Когда мы будем продолжать работу?»

На некоторых уроках я предлагаю детям изготовить на выбор одну поделку из двух, например, вылепить кисть смородины или винограда. В ситуации выбора  дети  легко понимают значение вопроса: «Что ты хочешь лепить смородину или виноград?» – а выбрав, усваивают выражение: «Я хочу лепить виноград».

На уроках ППО дети не только учатся правильно вести диалог, но и знакомятся с новыми словами и фразами. Существует несколько способов ознакомления с новыми словами и фразами на уроках ППО:

1. Сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость.

2. Показ предмета изготовления.

3. Выполнение учителем необходимых действий. Учитель сначала дает задание, и только потом, если ученики не знают, как его выполнять, сам производит нужное действие.

4. Пояснение словесными средствами.

5. Использование логики мышления детей и развития ее.

«Ознакомление сопутствует речевой практике. И повторение, и закрепление происходит через овладение материалом в практике общения»– утверждал С.А. Зыков.

 Для активизации речевого общения на уроках ППО широко используются различные формы организации коллективной работы: фронтальная работа учителя с классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами. Эти формы подробно описаны в литературе. Коллективную деятельность детей нужно организовывать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими, зависимость членов бригады друг от друга. Тогда в ходе совместной деятельности у ее участников возникают задачи, для решения которых требуется установление взаимоотношений, появляется потребность в общении. «Преднамеренное создание ситуаций, требующих определенных взаимоотношений, способствует обучению детей не только способом поведения в различных ситуациях коллективной деятельности, но и обогащает речь, активизирует общение глухих школьников», – Т.С. Зыкова.

Знакомство с новым речевым материалом лучше проводить в ходе работы класса под руководством учителя. Учитель вводит в свою речь новое слово или фразу в тот момент, когда в них появляется необходимость.

Характер речи ученика на уроках ППО часто зависит от той роли, которую он выполняет на уроке – является ли он организатором или рядовым исполнителем.

В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором – характер отчетности. Поскольку ученики на уроках меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами, хотя это порой и дается им с трудом, и понимать речь других.

Источник

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:

  1. формирование устной речи детей с нарушениями слуха,
  2. формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых происходит в единстве на этих уроках, в связи с этим выдвигается следующее основное требование.

Урок ППО должен отвечать требованиям, которые предъявляются к уроку в школе глухих, но имеет свои особенности. Его структура зависит от этапа работы над конкретным изделием, это либо подготовка к работе (составление заявки, плана работы, отбор инструментов и материалов для работы), либо изготовление изделия (непосредственное выполнение работы), либо подведение итогов.

Тема уроков ППО определяется программой и формулируется: по названию изделия, которое будет изготавливаться и по виду деятельности. Например, «Летом в лесу» (аппликация); «Наша школа» (макет). На изготовление одного изделия уходит несколько часов, поэтому тема уроков будет одна и та же, а цель на каждый урок своя, и зависит от этапа, над которым идет работа по изготовлению изделия.

В зависимости от темы и цели урока, зависит и вид деятельности, который будет использован при изготовлении данного объекта.

        Используются следующие виды ППД, это – лепка, аппликация, моделирование, макетирование, работа с тканью и др.

ППО – как предмет у нас появился со 2 класса. И соответственно, первый вид деятельности, который был у нас – это была аппликация «Летом в лесу».

Проводя первые уроки, отметила для себя, что дети не могут оречевить свои действия, не могут даже назвать инструменты, которые используются для аппликации, хотя этот речевой материал изучался до этого детьми на уроках развития речи. Я стала искать пути решения данной проблемы. Изготовила плакат: «Инструменты для аппликации»,который помог, более эффективно, закрепить названия инструментов, помог при составлении заявки.  (Использовала табличку «для работы нужны инструменты…», перечисляли инструменты, называя их с опорой на плакат).

На сегодняшний день дети уже самостоятельно с небольшой моей помощью и с  опорой на плакат могут составить заявку для изготовления аппликации.

Затем по словесной и письменной инструкции дети учились выполнять поручения.  (Возьмите белый картон. Что сделали? Взяли белый картон и т.д.). Учились оречевлять свои действия.

  Работая с аппликацией  два года,  мы научились с помощью линейки делать разметку на листе бумаги, научились пользоваться циркулем при изготовлении макета часов. Научились технике работы с ножницами. (Ножницы держать параллельно столу, вырезать над столом, а не над полом, во время работы поворачивать бумагу, а не ножницы), а так же  учимся все действия оречевлять.

Приобретя небольшие трудовые навыки и небольшой словарь,  в 3 классе мы начали изготавливать более сложные работы. Альбомы,  панораму,  макеты, используя различный бросовый материал (коробки из – под чая, спичек, и т.п.),  природный материал,  бумагу, картон, клей. Учились правильно обворачивать коробки, обклеивать их, оречевляя и закрепляя при этом действия. (я вырезаю, я приклеиваю, я вырезал, я вырезала….)

 ( Мы сделали такие макеты как: «Город», «Село», «Шоссейная дорога», «Железная дорога», панораму  «Школьная спортивная площадка»,  альбомы  «Сад и огород», «Лес и поле»).

С третьего класса в ходе работы уделяю серьезное внимание работе в паре, работе группами (при изготовлении макетов). Я мечтаю, чтобы на уроке ППО использовать метод работы «Маленький учитель». А сейчас я провожу подготовительную работу, применяя для этого плакаты с речевым материалом, и готовлю для этого Самигу.

Так постепенно мы учились выполнять аппликационные работы.

Особую трудность вызывает у детей работа с конструктором. При работе с конструктором учимся овладевать приемами работы с такими инструментами как отвертка и ключ, учимся разными способами соединять детали, учимся правильно соединять крепежную пару (гайка, винт) с помощью отвертки и ключа.

Очень трудно детям работать с мелкими деталями конструктора, но ребята стараются, особенно Самига, Камиль, Катя. Денису и Дамиру  всегда требуется помощь педагога.  Они даже не всегда могут найти во множестве  деталей конструктора, те, которые используются для изготовления изделия. Это говорит о том, что у Дениса и Дамира серьезные нарушения мыслительной деятельности. И им приходится индивидуально предъявлять отдельно каждую операцию, при изготовлении конкретного изделия.

При работе с конструктором приготовила плакат: «Детали конструктора». Который помогает детям при составлении заявки, плана работы над изделием, оречевлять свои действия, при работе по поручениям 

(Возьми ключ и гайку.  Я  взял ключ и гайку.)

Ребята учатся собирать модели по готовому образцу или по рисунку (практика показывает, что  по рисунку это сделать гораздо сложнее).  Поэтому всегда  дома делаю образец сама, а потом вместе с детьми это делаем на уроке. Во 2 классе при изготовлении весов Денис, Альберт и Никита вместо конструктора, работу сделали из кнопок. (Мы делали скамейку, самолет, весы, трактор – жатку, семафор).

Так мы учимся работать с конструктором.

При работе с кнопками (2 класс «Цветы») учились не просто работать с мелкими деталями, но и закрепляли названия цвета, количество, число кнопок определенного цвета.  Закрепляли различные названия цветковых растений, их строение (стебель, листья, цветок, сердцевина). Т.е.  здесь шла связь с другими предметами (математика, природоведение, развитие речи).

Когда мы изготавливали макеты «Город»,  «Железная дорога» и др., приходилось делать много мелких деталей (животных и людей). Для этого использовала такой вид деятельности, как лепка.

Для лепки учились называть и использовать такое оборудование как пластилин, дощечка, тряпочка, чашка с водой, стек, ножик для резки, салфетка (с опорой на плакат).  Учились технике работы с пластилином. Смачивали руки в воде, отделяли стеком кусочек пластилина, необходимый для работы и размягчали его, т.е. всегда обращаю внимание на правила работы с пластилином. Лепить старались на дощечке. После работы руки вытирали салфеткой или тряпочкой, а затем мыли с  мылом. Учились работать пальцами рук  (указательным и средним), уплотняя, выравнивая, намазывая, пластилин, при этом старались оречевить все действия.

При лепке фигурок животных учимся определять и закреплять основные части тела и форму (уши, нос).  При лепке фигурок человека обращаю внимание на основные части тела человека. Голова шаровидная, туловище напоминает овал  и т.д.

Так  мы всему с детьми учимся.

Когда изготавливаем то или иное изделие, всегда уделяю большое внимание ТБ при работе с ножницами, с иголкой, с клеем, с пластилином, с мелкими деталями конструктора, кнопок и другими материалами.

Всегда использую физминутки электронные и обычные.

Когда идет работа по изготовлению изделия, то  методика и программа требует придерживаться основных этапов работы при изготовлении изделия:

Подготовительный (составление заявки, плана работы, отбор инструментов)

Изготовление (выполнение работы)

Отчет (отчет о проделанной работе)

Но практика показывает, что изготовление и отчет нельзя делить на разные этапы. Лучше эти этапы объединить, и работая над конкретным пунктом плана, сразу сделать отчет о проделанной работе, а затем переходить к следующему пункту и т.д.

Работая второй год, для себя отмечаю, что накапливается опыт работы по  предметно – практическому обучению (довольно сложному и значительному предмету для детей с нарушениями слуха).

Совершенствую методические приемы работы, стараюсь использовать информационные технологии и четко понимаю,

  • что именно в процессе предметной деятельности (трудовом процессе) создаются ситуации, которые заставляют детей что–то спросить,  что–то сказать, сообщить о выполненной работе, обратиться к товарищу или учителю с просьбой, т.е. возникают естественные ситуации и потребность в оречевлении своих действий;
  • что данные уроки действительно способствуют развитию речевой активности глухих и слабослышащих детей.
  • Поэтому ППО является одним из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с нарушениями слуха.

Источник