Развитие ребенка монтессори от 3
Родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3 лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.
Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.
Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка этого возраста, какими материалами стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу гармонично развиваться.
Итак, вашему малышу 3–4 года. Чему уделить особое внимание?
Упражнения практической жизни
В возрасте 3–4 лет упражнения в практической жизни занимают ведущее место. Они помогают ребёнку чувствовать себя независимым и являются прекрасной подготовкой руки к письму.
Дома вы можете предлагать любые занятия, которые выполняете сами. Например, следующие:
- Протирание пыли, подметание.
- Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
- Уход за цветами и домашними животными.
- Чистка обуви и одежды.
- Помощь на кухне.
- Помощь в саду или огороде.
Что потребуется:
- Удостоверьтесь, что ребёнку удобно, и все материалы подобраны по его росту.
- Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке. Кладите все материалы на отведённое им место после использования.
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму
Эта обширная группа материалов, дополняющая группу упражнений в практической жизни, становится наиболее важной для ребёнка в 3–4 года. Появляется необходимость совершенствовать движения рук, чтобы подготовиться к освоению письма. Обычно дети в этом возрасте проводят большую часть времени за такими упражнениями.
Что вам потребуется?
Необязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из них и заменять одни другими:
- Различные рамки с застёжками или застёжки на одежде ребёнка (пуговицы, молния, шнуровка и т. д.).
- Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
- Подбор ключиков к различным замочкам.
- По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. п.
- Игры с прищепками.
- Складывание и сворачивание (салфеток и бумаги).
- Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
- Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
- Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
- Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
- Вырезание.
- Выкалывание форм по точкам (после чего можно использовать для вышивания).
- Шитьё и вышивание.
- Штриховка рамок.
- Письмо на песке или манке.
Сенсорное развитие
В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. Ребёнок с удовольствием исследует качества предметов, сенсорные упражнения становятся подготовкой и к занятиям в математике.
Что вам потребуется?
— Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике это блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Если у вас нет возможности в домашних условиях предоставить данные материалы, вы можете предлагать ребёнку башенки, матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся стаканчики.
— Материалы для определения названия цвета. Используйте цветные таблички или моточки ниток.
— Материалы для развития тактильных ощущений. В Монтессори-педагогике используются шершавые таблички. Вы можете также использовать различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.
— Различные сортировки: по цвету, размеру, форме, сортировки различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
— Также вводите понятия тяжёлый – лёгкий, тёплый – холодный, представления о запахах и вкусах. Обычно в домашней среде для этого не нужны специальные материалы – просто акцентируйте внимание ребёнка.
Развитие слуха
В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Получить уроки
Развитие речи
В возрасте 3–4 лет продолжается обогащение словаря ребёнка новыми словами. Помимо этого, ребёнок готовится к обучению письму и чтению.
Что вам потребуется?
- Наборы карточек или предметов для обогащения словаря ребёнка (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт…).
- Занимайтесь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, повторением и разучиванием стихов, потешек, скороговорок.
- Играйте в игры на развитие фонематического слуха.
- Шероховатые буквы, или буквы азбуки для введения названия звуков.
Творчество
Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество. Главное, предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.
Развитие крупной моторики
В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепления всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.
Поэтому давайте ребёнку возможность проводить часть дня в активных играх, преимущественно на свежем воздухе.
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Ищете идеи на тему, как организовать развивающую среду для ребёнка 3 лет? Расскажу, что стоит на стеллажах в гостиной для моей внучки Зои. Днём она посещает Монтессори-сад, а я присматриваю за ней после обеда три раза в неделю. Моя домашняя среда всегда находится в движении — содержимое полок меняется в зависимости от потребностей и интересов внучки. Материалы, про которые я пишу, представляют смесь домашнего обучения и занятий после сада.
Что стоит на Монтессори-полках для трёхлетки
Не придавайте значение тому, что именно стоит на наших стеллажах. Не хочу, чтобы вы думали, будто всё это обязательно должно быть и у вас. Здорово, если что-то из моих идей пригодится. Но надеюсь, что вы в первую очередь будете учитывать потребности и интересы своего ребёнка. Это самое важное.
Материалы для детей 2,5 и 3 лет обычно очень похожи, точный возраст не важен. Я пишу, чтобы дать вам представление о разных занятиях и показать, как я презентую темы и времена года. Сейчас мы изучаем «Динозавров» и «Осень».
В Монтессори-саде для каждой группы учебных материалов отведена своя полка. Но в моей гостиной только два стеллажа, поэтому я использую один из них для упражнений практической жизни, развития речи и культуры. Многие занятия из темы «Культура» включают в себя упражнения на развитие речи. Второй предназначен для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения.
Подносы стоят там, где для них достаточно места. Организуйте стеллаж, как вам будет удобно.
Место для чтения
Между удобным креслом для совместного чтения и полками Зои находится корзина для книг. Внучку сейчас очень интересуют динозавры, поэтому там стоит книга о них. Ещё там есть несколько книг о коте Пите и об искусстве из серии «Найди и покажи», книга о микробах, и кое-что из классики.
Для хранения ковриков я использую подставку для зонтов из Китая, мне нравятся необычные предметы. Это развивает у детей чувство красоты и помогает им научиться заботиться об окружающих предметах. Конечно, если ребёнок не готов относиться аккуратно к таким вещам, то не стоит их использовать.
Стеллаж для упражнений практической жизни, развития речи и культуры
Что стоит на полках:
- Мягкий глобус с карманом для Луны.
- Поднос с природными материалами, содержимое постоянно меняется в зависимости от интересов внучки. Сейчас он посвящён хлопку: на нём даже настоящие коробочки хлопчатника. Зои очень понравилось изучать его под микроскопом.
- Книги «Откуда взялась моя одежда?» и «От хлопка к футболке».
- Лоток для мытья окон со специальным скребком, его я никогда не убираю с полки.
- Перекладывание ложкой попкорна. У меня обычно всегда есть задание на перекладывания разных материалов, сыпучих или жидких. Осенью мне нравится использовать для таких упражнений кукурузу.
- Сортировка и упражнение на развитие мелкой моторики. Задание — разместить мини-прищепки с осенними листьями по краям силиконовых форм для выпечки по цветам.
- Материалы для письма и рисования.
- Корзина буквы «Д»: шероховатая буква «Д», прописная «Д» с картинкой динозавра и поднос песком.
- Сопоставление предметов с первой буквой их названия. На кубиках на одной стороне прописная буква, на противоположной — печатная.
Стеллаж для обучающих игрушек, сенсорики, математики, музыки и движения
Что стоит на полках:
- Матрёшка. Зои её очень любит, поэтому я ставлю её на полку. Думаю, зимой вместо неё я поставлю матрёшку-снеговика.
- Поющая чаша, тибетские медитационные тарелки и колокольчики.
- Колокольчики и ноты.
- Корзина с цветными карточками, я использую их в тематических упражнениях вместо классических Монтессори-карточек с цветами.
- Поднос с фигурками динозавров и карточки со слогами.
- Математические задания с тестом для лепки на тему «осень». Карточки с цифрами и изображениями тыкв. До середины октября там были яблоки.
- Корзина для мячей. Эта корзина появилась практически с рождения внучки, теперь Зои играет в мяч с дедушкой.
- Доска с замочками и защёлками второго уровня сложности.
- Инструменты для музыкальных занятий.
- Кубики с цифрами для физкультуры.
Классические Монтессори-материалы
Раньше я обучала дома моих теперь уже взрослых детей, поэтому у меня есть классические Монтессори-материалы. Если ваш ребёнок посещает или будет посещать Монтессори-сад, вам их покупать не нужно. И наоборот, если вы планируете домашнее обучение, они вам понадобятся.
Зои пять раз в неделю ходит в Монтессори-сад, поэтому я не хочу, чтобы и дома она проводила слишком много времени, занимаясь с материалами. По этой причине я храню их в кабинете, где внучка проводит ограниченное время.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Получить уроки
Вот некоторые Монтессори-материалы для ребёнка 3 лет:
- розовая башня;
- коричневая лестница и красные штанги;
- блоки цилиндров и цветные цилиндры;
- таблички красного, синего и жёлтого цветов;
- волшебный мешочек;
- биноминальный куб;
- самодельные звуковые цилиндры.
Сенсорный стол
Кроме занятий на стеллажах у Зои есть самодельный сенсорный стол. Он также может использоваться как стол для занятий с водой, который обычно стоит у нас на веранде или рядом в прихожей. Время от времени я меняю наполнение сенсорного контейнера в зависимости от времени года или праздника.
Такой стол не является традиционным Монтессори-материалом, но он прекрасно подходит для обучения дома или занятий после посещения сада. Эта работа способствует развитию концентрации и успокаивает. А ещё, это интересный способ презентовать и объяснить учебный материал по-другому, не дублируя упражнения из Монтессори-сада.
Кухонная и рабочая зоны
В столовой располагается детский обеденный стол, рабочая зона, упражнение на аранжировку цветов, набор инструментов для уборки и ведро для вытирания больших луж.
Рядом с набором для уборки стоит «Башня помощника» с магнитной доской на одной стороне. Я перемещаю её к столешнице, когда вместе готовим, а на полочке у меня всегда лежат обучающие магниты. Сейчас там лежат деревянные магниты в форме динозавров.
Аранжировка цветов — идеальное занятие для развития эстетического вкуса, концентрации, координации и независимости. Упражнение адаптируется под любой возраст — для детей постарше вы можете увеличить количество цветов и навыков по переливанию.
Набор для аранжировки цветов
Инструменты для приготовления перекуса
Нарезать фрукты, намазать кусочки яблока ореховым маслом, приготовить «Муравьёв на бревне», протереть стол — все эти занятия давно знакомы и любимы Зои. Я убрала продукты и оставила только инструменты, так как многое она уже сама достаёт из холодильника.
Например, дуршлаг, чтобы вымыть ягоды, и разделочную доску с ножом, чтобы нарезать что-нибудь для перекуса. Ещё там стоят контейнеры, вложенные друг в друга, с орехами кешью. Это прекрасный вариант для ребёнка найти перекус и одновременно поработать над мелкой моторикой.
На видео небольшая зарисовка нашей домашней среды для трёхлетнего ребёнка
Автор текста и фото — Деб Читвуд
Источник: Living Montessori Now
Перевела Мария Петренко
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.
Жизнь и работа
Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.
Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.
В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.
Мария Монтессори
В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.
1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.
Мария Монтессори с сыном Марио
6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.
“Дом ребенка” постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.
Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.
Суть методики
В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.
Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.
Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.
Мария Монтессори считала : “Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.”
Каким должен быть учитель
“Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку”.
Роль взрослого:
– уважение к личности ребенка;
-помочь ребенку действовать самостоятельно;
– дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.
-создание необходимой предметно-пространственную среду.
Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.
И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.
В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.
Правила:
-«Взял, поработал, положи на место»;
– тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;
– говорить тихо;
-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.
Предметно – пространственная среда
Создание “правильной” предметно-пространственной среды – основа метода.
Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.
Монтессори сад
Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.
Детская комната.
Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для “музея природы” (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).
Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.
зона практической жизни
В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.
В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.
Дети играют в сенсорной зоне.
Игры в математической зоне
Игры в языковой зоне
Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.
Метод Монтессори в России
Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.
В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.
В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.
В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.
Плюсы
– ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;
-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;
-свобода личности;
-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.
Минусы
– творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;
– сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;
– в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;
-недостаточность коммуникации;
– возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.
Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.
Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.
Лучше всего комбинировать разные методики, “взять” из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.
Читайте так же:
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Раннее развитие – плюсы и минусы
Источник