Развитие ребенка на казахском языке

Развитие ребенка на казахском языке thumbnail

                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Яркими характеристиками современного мира являются процессы интеграции и интенсивного международного общения. В связи с этим вопросы эффективного обучения государственного и иностранным языкам уже в дошкольных учреждениях приобретают особую актуальность.

Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени.

     Войти в число 50-ти наиболее развитых стран и двигаться в этом направлении дальше – задача на многие годы вперед. А это означает, надо общаться с представителями этих и других стран на одном языке и решать с ними общие проблемы.

Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте полезно всем детям, поскольку оно оказывает:

-бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;

-стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка;

   Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения государственного языка и иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.

Поэтому в данной программе обучения дошкольников казахскому,  английскому языку широко использованы игровые технологии и работа в режимных моментах.

Обучение грамматической стороне речи на  казахском, английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число) .

Цели данной программы:

1. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к изучению казахского, английского языка, как средству общения и обмена информацией;

2. Ознакомление детей с лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, введение элементарных языковых конструкций;

3. Воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре, ознакомление с детским фольклором;

4. Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активации их творческой деятельности.

Данные цели определяют основные задачи :

• Развивающие:

1. Развивать психологические функции ребенка:

память (произвольную, непроизвольную) ;

внимание (произвольное, непроизвольное) ;

мышление (наглядно-образное, логическое) ;

воображение (репродуктивное и творческое) .

2. Развивать специальные способности, необходимые для обучения государственному и  иностранному языку:

фонематический слух;

способность к догадке;

способность к различению;

имитационные способности;

звуковысотный слух.

• Воспитательные:

1. воспитывать понимание и уважение к культуре;

2. воспитывать уважительное отношение к людям;

3. воспитывать чувства товарищества, дружбы;

4. воспитывать чувство прекрасного;

5. воспитывать культуру умственного труда;

6. воспитывать навыки самостоятельности.

• Обучающие:

1. создавать мотивацию к изучению государственного и  английского языка средствами музыки, стихотворений, пословиц;

2. способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям

3. способствовать приобретению учебных умений, персептивных, речевых, моторно-графических навыков, умений вести себя в типовых ситуациях.

Возраст: 4-7 лет.

Занятия проводятся в режимных моментах.

Виды и формы работы: договорки, игры со словами, пословицы и поговорки, чистоговорки, заклички в играх, стихотворения и др.  Применение данных форм во время утренней гимнастики, организации приема детей, при одевании, организации прогулок, во время проведения закаливающих процедур, питания детей, в игровой деятельности.

Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.

Основными видами деятельности детей 4-7 лет являются:

• игра;

• общение со взрослыми и сверстниками;

• экспериментирование;

• предметная деятельность;

• изобразительная деятельность;

• проектная деятельность;

• детский труд.

Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, можно выделить основные приемы работы

• имитация;

• использование игр;

• создание ярких запоминающихся образов.

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр:

• развивающие языковые игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• строительно-конструктивные игры;

• театральные игры;

• народные игры;

• хороводные игры;

• развивающие игры;

• игры с готовым содержанием и правилами;

• подвижные игры и спортивные развлечения;

• игры-экспериментирование;

Принципы работы

В ходе режимных моментов  с детьми 4-7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:

• обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;

• формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;

• имитирование речи учителя на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском, казахском  языке до 90%;

• учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;

• обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;

Виды работы по изучению казахского, английского языка.

1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.

2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.

3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.

4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах.

5. Разучивание песен.

6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.

7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.

8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.

9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.

10. Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов на казахском, английском языке.

11.  Работа в режимных моментах: во время утренней гимнастики, организации приема детей, при одевании, организации прогулок, во время проведения закаливающих процедур, питания детей, в игровой деятельности.

Предполагаемый результат обучения

Раннее обучение казахскому и  английскому языку зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению  государственного и английского языка, любой ребенок получает возможность поступить в языковую школу и обучаться языку в дальнейшем. У ребенка развиваются эмоции, воля, воображение, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи.

К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

– песенный материал.

– названия цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;

– числительные до десяти  включительно – здороваться и прощаться с друзьями, со взрослыми, игровыми персонажами;

– знакомиться с игровыми персонажами.

– считать предметы и игрушки в пределах 10;

– составлять рассказ по картине.

После второго года обучения дети должны:

Знать: Уметь:

• минимум 120 лексических единиц в речевых образцах и 20 в рифмовках, стихах, песнях;

• речевые образцы (выражения) :

Я… (имя)

Мне (возраст)

Я вижу… ;

Я умею… ;

Я люблю… ;

Я имею… ;

• несложные вопросительные предложения в объеме программы;

• стихотворения по отдельным темам программы. • переводить слова с русского языка на  казахский, английский и наоборот;

• показать картинку с названным словом;

• назвать, что или кто изображен на картинке;

• использовать слова в игровой деятельности;

• правильно использовать указанные выражения в монологической речи и в игровой деятельности;

• задать и отвечать на вопросы разделов тем программы;

• строить монологические высказывания ;

• участвовать в составлении диалогов

• использовать в учебной деятельности считалочки, рифмовки;

• спеть несложные детские песенки.

После третьего года обучения дети должны:

Знать: Уметь:

• минимум 160 лексических единиц в речевых образцах и 40 в рифмовках, стихах, песнях;

• Речевые образцы:

Меня зовут… (имя)

У меня все прекрасно.

Я живу в Тамбове.

Мне нравится…

У меня нет…

Покажи мне…

Возьми…

Дайте мне, пожалуйста.

Сейчас… (времена года)

Я хочу (желаю…

Вопросительные предложения в объеме программы:

Как тебя (вас) зовут?

Как поживаешь (ете?

Где ты живешь?

Тебе нравится?

Ты хочешь?

Какое сейчас время года?

Какого цвета?

• Знать алфавит

• 10 стихотворений по отдельным темам программы;

• 8 детских песенок;

• 4 считалочки. • использовать изученную лексику в рассказах о себе, семье, любимой игрушке, животном, временах года… ;

• использовать указанные выражения в общении, в игровой и песенной деятельности;

• ответить на предложенные вопросы;

• строить монологические высказывания;

• составить диалог

• рассказать стихотворение на занятии, на праздниках, концертах;

• спеть песенку на занятии, дома, гостям, ;

• применить их в игровой деятельности.

Источник

Основные направления работы по изучению казахского языка детьми дошкольного возраста.

Изучение казахскго языка дошкольниками на занятиях в ДО.

Основные требования к знаниям и умениям детей.

Будущее нашего Казахстана зависит от сегодняшнего поколения. И поэтому уже сегодня необходимо воспитывать чувства патриотизма и гражданственности у маленьких граждан Казахстана. Важным фактором в воспитании этих чувств является глубокое уважение к языку своего государства.

Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный процесс формирования новой системы языкового сознания. Чем раньше ребенку предоставить возможность изучать второй язык, то есть создать благоприятную речевую среду, целенаправленно организовать работу по изучению второго языка, тем успешнее и эффективнее будут результаты.

Основное значение в обучении дошкольников казахскому языку отводиться специально организованным занятиям.

Занятия по казахскому языку планируются с учетом возрастных, психофизических особенностей детей и программных требований.

Целью обучения гос.языку детей от 3-х до 4-х лет является формирование у детей готовности к изучению гос.языка,стремление общения на нем со взрослыми.

Задачи:

1.Учить детей воспринимать и понимать называния игрушек некоторых предметов быта и животных и выполнять по просьбе воспитателя простые действия (дай, принеси, возьми)

2.Учить понимать простые вопросы.

3.Учить отвечать на вопросы в виде короткого предложения.

Содержание:

Воспитание звуковой культуры речи

Учить прислушиваться к речи на государственном языке(народный фольклор, короткие стихи ипесенки)

развивать артикуляционный аппарат, правильное произношение.

Словарная работа

расширять словарный запас детей на государственном языке:

-называниями некоторых предметов ближайшего окружения

(игрушек: кукла,мяч, машина: национальной казахской посуды: (кесе.тостак.казан)

– Фруктов: яблоко,груша

– Животных: вердлюд,конь,кулан:

-словами, обозначающими признаки предметов по величине(большой,мальенкии),

– по цвету (красный, синий, желтый, зеленый):

– словами,обозначающими действия(возьми,дай, принеси).

формирование грамматической стороны речи

учить понимать простое словосочитание: существительное глагол, например, Дай тарелку( тәрелкені бер). Возьми мяч (допты ал)

Развитие связной речи

Учить понимать простые вопросы, например: (Мынау не?)

отвечать на них в виде короткого предложения, например, (мынау доп)

Формировать умения детей составлять предложения:

Мынау – менің анам, әкем. Менің атым Айдос.

Общение на государственном языке должно происходить таким оброзом, чтобы

ребенок стал его непосредственным участником.

Мотивами совместной дятельности должны стать радость, удовольствие обшения,взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года детей должны:

– называть некоторые предметы ближайщего окружения:

– понимать и выплнять действия (возьми,дай,принеси):

– составлять простые предложения: «мынау – доп», «Мынау – менің анам, әкем», «Менің атым Айдос».

Цель обучения детей гос.языку от 4-х до 5-ти лет – формирование личности младшего дошкольника, готовой к изучению гос. языка, стремящейся к общению со взрослыми и свестниками на доброжелательной основе..

Задачи:

1. Учить детей воспринимать и понимать речь на гос.языке.

2. Переводить слова из пассивного словаря в активный. Уметь понимать и выделять в речи знакомые слова .

3. Знать ососбенности произношения специфических звуков гос.языка.

4. Понимать вопросы и отвечать на них.

5. Учить употреблять отдельные слова и выражения в совместном с воспитатетель диалоге и монологе.

Содеожание:

Воспитание звуковой культуры речи

Слышать и произносить специфические звуки казахского языка(ә,ү,ұ,қ,ө,һ,ң,і,ғ).

Развиватьумение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорит медленно или быстро, тихо или громко.

Развивать интонационную выразител ность речи.

Развивать голосовой и артикуляционный аппараты, речевое дыхание, четкую дикцию.

Словарная работа

Расширить словарный запас детей;

– называниями групп предметов ближайщего окружения(игрушки,посуда,одежда,мебель,продукты питания, овощи , фрукты)

– словами,обозночающими членов семьи, друзей:

– называниями части тела человека:

– словами,обазначающими времена года и отдельные явления природы(жаз,күз, көктем,қыс,жаңбыр,қар,күн,түн,)

– словами,обазначающими качества и свойства, присущие предметам,продуктам, природным явлениям (дәмді,таза,суық,жылы):

– словами обозначающими признаки предметов по величине(үлкен,кішкентай,)по цвету (қызыл,ақ, сары,жасыл,)

-словами обазначающими действия(отыр, тұр, кел, бар, келді, жауды, әкелді)

Формирование грамматической стороны речи

Учить составлять словосочитания (существительное и прилагательное),

(числительное и существительное).

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже, в словосочетаниях и коротких предложениях.

Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Совершенствовать структуру простого предложения.

Развитие связной речи

Формировать умения детей слушать и понимать речь, отвечать на простые вопросы: «мынау не?», «қандай?», «неше?».

учить понимать и использовать в речи слова и выражения, необходимые для установления связи с окружающими –речевые формы обрашения («сәлеметсізбе?», «сау болыңыз», «рахмет».

Учить использовать простые элементы связной речи в виде предложения( Мынау……)

Развивать умение детей составлять по образцу воспитателя короткий ( из двух, трех, предложений ) рассказ об игрушках.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года дети должны:

– использовать в речи называния предметов ближайшего окружения (игрушки, посуда, продукты питания ,овощи, фрукты):

– использовать слова, обозначающие гленов семьи, называния части тела человека, времена года и отдельные явления природы:

– понимать и выполнять действия( возьми, дай, принеси,):

– использовать в речи слова и выражения «сәлеметсіз бе?» «сау болыңыз», «рахмет»:

– составлять по образцу воспитателя короткий( из двух, трех предложений) рассказ об игрушках.

В целях достижения максимальных успехов по изучению казахского языка занятия с детьми организуются с учетом следующих организационно-педагогических требований:

* обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он мало знает, хуже других отвечает).

* обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности на занятии.

* широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения и дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу обучения.

* постепенное усложнение заданий (от занятия к занятию).

* поощрение любых, даже самых незначительных успехов ребенка.

На занятиях по изучению казахского языка предусмотрена частая смена различных видов деятельности, введение сказочных героев, использование игрушек, реальных предметов, фотографий, ярких, красочных картинок.

В структуру занятия по казахскому языку обязательно введены артикуляционная гимнастика, произносительная зарядка и физминутки с использованием ранее выученных считалок, стишков, песенок на казахском языке. Произносительная зарядка и артикуляционная гимнастика способствуют развитию подвижности органов артикуляции, готовят малышей к правильному произношению специфических звуков казахского языка и способствуют сосредоточению внимания детей на лице педагога, его артикуляционном аппарате. Не всегда удается найти несложные, доступные детям рифмованные строчки, и тогда на занятии используются рифмы собственного сочинения. Например, для постановки звука қ:

Кел, кел балақан

Шапалақта алақан

Для звука ү;

Жүгір кәне күнім,

Тосып отыр інің.

Для звука Ә;

Әсет келді әне

Көрсет өнер қәне.

Для того, чтобы сами педагоги имели необходимый словарный запас слов на казахском языке, могли грамотно преподносить его детям, в саду проводятся занятия по изучению казахского языка, групповые и индивидуальные консультации для педагогов.

Источник

Как с младенчества научить своего ребенка разговаривать на казахском языке? Какую методику лучше использовать? На эти вопросы корреспонденту МИА «Казинформ» ответил житель столицы Алмас Топеев. С целью популяризации государственного языка он разработал бесплатное мобильное приложение «IQ Bala».

«Эта идея зародилась осенью 2017 года. В то время мой ребенок только начал разговаривать. Моя супруга скачивала несколько приложений, чтобы сын выучил слова, но они были не на казахском языке. Хотя он любил изучать языки с помощью приложений. Я задался вопросом: почему бы не создать такое приложение для малышей на казахском языке? Перед глазами примеры иностранных аналогов! А мы чем хуже? Нужно брать лучшее и вносить свое. Вдохновившись этой идеей, начал осуществлять задуманное. Рассказал о планах младшему брату, он меня поддержал, и мы занялись разработкой приложения», – рассказал Алмас Топеев.

По его словам, основная идея заключается в развитии и продвижении казахского языка. Благодаря «IQ Bala» родители вместе со своими детьми могут изучать новые слова. Автор проекта продумал все с точностью до детали, чтобы приложение действительно приносило пользу малышам. Поэтому в него включили различные игры, развивающие память, логику и мелкую моторику.

«Есть семьи, в которых дети не владеют государственным языком. Родители отдают их в детский сад, различные кружки. Поэтому для таких семей это хороший, полезный инструмент. В свободное время от посещения детсада и секций дети могут изучать казахский язык дома с помощью нашего приложения. Так мы создаем для ребенка казахоязычную среду. Малышам с детства легче изучать языки. Поэтому мы и разработали такое приложение», – пояснил он.

Проект авторы запустили в 2018 году. Для скачивания приложение доступно в двух магазинах: AppStore и Play Market. После первой загрузки выяснилось, что приложение тяжелое и занимает много памяти. Сначала картинки были представлены в 3D-формате, чтобы привлечь детскую аудиторию. После выявления технических неполадок, этот формат убрали, оставили только картинки. А позже решили дополнить развивающими играми.

«Мы долго думали, как назвать приложение. Наш проект направлен на развитие ребенка, это современная сфера, которая развивает умственную способность и память, поэтому так и решили назвать – «IQ Bala», – пояснил житель столицы.

Главным персонажем приложения является милый барсик – гид и путеводитель в мир изучения казахского языка. Зверек приветствует маленьких пользователей, демонстрирует интересные трюки, чтобы малышам не было скучно заниматься и развиваться. !Мы добавили барсика, чтобы у ребенка был диалог, а не простое заучивание слов», – объясняет Алмас Топеев. Ребенка, который будет озвучивать барсика, выбирали путем кастинга. Авторы хотели выбрать именно такой голос, который приятно слышать детям.

Примечательно, что в приложении используется латинский шрифт. «Считаю, что латиница – это ребрендинг казахского языка для молодежи. Латиница сближает тюркские народы. Услышав, что казахский язык будет переходить на латиницу, решили запустить приложение в таком формате», – рассказал автор проекта.

Приложение уже загрузили более 15 тысяч человек. Обновленная версия состоит из 16 тематических классификаторов для изучения слов и пяти блоков: «Sózder», «Sýretterdi qurastyr», «Túster», «Juptardy tap» и «Juldyzshalardy biriktir». К примеру, ребенок выбирает блок «Dene músheleri» и изучает нос, глаза, ноги, руки. Необходимо два раза проговорить слова, чтобы закрепить в памяти. В приложении представлено более 250 слов. Барсик даже временами подбадривает и мотивирует детей изучать больше слов. Он произносит свою коронную фразу: «jaraisyn, aqyldy bala».

«Когда уже запустили приложение в казахской версии, мои друзья из-за рубежа начали активно пользоваться им, в мой адрес поступали различные положительные отзывы. Потом мы подумали: почему бы не адаптировать и не запускать аналогичное приложение на других языках? На своей странице в Facebook написал пост о том, что необходимы переводчики. Первой откликнулась кыргызская диаспора Ассамблеи народов Казахстана. Они посоветовали обратиться к кыргызскому журналисту Досалиевой Рейне. Мы работали с ней вместе по переводу, поиску голоса, записи и запустили приложение на кыргызском языке. Стараемся подбирать на каждый язык уникальный голос, чтобы сохранялись национальный колорит и звучание. Познакомившись с фондом развития башкирского языка, запустили проект на башкирском», – поведал Алмас Топеев.

Примечательно, что приложение доступно для скачивания также на азербайджанском, чеченском и ингушском языках.

Авторы разработали проект на свои личные средства. В зависимости от финансовых возможностей они хотят обновлять и улучшать приложение на казахском языке и запустить приложение на татарском языке. Со стороны пользователей поступают различные отзывы, многие просят добавить больше слов для изучения, обновлять техническую часть.

«Разрабатывая это приложение, мы поняли, что просто запустить его и оставить недостаточно. Оно должно всегда развиваться, обновляться и улучшаться, чтобы люди больше знали и пользовались. Оно не должно быть хуже аналогов на других языках. По мере возможности мы стараемся совершенствоваться, обратного пути нет. Надеемся, что наш проект заметят рекламодатели и меценаты, неравнодушные к развитию казахского языка, потому что многое зависит от финансовых возможностей. Мы будем стараться улучшать и продвигать наше развивающее мобильное приложение для детей на казахском языке. Мы стали частью этого проекта», – заключил инициатор и автор мобильного приложения «IQ Bala» Алмас Топеев.

Источник