Развитие ребенка как растут растения

Полянская Наталья Владимировна
Конспект занятия «Как растут растения»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
Тема: «Как растут растения»
воспитателя Полянской Натальи Владимировны первой квалификационной категорий
Реализация через систему задач по теме «Как растут растения».
Образоват. обл. Образовательные задачи
Здоровье Формировать представления о растениях, полезных для здоровья, лекарственных и ядовитых.
Познание Расширить знания детей о стадиях развития растений, необходимых условиях для полноценного роста и развития.
Коммуникация
Учить вести календарь наблюдений, делать аналитические выводы.
Чтение худ.
литературы Формировать способность понимать причинно-следственные связи в произведениях Л. Толстого «Яблони», «Старый тополь».
Труд Закрепить навыки ухода за растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание, подкормка).
Социализация Д/и «С какой ветки детки?», «Цепочка слов», игра «Блиц-опрос»
Безопасность
Художественное
творчество
Расширять знания о ядовитых растениях
Поощрять желание создавать различные композиции, используя семена различных растений.
Паспорт проекта
Тема «Как растут растения»
Цель: формировать осознанное отношение детей к растительному миру.
Задачи: 1. Изучить стадии развития растений, условия, необходимые для полноценного роста и развития,
2. установить взаимосвязь между условиями окружающей среды и ростом растений,
3. определить значение воды, почвы, света для роста и развития растений,
4. учить детей самостоятельно делать выводы на основе полученных наблюдений, вести календарь наблюдений.
Участники: воспитатели и дети подготовительной группы.
Вид по доминирующему методу: познавательный.
Время реализации проекта:краткосрочный (4 недели).
Предполагаемый результат: выяснить условия для благоприятного развития растений, высадить рассаду на участке.
Продукт проектной деятельности: поделки из семян растений, календарь наблюдений, рассада цветов, кабачков, фасоли.
Презентация проекта: игра-занятие «Посадка рассады на участке детского сада».
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта.
1. Семена различных растений (укропа, фасоли, кабачков, тыквы, берёзы, бархатцев, пшеницы).
2. Д/и «С какой ветки детки?», игра «Цепочка слов», «Блиц-опрос».
3. Подборка художественной литературы Л. Толстой «Старый тополь», «Яблони».
4. Иллюстративный материал. Серия картинок «Лекарственные растения», «Будь осторожен – ядовитые растения», гербарий листьев и семян различных растений.
5. Предметы для посадки семян (горшочки, блюдца, лейка, коробка из плотного картона).
6. Проектор.
перспективно-календарного плана
на тему «Как растут растения».
Образоват.
область ООД Совместн. дятельн.
взрослого с ребёнком
Познание. Беседы «Зачем нужно беречь растения, сажать деревья, охранять лес», «Для чего нужны растениям семена, как они распространяются?», «Лекарственные и ядовитые растения»
Цель: формировать представления о значении растений в жизни человека, о способах распространения семян растений. Рассматривание семян различных растений, анализ их внешнего вида.
Беседы «Что будет, если?»
Д/и «С какой ветки детки», игры «Цепочка слов», «Блиц-опрос». Посадка семян в горшочки, создание различных условий для их прорастания. Ведение календаря наблюдений.
Ситуация к организации самостоятельной деятельности детей.
1. Появление гербария в уголке природы.
2. «Почему так произошло?» (рассматривание слайдов с погибшими растениями).
Речь.
Коммуникац. Составление рассказов из личного опыта о значении растений для человека.
Цель: развивать связную речь, умение строить предложения в правильной грамматической форме.
Худ.
творчество Аппликация из семян растений.
Цель: развивать творческое воображение, активизировать интерес к изобразительному творчеству.
Чтениехуд.
литературы Чтение произведений Л. Толстого
«Старый тополь», «Яблони».
Цель: способствовать эмоциональному восприятию художественных произведений.
Труд Дежурство по уголку природы.
Цель: формировать навыки правильного ухода за растениями.
введение детей в игровую ситуацию.
Демонстрация слайдов с видами пустыни, лес после пожара, высохшие поля.
– Посмотрите, ребята, какой унылой, безрадостной становится земля, если на ней нет никакой растительности. Как вы думаете, почему так произошло?
– В пустыне нет растений, потому что там очень жарко, а лес сгорел, потому что, кто-то не потушил костёр. Если летом нет дождей, то поля высыхают.
– А нужны ли растения на Земле? Для чего? (Обобщение ответов детей).
– Растения очищают воздух, они поглощают загрязнённый, а выделяют кислород. Семенами растений питаются зимой птицы, когда все насекомые спрятались на зимовку. С цветов пчёлы собирают нектар и перерабатывают его в душистый и очень полезный продукт – мёд. Многие растения обладают лекарственными свойствами и помогают нам укреплять своё здоровье. Наша жизнь без растений была бы скучна и однообразна. Как приятно вдыхать аромат цветов, слушать шелест листвы, а какое прекрасное время года – золотая осень! И всё это дарят нам растения.
Предлагаю вам, ребята, вырастить самим растения, которые украсят наш участок в детском саду.
Модель «Трёх вопросов»
Что знаю Что хочу узнать Как узнать
Растения растут из семян. Нужны определённые условия для их роста и развития.
Как будут прорастать семена, если их поместить в разные условия?
Проведём опытно-исследовательскую работу.
Реализация проекта.
– Ребята, чем было растение, пока не выросло?
– Правильно, семенем. Что такое семена? (Обобщение ответов детей).
– Это плоды растения, из которого может вырасти новое растение. Давайте рассмотрим семя растения фасоли. Семенная кожура защищает семя от высыхания, повреждения, холода. Семядоли – в них находится запас питательных веществ, которые использует растение, пока не подрастёт. Зачем растению семена?
Дети:
– Семена нужны, чтобы растение опять выросло.
– Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. Семена могут быть разной формы, размера, окраски.
Рассматривание семян фасоли, пшеницы, укропа, тыквы, кабачков, бархатцев, берёзы.
– Как выдумаете, ребята, кто и что помогает распространять семена?
Дети:
– Семена разносятся ветром. А ещё они цепляются за одежду.
– Правильно, ветром разносятся семена берёзы, одуванчика, клёна. Они имеют крылышки или парашютики и могут перелетать на большие расстояния. Семена лопуха – репей, цепляется за одежду человека или шерсть животных. Птицы тоже переносят семена растений на большие расстояния.
Игра «Блиц-опрос»:
– на каких деревьях растут шишки?
– какие растения помогают при болезнях?
– что собирают пчёлы на цветках растений?
– почему семена некоторых растений снабжены крылышками?
– Молодцы! На все вопросы вы ответили правильно. А теперь я предлагаю посадить семена пшеницы. Мы не просто их посадим, а создадим для них разные условия. Какие условия нужны растениям, чтобы расти и развиваться?
Дети:
– Растениям нужен свет, вода, земля и чтобы было тепло.
– Да, это необходимые условия. В первом горшочке будут все условия. Во втором – не будет почвы, семена просто поместим в небольшое количество воды. В третьем – не будет света, мы накроем горшочек плотной коробкой. В четвёртом – не будет воды, т. е. этот горшочек не поливаем. Все изменения будем заносить в календарь наблюдений. В нашей группе тепло, поэтому это условие будет у всех растений одинаковым. А как вы думаете, одинаково ли взойдут семена? И как именно?
Мнения детей разделились.
– Ещё мы посадим семена фасоли, кабачков, бархатцев, чтобы потом высадить их на нашем участке. Ребята, а ведь за семенами можно не только наблюдать, их можно использовать для аппликации.
Дети выполняли аппликацию из семян разных растений.
В процессе реализации проекта ребята наблюдали за ростом и развитием растений, отмечали изменения в календаре. В первом горшочке самые хорошие всходы, они взошли быстро и дружно. Во втором – семена набухли, но ростки слабые, проросли недружно. В третьем – ростки бледные, тонкие, выглядят болезненными. В четвёртом – семена не проросли.
Дети сделали вывод, что для полноценного роста и развития растений нужны и свет, и вода, и почва.
Презентация проекта
Итоговое мероприятие – посадка рассады фасоли, кабачков. бархатцев на участке детского сада.
Проект вызвал большой интерес у детей, дал возможность пронаблюдать развитие растения от семени до полноценного ростка. Дети научились отмечать изменения в календаре наблюдений, на основе полученного опыта смогли самостоятельно сделать выводы об условиях, необходимых для роста растений.
Реализация данного проекта воспитывает у детей ответственность, любовь к природе, бережное отношение к ней, трудолюбие, развивает наблюдательность, логическое мышление, исследовательскую активность.
Источник
Фомиченко Ольга
Конспект НОД «Как растут растения?»
Конспект НОД на тему: «Как растут растения?».
Цель: Продолжать расширять и обогащать знание детей о том, что растения выращивают из семян.
Задачи:
Развивающие: развивать представления детей о росте и развитии растений; устанавливать связь между ростом растения и их потребностями в различных условиях; развивать речевое общение и мыслительные процессы,
Образовательные: закрепить знания детей о частях растений, об условиях их роста, познакомить детей с цветком – бархатцы.
учить приемам посева семян: насыпать землю в стаканчик, делать лунку определенной глубины, положить в лунку семечко, присыпать землей, полить.
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни растений; воспитывать желание самим вырастить растение из семян; воспитывать трудолюбие и аккуратность;
Оборудование и материалы: игрушка Буратино, искусственные цветы, картинки с изображением растений (подсолнух, слива, тыква, вишня, яблоня, дуб, лимон, семена этих растений; картинка с изображением цветов бархатцев, семена бархатцев, стаканчики для посева семян, земля, лопатки, поддон, лейки, схема посадки семян растений, схема роста растений.
Предварительная работа: рассматривание семян различных растений, их сравнение; д/и «Чьи детки?»; наблюдения за растениями на участке и в группе; посадка лука с целью выявления необходимых условий для роста растения;
Ход НОД.
В –ль: Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, мы здоровы, доброжелательны, положительно настроены.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
В –ль: Ребята, смотрите, кто это у нас сидит в уголке природы?
Загадка про Буратино.
Этот мальчик очень странный,
Необычный, деревянный,
В полосатом колпачке.
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
(Буратино)
В-ль: Давайте подойдем к нему и спросим, что это он там делает.
( Дети подходят к Буратино и спрашивают.)
Буратино: Сижу и сравниваю ваши цветы и свои.
В-ль: Зачем Буратино?
Буратино: Придумал я порадовать Мальвину, подарить ей цветы. Пошел в магазин и купил там самые красивые цветы. Пришел к Мальвине, а она спрашивает, где это я купил такие красивые искусственные цветы. (показывает букет искусственных цветов.) Какие же они искусственные? У них и листья зеленые и веточки, и цветы красные. Мои цветы самые настоящие, а не искусственные.
В-ль: Ребята, давайте поможем Буратино разобраться, чем живые цветы отличаются от искусственных.
Дети: Живой цветок растет, у него есть корень, стебель, цветок; его нужно поливать; живой цветок меняется в своем развитии: появляются новые листья, бутоны, цветок, семена.
Буратино: Ребята, а что такое семена? И для чего они нужны?
Дети: Семена нужны для того чтобы растение выросло. У каждого растения есть свои семена.
В-ль: Давайте поиграем в игру: «Из какого семечка, что вырастет?». (Дети рассматривают семена растений, называют, чьи это семена и находят картинку с изображением этого растения.)
Буратино: Теперь я понял, как растут растения. И даже сам смогу их вырастить.
В-ль: И как же Буратино?
Буратино: Я возьму семечко, положу его в горшочек, накрою платком и скажу волшебные слова: «Крибле – крабле – цветок». И вырастет цветок.
В-ль: Ребята вырастет так у Буратино цветок?
Дети: Нет.
В-ль: Нет Буратино, здесь волшебные слова тебе не помогут. Здесь нужны только знания и труд. Вот посмотри на эту схему: «Рост растения». Ребята давайте расскажем Буратино, как растет растение.
(Ребенок выходит и по схеме рассказывает о росте растения).
Буратино: Теперь я понял, чем отличаются живые цветы от искусственных. Мои цветы поливать не надо. И корня у них нет, и листики не растут, и цветы есть, а семян никогда не будет. А мне так хотелось порадовать Мальвину.
В-ль: Не грусти, Буратино, давай вместе с нами посадим семена, будем вместе ухаживать за ними, наблюдать, как появятся новые листочки, а потом когда цветок подрастет, ты подаришь его Мальвине, а мы посадим у себя на клумбе.
Буратино: Хорошо. А что вы будете сажать?
В-ль: Прошлым летом у ребят младшей группы на клумбе выросли удивительные цветы- бархатцы ( показ картинки). Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать нас своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Сушеные цветки бархатцев постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской, подвергают окрашиванию сыр.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей. Послушайте, какое красивое стихотворение о них написала поэтесса Татьяна Давыдова:
Бархатцы, как маленькие солнышки,
Сохраняют летнее тепло.
Осенью, под неприятным дождиком,
Как и в ясный день от них светло!
В-ль: А теперь давайте рассмотрим семена бархатцев. (Дети рассматривают семена определяют цвет, форму, на что похожи.) Вспомните, что же нужно, чтобы растение хорошо росло?
Дети: Растениям нужна земля, вода, свет и тепло.
В-ль: Правильно ребята. Посмотрите на эту схему, она поможет нам правильно посадить семена. (Дети рассматривают, повторяют последовательность посадки: насыпать землю в стаканчик – сделать лунки – семечко посадить – полить – поставить на солнце – рост растения – бутон – цветок).
А чтобы у нас все получилось нужно запомнить и выполнить несколько правил:
– не шуметь и не толкаться;
– землю насыпать аккуратно, чтобы не рассыпать;
– быть терпеливым;
– после труда убрать рабочее место и помыть руки.
Чтобы легче работалось, подготовим свои пальчики и поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Посадили в землю зернышко, (“положите” в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Дети и Буратино сажают семена бархатцев в стаканчики, поливают, ставят на поддон поближе к солнечному свету. Буратино благодарит детей за помощь: он узнал много полезного и интересного.
Источник
У ребенка все вокруг вызывает интерес. Почему небо голубое, а море – соленое? Каждый день “почемучки” заставляют нас думать, как просто объяснить сложное. В этой статье мы расскажем о том, как растет цветок, для детей: поэтапно и понятно.
Немного о растениях и цветах
Представим клумбу, на которой цветут розы. Говоря о розах, мы часто называем цветком все растение целиком: и стебли, и листья, и бутоны. Хотя это не совсем верно.
Роза – это цветок, а вот куст, с которого мы ее срезали – растение. Мы поймем, как растет цветок, если перед этим поговорим о самом растении.
Семечко попадает в почву
Все начинается с семян. Семена разных растений сильно отличаются друг от друга. Например, семена дуба – это желуди, семена вишни – косточки внутри ее ягод, а крошечные семена мака мы часто видим на выпечке. Обычно семена маленькие, но среди них встречаются и такие гиганты, как кокос.
Семена по-разному ищут себе новый дом: кто-то летит к нему, подхваченный ветром, кто-то плывет по воде. Многим растениям путешествовать по миру помогают птицы и звери. Семена разных растений приживаются в разных местах, но всем нужна вода и тепло, чтобы взойти.
Образование корней
Семечко, попавшее в подходящую ему почву, выпускает корни. С этого момента они будут выполнять множество важных задач, поддерживая жизнь растения.
Корни растут вниз. Обычно они похожи на крону деревьев, перевернутую вверх ногами, но корни разных растений (а также одинаковых, растущих в непохожих условиях) отличаются.
Корни вытягивают из почвы растворенные в ней газы, воду, органические и минеральные вещества – то есть все, что заменяет растению пищу. Корни могут вывести наружу вредные вещества и сохранить в себе полезные. И, конечно, корни прочно закрепляют растение в земле, не позволяя сильному ветру и потокам воды уничтожить его.
Корни – самая важная часть растения. Пока они здоровы и остаются в земле, растение не погибнет. Сорванные ветви и стебли, цветы и листья обязательно вырастут вновь.
Появление ростка
После того, как корни выпущены, проклевывается первый побег. Он пробивает семечко, как цыпленок – яичную скорлупку, и тянется вверх сквозь землю, чтобы увидеть солнце.
Пройдет немного времени – и росток покажется на поверхности, где мы сможем его увидеть. С этого момента мы можем называть его всходом. Тонкий стебелек с парой листьев будет развиваться до взрослого растения. Для этого ему необходимы солнце, вода и воздух, а также питательные вещества, которые корни берут в почве.
Потребности у растений отличаются. Кто-то нуждается в тепле и ярком солнце, а кто-то чувствует себя хорошо в тени и прохладе. Некоторым растениям нужно много воды, некоторым – меньше. В правильных условиях всходы вытягиваются и разрастаются. Вместе с видимой частью растения развиваются и корни.
Зрелость, цветение и круг жизни
Приходит время, и на взрослом растении появляются цветы. Это происходит, когда растение накапливает достаточно сил, чтобы произвести уже собственные семена.
На стебле растения появляется почка, сперва похожая на обычный свернутый листок. Она развивается до бутона. Когда бутон раскрывается, мы наконец-то видим цветок.
Насекомые переносят пыльцу с одного цветка на другой. Этот процесс называется опылением, и после его удачного завершения растение дает новые семена.
Семена разносит по округе ветер, вода или животные, и все начинается сначала. Это круг жизни, который проходят растения.
Источник