Развитие ребенка когда начинает говорить
Каждое новое достижение малыша – настоящий праздник для родителей, первая улыбка, первый шаг, первое слово. Молодые родители внимательно следят за общепринятыми возрастными нормами развития того или иного умения, и очень переживают, если происходят даже незначительные задержки. Когда ребенок начинает говорить позже своих сверстников – это не всегда повод для волнения, ведь каждый малыш индивидуален и имеет свой график развития.
Первое слово малыша доставляет родителям огромную радость
Когда здоровый ребенок начинает говорить
Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.
Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам приобретает навыки лепетной речи, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.
Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее сверстниц. Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата. Это не должно вызывать опасений.
К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.
Последующее речевое развитие выглядит так:
- 1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.
- 1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.
- 2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.
Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное – не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.
Что делать, чтобы ребенок начал разговаривать
Когда малыш с рождения растет в благоприятной обстановке, где все окружающие взрослые нормально общаются с ним и между собой в позитивном ключе, задержки в речевом развитии случаются реже.
Ребенок с рождения должен получать опыт словесной и тактильной коммуникации. Разговаривать с ним нужно постоянно: во время игр, купания, кормления, массажа, сборов на прогулку. Все свои действия мама и другие члены семьи должны сопровождать словами. Только так формируются и развиваются фонематический слух и восприятие – основы правильного звукопроизношения и речи.
Отклонение в речевом развитии на 6 месяцев – допустимая норма, которая не требует коррекционной работы, если нет патологических расстройств.
При общении с ребенком важно:
- говорить простыми, понятными предложениями;
- комментировать все, что происходит вокруг;
- правильно строить фразы, о себе говорить от первого лица, к ребенку обращаться на «ты»;
- в зависимости от ситуации окрашивать речь эмоционально;
- стараться поменьше сюсюкаться, особенно если ребенку уже год и больше. Сюсюканье провоцирует у ребенка коверканье тех или иных звуков в дальнейшем.
Таким образом у ребенка формируется пассивный запас слов, который в дальнейшем перейдет в активный.
В каком возрасте начинать занятия по развитию артикуляционного аппарата
Примерно к году, как только ребенок будет готов слушать, понимать и выполнять инструкцию, с ним можно начинать логопедические игры. С их помощью маленькие девочки и мальчишки не только укрепят эмоциональную связь со взрослым, но и подготовят речевой аппарат к правильному произношению звуков.
Артикуляционные игры для самых маленьких:
- кривляние перед зеркалом. Помогает изучить себя, свое лицо, свои движения и заставляет работать все мимические мышцы лица;
- движения языком, имитирующие облизывание губ. Они оттачивают навыки обращения с языком для произношения более сложных звуков;
- надувание щек;
- вытягивание языка;
- тренировка речевого выдоха с помощью надувания мыльных пузырей, сдувания легких предметов со стола и пр.
Главное правило при занятиях с детьми – хорошее настроение, одобрение со стороны взрослого.
Занятия для развития речи
В большинстве своем мальчишки и девочки очень любят слушать, как мама читает
Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен начать говорить, но и многим ранее. Сюда относятся:
- чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
- игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
- развитие крупной моторики;
- пальчиковые игры;
- игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.
Сложность занятий подбирается в соответствии с возрастом, опираясь на зону актуального и учитывая зону ближайшего развития ребенка.
Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка
Отклонение от установленных норм на полгода считается допустимым. Это может быть свидетельством индивидуальных особенностей развития ребенка и не требовать вмешательства специалистов. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.
Такая особенность может быть обусловлена:
- генетическим фактором – если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
- особенностями перинатального периода – тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
- снижением остроты слуха ребенка – обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
- недостаточным общением и отсутствием мотивации.
Если в 12 месяцев ребенок активен, общителен, здоров, слышит, воспринимает, понимает обращенную речь и выполняет просьбы родителей, то волноваться не стоит.
Советы родителям
В каком возрасте заговорит ребенок – во многом зависит от атмосферы в семье
Когда ребенок должен начать говорить, но слов от него еще не слышно, мамам и папам можно провести самостоятельную работу по наблюдению за малышом. На что следует обратить внимание:
- развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
- понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
- развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.
На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к речевой коммуникации и понять, на развитие каких навыков следует сделать акцент.
Спокойствие, положительный настрой, благоприятная атмосфера любви и понимания – главное в семье. Если ребенок молчит, а его сверстники рассказывают первые стихи, это еще не говорит о задержке. Каждый малыш развивается в своем собственном темпе, и форсировать события не нужно.
Но если речь задерживается более чем на полгода от общепринятых норм, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который проведет обследование и исключит возможные проблемы и нарушения в развитии.
Читайте далее: почему ребенок не разговаривает
Источник
Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.
Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.
Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.
Этапы развития речи ребенка
С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.
Достижения до полугода
- В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
- К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
- В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>
- Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>
Что умеет говорить малыш до 12 месяцев
- В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
- К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>
- В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год>>>
- С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.
Что говорит кроха с одного года до двух
- В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
- Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
- К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.
Что говорит ребенок на втором году жизни
- В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
- В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.
В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.
Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.
Когда малыш начнет говорить
Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.
Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.
Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.
Где стимул для развития?
Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?
Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс
«Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года»
Благодаря этому курсу, вы научитесь:
- правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
- выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
- общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».
Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!
На заметку! Чаще всего «взрыв» речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.
Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.
Когда ребенок начинает говорить мама и папа
Обычно слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово «мама» ребенок начинает в районе 10-12 месяцев.
Начинаем говорить фразами
В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.
С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом — пятом годах жизни.
Причины задержки развития речи
Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:
- Недоразвитие мускулатурной функции рта.
Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.
Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс «Азбука прикорма», где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>
Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>
Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:
- Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
- Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
- Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
- Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
- Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
- Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
- Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.
- Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
- Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите — успокоиться;
- В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
- В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
- С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.
Пять главных советов по развитию речи ребенка
Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.
Советы родителям
- Когда гуляете с крохой, говорите все что видите, показывайте ему важные объекты (школа, библиотека, магазин, детский сад). Объясняйте ребенку, что значит то или иное заведение и зачем оно нужно;
- Чаще ходите гулять в парк, сквер или на пруд при этом показывайте и рассказывайте малышу как вокруг красиво. Пусть он послушает, как поют птички, крякают уточки, как красиво посажены цветы и деревья;
- Никогда не отмахивайтесь от вопросов, которые задает кроха, а наоборот подробно и ясно отвечайте на них. Знакомя его с названием неизвестных ему предметов, говорите сразу правильное их название и объясняйте, для чего они нужны. Предложите тщательно рассмотреть, охарактеризовать его, выделить свойства. Этим вы будете учить малыша наблюдать, находить отличия;
- Знакомьте кроху с музыкой, читайте книги, сказки, учите стихи, пойте песенки. Они формируют хорошие качества такие как: честность, доброта, забота к другим людям, также приобщают к национальной культуре.
- Попросите малыша, пусть он расскажет дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться монологическая речь.
Читайте также:
- До скольки ребенка кормить ночью?
- Адаптация к детскому саду
- Как правильно гулять с ребенком?
Источник
Удивительно, но факт: у людей нет специальных органов речи. Как же тогда мы произносим слова и звуки, общаемся между собой? Для этого у нас приспособлены аппараты дыхания, жевания, глотания. Их совместная работа называется артикуляция. Вот так и получаются звуки, которые складываются в слова. Слова – в предложения. Управляется весь речевой процесс из коры головного мозга. Это и есть центральная часть нашего аппарата речи. Кстати, у левшей преимущественно в этом процессе задействована кора правого полушария, у правшей наоборот, центр речи находится слева.
Чтобы в полной объемы овладеть механизмом речи человек проходит сложный путь. И, конечно, молодых мам всегда беспокоит вопрос: «Во сколько дети начинают говорить?» Малыш заговорит ровно в том возрасте, когда он будет готов к этому. Но предварительно его речевой аппарат должен пройти долгую подготовку. Становление речи – сложный процесс. Гуление и агуканье – его самые начальные проявления. Чтобы понять, все ли у ребенка в норме в плане развития речи, необходимо знать хотя бы в общих чертах, какие здесь существуют этапы.
Первый, подготовительный, период развития речи
Первые звуки, которые издает малыш, мало похожи на речь: крик, гуление, детский лепет.
Для чего нужен крик, понятно. Таким образом малыш «говорит», что ему хочется, например, кушать или на ручки к маме. В какой-то момент кроха начинает издавать и другие звуки. Это – настоящее открытие для младенца. Сначала случайно возникают определенные позиции его губ, языка, нёба, гортани и глотки, позволяющие издавать звуки наподобие «ау». Потом малыш все лучше и лучше начинает использовать свой будущий атикуляционный аппарат, в который входят все вышеперечисленные органы. Гуление помогает крохе освоить интонации. Он копирует их из речи мамы и других людей и пытается воспроизвести в своем «разговоре». Кстати, во всем мире детки гулят одними и теми же звуками, поскольку речевой аппарат у всех малышей устроен одинаково. Даже глухие дети могут произносить подобные звуки.
Малыши активно гулят примерно до 6-8 месяцев. В полгода или чуть позже ребенок издает звуки, которые принято назвать «детский лепет». Хит парад «слов» в этом возрасте: «ма», «ба», «па», «на», «да», «ди» и прочие. Малыш уже не просто улавливает интонации из разговоров родителей и других людей. Он уже может им подражать. Все эти «ба» и «ди» означают, что малыш осваивает слоговую структуру слова и его развитие идет как положено.
Что, если малыш застрял на этапе гуления и никак не хочет сказать ни «па» ни даже «ма»? Это – повод обратиться к врачу, чтобы проверить слух ребенка.
Второй этап развития речи
Примерно с 8-9-ти месяцев кроха уже начинает понимать связь слова с предметом или явлением, которое оно обозначает. Спросите карапуза: «Где папа?» и он посмотрит в сторону отца или даже покажет пальчиком. Сколько радости при этом на детском личике! Еще бы, он может участвовать в общении почти как большой.
Интонации становятся всё разнообразие. Малыш может порадоваться: «А-а-а!» или проявить недовольство: «У-у-у!» (или наоборот). В этом возрасте малыш непросто произносит слоги, а многократно повторяет их: «ди-ди-ди», «бю-бю-бю». Из этих наборов звуков в его мышлении складываются слова.
К 12-ти месяцам ребенок уже может произносить слова по принципу повторения звуков (звукоподражания): «ав-ав» − собачка, «ми-ми» − кошка, «би-би» − машина и т.д.
Третий этап развития речи
С года малыш вступает в третий этап развития речи. Кроха уже понимает слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Он уже знает значения многих слов. Может выполнять простейшие поручения: посмотри в окошко, дай мишку, посади куклу на стульчик. Его постоянно интересуют новые предметы. Наверняка, многие мамы замечают, что в этом возрасте малыш беспрестанно тянется пальчиком к разным предметам, настойчиво требуя маму назвать, как называется заинтересовавшая его вещь.
Карапуз знает гораздо больше, чем может сказать. К полутора годам ребенок способен активно использовать около 30 слов. Его пассивный словарный запас во много раз шире.
В норме малыш начинает говорить в возрасте от 14 до 18 месяцев. Интересное наблюдение: девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков.
На этом этапе часто даже маме сложно понять, что хочет сказать малыш. Он может произносить слова так, что их сложно разобрать. Но со временем его мастерство отточится.
После двух лет процесс становления речи малыша идет очень быстрыми темпами:
- В 2-2,5 года ребенок обладает большим активным словарным запасом: примерно 300 слов.
- В возрасте от 2-х до 3-х лет ребенок начинает строить относительно сложные фразы, использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Примерно после 2,5 лет малыш ловко вплетает в речь не только предлоги, но и причастия.
- К 3-м годам кроха уже оперирует соединительными союзами и местоимениями.
В этом возрасте про малыша уже можно точно сказать: «Умеет говорить». Однако процесс становления речи на этом не завершается. Начинается самое интересное: малыш активно использует этот инструмент в жизни. Период 4-5 лет – возраст маленьких «почемучек». Кажется, что они болтают без умолка и постоянно задают вопросы. Это не простое любопытство, а стремление к развитию. Ни в коем случае нельзя игнорировать бесконечные «почему» и «отчего». Нужно терпеливо отвечать на все вопросы, даже если с нашей, взрослой, колокольни они кажутся глупыми.
Чем больше мама разговаривает со своим малышом с самого раннего возраста и чем меньше сюсюкает, тем раньше и правильнее заговорит ребенок.
Источник