Исследования последний лет и наблюдения за деятельностью педагогов ДОУ убедительно доказывают, что «эффективность полноценного развития ребенка связана с освоением им позиции субъекта деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие дошкольника, оформляется у него новое психическое образование – ценностность, которая определяет его самореализацию как субъекта в той или иной деятельности» [35]. На практике во многих образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов детской деятельности. Модель субъект-субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: воспитатели слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития.

Остановимся на характеристике дошкольника как субъекте доступной трудовой деятельности.

Самостоятельность детей в доступной для них деятельности ближе к шести годам и старше приобретает новую качественную характеристику – творческий характер. Ребенок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных видах труда. Это позволяет сделать вывод о том, что ребенок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда). Особая заслуга в разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М.В. Крулехт [34; 35]. По ее мнению, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда.

Ведущим условием овладения ребенком позицией субъекта является проявление трудовой активности, основными элементами которой в старшем дошкольном возрасте выступают: инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатами [57].

Анализ психологической литературы показывает, что активность личности дошкольника в любом виде деятельности, в том числе и трудовой, постепенно качественно развивается от уровня копирующей или воспроизводящей, к уровню исполнительской, а затем к уровню творческой деятельности.

В чем сущность воспроизводящей активности? На основе прямого контакта со взрослым, подражания ему, ребенок перенимает опыт действий.

Воспроизводящая, или копирующая, активность удовлетворяет потребность ребенка действовать, испытывать радость от совершаемых действий. Подобного рода активность обогащает ребенка элементарными практическими умениями на основе контакта со взрослым. Взрослый показывает ребенку действия, стремится вызвать интерес к ним. Ребенок стремится к этому контакту потому, что от взрослого он перенимает опыт действий. Отсюда педагогический вывод: взрослые должны дать эталон, который бы дети могли воспроизвести.

Подражание является важным этапом в психологической подготовке ребенка к самостоятельности…

Конец ознакомительного фрагмента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.