Развитие ребенка математика 5 лет

Развитие ребенка математика 5 лет thumbnail

Математика – наука точная и не всем дается легко. Именно поэтому математическая подготовка должна начинаться как можно раньше. В современном мире формирование элементарных математических представлений начинается в детском саду.

Что должен знать ребенок 5-6 лет по математике

Кроха в 5-6 лет уже должен иметь некоторые математические представления. Тогда при поступлении в начальную школу он легче адаптируется к нагрузке.

Занятия математикой в ДОУ

В перечень того, что должен знать малыш, входит:

  • счет в пределах первого десятка и цифры от 1 до 10;
  • знаки сложения и вычитания, равенства, обозначения «больше» и «меньше»;
  • обобщение и сравнение по величине;
  • написание и состав цифр (от 0 и до 10);
  • знать формы квадрат и круг, уметь ровно поделить их на две и четыре составных части;
  • знать обратный счет;
  • различать понятия – центр, лево, право и другие пространственные термины;
  • иметь представление о временах года;
  • отличать геометрические фигуры;
  • знать понятие «месяц», уметь определять время суток (не детально);
  • знать дни недели;
  • верно называть числительные, названия фигур, цифры.

Дети изучают фигуры в саду

Интересные задания

Математика для детей 5-6 лет должна быть увлекательной. Именно поэтому задания проводятся в игровой форме. Все чаще применяются подвижные, игровые и показательные методы обучения дошколят. Урок можно провести с использованием дидактических игр, различных карточек и специальных раскрасок. Занимательное занятие – половина успеха!

Развивающие карточки

Развивающие карточки могут идти в специальных наборах, а могут быть распечатаны на обычном листе. Распечатать можно как свои карточки, так и готовые варианты, можно смотреть на телевизоре онлайн. В таком возрасте задания на карточках помогают более обстоятельно изучить ранее пройденные темы, такие как геометрические формы, пространственные величины.

Задача таких карточек – развить внимательность, мышление, память. Во время работы по ним дошкольник тренирует логику и умение обобщать, различать и группировать предметы.

Сами карточки могут иметь разнообразные вариации. Например, иметь разные цвета и формы. Воспитатель легко может предложить детям отсортировать их по форме. Например, сложить квадраты в одну кучу.

Примеры:

  1. Воспитатель объясняет, как выглядит фигура, озвучивает ее отличительные особенности и обрисовывает визуально. Детям предлагается выбрать названые фигуры из стопки карточек и отложить их.
  2. Воспитатель быстро показывает малышам карточки, а малыши должны назвать вслух, какую фигуру им загадали.
  3. Ведущий показывает карточку с нужной формой. Задача малышей, оглянувшись, найти в помещении предметы, имеющие аналогичную форму. Например, занавеска на окне имеет форму прямоугольника.
  4. Ведущий показывает одинаковые фигуры на карточках и просит детей найти лишние. Ребята должны быстро справиться с задачей.

К сведению! Карточки могут быть в виде геометрических фигур, разных цветов и оттенков, с цифрами и любыми другими знаками.

По необходимости карточки могут применяться как индивидуально, так и для всей группы. Если карточки применяются коллективно, появляется соревновательный момент, который стимулирует детей к здоровому соперничеству. Несомненно, карточки обеспечивают должный уровень преподавания и помогают качественно обучать малыша.

Логические задачки и дидактические игры

Математика для малышей 5-6 лет включает в себя логические задачки и дидактические игры. В процессе обучения по ним у ребят развивается логическое мышление, это помогает развивать структуризацию информации.

Математические занятия с мячом

Задачи могут помочь развить соревновательный дух. В целом, они помогают провести веселый, нескучный урок и заинтересовать ребят. В процессе ребята научатся решать несложные задачки, смогут узнать понятия чисел и величин.

Примеры по математике для детей 5-6 лет:

  1. Воспитатель использует карточки, выстраивая числовой ряд, но одну из цифр пропускает, дети должны найти, какую именно. Например, «два».
  2. Ведущий называет число и просит детей назвать на число больше. Так, если ведущий называет число «пять», дети должны назвать «шесть». Механизм можно использовать в обе стороны.
  3. Воспитатель кидает ребенку мяч и задает вопрос. Дошкольник должен правильно ответить и кинуть мяч обратно преподавателю.

Обратите внимание! Вариаций игр с мячом довольно много. Мяч вносит разнообразие в задачу. Главное – задавать задания на математическую тему в пределах знаний детей. Можно изменить условие, и ребята будут передавать мяч друг другу.

В качестве задачек можно использовать любые вопросы. Они не должны быть очень сложными.

Примерный образец с вопросами:

  • Сколько лапок у двух котят?
  • Какую форму имеет ступенька?
  • Сколько соседей у цифры 5?
  • Сколько ушек у собаки?
  • Сколько предметов одежды надето на ребенка?

Для задачек можно использовать любые предметы, которыми располагает детский сад. Это могут быть игрушки, столы, стулья и другие предметы.

Математические раскраски

Какой ребенок не любит раскрашивать? О положительном влиянии навыка на мелкую моторику знают все. Но, помимо этого, математические раскраски несут в себе и другую пользу. В такой раскраске задания чередуются с раскрашиванием по числам. Чередование активностей положительно сказывается на ребенке, мозг откладывает больше полученной информации.

Математические занятия с раскрасками

Есть также раскраски, в которых просто раскрашиваются цвета по числам. В итоге малыш получает красивую цветную картинку.

Также есть вид раскрасок, где нужно раскрашивать указанное количество геометрических фигур. Это позволяет научить малыша счету.

Раскраска представляет собой мини-задачки. Дав правильный ответ, ребенок сможет красиво раскрасить картинку. В раскраске фигурируют любые персонажи, интересные для ребенка.

Советы по проведению занятий

При проведении занятий воспитатель должен смотреть на реальные возможности ребенка. Вводную часть нужно провести аккуратно, должным образом дозируя нагрузку. Детский мозг будет перегружен, если по приходе в сад его сразу заставят учиться.

Воспитатель может использовать для своей пользы как методическое пособие, так и различную литературу для детей дошкольного возраста, применять обучающие программы или другой полезный дополнительный материал.

Занятия должны соответствовать возрасту ребенка. Условия задания должны быть четкими и понятными. Обязательно нужно заинтересовать малыша.

Совет! Лучше чередовать и менять как сами занятия, так и методы их проведения.

Ребенок не должен слишком устать или перенапрячься. Не следует очень уж помогать дошкольнику, но если он не понял вопроса, то необходимо обязательно объяснить, где присутствует ошибка.

Читайте также:  Что будет в развитии если ребенок мало набирает в весе

Занятия должны проводиться на постоянной основе. Если тема тяжелая и дается ребятам не очень легко, можно создать дополнительный стимул, например, сладкие призы.

В конце занятия нужно обязательно найти положительные моменты в работе каждого ученика, найти, за что похвалить всех ребят. Такие занятия обязательно увенчаются успехом.

Похвала ребенка за удачное занятие

Методический материал

Современная система образования дает преподавателям большое количество возможностей. Основные цели занятий – грамотно обучить малыша, привить основы ФЭМП, развить логическое мышление и умение считать. Параллельно ребенок получит много дополнительных навыков.

Преподаватель должен работать по методикам, рекомендуемым ФГОС (федеральные стандарты образования). Обучение дошколят проводится на протяжении всего года, но летний период является исключением. Летом можно использовать обычные дидактические игры на закрепление ранее изученных тем.

Важно! Следует соблюдать длительность проведения уроков.

Желательно проводить занятие утром, в первой половине дня. В это время ребята находятся на пике умственной активности и еще не устали.

В качестве основных методов можно применять демонстрационный, метод дидактических игр, устный и метод моделирования. Эти методы основные, но допустимо применять и другие закрепленные педагогические приемы.

Для математики очень важно наличие предметов и наглядных пособий. Несмотря на то, что основная работа нацелена на коллективный результат, при необходимости воспитатель может применять индивидуальные виды занятий.

Преподаватели в дополнение к основным приемам обучения используют различные методические пособия.

Наиболее часто используются 2 специально разработанных пособия:

  1. «Раз – ступенька, два – ступенька» автора Петерсон;
  2. «Математика для детей 5-6 лет» автора Колесниковой.

Оба издания поддерживаются образовательной программой и министерством образования. Второй вариант используется в дополнении к тетради дошкольника из серии «Математические ступеньки».

Плюс заданий в том, что они разработаны конкретно на детей 5-6-летнего возраста. Их применение возможно как в условиях сада, так и в домашней обстановке. При желании любой родитель может использовать их совместно с ребенком и помочь развитию малыша.

Обратите внимание! Математика – королева точных наук, но обучать элементарным математическим действиям можно и маленьких крох.

Чем раньше малыш получит простейшие знания об этом предмете, тем быстрее познает окружающий мир. Главное – выбрать момент, когда у малыша будет отличное настроение, и выдавать информацию дозированными порциями.

Источник

Дата публикации: 03 апреля 2017.

Математические задания для детей от 5 до 6 лет. Скачать бесплатно в pdf, распечатать или использовать онлайн

Задания на: счет от 1 до 10 с картинками, узнавание основных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник), написание цифр от 0 до 9, основные арифметические операции (сложение и вычитание) с помощью картинок, количественное сравнение

Что должен уметь ребёнок в этом возрасте (математика):

1. Знать цифры от 0 до 9 и уметь их писать.
2. Знать счет от 1 до 10 (как прямой, так и обратный).
3. Уверено считать предметы до 10.
4. Сравнивать предметы как количественно, так и качественно (выше, ниже. короче, длиннее и т.д.).
5. Применять базовые арифметические операции (сложение, вычитание, равно).

Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Геометрические фигуры

Покажи круг.
Круг

Покажи квадрат.
Квадрат

Покажи треугольник.
Треугольник

Покажи ромб.
Ромб

Покажи овал.
Овал

Покажи четырехугольник.
Четырехугольник

Назови фигуры.
Фигуры

Раскрась разные фигуры разными цветами.
Круг, квадрат, треугольник, овал, ромб

Покажи пирамиду.
Покажи куб.
Покажи шар.
Пирамида, куб, шар

Покажи фигуры одинаковые по цвету.
Покажи фигуры одинаковые размеру.
Покажи фигуры одинаковые по форме.
Фигуры

Обведи фигуры и продолжи ряд.
Фигуры

Покажи симметричные фигуры.
Симметричные фигуры

Скопируй фигуры.
Фигуры

Скопируй фигуры.
Фигуры

Вычеркни лишнюю фигуру. Объясни, почему она лишняя.
Фигуры

Продолжи ряд фигур.
Фигуры

Сложение с картинками

Сложи количество предметов и напиши сумму.
Сложение

Сложи количество предметов и напиши сумму.
Сложение

Сложи количество фигур и напиши сумму.
Сложение

Сложи предметы и напиши сумму.
Сложение

Сложение чисел до 10

Стр. 1.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
8 +1 =__8 + =__3 +3 =__
1 +6 =__8 + =__ + =__
1 +5 =__5 + =__2 +4 =__
9 + =__ +3 =__1 +6 =__
7 + =__3 +3 =__2 +7 =__
5 +4 =__5 +1 =__1 +4 =__
9 + =__7 + =__3 +5 =__
3 +5 =__7 +1 =__1 +4 =__
1 +8 =__4 + =__1 +7 =__
6 +1 =__3 +3 =__1 + =__
5 + =__2 + =__1 +3 =__
4 +1 =__ +9 =__3 +5 =__

Сложение чисел до 10.

Стр. 2.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
3 +6 =__2 +6 =__2 +1 =__
3 +6 =__1 +6 =__2 +7 =__
3 + =__4 +5 =__3 +3 =__
9 + =__4 + =__3 +5 =__
2 +5 =__3 + =__ + =__
9 + =__6 +3 =__1 +8 =__
8 + =__3 + =__ +3 =__
9 + =__6 +1 =__1 +5 =__
9 + =__4 + =__3 + =__
+9 =__4 +3 =__3 +1 =__
5 +1 =__5 +4 =__2 +3 =__
5 +1 =__4 +1 =__ +8 =__

Сложение чисел до 10.

Стр. 3.

Дата: __________________ ФИО: _______________________________ Оценка:__________

Сложи два однозначных числа. Сумма чисел до 10.
3 + =__2 +7 =__ +6 =__
2 +1 =__1 +5 =__2 +3 =__
2 +1 =__6 +3 =__2 +5 =__
+7 =__2 +4 =__1 +7 =__
6 + =__3 +1 =__2 +5 =__
9 + =__3 +4 =__3 +2 =__
6 +1 =__ +1 =__ + =__
4 +1 =__2 + =__2 +6 =__
3 +5 =__2 + =__3 +3 =__
7 + =__5 +4 =__3 +3 =__
7 +1 =__9 + =__1 +5 =__
2 +1 =__3 + =__ +7 =__

Сложение и вычитание чисел до 10.

Стр. 1.

Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

Сложение и вычитание чисел до 10.
32 =__9 +1 =__1 =__
10 + =__ =__9 + =__
42 =__7 +2 =__22 =__
10 + =__21 =__2 +7 =__
10 =__1 +2 =__31 =__
2 +7 =__31 =__ +9 =__
11 =__8 +1 =__83 =__
8 +2 =__1 =__4 +5 =__
32 =__8 + =__44 =__
7 +3 =__62 =__6 +3 =__
65 =__7 +1 =__88 =__
6 +3 =__95 =__6 +4 =__

Сложение и вычитание чисел до 10.

Стр. 2.

Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

Сложение и вычитание чисел до 10.
=__2 +6 =__75 =__
+2 =__21 =__1 +6 =__
=__8 + =__98 =__
9 +1 =__94 =__7 + =__
1 =__7 + =__3 =__
9 +1 =__31 =__4 +4 =__
103 =__6 +2 =__98 =__
2 +7 =__51 =__2 +2 =__
33 =__7 +3 =__103 =__
+ =__44 =__7 +1 =__
85 =__4 +5 =__11 =__
9 + =__42 =__5 +5 =__

Сложение и вычитание чисел до 10.

Стр. 3.

Дата: ________________ ФИО: _________________________________ Оценка:_________

Сложение и вычитание чисел до 10.
4 =__ +6 =__11 =__
1 +5 =__11 =__4 +3 =__
22 =__9 + =__77 =__
10 + =__63 =__10 + =__
102 =__9 +1 =__11 =__
6 +4 =__61 =__8 + =__
77 =__2 +2 =__82 =__
8 + =__ =__4 +1 =__
98 =__8 +1 =__6 =__
+ =__5 =__1 +1 =__
96 =__6 +4 =__54 =__
1 +5 =__11 =__4 +1 =__
Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Распознавание чисел до 10.

1. Подчеркни каждую 2.

1 7 9 9 8 6 0 8 9 9

2. Подчеркни каждую 1.

10 2 10 9 5 6 4 7 8 0

3. Подчеркни каждую 6.

4 10 1 8 2 3 8 3 8 2

4. Подчеркни каждую 9.

4 6 8 1 5 6 3 5 7 8

5. Подчеркни каждую 7.

9 4 9 10 1 3 7 4 3 1

6. Подчеркни каждую 3.

2 7 4 3 6 10 0 6 7 6

7. Подчеркни каждую 8.

7 6 0 3 10 8 0 10 3 6

8. Подчеркни каждую 10.

3 9 4 10 1 4 9 4 0 1

Распознавание чисел до 20.

1. Подчеркни каждое число равное 12.

15 13 16 10 11 14 14 19 15 17

2. Подчеркни каждое число равное 15.

20 13 11 17 20 18 16 11 10 16

3. Подчеркни каждое число равное 13.

20 12 11 18 17 17 17 12 10 14

4. Подчеркни каждое число равное 10.

11 20 18 17 13 17 14 19 20 18

5. Подчеркни каждое число равное 16.

16 20 16 10 16 18 10 16 16 13

6. Подчеркни каждое число равное 17.

20 15 20 15 17 11 13 18 14 16

7. Подчеркни каждое число равное 11.

18 20 20 17 13 10 20 17 12 20

8. Подчеркни каждое число равное 18.

14 11 12 13 13 17 20 10 19 15

Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 10. Страница 1.

1. Сколько всего мальчиков?

2. Сколько всего кенгуру?

3. Сколько всего мороженных?

4. Сколько всего бегемотов?

5. Сколько всего слонов?

Посчитай количество фигур до 10. Страница 1.

1. Сколько всего фигур?

2. Сколько всего квадратов?

3. Сколько всего кругов?

4. Сколько всего треугольников?

5. Сколько всего прямоугольников?

Какое число больше или меньше заданного на один.

1.Какое число больше 4 на единицу.

2.Какое число меньше 4 на единицу.

3.Какое число больше 4 на единицу.

4.Какое число меньше 2 на единицу.

5.Какое число больше 3 на единицу.

6.Какое число меньше 2 на единицу.

7.Какое число больше 2 на единицу.

8.Какое число меньше 4 на единицу.

Какое число больше или меньше заданного на один.

1.Какое число больше 1 на единицу.

2.Какое число меньше 5 на единицу.

3.Какое число больше 1 на единицу.

4.Какое число меньше 8 на единицу.

5.Какое число больше 2 на единицу.

6.Какое число меньше 1 на единицу.

7.Какое число больше 2 на единицу.

8.Какое число меньше 2 на единицу.

Какое число больше или меньше заданного на один.

1.Какое число больше 4 на единицу.

2.Какое число меньше 8 на единицу.

3.Какое число больше 3 на единицу.

4.Какое число меньше 4 на единицу.

5.Какое число больше 8 на единицу.

6.Какое число меньше 5 на единицу.

7.Какое число больше 6 на единицу.

8.Какое число меньше 3 на единицу.

Какое число больше или меньше заданного на один.

1.Какое число больше 4 на единицу.

2.Какое число меньше 12 на единицу.

3.Какое число больше 11 на единицу.

4.Какое число меньше 12 на единицу.

5.Какое число больше 13 на единицу.

6.Какое число меньше 7 на единицу.

7.Какое число больше 5 на единицу.

8.Какое число меньше 4 на единицу.

Сравнение двух чисел до 10.

Источник

Вокруг дошкольного развития разгораются споры, и многие скажут, что математика для детей 4-5 лет – это лишняя нагрузка. Однако если ребенка не учить до школы, в первом классе ему будет тяжело усваивать материал, поэтому математику можно и нужно безболезненно изучать с 4 лет.

Что нужно знать до школы?

Дошкольник должен овладеть следующими навыками:

  • освоить счет в пределах 10;
  • уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • определять на слух пропущенное число;
  • уметь соотнести количество предметов с цифрой;
  • знать состав чисел первого десятка;
  • пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно»;
  • решать и составлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Это обязательный минимум, который изучается до школы, но ваш ребенок может знать и больше.

Как учить ребенка математике?

При обучении математике малыша 4-5 лет полезно соблюдать некоторые правила:

  1. не давать материала больше, чем он может усвоить;
  2. не требовать того, чего он еще не понял;
  3. не торопить, дать время «переварить» информацию (ведь что для взрослого элементарно, для ребенка 5 лет – новый мир);
  4. не усложнять задания слишком быстро, обучение проводить в формате «от простого к сложному»;
  5. заниматься, когда малыш бодр и в хорошем настроении, иначе занятия математикой превратятся в пытку;
  6. не скупиться на похвалу и подбадривание: «Сегодня получается лучше, чем вчера!».

Задания и упражнения для возраста от 4 лет

Дети в этом возрасте редко бывают усидчивыми и гораздо легче обучаются в игре. Заниматься  математикой с дошкольником – это не обязательно сидеть за столом и решать примеры в тетради. Гораздо легче подавать информацию как бы между делом и стимулировать ребенка к тому, чтобы самому находить правильный ответ.

Прямой и обратный счет

Малыш начинает проявлять интерес к цифрам еще до 4 лет. Самое время пробовать учить его считать. Как только ребенок научится свободно считать в прямом и обратном порядке, он будет готов к изучению более сложных понятий и первых математических действий.

Считаем предметы

Считаем ступеньки в подъезде, воробушков на улице, машины во дворе.

Всегда доступный счетный материал – пальцы. Пересчитываем их на каждой руке по отдельности, на обеих сразу.

Считаем неоднотипные предметы

Мы считаем не только пальцы, карандаши или конфеты. Дошкольник должен понимать, что количество предметов не зависит от формы, цвета, рода и т. д.

Сколько на полу машинок? Малыш считает: «Одна, две три». Спрашиваем, сколько на полу кубиков. Ребенок считает: «Один, два, три, четыре». Тогда спрашиваем, сколько на полу игрушек? Считаем вместе: «Один, два, три, …, семь!». Всего семь игрушек. Одновременно со счетом дошкольник учится мыслить логически, пользоваться широкими и узкими понятиями: кубики – это игрушки, машинки – это игрушки. Но игрушки – это не обязательно только кубики или машинки. Кубики и машинки – это частные случаи игрушек. Логика неразрывно связана с математикой.

Читайте также:  Что такое сенсорное развитие ребенка определение

Знаем цифры «в лицо»

Понимание приходит из житейских ситуаций. Вот некоторые:

  • показываем цифру нужного этажа, просим нажать кнопку лифта;
  • показываем номер любимого канала на пульте;
  • развешиваем магнитные цифры на холодильник, называем;
  • смотрим на цифру-свечу на торте: «Сколько тебе сегодня исполняется годиков? Три!».

Учим обратный счет

Запоминаем порядок чисел, запуская в космос ракету из конструктора. Обратный отсчет до старта: «10, 9, 8…, пуск!». Устраиваем эстафету при уборке игрушек: «Десять, девять, …, один, старт!».

Играем в «Загадай желание»: на листе черного картона делаем аппликацию из 10 желтых звездочек, вырезаем 10 кружков из черного картона. Загадываем желание и накрываем звездочку картонным кружком. Пересчитываем каждый раз, когда гаснет звезда: «10, 9, 8 …».

Порядковый счет

Помимо умения считать предметы по количеству нужно научиться считать их по порядку. Ребенок должен понять, что количественный счет предметов можно начинать с любого места, а порядковый счет – строго слева направо.

Учимся называть порядковый номер

Берем флажки (кубики) разного цвета. Выстраиваем в ряд и считаем по порядку: «Первый, второй …». Спрашиваем, который флажок (кубик) красный? Который — синий? Малыш называет порядковый номер.

Считаем ступеньки в подъезде: «Первая, вторая, третья…», разглядываем машины на стоянке: «Которая машина красная? Какая по счету машина синяя?».

Спрашиваем: «Сколько у нас в доме подъездов? А мы с тобой в котором подъезде живем? Давай сосчитаем: первый, второй, третий. Мы живем в третьем подъезде».

Запоминаем, какие числа идут до и после

Играем в игру «Впиши нужное число»: выбираем последовательности из любых трех чисел первого десятка, записываем их на листе, пропуская одно в каждой тройке. Вместо пропуска можно рисовать кружок или квадратик. Например:

5 … 7; 6 … 8; 2 … 4; 7 … 9.

На столе выкладываем числовой ряд из магнитных цифр. Ребенок ищет первое число в тройке и выясняет, какое пропущено. Записывает (сам или с помощью мамы) нужное значение в кружок, проговаривает: «5, 6, 7». Скоро он сможет устно продолжать числовой ряд, начиная с любого места.

Состав числа

Изучение состава числа поможет дошкольнику понять основы сложения и вычитания и в первом классе не тратить время на счетные палочки или вычисления на пальцах. В дальнейшем умение раскладывать числа на составные части позволит решать сложные примеры в уме.

Знакомим ребенка с составом числа

Подготавливаем двухсторонние кружки из картона с синей и красной стороной. Кладем перед ребенком три кружка синей стороной верх. Спрашиваем, сколько лежит кружков, объясняем, что число «3» мы составили из одного, одного и одного, а всего у нас три кружка. Просим малыша перевернуть один кружок. Получаем один красный и два синих кружка. Просим перевернуть еще один, получаем два красных, один синий круг. Поясняем, что число «3» можно составить по-разному:

  • 1, 1, 1 – вместе 3;
  • 1 и 2 – вместе 3;
  • 2 и 1 – вместе 3.

Домики

Рисуем дом из квадрата и треугольника. Квадрат делим на две «квартиры» вертикальной линией. Поясняем ребенку, что в дом переезжают новые жильцы, хозяин указал на крыше их количество (в треугольнике пишем число). Нужно заселить две квартиры. Используем карандаши, камушки, бусины. Кладем камушки в ряд («жильцы»), считаем. Напоминаем, что столько же написано на крыше домика. В одну «квартиру» вписываем цифру (начинаем с 1), отодвигаем камушек в сторону (этого «заселили»), сколько заселяем в другую «квартиру»? Считаем, записываем. Поначалу рисуем один домик за занятие. Потом можно рисовать многоэтажный дом, на каждом «этаже» вписывать одну цифру то в левую, то в правую «квартиру», и заполнять целый дом за занятие.

Объясняем на пальцах

Числа первого десятка можно представить на пальцах рук. Показываем, что 3 – это два пальца одной руки и один палец другой, 5 — это три и два пальца и т. д. Заостряем внимание на том, что 5 – это 2 и 3, или 3 и 2, а 7 – это 3 и 4, или 4 и 3. Можно добавить, что если на руках получается одинаковое количество пальцев (4 — это 2 и 2, 6 – это 3 и 3, 8 — это 4 и 4), то эти числа мы называем четными.

Знаки равенства и неравенства

Дошкольник должен понять разницу между знаками «больше», «меньше», «равно» и уметь применить их правильно. Сначала он будет сравнивать яблоки и конфеты, оценивая их количество глазами или пересчитывая пальчиком, а в дальнейшем – решать числовые неравенства.

Сравниваем количество предметов

Кладем на два блюдца конфеты. Где больше? На сколько конфет тут больше? А где меньше?

Строим башни из кубиков. Какая выше? Почему? На сколько кубиков здесь больше?

Учим распределять предметы по размеру

Распределяем предметы от меньшего к большему (однотипные, затем разные предметы), нумеруем их по возрастанию размера, длины, веса.

Рисуем четыре яблока разного размера, располагаем вразнобой. Просим ребенка дать яблокам номера от 1 до 4, от самого маленького яблока к самому большому.

Рисуем собаку, стрекозу, мышь. Просим пронумеровать животных цифрами от 1 до 3 от самого тяжелого до самого легкого.

Переходим к знакам сравнения

Объясняем будущему школьнику смысл знаков «>», «<» и «=» так, чтобы он их не путал. Например, можно сказать, что знак «>» и «<» – это пасть голодного крокодильчика. Он любит много кушать, поэтому из двух кучек еды выберет ту, в которой еды больше. Крокодил повернется к этой кучке и откроет рот: «>». А к маленькой кучке он повернется хвостиком: «<».

Знак «=» означает, что в двух кучках еды поровну, одинаково, столько же.

Теперь знаки можно использовать не только устно, но и в письменных заданиях.

Первые математические действия в пределах 1