Развитие ребенка на уроках музыки
Вы никогда не задумывались, почему дети так любят петь? Они поют так вдохновенно, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения. Еще дети очень любят играть на инструментах. На всех. Они (почти все) хотят научиться играть на гитаре, пианино, баяне и трубе. На всех тех инструментах, которые попадают в их поле зрения. Они хотят, они пробуют, и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят звуки – музыкальные звуки.
Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
А как они танцуют? Вы видели? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.
Как родилась музыка
Музыка появилась, когда появился человек разумный. Нет, это не было искусством. Искусством она стала позже. А вначале это была необходимость. Потребность человека, такая же, как сон. Потребность в звуках, гармоничных и радующих слух. Потребность в движении, потребность в передаче настроения. Ученые считают, что петь человек научился еще раньше, чем говорить. Нет, музыка не была искусством. Она была частью жизни человека. Она сопровождала его при рождении, в трагичных и радостных моментах. Она же провожала его в мир иной. Через музыкальные средства, первобытные люди искали контакт с природой, вселенной, Богами.
А потом появилось искусство. Музыка для наслаждения. Люди поняли, что приятно не только исполнять, но и слушать. Появились музыкальные инструменты. Играли на всем, что только может быть. Ударные и духовые инструменты стали первыми на земле, ведь их так просто было сделать. Музыка для увеселения, для удовольствия, для церемоний – все это родилось после. Сегодня музыка является одним из самых востребованных видов искусства. И объяснением тому является именно естественное стремление человека к звуку. А дети – тому лучшее подтверждение. Разве можно не дать детям то, что им так необходимо?
Зачем учить ребенка музыке
Музыкальное воспитание детей в нашей стране сегодня стало чем-то основным. И это не может не радовать. Музыкальные школы не ощущают нехватки учеников. Востребованными оказываются и те инструменты, которые еще два-три десятка лет назад были не в фаворе. Повышение культуры и грамотности среди родителей приводит к тому, что музыкальное воспитание прочно закрепляется, как основа воспитания гармоничной личности. Хорошо, что так думает большинство. Но, все-таки, не все. Есть такой тип родителей (их немало), которые искренне не понимают, и задаются вопросом: «А зачем учить моего ребенка музыке? Ведь он не станет музыкантом?».
Музыкантами становятся не многие. Нет, их, конечно, достаточно много, но это лишь десятая часть из всех, кто обучался в детстве. Но так ли это бесполезно? Совсем не бесполезно. Музыкальные занятия – не просто учебная деятельность. Это удовлетворение живых, естественных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств.
«Если ребенок долго не говорит – научите его петь. Петь ему будет гораздо проще. Добавьте к пению игру с ручками. Пусть пальчики танцуют – это отлично стимулирует развитие речи» – говорят психологи.
«Если у ребенка проблема в произношении звука, пусть он его пропоет. Порой самые сложные дефекты речи устраняются в процессе пения» – говорят логопеды.
«Музыкальные упражнения на ритм, изучение элементарной теории музыки способствуют развитию математических способностей. Обучение игре на инструменте, с его систематическими занятиями и повторами вырабатывают усидчивость, терпение и способность рационально мыслить» – утверждают педагоги.
Добавим к этому упражнения на творчество, развитие памяти (текст песни и мелодии наизусть), координацию движений, да и просто море позитивной энергии, которое дарит детям каждое музыкальное занятие. Теперь на сакральный вопрос: «нужно ли учить ребенка музыке» вы ответите сами.
Музыкальные способности детей. Как их выявить, чтобы развивать
Ох уж это наличие музыкального слуха. Сколько вокруг него мифов крутится. Это хорошо, когда ребенок с трех лет недвусмысленно демонстрирует тягу к музыке, чистым голосом напевая любимую мелодию, аккомпанируя себе на импровизированном барабане. Тут все ясно, способности налицо. А если нет? Неужели нет слуха?
Хочется сказать всем родителям нашей большой страны – способности к музыке есть у каждого ребенка. А предпосылки с талантом, чтобы стать музыкантом есть у доброй половины детей. Но только единицы демонстрируют свои таланты в раннем детстве. Остальных надо развивать, им надо время, чтобы раскрыться.
Педагоги – музыканты выявляют три типа музыкальных способностей у детей:
- Чувство ритма. Умение не только слышать и воспроизводить ритм мелодии или всего музыкального произведение, но и пропускать его через себя. Это врожденное чувство. Пропустить такую способность сложно. Дети с хорошим чувством ритма умело отбивают такт услышанной мелодии, воспроизводят заданный ритмический рисунок.
- Музыкально-слуховое представление. Сюда входят умение слышать и запоминать мелодию, воспроизвести ее голосом или с помощью инструмента.
- Ладовое чувство. Способность воспринимать музыку, эмоционально реагировать. Ладовое чувство предполагает понимание настроение, выраженное в музыкальном произведении, ощущение высоты звуков, их различие и порядок.
Он не умеет петь. Это аргумент?
Часто приходится слышать, как мама утвердительно заявляет, что ее ребенку «слон на ухо наступил». На логичный вопрос «С чего вы это взяли?» она дает непоколебимый ответ: «Он ужасно фальшиво поет». Для нее это аргумент – он не умеет петь. Она даже не знает, а умеет ли он слышать? Умение интонировать есть одно из проявлений музыкальных способностей детей. Только одно из многих, но далеко не самое главное умение. Умение интонировать голосом, безусловно, необходимо, если ребенок должен стать певцом. Но так ли это нужно ударнику группы, или первой скрипке в оркестре? Удивим многих мам, но есть прекрасные музыканты, и даже среди известных миру исполнителей, которые совершенно не умеют петь. При этом они обладают идеальным слухом, чувством ритма и тончайшей музыкальной чувствительностью.
При диагностировании педагогом музыкальных способностей, результаты частенько удивляют родителей. А ведь они даже не думали. Он же совсем не умеет петь…
Виды музыкальной деятельности – воспитываем играя
Музыкальные игры
Музыка – не математика и не физика. Музыка должна приносить радость, иначе воспитательный эффект не будет полноценным. Потому музыкальное воспитание не должно быть скучным. Детям такие занятия должны приносить удовольствие, заинтересовать их, затягивать. Поэтому ведущей деятельностью музыкального воспитания остается игра. Дидактические, подвижные, народные музыкальные игры, в которых дети знакомятся с музыкальными средствами, инструментами, элементами народной культуры. Играя, ребенок полностью расслабляется и открывается педагогу. В такой непосредственной обстановке очень просто и легко усваивается информация. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и вспомогательной в начальной школе.
Танец
Танец – это потребность человека. Танец появился гораздо раньше, чем песня и исполнительское искусство. Мы все очень любим танцевать, и делаем это с удовольствием. Танцуя, мы избавляемся от стресса, даем физическую нагрузку на мышцы, сливаемся с ритмом мелодии, пропуская каждый такт через все тело. Танцуя, ребенок учится слышать и чувствовать ритм, настроение в музыке. Танец в музыкальных занятиях – это радость, это расслабление. Соединяя пение с танцевальными движениями, педагог решает важные задачи – развитие художественно эстетического вкуса, способностей вкупе с развитием речи, чувством ритма и памяти. К этому добавим снятие стресса, и получим богатый коктейль позитива и пользы.
Слушание музыки
Ничто так не формирует музыкальный вкус, как слушание музыки. Знакомства с музыкальными произведениями помогают научить детей слышать, эмоционально откликаться и анализировать музыку. Слушание нередко сочетается с другими видами деятельности, такими, как изобразительное искусство (рисовать во время прослушивания).
Пение
Воспроизведение мелодии голосом – важная задача. Петь не так уж просто, как кажется. Педагог уделяет массу времени постановке певческого аппарата, используя, опять же игры-упражнения для дыхания, укрепление связок и воспроизведения мелодии. Петь можно по-разному. Не только песни, выучив слова наизусть. Пропевание мелодии от лица различных героев (баба яга, дед Мороз, кошечка, собачка, свинка и т.д) развивает творческие способности и театральные навыки. К пению относят и всевозможные игры «с язычком», которые так нравятся детям и логопедам. Соединение пения с движениями (логоритмика) является отличным вспомогательным средством для развития речи и решения логопедических проблем.
Пару слов для родителей
Музыкальные занятия – это не просто развлечение для ваших детей. Музыка не является чем-то лишним или ненужным. Иначе зачем, по -вашему, министерство образования включает музыку в обязательное дошкольное и начальное образование? Умные ученые-педагоги давно выявили связь между музыкальными занятиями и полноценным, всесторонним развитием маленькой личности.
Учите детей музыке. Поощряйте их тягу к миру звуков и ритмов, ведь это естественная потребность человека, которую маленькие люди еще не утратили. Вовсе не обязательно тратиться на покупку музыкального инструмента.
- Включайте почаще хорошую классическую музыку. Пусть ваши дети научатся слушать.
- Прислушивайтесь к советам и рекомендациям музыкальных руководителей – они могут видеть в вашем ребенке особенные способности.
- Не критикуйте ваших детей в их, пусть даже нелепых попытках выражать свои эмоции музыкально. Никогда не говорите, про слона, наступившего на ухо. Ребенок поет с удовольствием – оставьте ему это удовольствие. Он любит себя в этом искусстве.
- Хвалите даже за самые незначительные достижения. Двухминутное выступление на утреннике – это не пустяк. Это его звездный час, поддержите и порадуйтесь.
- Не ругайте за то, что он шумно выстукивает запомнившийся ритм ложкой по кастрюле. Для него это не шум. Это его первый ударный инструмент. Прислушайтесь к тому, что он стучит. Возможно, его музыкальные эмоции требуют выражения. Пусть выражается. Составьте ему компанию.
Музыкантами становятся не все. Но зачем нам надо такое количество музыкантов? Миру нужны и доктора, и адвокаты – это замечательно. Но музыка помогает нам раскрыться. Помогает тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.
Источник
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
учитель музыки
Мирошникова Ольга Владимировна
«Нет новых направлений в искусстве,
есть одно – от человека к человеку»
Станислав Ежи Лец.
В формировании духовного облика человека огромная роль принадлежит искусству как важнейшему средству эстетического воспитания.
В настоящее время подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических обстоятельствах, т. к. современные условия жизни вырабатывают в человеке практицизм, потребительское отношение в общении с природой, друг с другом, поэтому эстетическое воспитание подрастающего поколения является особенно актуальной проблемой.
Воспитывать эстетически – это значит учить чувствовать, понимать и ценить прекрасное в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей, в природе, в искусстве и активно вносить прекрасное в жизнь. Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса учеников.
Каждый из нас, учителей-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к искусству. Но, как сформировать в сознания детей ту истину, что без искусства невозможно прожить полноценную жизнь? Уроки музыки как нельзя лучше помогают детям найти ответ на этот вопрос. «Роль педагога состоит лишь в том, чтобы открывать двери, а не проталкивать в них ученика». (Артур Шнабель). Внимательное изучение опытов и исследований таких педагогов, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. И. Лещинский, методические системы зарубежных педагогов-новаторов В. Коэн, К. Орфа, Вальдорфа, помогло прийти к созданию собственного методического стиля при развитии творческих способностей детей.
Концепция «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности в целях формирования духовного облика человека» строится на 5-ти общечеловеческих принципах:
1 гуманизм,
2 патриотизм,
3 стремление к прекрасному,
4 развитие эмоциональной сферы детей,
5 расширение общей культуры учащихся.
Когда ученые мужи говорили, что театр превращает толпу в народ, то тем самым определялось высокое назначение художественного творчества. Создать народ – это поистине великая миссия. Музыка, литература, изобразительное искусство, танец воспитывают не только читателей, слушателей и исполнителей, хотя это очень важно, но и народ.
Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы – насыщение её духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли
В. А. Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему важно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в воспитании музыкальной культуры учащихся, как необходимой части их духовной культуры, в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой на уроках и во внеурочное время.
В задачи музыкального образования в современной школе входит:
• формирование музыкальной культуры, личного музыкального вкуса,
• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение знаний и умений в области музыкальной грамоты,
• совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание интереса и любви к художественной музыке, желание слушать её и исполнять,
• становление «национальной широты» музыкального вкуса, т. е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа,
• использование репертуара, знаний и умений, приобретенных на уроке, в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге.
Работа учителя направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали.
Выдающийся швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак Далькроз, обращаясь к своим ученикам, не раз говорил: «Дорогие мои художники-ученики! Воспитывайте себя так, чтобы не нуждаться в развлечениях» (1, стр.29) Мысль этого педагога не потеряла своего значения и для сегодняшних дней. Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому поиски действенной методики музыкальной работы по формированию духовного облика человека, являются весьма актуальными.
Методика, показанная ниже, является результатом собственных поисков и характеризует собственный подход к делу становления музыкальной культуры школьников, их эстетическому воспитанию.
Как известно, в музыке существует 7 нот. Для того чтобы создать красивую мелодию, необходимо расположить их в различном порядке. Так, на уроках музыки, я выделяю 7 основных видов музыкальной деятельности, которые меняются в зависимости от специфики урока, класса, в котором он проходит, создавая для каждого класса доступную, интересную и красивую «мелодию».
Содержание моего урока предусматривает:
1 слушание музыки,
2 пение,
3 игра на музыкальных инструментах,
- занятия музыкальной грамотой,
- художественный анализ произведений,
- импровизацию,
- движения под музыку.
Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придаёт всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего класса и каждого ученика отдельно.
Одним из ведущих на уроке методов является метод дискуссионности, своеобразной «конфликтности» диалога. Польза дискуссии о музыкальном произведении, музыкальном направлении заключается в самом процессе поиска вслух, а не в нахождении единственно верного устраивающего всех ответа. Задачи дискуссии на уроке – определение своего собственного, личного взгляда на ее предмет. Так же в основе работы на уроках лежат методы как словесного показа, пояснения материала, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Словесный показ, пояснение, беседа с учениками направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут исполнять или слушать. Перед тем, как прозвучит музыка или после того можно рассказать что-то интересное о композиторе, написавшем её, об обстоятельствах создания данного произведения, показать иллюстрации, портрет композитора. На таких уроках ярко прослеживаются межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, танец).
Итак, рассмотрим 7 основных видов деятельности на уроке:
1 слушание музыки
Один из основных видов музыкальной деятельности. Основными задачами учителя являются: учить детей а) внимательно слушать музыку от начала до конца, б) проникаться их эмоциональным содержанием, в) делать поильный разбор произведений, г) узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их название и имя композитора.
Для того, чтобы дети легче справлялись с этими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы:
«Цветные карточки» – после прослушивания произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная).
«Букет цветов» – учащимся раздаются яркие и тёмные цветы (искусственные цветы, изготовленные старшеклассниками). После прослушивания музыки выходят ученики с цветами (в зависимости от характера музыки), получается «музыкальный букет». Затем – оценка выполненного задания.
«Словарь» – в тетрадях в две колонки ученики пишут как можно больше слов-синонимов, разделяя их по характеру музыки: грустная и весёлая.
«Мы рисуем музыку» – стенд, на котором выставляются рисунки учащихся после прослушивания музыки. Это задание может выполняться как домашнее.
- пение.
Обязательным является подготовка к пению – распевание.
Основными задачами распевания являются: элементарные навыки певческого вдоха и выдоха, правильное формирование гласных; развитие протяжности дыхания, работа над кантиленой и дикцией; выработка подвижности голоса; элементарные навыки многоголосья.
При работе над дыханием используются следующие упражнения:
«Хоровод» – дети водят хоровод, не прерывая его рисунка, следуя за мелодией, исполняемой на цепном дыхании.
«Всё наоборот» – дети берут дыхание в неожиданных местах, неправильных.
«Букет цветов» – представить, что в руках букет цветов. Теперь медленно, спокойно вдохнули через нос – понюхали букет. Задержали на секунду дыхание и медленно, тихо выдохнули ртом.
«Свеча». Возьмём узкую полоску бумаги и представим, что это горящая свеча. Глубоко вдохнем и медленно подуем на воображаемое пламя. Бумага должна немного отклониться и оставаться в таком положении до конца выдоха.
Работа над тембром и диапазоном:
Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.
«Динозаврик» – на экране (доске)изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.
«Кошка и котёнок» – представить, как мама-кошка разговаривает с котенком, и передать интонационно их разговор.
«Ракета» – изобразить полёт ракеты с помощью гласной «У».
Работа над дикцией:
Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначало проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.
За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.
Далее идём «завтракать» – жуём язык .
Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначало в правую щеку, а затем в левую.
После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.
При работе над изучением песни используются следующие приёмы:
Игра «Телевизор». Представляем, что дети выступают на концерте, который показывают по телевизору. Учитель хлопками «включает» и «выключает» звук телевизора. Задача детей при «выключенном» звуке правильно пропевать песню и вовремя «включить» звук.
Игра «Эхо» – учитель поет фразу из песни, а дети повторяют её тише, как эхо.
- Игра на музыкальных инструментах.
На уроках создаётся оркестр, в котором используются самодельные инструменты (погремушки, свистульки и др.) Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.
- Нотная грамота.
Для быстрого, действенного и интересного изучения нотной грамоты в младших классах, я использую собственную методическую систему, которую я назвала «Нотная семейка».
Она заключается в следующем: дети знакомятся с музыкальной семьёй, в которой папа – Скрипичный ключ, мама – тактовая черта, дедушка – басовый ключ, бабушка – размер 34, а дети – ноты разных длительностей ( ту , та , ти , ди-ли ). После знакомства с семейкой, братья начинают двигаться по нотному стану, получая названия нот, в зависимости от положения на нотной линейке.
Система позволяет быстро, легко, в игровой форме изучать нотную грамоту.
5 Импровизация.
Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся. Основной акцент делается на импровизации «музыкальных разговоров». Задача заключается в том, чтобы ребёнок, выбравший ту или иную роль, сочинил мелодию отвечающую характеру своего героя, сыграть его. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно. Пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.
- Художественный анализ произведения.
Педагог призван научить детей делать разбор музыкального произведения , для чего они должны : 1) знать и понимать особенности музыкальной выразительности, прослеживать их изменение, 2) уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными выразительными средствами. 3) разбираться в строении произведения ; 4) отмечать характерные черты музыкального стиля русской национальной музыкальной школы.
- Движения под музыку.
Движения под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки. Воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, характер мелодии. Если нет возможности свободно двигаться в классе, то можно использовать разнообразные движения корпусом, руками.
У учителя мало времени на уроке, и потому здесь дорога каждая минута. Важно, чтобы все элементы урока постоянно «били в цель». «Душа обязана трудиться» – только опора на этот тезис может привести к полноценному приобретению учащимися полезных знаний, умений, духовной культуры.
Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а так же на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
«Значение уроков музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»
Список используемой литературы:
- Как рассказывать детям о музыке? Д. Б. Кабалевский. М – 1989.
- Музыка в школе. В. Н. Чепуров. М – 1983.
- Музыка в школе. М – 1990.
- Настольная книга школьного учителя-музыканта.
Ю. Б. Алиев. М – 2002.
- Образование: история и современность. В. И. Лещинский,
Т. В. Лаврикова, Л. Э. Заварзина. Воронеж 1999.
6 Спутник учителя музыки. Т. В. Челышева. М – 1993.
7 Теория и практика профессиональной подготовки учителя
музыки. Научно-методический журнал. Выпуск 2. Воронеж,
1998.
- Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных
учреждениях. Сост. : Л. А. Сахарова, А. И. Шахова,
М – 1986.
Источник