Развитие ребенка на урока изо

Развитие ребенка на урока изо thumbnail

Развитие личности ребенка на уроках ИЗО

Условия, необходи­мые для развития личности ребенка при соблюдении принципа преемственности:

1. общность понимания учителями начальных клас­сов и воспитателями дошкольных учреждении теории и методики изобразительной деятельности;

2. единство целей и задач учебно-воспитательной работы, определяющее содержание и методы дея­тельности учителей и воспитателей;

3. единое понимание путей формирования художест­венных интересов, мышления и чувств детей;

4. общность понимания учителями и воспитателями индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей.

5. преемственность — по видам рисования (декоративное, предметное, сюжетно-тематическое).

Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты деятельности учебной.

1. Учебная задача, умение понять ее, принять и выпол­нить во всех видах художественной деятельности, в изобразительной — создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления;

      1. Овладение способами решения учебной задачи в худо­жественных деятельностях — это усвоение средств и спо­собов создания образа. Овладение способами деятельно­сти происходит в процессе обучения под руководством взрослого.

Очень важным является формирование действий оценки у детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности, при которой формируется потребность в оценке созданного ими об­раза. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуаль­ными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке ра­боты (его собственной и работ сверстников) следует при­влекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования самой художественной деятельности, через испытание ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирования положительного эмоцио­нального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.

Формирование действий контроля – cоздавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их.

– контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия),

-контроль по результату

– контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения).

Занятия по изобразительной деятельности, являю­щейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе раз­личными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.

 Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры – цель школьного художественного образования, определенная обязательным минимумом содержания предмета “Изобразительное искусство” для общеобразовательной школы. Она должна проявиться, прежде всего, в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

– Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

– Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

– Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

– Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Учитель ИЗО и технологии

ОГБОУ «ЦОДТ»

Рогозинникова Ксения Игоревна

Список литературы и интернет-ресурсов:

1-Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах

https://studfiles.net/preview/5439826/page:7/

2-Изобразительное искусство в начальной школе

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00235185_0.html

3-Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.

https://cyberpedia.su/1×1139.html

4-Исследования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

https://dohcolonoc.ru/stati/7343-issledovaniya-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

5-Организация исследовательской деятельности на уроках ИЗО

https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-izo-1287234.html

Источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов

142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, д.6; тел/факс 8 (49679) 74788

Выступление на

 на педагогическом совете

 09.01.2020 г.

на тему: “Развитие творческих способностей на уроках изо

 и во внеурочной деятельности”

Подготовила:

учитель по ИЗО

МАОУ Домодедовской

 СОШ №7 С УИОП

 Кузнецова Л.Н.

Домодедово 2020

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы.

Ж. Санд

Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.

А. М. Горький

         Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания.

Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода к   каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.

         Каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы педагога по изобразительному искусству – воспитание личности через творчество. Задача преподавателя – создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в обычных вещах необычное. Ребёнок должен понимать, что он живёт для созидания, а не для разрушения. Надо помочь ребёнку раскрыть свой внутренний потенциал для творчества. Ребёнок должен научиться мыслить креативно. Любой урок должен вызвать удивление и интерес. Надо научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать. Например, случайно увиденное пятно на стене, похожее на слона или на птичку. Или лужа на асфальте, похожая на какое-то существо. Мы живём в красивом мире, на такой красивой планете Земля. 

Читайте также:  Общение и его влияние на развитие психики ребенка 1974

         В творческом развитии человека проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют  индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем,  чтобы обеспечить  необходимый уровень  развития личности.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают ученику находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.

         Одной из главных задач уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

         Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

         Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием  дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям  жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

         Работая с детьми на уроках, я заметила, что они очень быстро осваивают программу, желая творить самостоятельно. В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей, изготовления новых поделок, создание композиционных решений. Для этого на кружке «Акварель», необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения обучающихся творчеству. Это расширило творческие возможности детей, и позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Одной из многочисленных задач образования: является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

         Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников, возвращает нас к русским утраченным традициям.

         Занятия провожу таким образом, что сам процесс обучения становится процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью.

         В условиях активизации познавательной деятельности посредством развития творческих способностей на занятиях учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная  деятельность  каждого. Процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

         В своей работе использую разные приемы, методы и технологии, что можно проследить на примере урока в 5 классе по теме: «Народные праздничные обряды», в обучение которой была включены: игровая деятельность, иллюстрации о русских народных обрядах, русские народные песни, пословицы и представлен кроссворд, формирующие умения выделять характерные признаки того или иного традиционного костюма, в результате чего ученики стали легко распознавать образы народных костюмов и праздников. Умелое применение игровой технологии помогает построить занятие таким образом, что игра, являясь развлечением, переросла в обучение, творчество, коллективную практическую деятельность.

         Технология проблемно-развивающего обучения прослеживается на уроках, целью которого является постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор доказательств, в результате дети с легкостью усваивали азы линейной и воздушной перспективы. Проблемная ситуация прослеживается обучающимися в ее игровом воплощении: ребята изготавливают полевые цветы разными приемами, не используя существующие шаблоны, а предлагая свои варианты схем, используя знания и умения, полученные ранее. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации. В занятие были включены также игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки цветов, сравнивать, сопоставлять их. Наблюдалось чередование деятельности: практическая, интеллектуальная, релаксационная. Методы творческого поиска и проектно-конструкторский повысили интерес детей к поисковой деятельности при выполнении работ, помогли создать цветы по собственным шаблонам.

Читайте также:  Центр развития ребенка я сам сызрань

         Технология коллективно творческого воспитания прослеживается на уроках, целью которых является научить работать обучающихся коллективно. В результате увеличивается уровень активности детей на уроках и создается коллективная работа. Обучающиеся, достигая цели – учатся применять полученные знания и умения в коллективной работе.

         При развитии творческих способностей и активизации познавательной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства одной из наиболее действенных технологий я считаю важным применение игровых технологий, проектных технологий, ИКТ. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.

         Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

         Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе на уроке и кружке по изобразительному искусству:

  • работа с постановочной натурой;
  • терминологические диктанты;
  •  кроссворды;
  • демонстрация новых работ;
  • демонстрация презентаций, созданных педагогом и воспитанниками;
  • проверочные и контрольные тесты;
  • викторины;
  • индивидуальные задания;
  • развивающие упражнения.

        Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на мир, увидеть красоту изготавливаемых работ, почувствовать разнообразие творческих ощущений, расширить их кругозор, привлечь родителей к углубленному развитию их детей изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

      Физминутки повышают мотивацию к творческой деятельности, изобразительному искусству и прикладному творчеству, дети раскрепощаются, проявляют огромное желание заниматься творчеством.

      На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества обучающихся трудно переоценить.

       Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность позволяют обучающимся сформулировать собственный взгляд на проблему, проявить индивидуальные особенности в рисовании и изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей творчеству расширили творческие возможности детей. Важным итогом уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России.

Источник

Автор: Саевская Анастасия Константиновна

 Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. 

 В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

 Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям. 

Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения». 

Читайте также:  Характеристика познавательного развития ребенка 6 лет

Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий. 

Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства. 

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. 

Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика. 

Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития. 

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников. 

В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.

 Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности. 

comments powered by HyperComments

Источник