Развитие ребенка на уроках физической
Интеллектуальное развитие
младших школьников на уроках физической культуры
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Очевидным является поиск путей решения проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Особое внимание в настоящее время уделяется программному обеспечению физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, его вариативному компоненту, учитывающему как индивидуальные потребности и интересы детей, так и региональные особенности среды обитания.
Основная идея опыта заключается в разработке системы уроков по физической культуре с использованием подвижных игр с дидактической направленностью и включении их в образовательный процесс
Цель педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися начальной школы таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку физическое развитие в союзе с их интеллектуальными способностями.
С учётом этого были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных игр с дидактической направленностью применимых к использованию в образовательном процессе и направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
2. Разработать систему использования подвижных игр и игровых приёмов, позволяющую личности развиваться интеллектуально и нравственно.
3. Выявить эффективность использования данной системы в учебной деятельности.
4. Формировать у обучающихся знания о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью.
5. Использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни.
6. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными физическими и психологическими особенностями.
7. Создать условия для развития потенциала ребёнка, реализации его природных способностей.
На мой взгляд, всё это прекрасно реализуется через естественную игровую среду, а именно через использование в учебном процессе подвижных игр с дидактической направленностью.
Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие “развитие интеллекта” включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Поэтому к решению данной проблемы я подошла комплексно.
Сущность подвижной игры мне видится в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении обучающимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению элементами образовательной деятельности в будущем.
Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения и методики для развития интеллектуальных способностей учащихся:
Элементы Триз-педагогики;
Игрогимнастика;
Упражнения на правильное дыхание;
Методика «Придумай игру»
Фрагменты психофизиологической тренировки
Релаксационные упражнения
В основу методики обучения подвижным играм с дидактической направленностью положены идеи о всестороннем развитии личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения, а также основные принципы воспитания и обучения младших школьников.
За основу взята основная идея теории учебной деятельности – восприятие творческого мышления путём содержательного обобщения. Сначала школьники получают знания на уроках по общеобразовательным предметам, затем эти знания на этапе закрепления изученного материала по предметам общеобразовательного цикла программы применяются в конкретных играх, с целью их закрепления на уроках физической культуры.
Собрана картотека подвижных игр (их в картотеке около 40).Описание каждой из игр содержит не только её правила, но и ожидаемый результат от её проведения, а также перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра. Далее на основании дифференциации имеющихся игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств были созданы рабочие карточки. Карточки включают в себя 4 раздела.
Первый раздел карточки – схема построения. На схеме указывается место учителя, наиболее удобное для руководства и обозрения. Здесь же порядок построения учащихся. На карточке у меня изображен один из вариантов, а последующие варианты следуют, как дополнение к основному. Все обозначается символами. Язык символов достаточно прост и доступен каждому. Символика может быть выработана индивидуально каждым учителем.
Второй раздел – содержание. Он начинается с описания действия. Причем действий может быть несколько. Все они могут быть различны по объему, трудности выполнения. Это зависит от физических возможностей, подготовленности и возраста обучающихся. Этот раздел всецело зависит от фантазии и изобретательности учителя, его умения определить, как можно в дальнейшем совершенствовать навыки учащихся. Поэтому количество вариантов может быть гораздо больше, чем указывается в карточке.
Третий раздел – правила, которые, в конечном счете, сводятся к ясным и четким действиям, не допускающим разночтения и свободного их толкования по своему усмотрению, за исключением тех случаев, где разумная и творческая инициатива поощряется. Если в игровой деятельности ведется подсчет очков, то должны быть ясные критерии: за что и какое количество очков начисляется, за что снимаются штрафные очки, из каких слагаемых в целом состоит конечный результат, определяющий победителя.
Четвертый раздел – организационно методические указания, помогающие провести учителю игровое, а иногда соревновательно-игровое задание. Этот раздел освещает методическую сторону двигательных действий.
Карточки использовались при разработке тематического планирования уроков физической культуры, где на каждом из уроков, в зависимости от группы образовательных задач запланировано проведение тех или иных подвижных игр.
При проведении подвижных игр с дидактической направленностью придерживалась следующих аспектов:
игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия;
игры должны проходить под наблюдением учителя;
безопасность используемого инвентаря;
игру нельзя обрывать незавершённой;
игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;
правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей любого возраста;
для детей игры будут интересными тогда когда каждый из играющих станет её активным участником;
игра не должна умножать достоинства играющих.
Структура урока физической культуры с использованием подвижных игр с дидактической направленностью как средства развития интеллектуальных способностей младших школьников состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной.
В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела «Основы знаний». Для этого использую игры: «Правильно – неправильно», «Пишущая машинка», «Скажи товарищу» и др.
На первых уроках, когда закладывается фундамент организованных занятий физическими упражнениями, особое внимание уделяю строевым упражнениям. Для их эффективного освоения использую следующие подвижные игры с дидактической направленностью: «Все к своим флажкам», «Построимся», «Составим поясок», «Успей занять своё место», «Составление поезда» и др. Но для формирования прочного динамического стереотипа у учащихся в построении использую элементы Триз-педагогики.
Команды должны построиться:
– по цвету волос;
– по алфавиту первых букв имени;
– по размеру обуви;
– по росту и т.д.
Данная методика позволяет у учащихся развивать не только творческий потенциал личности, но и придаёт уроку эмоциональный окрас.
При ознакомлении с материалом теоретического характера из раздела программы «Основы знаний» разработаны карточки для развития логического мышления, тестовые задания. Дети очень любят сами проявлять инициативу в составлении кроссвордов на спортивную тематику. Я убедилась, что такой подход, приносит неплохие результаты по усвоению теоретических сведений.
Вместо привычных комплексов ОРУ на уроке стало нормой использование игрогимнастики. После интенсивной нагрузки. Огромное значение уделяю правильному дыханию. От него зависит снабжение крови кислородом, ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо вырабатывать у него привычку правильного дыхания. Например: изобрази на выдохе жужжание пчелы; изобрази на выдохе жужжание комара; изобрази на выдохе шум проколотой шины велосипеда. Эти дыхательные упражнения способствуют не только основам правильного дыхания, но и образному восприятию учащихся.
Но чтобы облегчить процесс обучения ребёнка чтению на своём уроке использую дыхательное упражнение «Музыкальный алфавит».
Во второй (основной части) урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач, использую подвижные игры с дидактической направленностью: игры с бегом (« День и ночь», «Бег за флажками», «Встречные эстафеты», «Бег с преследованием»), игры с прыжками, игры с лазанием и другие. При использовании игр в основной части урока, прежде всего, стремлюсь к созданию условий для физически слабых учеников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей.
Нагрузку во время игры дозирую следующими приёмами: уменьшением или увеличением числа играющих, продолжительностью игры по времени, размеров игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов и наличии перерывов для отдыха.
Для меня важно, чтобы каждый ученик стал равноценным участником педагогического процесса. С этой целью использую методику « Придумай игру», которая включает три этапа развития игры.
Этапы развития игры:
Первый этап игры: упрощенный.
Второй этап игры: варьирование игры, варианты усложнения, предложенные учителем.
Третий этап: творческого подхода, даю задания детям, родителям придумать новые движения, слова и так далее.
В работе при проведении уроков с использованием подвижных игр с дидактической направленностью использую различные межпредметные связи.
Например: в соревновательно – игровой обстановке принимают участие две команды по равному количеству игроков с равноценным физическим и интеллектуальным развитием. Каждая команда построена в колонну по одному. По команде учителя первые игроки ведут баскетбольный мяч до противоположной стенки или до указанного места; выполняют определенное задание; возвращаются в команду; передают мяч следующему игроку, который в свою очередь, добегая до указанного места, продолжает выполнять поставленное задание; возвращается в команду; передает мяч следующему игроку и т. д. Задания могут быть самыми различными, на любую ранее изученную тематику и по любому предмету.
Эти задания могут состоять:
1 пара игроков – выполнить упражнение на сложение.
2 пара игроков – выполнить упражнение на вычитание.
3 пара игроков – выполнить упражнение на умножение.
4 пара игроков – составить предложение из трех-пяти слов.
5 пара игроков – рассказать стихотворение.
Каждое правильно выполненное задание приносит в копилку команды 1 балл. Соответственно при подведении итогов выполнения задания учитывается скорость и грамотность каждого учащегося. Данная игра может быть рассчитана на любой контингент учащихся, изменяется только сложность физического упражнения и сложность выполнения предметных задач. А также с этой целью использую следующие подвижные игры: «Быстрые словечки», «Алфавит», «Волшебные буквы», «Океан», «Правильный счёт», « Картинная галерея» и т.д.
Так на уроке физической культуры использую межпредметные связи.
В заключительной части урока включаю подвижные игры с дидактической направленностью средней или низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Замри», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?», «Перенеси на голове», « Исправь осанку!», «Правильно – неправильно».
Подвижные игры вызывают бурю эмоций у обучающихся. Для снятия эмоционального напряжения на уроке использую фрагменты релаксационных упражнений для мимики лица : сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить лоб, совсем расслабить; нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови; расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (ложная тревога); зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога); оскалить зубы – расслабить щеки и рот; расширить ноздри (вдыхаем запах, выдыхаем); сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.
А также релаксационные упражнения, позволяющие погрузить ребёнка в атмосферу путешествий к морю, в волшебный сон, к озеру, в лес, к водопаду, к радуге и т.д.
Источник
Установлено, что наибольший эффект в развитии
физических качеств достигается в период их
бурного естественного развития. Эффективность
педагогических воздействий в другие возрастные
периоды для данной способности может быть
нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при
совершенствовании конкретных физических
способностей очень важно не упустить наиболее
благоприятные возрастные периоды, поскольку
впоследствии сделать это будет намного сложнее.
Возрастной интервал от 6,5 до 10 лет объединяет
школьников начальной школы. Этот период
протекает с сокращением скорости роста в длину
(лишь на 2-3 см в год), появлением избыточного веса,
происходит снижение интенсивности обменных
процессов, частоты сокращения сердца и дыхания в
покое, возрастает величина ударного объёма
сердца и резервных объёмов дыхания, завершается
определённый этап формирования двигательного
качества – ловкости, хотя, с другой стороны, они
ещё далеко не достигают максимальных
показателей быстроты (частоты повторений) в
простейших движениях, их абсолютная и
относительная сила сравнительно невелика.
Физиологические функции стремительно
развиваются, но во многом отличаются от
окончательного, взрослого уровня. Объём
выполняемой работы до появления признаков
утомления составляет 40 кДж, а у взрослого в 40 раз
больше. У них высоки ежедневные энергозатраты,
остаётся недостаточно зрелой система
регулирующих механизмов организма (нервных и
эндокринных). Любое напряжение организма в этот
период всегда связано с активной перестройкой
работы чуть ли не всех органов и систем, и цена
адаптации к изменению внешних условий особенно
велика. В период от 6-7 до 9-10 лет изменяются
структура и функции мозга, его адаптационные
возможности.
Дети, принадлежащие к данной возрастной
категории, отличаются повышенной сенситивностью
к факторам среды и особо нуждаются в
индивидуализации учебно-воспитательного
процесса с учётом их возрастно-половых
особенностей и индивидуальных свойств ЦНС.
Сенситивные периоды развития
физических способностей у детей
(по А.П.Матвееву)
Рис. 1
На рис. 1 приведены периоды интенсивного
развития отдельных физических способностей у
детей. Видно, что каждая из них имеет свой
сенситивный период. Временные границы этих
периодов у мальчиков и девочек неодинаковы.
Обычно на момент начала интенсивного развития
большинства способностей девочки обгоняют
мальчиков на 1-2 года.
Необходимо отметить, что в научно-методической
литературе у различных авторов можно встретить
различные сенситивные периоды развития той или
иной способности. Подобные различия могут быть
обусловлены применением неодинаковых тестов для
измерения какой-либо способности,
использованием различных подходов и формул для
определения прироста показателей физических
способностей, неоднородностью обследуемой
выборки испытуемых и т.п.
Младший школьный возраст благоприятен для
развития всех координационных и кондиционных
способностей. Однако особое внимание следует
уделять всестороннему развитию координационных,
скоростных (реакции и частоты движений),
скоростно-силовых способностей, выносливости к
умеренным нагрузкам.
К координационным способностям относятся
точность воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесия, ритма, быстроты
и точности реагирования на сигналы, согласования
движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные,
скоростно-силовые, выносливость и гибкость.
Собственно силовые способности начинают
развиваться у девочек с 10-11 лет , а у мальчиков
только с 13-14 лет.
В настоящее время для характеристики
двигательных возможностей человека используют
термины “физические способности” и
“физические качества”.
Физические способности – это комплекс
морфологических и психофизиологических свойств
человека, отвечающих требованиям какого-либо
вида мышечной деятельности и обеспечивающих
эффективность ее выполнения.
Физические качества – сложный комплекс
морфофункциональных, биологических и
психологических свойств организма, которые
определяют силовые. Скоростные,
скоростно-силовые и временные характеристики
движения учащихся.
Физические качества, по существу, являются
выражением достигнутого уровня отдельных
физических способностей, их определенности,
своеобразия, значимости. Физические качества
органически связаны с физическими способностями
человека и определяются особенностями их
проявления в разных движениях.
В настоящее время принято различать пять
основных физических способностей (качеств):
силовые(сила), скоростные(быстрота),
координационные (ловкость и равновесие),
выносливость, гибкость.
Сила – способность преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать внешним
силам посредством мышечных усилий и напряжений.
В первом случае человек стремится придать
ускорение неподвижному объекту (спортивному
снаряду — при метаниях, собственному телу — при
прыжках и гимнастических упражнениях), во втором,
наоборот, стремится сохранить в исходном
положении тело или его части при действии сил,
нарушающих статику.
Характеризуется: килограммы – оценивается
абсолютная сила без учета собственного веса и
относительная сила – абсолютная сила, деленная
на вес человека.
Средства развития: упражнения с повышенной
сопротивляемостью.Они делятся на две группы:
- упражнения с внешним сопротивлением. В качестве
сопротивления используют вес предметов
(например, набивные мячи), противодействие
партнера, игры с перетягиванием, сопротивление
внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т.
п.), метание и толкание мячей. - упражнения с преодолением тяжести собственного
тела (например, упражнения в висах, упорах,
лазание по канату).
В связи с возрастными особенностями школьников
использование силовых упражнений на уроках
физического воспитания ограничено. В младшем и
среднем школьном возрасте не следует
форсировать развитие собственно силовых
способностей. Упражнения должны иметь
скоростно-силовую направленность, с
ограничением статических компонентов. Однако
полностью исключать последние не следует, так
как, например, упражнения, связанные с
сохранением статических поз, полезны для
выработки правильной осанки.
Основной задачей силовой подготовки в школе
является развитие крупных мышечных групп спины и
живота, от которых зависит правильная осанка, а
также тех мышечных групп, которые в обычной жизни
развиваются слабо (косые мышцы туловища,
отводящие мышцы конечностей, мышцы задней
поверхности бедра и др.).
Типичными средствами развития силы являются: в
7-9 лет — общеразвивающие упражнения с
предметами, лазанье по наклонной скамейке, по
гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет
— общеразвивающие упражнения с небольшими
отягощениями (набивными мячами, гимнастическими
палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в
три приема, метание легких предметов на
дальность и т.д.
Методы развития:
- метод серийных упражнений;
- метод интервальных упражнений.
Быстрота – способность человека совершать
действия в минимальный ля данных условий отрезок
времени.
Характеризуется временем двигательной
реакции, скоростью одиночного движения, частотой
движения.
Средства развития:
- упражнения комплексного воздействия:
спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды
единоборств; - упражнения, направленные на развитие отдельных
компонентов скоростных способностей, обработка
скорости отдельных движений, стартовая скорость,
спурты, скоростная выносливость компонентов
скоростных способностей, обработка скорости
отдельных движений, старт; - скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;
- упражнения в размахивании, кружении, ударах,
бросании и толкании предметов, поворотах,
выполняемых с максимальной частотой.
Если скоростная работа выполняется на фоне
утомления, то развивается скоростная
выносливость, а не максимальное проявление
быстроты.
Возрастные особенности существенно
ограничивают возможности развития быстроты
движений. Наиболее благоприятным является
возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.
При развитии быстроты движений у детей
предпочтение следует отдавать естественным
формам движений и нестереотипным способам их
выполнения. Стандартное повторение упражнений с
максимально возможной скоростью может уже в
детском возрасте привести к образованию
скоростного барьера. Подвижные игры в младшем
школьном возрасте и спортивные игры в среднем и
старшем имеют явное преимущество перед
стандартными пробежками на быстроту.
В младшем школьном возрасте используют
разнообразные упражнения, требующие быстрых
кратковременных перемещений и локальных
движений. Это упражнения с короткой и длинной
скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с
бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.
Методы развития:
- повторный;
- переменный (с варьирующими ускорениями);
- игровой;
- соревновательный.
Ловкость (координация движений) – способность
быстро овладевать новыми движениями и их
сочетаниями, а также умение перестраивать
двигательную деятельность в соответствии с
требованиями меняющейся обстановки.
Характеризуется: “Координационные
возможности (в статике, динамике, равновесии,
ориентирование в пространстве, чистота движений
в ограниченном пространстве.” (По А.И.Яроцкому)
Средства развития: Для развития ловкости
могут быть использованы любые упражнения, но при
условии, что они имеют элементы новизны.
- Гимнастические упражнения.
- Прыжки в длину и высоту.
- ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.
- Подвижные игры.
- Совместные упражнения в парах, небольшой
группой с мячами, гимнастическими палками,
скакалками. - Применение необычных исходных положений,
быстрая смена различных положений (сесть, встать,
лечь). - Изменение скорости или темпа движений, введение
различных ритмических сочетаний, различной
последовательности элементов. - Любые физические упражнения, выполняемые в
различных сочетаниях, представляющих элементы
координационной трудности.
Методы развития:
- соревновательный;
- метод повторных упражнений;
- игровой.
Развитие равновесия – еще один путь развития
координированности человека.
Равновесие – способность человека сохранять
устойчивое положение во время
выполненияразнообразных движений и поз на
уменьшенной и приподнятой над уровнем земли
(пола) площади опоры.
Существует два способа развития этой
способности: 1) упражнения в действиях,
затрудняющих сохранение равновесия, например, в
ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в
действиях с прямолинейными и угловыми
ускорениями, например, в кувырках с различными
направлениями.
Методы развития:
- метод повторных упражнений;
- метод интервальных упражнений.
В младшем школьном возрасте имеются
существенные морфологические и
психофизиологические предпосылки
координационных способностей. Именно в этом
возрасте развитие координации дает наибольший
эффект. Школьники младшего возраста очень легко
схватывают технику довольно сложных физических
упражнений, поэтому в технически сложных видах
спорта отмечается ранняя спортивная
специализация. В младшем и среднем школьном
возрасте сравнительно легко развивается
способность поддерживать равновесие тела,
усиленно развивается точность движений
(способность дифференцирования и
воспроизведения пространственных, силовых и
временных параметров движений). В дальнейшем в
связи с наступлением периода полового
созревания происходит либо замедление, либо даже
ухудшение показателей, характеризующих это
качество.
Выносливость – способность к длительному
выполнению какой-либо деятельности без снижения
ее интенсивности, способность организма
противостоять утомлению при какой-либо
деятельности.
Характеризуется временем, в течение
которого человек выполняет физическую работу.
Средства развития: физические упражнения,
требующие умеренного напряжения, но выполняемые
продолжительное время:
- циклические упражнения: бег, ходьба,чередование
ходьбы и бега в различном темпе,ходьба на лыжах в
переменном темпе; - подвижные игры с повышенной моторной
плотностью.
У младших школьников целесообразно развивать
выносливость, прежде всего к работе умеренной и
переменной интенсивности, не предъявляющей
больших требований к анаэробно-гликолитическим
возможностям организма.
Методы развития:
- метод непрерывных упражнений небольшой
интенсивности; - повторных упражнений или более активных
упражнений с небольшими интервалами.
Различают выносливость общую и специальную.
Общая выносливость – это способность к
непрерывной двигательной деятельности с
умеренным напряжением в течение длительного
времени (например, ходьба на лыжах).
Специальная выносливость – выносливость в
определенной деятельности:
- Скоростная выносливость – сочетание быстроты и
выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая
выносливость – сочетание силы и выносливости
(многократное выполнение приседаний,
подтягиваний). - Силовая выносливость – способность длительно
выполнять сложно-координационные движения с
максимальным напряжением мышц. - Скоростно-силовая выносливость – способность
длительно выполнять сложно-координационные
движения с критической скоростью и максимальным
напряжением мышц.
Гибкость – способность выполнять движения с
большой амплитудой. Это свойство организма
человека, характеризующееся подвижностью
звеньев опорно-двигательного аппарата.
Характеризуется максимальной амплитудой
движения.
Средства развития:
- Выполнение упражнений с большой
амплитудой, так называемые упражнения в
растягивании; - Общеразвивающие упражнения с предметами и без;
- Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к
груди; - Упражнения у гимнастической стенки;
- Глубокие приседания на всей ступне;
- Наклоны вперед, назад, в стороны;
- Махи ногами вперед-назад;
- “Стретчинг” – методика развития гибкости с
помощью статических упражнений.
Методы развития:
- Основным методом развития гибкости
является повторный метод, который предполагает
выполнение упражнений на растягивание сериями,
по нескольку повторений в каждой и интервалами
активного отдыха между сериями, достаточными для
восстановления. Этот метод имеет различные
варианты: метод повторного динамического
упражнения и метод повторного статического
упражнения. - В процессе физического воспитания не следует
добиваться предельного развития гибкости,
поскольку чрезмерное ее повышение ведет к
деформации суставов и связок и затем к их
“разболтанности”, нарушает осанку и
отрицательно сказывается на проявлении других
физических способностей. Ее надо развивать лишь
до такой степени, которая обеспечит
беспрепятственное выполнение необходимых
движений. - При развитии гибкости особое внимание следует
обратить на увеличение подвижности позвоночника
(прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и
плечевых суставов. - К началу выполнения упражнений на гибкость
необходимо хорошо разогреться до появления пота,
чтобы избежать мышечных травм; упражнения
следует выполнять, постепенно увеличивая
амплитуду, причем вначале медленно, потом
быстрее. - Признаком прекращения упражнений на
растягивание является появление сильных
мышечных болей и снижение амплитуды движений. - Работу по развитию гибкости нужно совместить с
развитием силовых качеств, что обеспечит
соответствующую соразмерность в их проявлении. - Упражнения на гибкость удобно давать
занимающимся в виде самостоятельных заданий на
дом. - В занятиях с детьми доля статических упражнений
должна быть меньше, а динамических – больше. - Растягивающие упражнения необходимо выполнять
по наибольшей амплитуде и при этом резких
движений надо избегать. - Наибольшее увеличение пассивной гибкости
наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет.
У девочек наиболее высокие темпы прироста
отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14
и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны
для развития подвижности в различных суставах. У
девочек во всех возрастах показатели гибкости на
20-30% выше , чем у мальчиков. - Работа над развитием гибкости в младшем и
среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза
более эффективной, чем в старшем. Амплитуда
движений уменьшается с возрастом, и повысить
уровень развития этого качества уже намного
труднее.
Литература
1. “Комплексная программа физического
воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А.
Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.
2. “Теория и методика физической культуры:
Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М.,
Советский спорт, 2007.
3. “Поурочные разработки по физкультуре. 5-9
классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005.
Источник