Развитие ребенка младшего школьного возраста
Развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.
Развитие логического мышления.
Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Примеры упражнений:
- Знакомство с признаками понятий.
Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
Расскажите о кошке и собаке как о животных.
- Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)
Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
- Формирование операции сравнения.
Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.
Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?
- Формирование умения давать определения понятиям.
Например, допишите следующие определения.
Берлога — это дом для________________
Груша — это дерево, на котором__________
Прилагательное — это часть речи, которая____________
Корень — это часть слова, которая_______________
Заполните пропуски в определениях.
Художник — это___________, который_______________.
Учитель — это_____________, который учит детей.
- Формирование аналитической деятельности.
Например, подберите к данным слова однокоренные слова.
ЛЕС-
СТЕКЛО-
Развитие памяти.
У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.
Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Развитие восприятия.
Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.
Примеры упражнений:
Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.
Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.
Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.
Развитие внимания.
У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.
Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, “почему было трудно?”, “что открыли, узнали на уроке?” и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Развитие способности к саморегуляции.
В начальных классах эти способности только начинают формироваться.
Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. – «обращение назад») – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.
Примеры упражнений:
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.
Источник
Особенности развития детей
младшего школьного возраста.
Возраст 6-7 лет является узловым этапом в развитии ребёнка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств ( её окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Разнообразная двигательная активность становиться для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.
Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2-х до 3-4 х лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. Заметим также, что после 6-8 летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходиться на возраст от 11-12 до 14-15 лет.
Указанные закономерности обязывают нас вести на соответствующих возрастных этапах интенсивное обучение движениям с использованием широкого круга средств и методов. Несколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно – одарённый от рождения ребёнок, зависит прежде всего от той школы движений, которую он пройдёт в отмеченные возрастные периоды.
Школьники 7-10 лет в несравненно большей степени, чем дошкольники ,способны осмысливать, продумывать и контролировать свои действия. У них интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми процессы концентрации возбуждения, сдержанность, способность тормозить свои эмоциональные порывы, проявлять активное внимание и сосредоточенность. Именно с этого благоприятного возраста начинается обучение технике плавания спортивными способами и многими другими видами спорта.
Начиная с 7 лет пропорции тела у детей, приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счёт развития преимущественного длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счёт развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрёстные, попеременные движения. В 8-9 летнем возрасте они способны с успехом овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им ещё с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.).
Ребёнок этого возраста не способен ещё длительно выполнять однообразные движения, требующие постоянного контроля сознания. Поэтому приходится разнообразить средства и методы, быстрее переходить от разучивания элементов техники к плаванию с полной координацией движений, чаще вводить игровые и соревновательные ситуации.
У детей 7-10 лет мышца сердца по своему развитию на много отстаёт от мышцы взрослого человека. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счёт увеличения частоты сердечных сокращений.
У детей частота сердечных сокращений в покое также повышена. Небольшой объём сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин потребления кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность мышечной деятельности.
Однако мышца ребёнка благодаря широкому просвету коронарных сосудов и быстрому кровообращению обильно снабжается кровью. Соотношение показателей развития сердца и данных у них более выгодное, чем у подростков и юношей. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце сравнительно выносливо и хорошо адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.
При соблюдении постепенности для детей 9-10 лет посильны относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого характера, например бег и плавание с умеренной интенсивностью. Относительно продолжительные упражнения в плавании посильны для них ещё и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняя роль, своеобразного мышечного насоса, помогающего сердцу. Плавание с умеренной интенсивностью хорошо развивает и укрепляет сердечно – сосудистую систему, что важно в преддверии пубертатного периода с его неравномерными темпами развития различных органов и систем.
В младшем школьном возрасте заметно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. На развитие дыхательной системы большое стимулирующее влияние оказывают занятие плаванием. Например, показатели максимальной лёгочной вентиляции 10-11 летних спортсменов, занимающихся 2-3 года плаванием, соответствуют аналогичным показателям 14-15 летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки ритмичного и полноценного дыхания.
Годовой прирост размеров тела на этом возрастном этапе почти стабилен – прирост, в длину равен в среднем 6-4 см, прибавка в весе –1,5-2 кг.
В возрасте 8-9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10-11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья. Это важный момент расширения возможностей детей в овладении рациональным гребком в спортивных способах плавания.
Различия в физическом развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки 7-8 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам этого же возраста. В 9-10 лет эти показатели начинают выравниваться, девочки приближаются к мальчикам и по уровню спортивных результатов. Двигательные возможности и тех и других в эти годы становятся примерно равными, поэтому большой необходимости комплектовать группы начальной подготовки, по половому признаку нет. Однако с девочками освоение спортивной техники желательно начать хотя бы на год раньше, чем с мальчиками. Это диктуется тем , что пубертатный период у них наступает раньше, вызывая одновременно с бурным физиологическим развитием стремительный рост спортивных результатов. Чтобы рост спортивного мастерства был устойчивым, а по завершении пубертатного периода можно было бы сразу перейти на новый, качественно более высокий уровень подготовки, с девочками требуются серьёзные, целенаправленные занятия плаванием уже в раннем возрасте.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
- Возраст от 7-8 до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам спортивной техники, многообразным движениям на суше и в воде, требующим гибкости, координации и небольшой мышечной силы, а также для начала целенаправленного развития подвижности в суставах и укрепления опорно – двигательного аппарата;
- При соблюдении принципа доступности и индивидуализации дети этого возраста могут осваивать сравнительно продолжительные упражнения в плавании с умеренной интенсивностью на « на технику» (на точность и экономичность движений);
- В целях оптимального решения задач спортивной подготовки пловцов – девочек начинать с ними углублённое освоение техники спортивного плавания желательно не позднее 9 лет.
Источник
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является специфическим этапом в развитии ребенка. В это время ребенок начинает систематическое школьное обучение и осваивает новый вид деятельности – деятельность учебную, имеющую в дальнейшем большое значение для общества. От того насколько успешно ребенок пройдет этап начального школьного обучения напрямую будет зависеть его успешность на выходе из школы, возможность дальнейшего обучения и развития. Поэтому именно в этот стартовый период необходимо обеспечить доступность и качество обучения.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии.
Младший школьный возраст – это сензитивный период для освоения закономерностей внешнего материального мира (Д. Б. Эльконин). Этот возрастной период характеризуется широчайшим разбросом возможностей детей, в том числе и для знакомства с проблемами энергосбережения и формирования культуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). В период младшего школьного возраста происходит интенсивное биологическое развитие всего детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Учитывая данные особенности развития, в начальной школе более целесообразным представляется применение интерактивных досок, чем персональных нетбуков (ноутбуков) или применение интерактивных досок в комплексе с персональными или мобильными компьютерами.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
В норме к 7 – 8 годам функционально активизируются нервные волокна, осуществляющие взаимодействие как между полушариями, так и между отдельными зонами коры головного мозга. Они играют важную роль в осуществлении полисенсорной, межмодальной, эмоционально-мотивационной интеграции, чем создают основу для обеспечения школьного образовательного процесса. В этот период формируется индивидуальный латеральный профиль (сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха) и индивидуальный профиль общей функциональной активности. В среднем функциональное созревание правого (образного) полушария происходит в 4 – 7 лет, а левого (логического) – в 9 – 12. То есть, к третьему классу в норме у учащихся 3-4 классов все равно более развито правое полушарие, а левое (логическое) актуализировано и находится в стадии развития.
Вместе с тем активный рост физических параметров сочетается с повышенной утомляемостью и нервно-психической ранимостью. Это проявляется в том, что работоспособность младших школьников обычно резко падает через 15 – 20 минут после начала урока и после второго урока. Для этого периода характерно неустойчивое психоэмоциональное состояние, связанное с быстрой утомляемостью (астенизацией), рассеянностью внимания, генерализованностью и низкой точностью восприятия. В этой связи необходимо строить обучение таким образом, чтобы освоение содержания обучения или наиболее сложные виды учебной деятельности приходились на первые 15-20 минут урока и на первые два урока.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
К 10 – 11 летнему возрасту мозг завершает свое интенсивное развитие. В последующем его функциональные связи становятся все более жесткими и малоподвижными.
Интенсивный рост лобной доли начинается не ранее 8 лет и заканчивается к 12–15 годам. Ее развитие делает возможным к средней школе обработку информации за счет внутренней речи, что значительно быстрее, чем при вербализации во внешней речи.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы “теоретиков” или “мыслителей”, которые легко решают учебные задачи в словесном плане, “практиков”, которым нужна опора на наглядность и практические действия, и “художников” с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок “иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, “бросающиеся в глаза” свойства – в основном, цвет, форма и величина.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.
Формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета) позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные по сравнению с дошкольником мыслительные операции в наглядно-образном плане, а после 9 лет и на простейшем логическом уровне. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7–11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.
Младший школьный возраст – период интенсивного речевого развития. Чтение и мышление вслух необходимо поддерживать до 3 класса (до 9, а иногда и 10 лет), пока не будет развита «внутренняя» речь. Это определяет методическую целесообразность и важность одновременного использования печатного учебного пособия и электронного образовательного издания. При этом эффективным является чтение вслух стихотворных фрагментов из учебного пособия, обсуждение в формате беседы иллюстраций из учебного пособия и электронного образовательного издания, а также тех заданий, которые учащиеся выполняют как на уроке (в рамках освоения традиционных учебных предметов или внеурочных занятий по предлагаемой образовательной программе).
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
При организации обучения педагогу важно понимать, что возможности познавательных процессов младших школьников ограничены объективными нейробиологическими законами. Если задание, предлагаемое ребенку, входит в противоречие или опережает возможности его мозга, то происходит срыв компенсаторных возможностей ЦНС, сопровождающийся так называемым «энергетическим обкрадыванием» (истощением) его ресурсов. Вот почему современные нейробиологи высказываются все чаще против ранних, не сбалансированных по нагрузке форм обучения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Исследования показали, что реакция на несвоевременное и перегрузочное обучение может быть отсроченной, т.е. проявиться в дальнейшем на последующих этапах развития в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, нарушении речи (дизартрии, заикании и т.п.), невротических расстройствах, склонности к частым заболеваниям.
Сегодня все чаще психологи сталкиваются в консультативной практике с детьми, получающими опережающую нагрузку на ЦНС. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики или литературоведения демонстрирует яркое отставание элементарных моторных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и другие продукты питания и т.п.).
В последнее десятилетие российские и зарубежные специалисты фиксируют и исследуют психические нарушения, связанные с интенсивными процессами информатизации, а именно компьютерную зависимость. Формы компьютерной зависимости разнообразны, но наиболее ярко проявляющимися в раннем школьном возрасте являются две: игровая (гейм-аддикции) зависимость и Интернет-зависимость. Проведенные мониторинговые исследования показали, что к концу начальной школы риск развития игровой компьютерной зависимости выявляется уже у 40 % школьников.
Стремительное наполнение домашней среды компьютерами приводит к существенному изменению среды развития ребенка в семье. В ситуации, когда родители мотивируют приобретение компьютера как помощника в учебной деятельности, качественные ЭОР, «работающие» на развитие и на образование ребенка, представляются разумной альтернативой индустрии игровых программ и одним из возможных вариантов преодоления их отрицательного воздействия на психику младших школьников, в том числе и противодействие возникновения гейм-аддикции. В связи с этим необходимо просвещение семьи и тесное взаимодействие педагогов с родителями для их информирования и знакомства с возможностями использования электронного образовательного издания дома.
При этом нельзя забывать, что инновационные процессы, стремительно происходящие в школьном образовании, увеличивают риск неблагоприятных воздействий на организм детей и подростков. Важно помнить, что исходно школьное обучение является нагрузочным и связано с широким диапазоном рисков.
В связи с этим, учителю необходимо строго следовать требованиям СанПин[1], а также чередовать работу с использованием ИКТ с работой в традиционном формате, при освоении учебного курса по энергосбережению и энергоэффективности отдельно остановиться на вопросах, связанных с влиянием на здоровье учащихся средств ИКТ, со здоровьесберегающей экологичной средой учебной деятельности, с рисками использования ИКТ для здоровья учащихся, с гигиеной работы за ПК.
Литература:
- Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
Источник