Развитие ребенка как созревание развертывание наследственных данных это

Теории нативизма — теории психического развития, общим для которых является определение характеристик и особенностей зрелой личности как изначально предопределенных с момента зачатия. Теории нативизма и эмпиризма, в первую очередь, являются философскими теориями, но на них основе созданы психологические теории, объясняющие психологическое развитие личности. Общим для данных теорий личностного развития является определение наследственности как главной движущей силы и единственной детерминанты развития. Одно из главных отличий теорий нативизма от теорий эмпиризма в психологии заключается в определении степени влияния среды на психическое развитие.

Теории преформизма[править | править код]

Согласно концепции преформизма, свойства и характеристики индивида предопределены изначально в клетках зародыша и заданы с момента зачатия[1].

Для ранней теории преформизма XVIII в. характерно использование понятия «гомункулус». Используя данную метафору, представители направления подчеркивали, что сформированная зрелая личность вырастает из маленького человека, полностью сформированного в момент зачатия, путём количественного изменения с течением времени.
Позже сторонники данной теории отошли от такого буквального понимания наследственности и передачи личностных характеристик.

Развитие стало рассматриваться как «генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных свойств»[2]. А наследственность стала рассматриваться как способ специфического кодирования персональной информации.

Современная критика теорий данной группы направлена на излишнюю биологизацию теории: онтогенетическое развитие человека качественно отличается от развития животного. Одним из важных отличий является самостоятельная активность ребёнка при обучении и развитии. Также требуется пересмотр роли среды для личностного и психического развития, поскольку среда создаёт условия для реализации генетической программы, тем самым оказывая качественное влияние на проявление наследственных признаков.

Положения теорий преформизма могут частично объяснить закономерности пренатального развития. Поскольку изначально теория создавалась для объяснения особенностей постнатального развития, на данный момент времени теории преформизм, главным образом, имеют историческое значение.

Теория рекапитуляции[править | править код]

По мнению Г. С. Холла, основателя теории рекапитуляции, “онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза, потом антропогенеза и, наконец — социогенеза. В соответствии с данным утверждением, по теории рекапитуляции, при онтогенезе происходит быстрое повторение эволюции видов.

Данная психологическая концепция основывается на работах Ч. Дарвина, Э. Геккеля.

При более детальном изучении было выявлено, что онтогенез необходимо рассматривать с учетом происходящих изменений внутренних структур. Для эмбриогенеза с течением времени также характерны трансформации, связанные с перестройкой последовательности и динамики закладывания внутренних органов и психологических структур.[3]

Представители идей эмпиризма успешно экспериментально подтверждали, что поведение, привычки и склонности у ребёнка формируются в результате научения. Например, эксперименты научения подтверждали гипотезу о врождённом отсутствии страхов, хотя в соответствии с положениями теории рекапитуляции в определенном возрасте ребёнок должен, повторяя за предками, бояться воды, огня, грозы.

Л. С. Выготский считал, что следует разделять филогенез, онтогенез и социогенез в связи с принципиально важными особенностями человека от животных. Также, по его мнению, наследственность не способна строго детерминировать этапы психологического развития, и роль воспитания и обучения важна для формирования личности.[4]

В. И. Вернадский подчеркивал, что среда животных и человека качественно различается, поскольку человек сам создаёт особую среду обитания — ноосферу.
[5]

С. Л. Рубинштейн[6] провёл собственный сравнительный анализ повторения исторического и индивидуального развития. По его мнению, человеческое общество продуцирует культуру, когда как ребёнок созидает культурные средства и присваивает их. Также между развитием ребёнком и общества есть существенные различия в условиях морфофизиологических особенностей, речи, труда, преемственности поколений. Найденные теорией рекапитуляции сходства социогенеза и онтогенеза С. Л. Рубинштейн объясняет как последствие очевидной логики перехода от простого к сложному: ребенок постепенно увеличивает уровень сложности присваиваемого культурного опыта так же, как он изначально создавался по мере усложнения.

Положения теории рекапитуляции на данный момент развития науки представляют, в большей степени, историческую ценность.

Идея о существовании параллелей между индивидуальным развитием и социогенезом в будущем получила развитие в работах З.Фрейда, А. Гезелла, Ж. Пиаже, Э. Эриксона.

Теория рекапитуляции перекликается с системой «свободного воспитания» Д.Дьюи и М.Монтессори. В соответствии с принципами данной воспитательной системы ребёнок занимается творчеством, повторяя этапы развития человеческой деятельности. Особенностью данной воспитательной системы является сторонняя позиция воспитателя и принцип невмешательства в развитие ребёнка. Ребёнку предъявляются такие виды активности, с которыми сталкивались человеческие предки в течение исторического времени. Все это связано с желанием предоставить ребёнку возможность пройти извилистый путь эволюционного развития коротким способом с высокой степенью свободы самовыражения.

Периодизация возрастного развития В.Штерна[править | править код]

Согласно теории В.Штерна[7] каждому возрастному периоду развития соответствует историческая эпоха. Так В.Штерн выделяет шесть стадий в возрастной периодизации ребёнка:

  1. На первой стадии психика ребёнок соответствует уровню млекопитающих. Стадия длится первые полгода жизни младенца.
  2. На второй стадии ребёнок начинает овладевать локомоцией и речью, что эволюционно соотносится с уровнем развития высших приматов. Стадия занимает второе полугодие младенца.
  3. На третьей стадии ребёнок обучается прямохождению и сочетанием его с прежними навыками. В.Штерн называет данную стадию «вступлением в эру человеческой истории». Стадия занимает второй и третий год жизни малыша.
  4. Четвёртая стадия является «возрастом игры и сказок» с 3 лет до 6-7 лет. На этом этапе главным образом развивается воображение и фантазия. Данная стадия согласуется с периодом раннего детства, по периодизации Д. Б. Эльконина, во время которого ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра.
  5. На пятой стадии, по мнению В.Штерна, ребёнок, главным образом, овладевает различными ремёслами и занятиями. Стадия соответствует младшему школьному возрасту и сравнивается с периодом человеческой истории, для которого было характерны занятия традиционным ручным трудом.
  6. Периодизация В.Штерна заканчивается шестой стадией, которая соответствует подростковому возрасту и соотносится с историей Средних веков. Данное сочетание обусловлено тем, что в данном возрасте для восприятия окружающего мира и социальных взаимоотношений личности характерна прямая дихотомия «чёрное-белое», «плохое-хорошее», а не критическая оценка на основании всестороннего анализа.
Читайте также:  Центр развития ребенка в кургане

Теории созревания[править | править код]

В рамках теорий созревания[8] развитие рассматривается как процесс, связанный с биологической готовностью морфологических структур мозга. Новые психологические функции развертываются только после того, как биологическая основа созрела и готова предоставить субстрат, на основании которого будет функционировать новое. За каждой морфологической структурой однозначно закреплена определённая психическая функция. Наследственность обеспечивает определенную генетическую программу, в соответствии с которой происходит последовательное созревание морфологических предпосылок для успешного функционирования психологической структуры. Таким образом, развитие в рамках данных теорий рассматривается как эндогенный процесс.

Данные теории отличаются от прочих теорий нативизма тем, что наследственность не определяет все психологическое развитие, а отвечает только за процессы созревания биологических структур нервной системы.

К 1960-ым годам появилось понимание о средовых влияниях на созревание биологических структур. А.Гезелл как один из представителей данного направления рассматривает роль среды как пускового механизма биологически определенного процесса развития.[9]

Представителями теорий созревания являются А.Гезелл, Д.Фодор[10], Н.Хомский.

Нейропсихологи критикуют данные теории из-за положения однозначного закрепления ВПФ относительно морфологических структур. Сейчас уже доказана системная синхронизированная работа участков ЦНС, тем самым положение об однозначном детерминировании структуры и функции опровергается. Также критике подвергается однонаправленные отношения между биологическим субстратом и психической функцией. Для теорий характерно приуменьшение степени влияния активности субъекта, что требует пересмотра.

Теория до сих пор в житейском сознании широко распространена, однако с научной точки зрения только теория речевого онтогенез Н.Хомского обладает практическим значением.

Теория речевого онтогенеза Н.Хомского[править | править код]

Овладение фразовой речью невозможно объяснить механизмом подражания ребёнка речи взрослого. В связи с этим Н.Хомский[11] сформулировал положение о существовании врожденных лингвистических структур.

Лингвистические структуры не связаны с конкретным языком. Они представляют собой модели, связанные с синтаксисом и грамматикой высокого уровня обобщения.

Актуализируются к концу первого года жизни, данный процесс связан с созреванием речевых зон больших полушарий. Период созревания данных речевых зон происходит от 1 года до 3 лет жизни, в данный сензитивный период происходит качественный скачок в речевом развитии ребёнка.

Наследственность определяет стадии и конечный результат процесса овладевания речью.

Среда в данном случае является пусковым механизмом для активизации лингвистических структур, поскольку при отсутствии языковой среды, в которую помещён ребёнок возраста 1-3 лет, лингвистические структуры впоследствии не развиваются настолько эффективно. Также среда обеспечивает ребёнка языковыми стимулами, возникает языковая избирательность и ребёнок адаптируется к одному языку и теряет чувствительность к остальным языкам.

Теория трёх ступеней К.Бюлера[править | править код]

Согласно положениям теории рекапитуляции психологическое формирование ребёнка является повторением развития животных предков человека. Таким образом, К.Бюлер[3] говорит о том, что развитие поведения ребёнка трехступенчато и проходит следующие стадии: инстинкт, дрессура, интеллект — так же, как поведение животных.

Согласно положениям теории созревания переход от стадии к стадии К.Бюлер объясняет морфологической зрелостью биологических структур ЦНС.

  • Инстинкт является врожденной видовой реакцией, адаптивной для узкого круга ситуаций. Характерна для младенца возраста до 6 месяцев.
  • Навыки /Дрессура возникают в результате научения и адаптивно для чуть более широкого круга ситуаций. Данная стадия характерна для младенца от 6 месяцев до 1 года.
  • Интеллект является высшей формой поведения. Возникает при внезапном постижении сущности проблемной ситуации, например, как инсайт. Ребёнок достигает данную стадию около 1 года жизни и старше. Интеллект ребёнка до 3 лет К.Бюлер определяет на таком же уровне, как интеллект шимпанзе, в связи с этим возраст 1-3 года является в данной периодизации шимпанзеподобным.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. — Айрис-Пресс Москва, 2005. — 240 с.
  2. ↑ Кручинин В. А., Комарова Н. Ф. Психология развития и возрастная психология. — 2008.
  3. 1 2 Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
  4. ↑ Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Собр. соч.: В 6 т. Т. l.M.,1982.
  5. Вернадский В. И. «Несколько слов о ноосфере» Архивная копия от 19 февраля 2018 на Wayback Machine // Успехи современной биологии. 1944. №. 18. Вып. 2. С. 113—120 (переиздано в Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / Отв. ред. А. Л. Яншин. — М.: Наука, 1991.)
  6. ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1987.
  7. ↑ Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1922.
  8. ↑ Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология: конспект лекций. — Litres, 2018.
  9. ↑ Гезелл А. Педология раннего возраста. М.,1932
  10. ↑ Fodor J.A. The modularity of mind. Cambridge, MA, 1983.
  11. ↑ Chomsky N. Knowledge of Language: Its nature, origins and use. N.Y 1986.

Источник

Áèîãåíåòè÷åñêèå êîíöåïöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è åå çíà÷åíèå äëÿ ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ.
Îí îáúåäèíÿåò áîëüøå êîë-âî êîíöåïöèè: Ïðèçíàíèå ïðèìàòà íàñëåäñòâåííîãî ôàêòîðà â ðàçâèòèè.  Ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì Âûãîòñêèé ÷èòàë ÷òî ïðåäñòàâèòåëè ýòîãî ïîäõîäà ðàññìàòðèâàþò ðàçâèòèå êàê ðåôîðìèðîâàííûå ò.å. çàäàííûå íàïåðåä.
Êîíöåïöèÿ ðåêàïèòóëÿöèè  Ñòåíëè Õîëëà: Ðåáåíîê â ñâîåì ðàçâèòèè êðàòêî ïîâòîðÿåò ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà. Ýòî ïåðåíåñåíî íà ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïî÷âó áèîãåíåòè÷åñêîãî çàêîíà ñôîðìèðîâàííîãî Ãåêêåëåì â îòíîøåíèè ýìáðèîãåíåçà. Çâó÷èò: «Îíòîãåíåç åñòü êðàòêîå è áûñòðîå ïîâòîðåíèå ôèëîãåíåçà».  Êðèòèêà: Ðóáèíøòåéò – íåëüçÿ ñðàâíèâàòü ñîçðåâàíèå èíäèâèäà ñ ñîçðåâøèì.  Ïîëîæèòåëüíîå – Ýòî ïåðâàÿ òåîðåòè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ è ïîïûòêà ïîêàçàòü, ÷òî ìåæäó èñòîðè÷åñêèì è èíäèâèäóàëüíûì ðàçâèòèåì åñòü ñâÿçü.
Êîíöåïöèÿ Àíðè Ãåçåëëà: Ïîëîæèòåëüíîå – Îí îñíîâîïîëîæíèê íîðìàòèâíîãî ïîäõîäà ê èññëåäîâàíèþ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Èçîáðåë ëîíãèòþä (èçó÷åíèå îäíîé è òîé æå ãðóïïû ëþäåé íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè),  Ñîçäàë ôåíîìåíîëîãèþ ðàçâèòèÿ î ðîæäåíèÿ äî 16 ëåò. Îí ðàçðàáîòàë ïðàêòè÷åñêóþ ñèñòåìó äèàãíîñòèêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî 16, êîòîðàÿ áàçèðîâàëàñü íà ñèñòåìàòè÷åñêèõ ñðàâíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ íîðìû è ïàòîëîãèè ñ ïîìîùüþ êèíî è ôîòî- ðåãèñòðàöèè âîçðàñòíûõ èçìåíåíèé ìîòîðèêè, îáùåíèÿ, ðå÷è è ò.ä. 
Êðèòèêà – îí îãðàíè÷èëñÿ ÷èñòî êîëè÷åñòâåííûì èçó÷åíèåì ñâîäÿ ðàçâèòèå ê « ïðèðîñòó ïîâåäåíèÿ». Âûãîòñêèé íàçâàë êîíöåïöèþ Ãåçåëëà òåîðèåé ýìïèðè÷åñêîãî ýâîëþöèîíèçìà, êîòîðàÿ ðàññìàòðèâàåò ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, êàê ðàçíîâèäíîñòü áèîëîãè÷åñêîãî, êàê ïðèñïîñîáëåííîñòü ê ñðåäå.
Êîíöåïöèÿ Êàðëà Áþëëåðà: (êîíöåïöèÿ 3-õ ñòóïåíåé ðàçâèòèÿ).  Ïîëîæèòåëüíîå – Ïîïûòàëèñü ðàññìîòðåòü êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. 1ñòàäèÿ – èíñòèíêò, 2ñòàäèÿ – äðåññóðà (íàâûê), 3ñòàäèÿ – èíòåëëåêò. Ýâîëþöèþ ðàçâèòèÿ îí ñâÿçûâàë ñ ïåðåìåùåíèåì, ïåðåæèâàíèåì óäîâîëüñòâèÿ ñ êîíöà äåéñòâèÿ íà íà÷àëî.
Êðèòèêà: Âûãîòñêèé – Áþëëåð îòîæäåñòâëÿë ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñî ñòóïåíÿìè ðàçâèòèÿ æèâîòíîãî. Èãíîðèðîâàë ïðèíöèïû ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Êîíöåïöèÿ êîðâåðãåíöèè (òåîðèÿ 2-õ ôàêòîðîâ) Øòåðí: Íàñëåäñòâåííàÿ îäàðåííîñòü (ñî÷åòàíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ ñïîñîáíîñòåé (èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà, îò êîòîðûõ çàâèñèò óñïåøíîñòü âûïîëíåíèÿ äåÿòåëüíîñòè)) è ñðåäà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ýòî ðåçóëüòàò êîðâåðãåíöèè âíóòðåííèõ çàäàòêîâ (íàñëåäñòâåííî çàêðåïëåííûå ïðåäïîñûëêè) è âíåøíèõ óñëîâèé. Îí âñå òàêè îòäàâàë ïðåäïî÷òåíèå ôàêòîðàì íàñëåäñòâåííîñòè.
Ïèàæå  «ãåíåòè÷åñêàÿ ýïèñòåìîëîãèÿ» (íàóêà î ïðîèñõîæäåíèè è ðàçâèòèè ðàçëè÷íûõ ìåõàíèçìîâ, ôîðì è ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ è ïîçíàíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè): íå äåëàë  óïîð íà ôàêòîð íàñëåäñòâåííîñòè, íî ó íåãî èäåÿ ðåôîðìèñòà. Îí îñíîâàòåëü æåíåâñêîé øêîëû. Èññëåäîâàë èíòåëëåêò îò ðîæäåíèÿ äî 16 ëåò. Èíòåëëåêò ôîðìèðóåòñÿ ïðè æèçíè áëàãîäàðÿ äåéñòâèþ ðåáåíêà ñ ïðåäìåòàìè. Îí ñîçäàë ìåòîäû êëèíè÷åñêîé áåñåäû – ïðèåì îñíîâàí íà ôèêñàöèè íå âíåøíèõ îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ, à âñêðûòèÿ óìñòâåííûõ ïðîöåññîâ êîòîðûìè ðóêîâîäèò ïîâåäåíèå. Ãëàâíîå åãî îòêðûòèå  – ýãîöåíòðèçì.
1 Ýòàï – îòêðûòèå äåòñêîãî ýãîöåíòðèçìà – öåíòðàëüíûå îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ðåáåíêà åãî ñêðûòàÿ óìñòâåííàÿ ïîçèöèÿ (îò 2-3 äî 8 ëåò). Ñàìîå ÿðêîå ïðîÿâëåíèå ýãîöåíòðèçìà «ðåàëèçì». Îí ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê ðàññìàòðèâàåò ïðåäìåòû òàêèìè êàêèìè íî èõ âîñïðèíèìàåò, áåç ëîãèêè âíóòðåííèõ îòíîøåíèé.
Ðåàëèçì èìååò 3 ïðîÿâëåíèÿ: 1. Íåðàçäåëåíèå ñóáúåêòà è îáúåêòà- ñìåøèâàåò îáúåêòèâíûé ìèð  è ñîå ïðåäñòàâëåíèå î íåì.
2. Ñ÷èòàåò ñâîå òî÷êó çðåíèÿ åäèíñòâåííîé.
3. Èñïîëüçóåò ïîíÿòèÿ «áîëüøîé» «òÿæåëûé» êàê àáñîëþòíûå áåç òî÷êè èçìåðåíèÿ.    Ðàçâèòèå ðåáåíêà èäåò ïî ëèíèè äåöåíòðàöèè â ðåçóëüòàòå ÷åãî ðåáåíîê íà÷èíàåò ðàçäåëÿòü ÿâëåíèÿ ìèðà è ñâîè âïå÷àòëåíèÿ. Íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü êîëè÷åñòâåííîå ïîëå.  Ïî ìèìî ðåàëèçìà ýãîöåíòðèçì äåòåé ïðîÿâëÿåòñÿ â òàêèõ îñîáåííîñòÿõ êàê:
1) òåíäåíöèÿ ñâÿçûâàòü âñå ñî âñåì 2) îòñóòñòâèå ñâÿçè ìåæäó ñóæäåíèÿìè 3) Íå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðîòèâîðå÷èþ.
 Ïîëîæèòåëüíîå – Îòêðûòèå ýãîöåíòðèçìà ïîêàçàëî ÷òî âíåøíèé ìèð íå äåéñòâóåò íà óì ñóáúåêòà, à íàøè çíàíèÿ î ìèðå íå ïðîñòî îòïå÷àòîê âíåøíèõ ñîáûòèé. Ìûøëåíèå ðåáåíêà îòëè÷àåòñÿ îò ìûøëåíèÿ âçðîñëîãî íå äîñòàòêîì çíàíèé, à êà÷åñòâåííîé óìñòâåííîé ïîçèöèåé. 
Êðèòèêà – Îí ñ÷èòàë ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà äåöåíòðèðóåòñÿ  ñ íåîáõîäèìîñòüþ (âçðîñëûé íè÷åãî íå ìåíÿåò).
2 ýòàï – Ýòàïû ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà.  Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ Ïèàæå: îí âèäåë öåëü ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà è âñåãî æèâîãî â  ïðîöåññå – ýòî àäàïòàöèÿ ê ñðåäå – ýòî àäàïòèâíûé ïðîöåññ. Àññèìèëÿöèÿ – èçìåíåíèÿ ñðåäû â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè. Àêêîìîäàöèÿ – èçìåíåíèå ñîáñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî ñ òðåáîâàíèÿìè ñðåäû. 1) ýòàï Ñåíñîìîòîðíûé èíòåëëåêò – àäàïòàöèÿ ïðåäìåòà ñðåäû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñðåäñòâîì âíåøíèõ ìàòåðèàëüíûõ äåéñòâèé, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ðàçâåðíóòî è ïîñëåäîâàòåëüíî. Ïîëîæèòåëüíîå – Îí ðàññìàòðèâàë â êà÷åñòâå ýëåìåíòà ïñèõè÷åñêîé æèçíè íå îùóùåíèÿ, à äåéñòâèÿ. (ìûñëü áûëà âíåøíèì ïðåäìåòíûì äåéñòâèåì) 2) ýòàï  Êîíêðåòíûõ îïåðàöèé ñ 2-3 äî 10-12 ëåò. 1 ïîäýòàï – ïðåäîïåðàòîðíûé èíòåëëåêò ñ 2-3 äî 7-8 ëåò Âíåøíèå ìàòåðèàëüíûå äåéñòâèÿ áëàãîäàðÿ ïîâòîðåíèþ â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ ñõåìàòèçèðóþòñÿ è ñ ïîìîùüþ ñèìâîëè÷åñêèõ ñðåäñòâ (ýìèòàöèÿ, èãðà, ðå÷ü) ïåðåíîñÿòñÿ âî âíóòðåííèé ïëàí.2ïîäýòàï – Êîíêðåòíàÿ îïåðàöèÿ ñ 8-9 äî 10-12 ëåò Òåðìèí îïåðàöèè 4 òðåáîâàíèÿ: Ýòî âíóòðåííåå äåéñòâèå êîòîðîå êîãäà-òî áûëî âíåøíèì; âíåøíèå äåéñòâèÿ îò êîòîðîãî áåðóò ñâîå ïðîèñõîæäåíèå îïåðàöèè ýòî íå ëþáûå äåéñòâèÿ à äåéñòâèÿ òèïà ñåðèàöèè, ñèñòåìàòèçàöèè, ðàçëîæåíèÿ ïî êëàññàì; îïåðàöèè ïîä÷èíÿþòñÿ ïðèçíàêó îáðàòèìîñòè – ýòî çíà÷èò ÷òî äëÿ êàæäîé îïåðàöèè ñóùåñòâóåò îáðàòíàÿ åé, âîññòàíàâëèâàþùàÿ èñõîäíîå ïîëîæåíèå; ñêîîðäèíèðîâàííîñòü ñèñòåìû- îïåðàöèè íå ñóùåñòâóþò ñàìè ïî ñåáå, íî â âèäå ñèñòåì îïåðàöèé – ãðóïïèðîâêè.
3 ýòàï: ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé îò 11-12 äî 13-14 ëåò. Èíòåëëåêò íà÷èíàåò ïîëíîñòüþ ïîä÷èíÿòüñÿ çàêîíàì ôîðìàëüíîé ëîãèêè, ðåáåíîê âûäâèãàåò ãèïîòåçû, èñïîëüçóåò äåäóêöèþ, êîìáèíàöèþ, ïðîïîðöèè; ìûñëèò èäåÿìè, ïîíÿòèÿìè, ñóæäåíèÿìè.
Êðèòèêà – Ïèàæå ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê ïðîéäåò âñå ýòè ñòàäèè áåç ïðîáëåì. Ïîëîæèòåëüíîå – îí ïîëàãàë, ÷òî ðàçâèòèå èíòåëëåêòà èäåò íå ïî ëèíèè ðàçâèòèÿ çíàíèé, à ïî êà÷åñòâó.
Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ – âíóòðè èíäèâèäà. Ôîðìà ðàçâèòèÿ – ïðèñïîñîáëåíèå.  Ñïåöèôèêà ðàçâèòèÿ – ðåêàïèòóëÿöèÿ. ×åëîâåê êàê ëè÷íîñòü ïîñòîÿííî ñîâåðøåíñòâóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ. Äâèæóùèå ñèëû – ïðåôîðìèçì èëè êîãíèòèâàöèÿ 2-õ ôàêòîðîâ.   Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè øêîëà Âûãîòñêîãî: Ýëüêîíèí, Áîæîâè÷, Ëåîíòüåâ, Ãàëüïåðèí, Äàâûäîâ. Îíè ðàññìàòðèâàëè õîä äåòñêîãî ðàçâèòèÿ îò ñîöèàëüíîãî ê èíäèâèäóàëüíîìó.  Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ – ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìîçãà (íàáîð çàäàòêîâ) è îáùåíèÿ. Èñòî÷íèêè ðàçâèòèÿ –  âíå èíäèâèäà (ñðåäà).Ôîðìû ðàçâèòèÿ – ïðèñâîåíèå. Ñïåöèôèêà ðàçâèòèÿ – ðàçâèòèå ïîä÷èíåíî äåéñòâèþ îáùåñòâåííî èñòîðè÷åñêèõ çàêîíîâ. Äâèæóùèå ñèëû ðàçâèòèÿ – îáó÷åíèå è äåÿòåëüíîñòü.
Äâèæóùèå ñèëû  ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ – ýòî ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó ïîòðåáíîñòÿìè ëè÷íîñòè è âíåøíèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè, ìåæäó åå âîçðîñøèìè ôèçè÷åñêèìè ñïîñîáíîñòÿìè, äóõîâíûìè çàïðîñàìè è ñòàðûìè ôîðìàìè äåÿòåëüíîñòè. Ìåæäó íîâûìè ôîðìàìè äåÿòåëüíîñòè  íåñôîðìèðîâàííûìè óìåíèÿìè è íàâûêàìè.
Ïðîòèâîðå÷èå âñåãäà ðåøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì áîëåå ãëóáîêîãî óðîâíÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Óäîâëåòâîðåííàÿ ïîòðåáíîñòü –  ðîæäàåò íîâóþ, íåóäîâëåòâîðåííàÿ – òîðìîçèò ðàçâèòèå, íå ïîðîæäàåò íîâûõ ïîòðåáíîñòåé, íå ìîòèâèðóåò áîëåå ñëîæíóþ äåÿòåëüíîñòü.
Îáùåå äâèæåíèå ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ñîîòíîøåíèå âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé è âíóòðåííèõ óñëîâèé ñîçðåâàíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ñîòðóäíè÷åñòâî ðåáåíêà ñ âçðîñëûìè, ñîçäàþùèìè åìó çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ. Âçðîñëûé ÿâëÿåòñÿ ïðîìåæóòî÷íûì çâåíîì ìåæäó ðåáåíêîì è îáùåñòâîì.
Ñóòü äâèæóùèõ ñèë ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ÷åòêî ïðåäñòàâëåíà â âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè Ýëüêîíèíà Ä.Á.
 îñíîâå ïåðèîäèçàöèè ëåæèò çàêîíîìåðíàÿ ñìåíà äâóõ òèïîâ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè. Ïåðâûé òèï – äåÿòåëüíîñòü, âíóòðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò îðèåíòàöèÿ è îñâîåíèå çàäà÷, ìîòèâîâ è íîðì îòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè. Âòîðîé òèï – äåÿòåëüíîñòü, âíóòðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûõ ñïîñîáîâ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè òå èëè èíûå ñòîðîíû. Ýòè òèïû äåÿòåëüíîñòè ìåíÿþò äðóã äðóãà.
 Ïåðèîäèçàöèÿ Ýëüêîíèíà: 1. Ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò (0-1 ãîä). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, îñíîâíîå ðàçâèòèå –  ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè; 2. Ðàííåå äåòñòâî (1-3). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîå, îñíîâíîå – ðàçâèòèå ðå÷è è íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî ìûøëåíèÿ; 3. Äîøêîëüíûé âîçðàñò (3-7). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ðîëåâàÿ èãðà, îñíîâíîå  – ñòðåìëåíèå ê îáùåñòâåííîé çíà÷èìîñòè; 4. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò (7-11). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ó÷åíèå, îñíîâíîå – ïðîèçâîëüíîñòü ïñèõè÷åñêèõ ÿâëåíèé; 5. Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (11-15). Âåäóùåå ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòü – îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, îñíîâíîå – ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè, ñòðåìëåíèå ê âçðîñëîñòè; 6. Ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò (15-17). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ó÷åáíî-ïðîôåññèîíàëüíàÿ,  îñíîâíîå – ìèðîâîççðåíèå, ïðîôåññèîíàëüíûå èíòåðåñû.
 
Ë.Ñ. Âûãîòñêèé àâòîð «êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé òåîðèè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ÷åëîâåêà» ïîêàçàë ÷òî ó ÷åëîâåêà â ïðîöåññå ýâîëþöèè âîçíèêàåò îñîáûé âèä ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êîòîðûå ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþò ó æèâîòíûõ, è íàçâàë èõ:  Âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè – ïðîèçâîëüíàÿ ïàìÿòü, ñëîâåñíî ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå, ðå÷ü…
 ðàññóæäåíèè Âûãîòñêîãî 3 ÷àñòè:
1÷àñòü. ×åëîâåê è ïðèðîäà – äâà îñíîâíûõ ïîëîæåíèÿ:
1) ïðè ïåðåõîäå îò æèâîòíîãî ê ÷åëîâåêó ïðîèçîøëî èçìåíåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñóáúåêòà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé.
 2) ×åëîâåê äåéñòâóåò è èçìåíÿåò ïðèðîäó ñ ïîìîùüþ îðóäèé òðóäà.
2 ÷àñòü. ×åëîâåê è åãî ñîáñòâåííàÿ ïñèõèêà:
1) ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ îâëàäåâàòü ñîáñòâåííîé ïñèõèêîé ò.å. ïîÿâèëèñü âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè (ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå, ïðîèçâîëüíàÿ ïàìÿòü, ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå).
2) ×åëîâåê îâëàäåë ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì ñ ïîìîùüþ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îðóäèé – çíàêîâ. ×åëîâåê ââîäèò äîïîëíèòåëüíûå ñòèìóëû íå èìåþùèå ñâÿçè ñ ñèòóàöèåé – èñêóññòâåííûå çíàêè – îïîñðåäîâàííîñòü.
3 ÷àñòü. Ãåíåòè÷åñêèå àñïåêòû: Òðóä ñîçäàë ÷åëîâåêà, ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî òðóäà ïîðîäèë ðå÷ü. Ïðåâðàùåíèå èíòåðàïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà (ìåæëè÷íîñòíûé)  â èíòðàïñèõîëîãè÷åñêèé (ñ ñàìèì ñîáîé)  îí íàçâàë ïðîöåññîì èíòåðèîðèçàöèè – ýòî ïðåâðàùåíèå èç âíåøíåé ôîðìû âî âíóòðåííþþ. Âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè îòëè÷àþòñÿ îò íèçøèõ èëè åñòåñòâåííûõ ôóíêöèé æèâîòíûõ ïî ñâîèì ñâîéñòâàì,  ñòðîåíèþ, ïðîèñõîæäåíèþ: ïðîèçâîëüíû, îïîñðåäîâàíû, ñîöèàëüíû.
Ïî ìíåíèþ Âûãîòñêîãî, äëÿ íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî  ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îáó÷åíèå äîëæíî âñåãäà èäòè íåñêîëüêî âïåðåäè åãî ñîáñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé.
Îáó÷åíèå íàèáîëåå ýôôåêòèâíî òîãäà, êîãäà îíî ñîçäàåò «áëèæàéøóþ çîíó ðàçâèòèÿ» – ýòî ðàçíèöà ìåæäó òåì, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò äåëàòü ñàì è ÷òî òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî.
Êëþ÷åâîé õàðàêòåðèñòèêîé ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà îí ñ÷èòàë «ñîöèàëüíóþ ñèòóàöèþ ðàçâèòèÿ», ò.å. ìåñòî ðåáåíêà â ñèñòåìå îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, âåäóùóþ äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è íîâîîáðàçîâàíèÿ (âîçðàñòíûå «ïðèáàâêè») â ñôåðå ñîçíàíèÿ è ëè÷íîñòè.
Ïðîöåññ ïåðåõîäà  îò îäíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäïîëàãàåò ãëóáîêîå ïðåîáðàçîâàíèå âñåõ ýòèõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ è ìîæåò  ñîïðîâîæäàòüñÿ áîëåå èëè ìåíåå âûðàæåííûìè êîíôëèêòàìè è ïðîòèâîðå÷èÿìè – âîçðàñòíûìè êðèçèñàìè.
Êðèçèñíûå è ñòàáèëüíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ÷åðåäóþòñÿ. Ïîýòîìó âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ Âûãîòñêîãî èìååò ñëåäóþùèé âèä: êðèçèñ íîâîðîæäåííîñòè – ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò (2ìåñ.– 1 ãîä);  êðèçèñ 1 ãîäà – ðàííåå äåòñòâî (1-3 ãîäà) – êðèçèñ 3-õ ëåò – äîøêîëüíûé âîçðàñò (3-7ëåò) – êðèçèñ 7 ëåò – øêîëüíûé âîçðàñò (8-12ëåò) – êðèçèñ 13ëåò – ïóáåðòàòíûé âîçðàñò (14-17 ëåò) – êðèçèñ 17 ëåò.
Íåðàâíîìåðíîñòü òåìïîâ ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ìîæåò ïðèâîäèòü ê íåðåäêèì ðàñõîæäåíèÿì  â ñòåïåíè ôèçè÷åñêîé, ïñèõîëîãè÷åñêîé èëè ñîöèàëüíîé çðåëîñòè èíäèâèäà, îáóñëàâëèâàþ ÿâëåíèÿ àêñåëåðàöèè, èíôàíòèëèçàöèè  èëè çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíûå ñòóïåíè îòëè÷àþòñÿ îòíîñèòåëüíîñòüþ, óñëîâíîé óñðåäíåííîñòüþ, ÷òî íå èñêëþ÷àåò, èíäèâèäóàëüíîãî ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî îáëèêà ÷åëîâåêà ñîîòâåòñòâóþùåãî âîçðàñòà.
Çíà÷åíèå êóëüòóðíî èñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèè Ë.Ñ.Âûãîòñêîãî: îíòîãåíåç ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìîæíî ïðåäñòàâèòü êàê ïðîöåññ ïðèñâîåíèÿ ðåáåíêîì îáùåñòâåííî èñòîðè÷åñêèõ ñïîñîáîâ âíåøíåé è âíóòðåííåé äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Пособие для мамы развитие ребенка до года

© Copyright: Àëåêñåé Ãàäàåâ 2, 2011
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹211121800455

Источник