Развитие ребенка много и мало
Ирина Шаныгина
Конспект занятия «Много, мало, один»
Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе с использованием ИКТ.
Цель:формирование элементарных математических представлений: один, много, мало, ни одного.
Задачи:
– устанавливать отношения между понятиями “один“, “много“, “мало“, “ни одного”
– употреблять слова один, много, мало,ни одного
– развивать фантазию
-воспитывать доброжелательные отношения к товарищам, воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес
– развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.
Материал: два апельсина (съедобный и не съедобный, дольки из картона или цветной бумаги (у меня ламинированные дольки из цветной бумаги, компьютер (для показа мультфильма-песенки, посуда (цветные тарелочки по количеству детей, круглый в форме цветов конструктор разного цвета по цвету тарелочек, матрешки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
– Ребята, смотрите что у меня в руке? (Апельсин) А какого он цвета (оранжевый).Вы любите апельсины? И я люблю. А как же мы будем его делить? Нас много, а он один.
Давайте посмотрим с вами мультфильм про то как этот апельсин делили звери и птицы.
(Далее просмотр мультфильма или прочтение стихотворения Людмилы Зубковой “Мы делили апельсин”.)
– Дети, понравился мультфильм? Как выдумаете, правильно поступил волк, отобрав у зверей апельсин?
– Сколько осталось долек у волка? (ни одной)
– Как вы считаете, нужно делиться с товарищами?
– Апельсин хоть и один всего, но долек то в нем много.
– У меня тоже есть апельсин. Давайте его поделим. (Раздаю всем дольки апельсина из цветной бумаги, Читаю переделанное стихотворение для своих детей).
Эта долька для Ирины, Эта долька для Марины.
Эта долька для Никиты, для Романа и Данилы,
Для Давида и Полины, Яны, Лизы, Маргариты.
Это долька для меня, а для волка кожура.
Волк сердит на нас беда, разбегайтесь кто-куда!
Дети разбегаются. Воспитатель одевает маску волка и начинает ловить детей. Затем кто-то из ребят одевает маску волка и ловит ребят.
– Вам понравилась игра? Теперь давайте отдохнем. Я приглашаю вас в гости к матрешкам. Смотрите как из одной матрешки получается много матрешек. А теперь все эти матрешки прячутся в одной.
(На столе по количеству детей расставлены тарелки разного цвета).
– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, – говорит матрешка.
– Хотела угостить вас цветочным печеньем, да только запуталась с цветами. Помогите разложить по тарелочкам печенье того же цвета. (Дети помогают, раскладывает каждый в свою тарелку. В желтых тарелочках оказывается по одному печенью, в красных – помногу, в зеленых по два, по три “печенья”, а синих тарелочках не оказалось ни одного печенья.)
– Вот спасибо, ребята. Скажите сколько печений у вас в тарелочке? У кого в тарелочке одно печенье? У кого много? У кого ни одного?
– Ой, ребята, я забыла испечь синих печений. (Матрешка говорит, что она перепутала краску и вместо синего цвета добавила оранжевый. У детей синие тарелки меняются на оранжевые. Дети из общей посуды берут оранжевые).
– Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь из полученных деталей можно что-то сконструировать (построить). У кого мало деталей? Кому добавить?
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
(Приседания.)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
– Какие вы молодцы, ребята, славно потрудились. И за это я и матрешки дарим вам настоящие апельсины. Давайте пойдем помоем руки, пока нам будут чистить апельсины.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №32 «Бусинка»
Утверждаю:
старший воспитатель
_______Г.Н. Иванова
Конспект открытого мероприятия с детьми второй группы раннего возраста
по познавательному развитию
На тему: ” Много-мало”
Подготовила воспитатель: Баушева Е.А.
Провела : 23.04.2018
Химки, 2018 г.
Конспект занятия в первой младшей группе
«Много,мало»
Цель: Развивать представление о группе предметов.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умения различать количество предметов, используя слова много мало.
Учить составлять группу из однородных предметов.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам.
Развивающие:
Развивать у детей память, мышление с помощью игровых ситуаций
Развивать общительность и коммуникабельность.
Развивать познавательный интерес при помощи игровых ситуаций
Активизировать словарь детей: много, мало.
Предварительная работа: Показать детям игрушки. Проявить интерес к занятию. Вызвать любопытсво и сосредоточенность к занятию.
Материалы для занятия: Кукла, матрешки для детей на две больше чем детей.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя | |
– Ребята, сегодня у нашей куколки Кати день рождения. – Кто приходит на день рождения? – Правильно, а в гости к куколке Кате пришли матрешки. | |
– Посмотрите сколько матрешек пришло в гости? -Много – Верно, много пришло матрешек. – Возьмите по матрешке. – Наша Катя сегодня именинница. – Что делают гости на дне рождения? – В день рождения все поздравляют именинника. – Давайте что-то пожелаем нашей куколке. – Я желаю, чтобы с нашей куколкой ребята играли аккуратно, и она всегда была такой же красивой. – А вы что пожелаете нашей куколке? – А теперь мы будем водить хоровод. – Поставим нашу именинницу в центр, а вокруг сделаем хоровод из матрешек. – Теперь возьмитесь за руки. Мы с вами тоже сделаем большой круг – хоровод. Физкультминутка – хоровод. Как на Катин День рождения Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, С днем рожденья поздравляй! -А сколько матрешек водили хоровод? – Много – Посмотрите, у нас еще остались матрешки. Они водили хоровод? – Нет – А сколько их? -Мало – Правильно! Хоровод водят много матрешек, а не водят хоровод мало матрешек. | |
– Вы сегодня большие молодцы. – Что мы сегодня делали? – Сколько куколок сегодня празднует день рождения? – У кого сегодня был день рождения? – А кто приходил в гости к Кате? – Что делали матрешки на дне рождении? – Сколько матрешек водили хоровод? – Много – А сколько матрешек не водили хоровод? – Мало |
Рефлексия
Вам игра понравилась?
Мы с вами считали, каких предметов много, а каких мало.
– О чем еще можно сказать “много”, “мало”?
Дать детям поразмышлять и порассуждать.
Научить детей выражать свое мнение и слушать мнение других.
Литература «Формирование элементарных математических представлений»
автор И.А. Помораева, В.А. Позина.
Источник
Давайте сегодня попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.
Специально знакомить ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?
Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например, большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то, что ребенок может потрогать, например большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.
После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также просите его принести и дать вам, например, самый большой мячик или самую маленькую машинку из всех, которые есть у ребенка.
Читай также: Чем занять ребенка дома, когда на улице плохая погода
Изучив окружающие нас предметы дома можно приступать к занятиям на улице, рассказывая малышу о том, что вот это старое и развесистое зеленое дерево – большое, а юное деревцо возле него – маленькое. Сравнивать на прогулке можно все, что попадается под руку: большие и маленькие лужи, палочки, камушки, цветочки, подсказать, что игрушечная машинка в руках у малыша – маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой. Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы можно говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.
Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях. А примером во время прогулок на улице могут служить воробьи и голуби, один из которых больше другого.
Доступным подспорьем для изучения понятий «больше» и «меньше» может служить простая пирамидка, на колечках которой легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим, даже если он будет делать это вместе с мамой – нужная информация у него в голове все равно отложится.
Наша мама-форумчанка Nila рассказывает: «Сыновья долго не могли понять, как правильно собирать пирамидку, каждый раз колечки у них были разбросаны по всей квартире или собраны, но основательно перепутаны, понятие «размер» или «больше» и «меньше» никак не воспринимался детьми. Я часто расстраивалась по этому поводу, но как оказалось, я рано записала своих малышей в непонимающих непосед. Все пришло с возрастом, с взрослением детей. И где-то в 2 годика и мои карапузы научились постепенно и пирамидку собирать, и еще и цвета колечек выучили. Теперь говорю: «Принесите маме красное колечко», и они несут именно красное! Так что рано расстраиваться, девочки, всему свое время».
Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них сделайте в два раза больше другой и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой маленькую и наоборот. Еще раз спросите у малыша, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если кроха все назвал правильно, значит, урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.
Читай также: Как сделать безопасный пластилин?
Ещё один вариант игры-помощницы – матрёшки или разноцветные пластиковые пасочки, вкладывающиеся одна в другую. Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, понять какая больше или меньше всех будет просто даже двухлетнему карапузу.
Магистр психологии Наталья Карабута советует: “Для закрепления понятий “больше” и “меньше” отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, маленькую и среднюю). Во время представления кормите мишек из тарелок разной величины и поите из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и кушать большие и маленькие печенюшки, тут нет ограничений для творчества и фантазии”.
Параллельно с изучением понятий «больше» и «меньше» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами. Наборы с деревянными формами разных цветов и размеров доступны в магазинах игрушек и на примерах таких кубиков, треугольников и прямоугольников малыш не только сможет показать размер фигурки, но и найти деревянный брусок необходимой формы.
Читай также: Детские деревянные конструкторы в развитии детей
Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их на лист картона, например с одной стороны все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать, что они должны быть именно красного или синего цвета.
В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. В дальнейшем, по возможности, с большинством увиденных на картинках представителей флоры и фауны, стоит познакомить ребенка лично, во время посещения зоопарка или зоологического музея.
Понятия «больше» и «меньше» – отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.
Читай также: Развиваем ребенка с первых дней жизни: подсказки родителям
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Галина Добрякова
Консультация для родителей «Формирование представлений «один-много, много-мало»
Образуя различные по численности группы предметов, у детей формируютсяосновные количественные обобщения: один-много, много-мало. Учат отвечать на вопрос «Сколько?» На первых занятиях используются одинаковые предметы, что бы ребенок фиксировал внимание на количестве, а не на качественных особенностях предметов. Умение выделять и определять количество один, много или мало формируетсяу детей последовательно: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
Например: взрослый кладет на стол много одинаковых кубиков.На глазах у ребенка берет из кучки 1 кубик и называет количество: «Один». Все время держит кубик в руках и просит ребенка сделать так же.Далее спрашивает у ребенка: «Сколько у тебя кубиков?». При этом взрослый учит называть количество. Если ребенок не говорящий, то показывать жестом, и выделять интонацией.
Затем переходят к выполнению заданий по образцу. Перед взрослым и перед ребенком одинаковые группы однородных предметов. Взрослый за экраном берет один (или много) предмет, и показывает его ребенку, предлагает взять столько же.Затем спрашивает: «Сколько ты взял (а?» При выделении по образцу ребенок не видит действий взрослого, а только видит результат этого действия.
Только после того как дети научатся брать один и много предметов по подражанию и по образцу, их учат выделять определенноеколичество по словесной инструкции: «Дай один, возьми много».
Формирование первичных количественных представлений происходит так же в различных игровых и практических ситуациях. В качестве дидактического материала используются, например, песок или горох. Взрослый берет ведерки, формочки контрастных размеров и обращает внимание детей на то, что в большом ведре много песка, а в маленьком – мало. Песок из ведерок высыпаем в две кучки, а дети могут видеть и тактильно ощущать, где много, а где мало.
На данном этапе формируется представление о количестве пустой – полный. Зайчик приходит к детям, плачет, он по дороге в детский сад рассыпал морковку. Взрослый обращает внимание, что одно ведро полное, а другое пустое. Детям предлагается посмотреть и ощупать ведерки. Взрослый просит детей собрать морковку для зайчика. После того, как ребята выполнили просьбу, взрослый подчеркивает, что это ведерко теперь тоже полное. Таким образом, первые количественные представления формируются у детей на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия и обобщаются в слове.
Далее на стадии закрепления используются различные игрушки и предметы, например, один мишка – много зайчиков, мало грибов – много мишек и др. Детям предлагаются задания: взять (принести) одну куклу, много кубиков.Задаются вопросы: «Сколько?»
Детей учат находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Сначала создается специально подготовленная обстановка, когда взрослый перед занятием расставляет по одной и несколько игрушек на отдельных столах и стульчиках. Ребенку предлагается показать и назвать, где и каких игрушек много, а какая – одна. Затем учат находить один и много предметов в естественных условиях окружающей обстановке.
Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это в свою очередь закрепляется в слове – названии и приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения условных количественных представлений в различных видах деятельности.
Источник
Ксения Жаркимбаева
Конспект НОД по ФЭМП «Много, мало, ни одного» для детей 3–4 лет
Тема:Много, мало, ни одного
Обучающиеся: дети 3-4 лет
Количество: 21 человек
Цель:развитие умений в составлении групп из отдельных предметов и выделении из нее одного предмета;
Задачи:
1. Закреплять понятия «много», «мало», «ни одного». Совершенствовать умение различать количество предметов, используя слова много, один, ни одного.
2. Развивать умение детей находить решение на поставленную проблему. Отрабатывать практические умения, используя понятия «много», «мало», «ни одного».
3. Воспитывать отзывчивость, стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения.
Форма занятия: игра-путешествие
Методы и приемы:
– словесные:речевые пояснения к действиям, вопросы, носящие поиско-вый характер;
-наглядные:рассматривание иллюстраций по теме, показ, демонстрация мишки, картинки с изображением большого гриба и маленьких грибов, одного ежа и много ежей, мишка и елки.
-методы стимулирования: проблемная ситуация, поощрение в виде одобрения, похвалы, создание эмоционального настроя.
Форма работы: групповая
Планированный результат: проявляет инициативу в познавательной деятельности, участвуют в беседе во время рассматривания предметов разной величины, их количеству, проявляет интерес к окружающим предметам разных количествам, проявляют интерес к участию в совместных подвижных, дидактических играх;
Ребенок способен определить предметы по количеству;
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы, чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
1. Организационно- мотивационный
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на ули-це пасмурно и холодно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весе-ло нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло. Давайте подарим улыбку и гостям.
– Ребята, ой, что за звук? Кто же это плачет? (звук плачущего медведя).
-Правильно плачет медведь. (дети слушают, отвечают на вопрос. Воспитатель находит Мишку и демонстрирует детям).
– Мишка потерялся. Мишка просит проводить его до берлоги. Ведь скоро зима и Мишке нужно ложиться спать.
– Давайте поможем найти берлогу Мишке? (соглашаются)
-Я предлагаю, отправиться в путь в осенний лес.
– На чем в лес можно отправиться (отвечают на автобусе, пешком, на машине.)
– Ребята, а мы все вместимся в машину? Почему не войдем? (потому что нас много, а в машине место мало)
– А в какой транспорт мы войдем все вместе? Почему? (в автобус)
2. Основной
– актуализация и расшире-ние имеющихся у детей представлений по теме;
– вовлечение детей в сов-местное планирование;
– Нам необходимо отправляться в путь. Прежде чем отправимся в путешествие, предлагаю посчитать сколько нас?Сколько нас ребят? А сколько ми-шек?
– Правильно, ребята нас много, а мишка один.
Звучит звук едущего автобуса, обходим круг и на стульчики садимся.
-Отправляемся в путь (едем на автобу-се).
– Ой, ребята перед нами полянка, что же на полянке? (на мольберте картинка полянки с грибами). Может тут живет Мишка?
-Сколько на полянке больших грибов? А сколько маленьких? Сколько берлог на полянке?
– Правильно, ребята. Ну, что ж дальше отправляемся в путь, чтоб найти миши-ну берлогу.
– Занимаем места, отправляемся в путь.
Звучит звук автобуса
– Ребята, и опять перед нами полянка. Кто же на этой полянке? Правильно, ежи.
-Сколько больших ежей? Сколько ма-леньких ежей? Что на спинке у ежей? Сколько яблок у каждого ежа?
-Ребята, а здесь ли живет Мишка? Сколько тут берлог?
-Дети предлагаю вам поиграть
Физминутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел-
Видно меда не нашел.
Мишка в улей влез и вот
Каплет с лапы сладкий мед
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меда – много пчел.
– Продолжаем наши поиски берлоги.
Звучит звук автобуса, обьезжаем круг.
-Ребята, посмотрите, что же там? (на мольберте иллюстрация много елок, на елках по одной шишке, и одна берлога).
-Правильно, ребята перед нами лес. Сколько елок? Сколько шишек? Сколь-ко шишек на каждой елке? Сколько берлог?
-Нашли мы домик Мишки?
-Мы проводили Мишку до берлоги. Мишка нас хочет угостить медом (на каждого ребенка бочонок из картона, ребятам по маленькой бочке, воспита-телю большую одну).
-ой, сколько меда Мишка подарил, сколько у вас? Сколько мне подарил?
-Что нужно сказать Мишке?
-До свиданья, Мишка. Спасибо за уго-щение.
-Нам пора возвращаться в детский сад (обходят круг и садятся на стульчики).
3. Рефлексия
– формирование элемен-тарных навыков само-контроля в соответствии с поставленными задача-ми
-Где мы побывали?
-Что мы с вами искали?
-Что нам в пути повстречалось?
Понравилось ли вам приключение?
До новых встреч!
Источник