Развитие ребенка как научная область

Консультация
«Методика формирования элементарных математических представлений как научная область. Понятие «Математическое развитие дошкольников»
Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
- научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
- определение содержания математического материала для обучения детей в детском саду;
- разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
- реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
- разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
- разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития», в которой лежат обычно новые и более сложные действия и операции, чем те, которыми уже владеет ребенок.
Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Именно формирование логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.
Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего, в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путём целенаправленного обучения.
Цель математического развития дошкольников
- Всестороннее развитие личности ребенка.
- Подготовка к успешному обучению в школе.
- Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
- Формирование предпосылок математического мышления.
- Формирование сенсорных процессов и способностей.
- Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи. - Формирование начальных форм учебной деятельности.
Принципы обучения математике:
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Деятельностный подход.
- Систематичность и последовательность.
- Прочность.
- Постоянная повторяемость.
- Научность.
- Доступность.
- Связь с жизнью.
- Развивающее обучение.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Коррекционная направленность и др.
Л.С.Выготский в своих трудах говорил о «социальном факторе развития».
Усвоение ребёнком элементарных математических представлений происходит в определённой социальной среде под воздействием различных факторов. Эти факторы условно можно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.
- Микросредой для развития ребёнка, в том числе и его элементарных математических представлений, является, прежде всего, семья. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в первичной информации математического характера (пространственно-временная ориентировка, представление о форме, величине, количестве и т.д.). Первичный опыт расширяется и обогащается в общении со сверстниками, с другими детьми. Благодаря микросреде ребёнок получает первые математические знания.
- К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди принадлежащие в одному этносу, как правило владеют одним и тем же языком, соблюдают одни и те же культурно-бытовые традиции и т.д. Также к данным факторам относятся климат, географическое положение населённого пункта. Мезофакторы имеют свои механизмы социализации. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, который был в его жизни первый. Он становится для ребёнка первоисточником социализации.
- К макрофакторам относят космос, планету, общество и государство. Для развития математических представлений особое значение имеют факторы, связанные с социальными событиями, которые соотносятся с календарём, дают представление о времени и пространстве, показывают детям общие корни всех наук, в том числе и математики.
Представления ребёнка о началах математики формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания эти могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:
- Информационная функция – математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. Однако в субъективном смысле для каждого ребёнка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации.
- Эмоционально-познавательная функция – проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъёме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребёнку информацию математического характера, а представить её в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали наиболее быстрому и полному усвоению материала.
- Регуляторная функция – проецирует знания на конкретную деятельность.
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).
II. Развитие мышления
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
III. Развитие памяти, внимания, воображения
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
- обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.); - согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
- формулировка ответов полным предложением;
- логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.
V. Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
VI. Развитие познавательных интересов
Используемая литература:
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007;
- Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
Источник
Что такое развитие ребенка:
Развитие ребенка – это процесс обучения, с помощью которого дети приобретают и улучшают различные когнитивные, двигательные, эмоциональные и социальные навыки.
Приобретая определенные способности, ребенок начинает демонстрировать определенное поведение и действия (например, произносить первое слово, делать первые шаги и т. Д.), Которые ожидаются с определенного возраста.
Развитие ребенка оказывается набором обучения, которое постепенно делает ребенка все более независимым и автономным.
Типы развития ребенка
В процессе развития ребенок развивается в разных аспектах своего обучения.
Эволюция происходит не только в физическом росте ребенка, но также в познавательной и социальной части, среди других.
Проверьте ниже различные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Аффективное развитие
Аффективное развитие связано с чувствами и эмоциями и ощутимо со стороны ребенка с фазы ребенка.
Ребенок способен понимать восприятие любви и привязанности, а также любить и создавать аффективные связи с родителями и другими близкими им людьми, особенно с теми, с кем они больше общаются.
Установление этих отношений имеет фундаментальное значение, так что ребенок развивает свой эмоциональный интеллект и не имеет аффективных проблем в будущем.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к самой интеллектуальной части человека. Это касается внимания, рассуждений, памяти и умения решать проблемы.
Познание человека развивается со временем. В детстве у человека не очень острая память. В общем, у людей нет, например, воспоминаний о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось два года.
Детское когнитивное развитие позволяет ребенку интерпретировать, ассимилировать и соотносить со стимулами окружающей среды и со своей собственной сущностью.
Узнайте больше о когнитивных и когнитивных.
Физическое развитие
Физическое развитие – это развитие у детей двигательных навыков и способностей, таких как сидение, ходьба, стоя, прыжки, бег и т. Д.
В видах деятельности, требующих большей точности, таких как письмо, физическое развитие также зависит от когнитивного развития.
Социальное развитие
С социальным развитием ребенок учится взаимодействовать в обществе.
Именно на основе этого типа развития ребенок устанавливает с другими своего рода обмен информацией, который позволяет приобрести культуру, традиции и социальные нормы.
Важность игры в развитии ребенка напрямую связана с этим типом развития, поскольку благодаря социализации с другими детьми развиваются определенные способности взаимодействия и представления о границах.
Узнайте больше о социализации.
Фазы развития ребенка
Этапы развития ребенка были главной темой изучения швейцарского психолога Жана Пиаже .
Жан Уильям Фриц Пиаже (9 августа 1896 года – 16 сентября 1980 года)
Работая в школе, Пиаже интересовался рассуждениями, которые дети использовали для ответов на вопросы своих учителей.
Впоследствии он также начал наблюдать за своими детьми, и таким образом он в конечном итоге разделил фазы детства.
Теория Пиаже предполагает, что развитие ребенка состоит из четырех фаз в отношении познания: сенсомоторная, предоперационная, конкретная оперативная и формальная .
Проверьте ниже этапы развития ребенка по возрасту.
Сенсорно-моторный: от 0 до 2 лет
На этой стадии развития у ребенка развивается способность фокусироваться на ощущениях и движениях.
Ребенок начинает осознавать движения, которые ранее были непроизвольными. Например, он понимает, что, протягивая руки, он может достичь определенных объектов.
В этот период развивается координация движений.
Младенцы в этой возрастной группе знают только то, что они могут видеть, и поэтому они плачут, когда мать покидает поле зрения, даже если она очень близко.
До операции: от 2 до 7 лет
Это период, в который происходит представление реальности собственных мыслей.
На этом этапе иногда ребенок не имеет реального восприятия событий, а, скорее, своей собственной интерпретации.
Например, глядя на тонкое высокое стекло и низкое широкое стекло, в котором хранится такое же количество, ребенок полагает, что в высоком стекле содержится больше.
В этот период также можно заметить довольно заметную фазу эгоцентризма и необходимость давать жизнь вещам.
Это фаза «почему» и исследование воображения, то есть упомянутого рассказа .
Узнайте больше об эгоцентризме.
Бетонные операции: от 8 до 12 лет
На этом этапе начинается конкретное логическое мышление, и социальные нормы уже начинают иметь смысл для ребенка.
Например, ребенок может понять, что тонкий высокий стакан и маленький толстый стакан могут содержать одинаковое количество жидкости.
В этой возрастной группе развитие ребенка уже включает в себя знания о социальных правилах и чувство справедливости .
Формальная хирургия: с 12 лет
В 12 лет ребенок уже способен понимать абстрактные ситуации и переживания других людей .
Даже если у ребенка никогда не было определенного опыта или чего-то подобного, у него есть способность понимать через ситуации, переживаемые другими, то есть понимать абстрактные ситуации.
Предподростковый возраст также способен создавать гипотетические ситуации, теории и возможности и становиться автономным существом.
Основные этапы развития ребенка
Вехи развития ребенка состоят из определенного поведения или способностей, которые ожидаются от детей в определенных возрастных группах.
Важно отметить, что у некоторых детей эти этапы могут наступить раньше, чем у других, но чрезмерно большое изменение во времени может означать некоторые нарушения развития.
Проверьте ниже характеристики развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Спящий новорожденный
- Сразу после рождения : ребенок спит большую часть времени, плачет, когда чувствует дискомфорт и имеет привычку сосать рот.
- 1 месяц : двигает головой, взгляд способен сопровождать движущийся объект, реагирует на звуки, обладает способностью фокусироваться на лице другого человека с помощью взгляда.
- 6 недель : улыбаться во время общения с другими людьми, лежать на животе.
- 3 месяца : он открывает и закрывает руки, твердо держит голову, когда сидит, и поднимает его, лежа на животе, пытается достать подвешенные предметы, начинает лепетать звуки.
- 5-6 месяцев : катит тело в положении лежа, распознает людей, умеет сидеть (с поддержкой), издает звуки, похожие на мелкие крики, чтобы выразить радость.
Развитие ребенка от 7 месяцев до 1 года
Детские бутылочки
- 7 месяцев : он может сидеть (без поддержки), держит бутылку, передает предметы из одной руки в другую, узнает свое имя, поддерживает часть веса своего тела, когда стоит.
- 9 месяцев : реагирует, когда у него забирают игрушки, может стоять (с поддержкой), может сидеть спереди, заговорить «папа» и «мама» («папа» и «мама»), ,
- 12 месяцев : способен ходить с поддержкой и делать шаг или два без поддержки, учиться хлопать и «прощаться», говорить несколько слов, учиться пить жидкость через стакан.
Развитие ребенка от 1 года и 6 месяцев до 3 лет
Девушка гуляет на спидометре
- 1 год и 6 месяцев : ребенок более безопасно ходит, поднимается по лестнице, поддерживая себя, способен самостоятельно есть определенную пищу, устанавливает связь с помощью словарного запаса из приблизительно 10 слов, рисует вертикальные линии,
- 2 года – 2 года и 6 месяцев : безопасно бегать, передвигаться по мебели, обращаться с книгой или журналом может переворачивать одну страницу за раз, составлять предложения, открывать двери, подниматься и спускаться по лестнице без поддержки, пойти в ванную
- 3 года : может ездить на велосипеде, ходить в ванную один, часто задавать вопросы, считать до 10, умеет составлять множественное число из нескольких слов, распознавать некоторые цвета.
Развитие ребенка от 4 до 6 лет
Девушка прыгает через скакалку
- 4 года : умеет прыгать на одной ноге, научиться бросать мячи, уметь умывать руки и лицо, подниматься и спускаться по ступеням поочередно
- 5 лет : он может схватить мяч, брошенный другим человеком, нарисовать людей, умеет прыгать, умеет надевать собственную одежду, а также раздеваться, знает большее количество цветов.
- 6 лет : знает, как написать свое имя, ходит прямо, свободно говорит (правильно использует времена, множественное число и местоимения), способен запоминать истории, начинает по-настоящему учиться делиться, начинает проявлять интерес к знанию того, где дети приходят.
Что может повлиять на развитие ребенка?
Несмотря на определение концепции этапов развития Пиаже, сам Пиаже утверждает, что это развитие может извлечь выгоду из определенных стимулов и среды, подходящей для детей.
Основными факторами, которые могут повлиять на развитие ребенка, являются:
- Среда, в которой живет ребенок.
- Наследственность.
- Мощность.
- Физические проблемы
Психология развития ребенка
Психология развития ребенка отвечает за изучение изменений, которые происходят в поведении человека в детстве, и утверждает, что для того, чтобы в конечном итоге приобрести определенные способности, необходимо пройти некоторые этапы обучения.
Это исследование охватывает не только эмоциональное / аффективное развитие (эмоции и чувства), но также когнитивное (знание / разум), социальные (социальные отношения) и психомоторные (моторные и психические функции).
Узнайте больше о психомоторных.
Психология развития также стремится изучать факторы, которые способствуют поведенческим изменениям, которые приводят к определенной цели.
Швейцарский психолог Жан Пиаже провел аналогию между развитием ребенка и развитием эмбриона: он считал, что развитие ребенка состоит из этапов и что завершение определенного этапа является необходимым условием для перехода к следующему этапу, Утверждалось, что развитие происходило последовательно, без пропусков этапов.
Пиаже определил когнитивное развитие как разновидность психической эмбриологии .
Конструкция ребенка как личности напрямую связана с окружающей средой. Спрос на окружающую среду может напрямую влиять на достижение определенных возможностей.
Это условие устанавливает некоторые взаимосвязи развития ребенка с обучением: ребенок, который не страдает от раздражителей, может, например, позже развить определенные способности или даже не развить их.
Другими словами, если среда не требует, ребенок может не «реагировать» и не «строить».
Короче говоря, психология развития ребенка предполагает, что построение происходит посредством взаимодействия с окружающей средой .
Важность игры в развитии ребенка
Игра и игра – фундаментальная часть процесса развития ребенка.
Благодаря игре у детей есть возможность исследовать свои чувства и эмоции, а также свои страхи и тревоги.
Игра также позволяет детям создавать гипотетические ситуации, которые помогают в развитии способности размышления, анализа, рассуждения, воображения и творчества.
Например, игра с другими детьми учит ребенка делиться игрушкой или даже пространством. Таким образом, социализация помогает ребенку преодолеть фазу эгоцентризма.
Теория Пиаже против Теория Выготского
В области психологии Жан Пиаже и Лев Выготский были великими учеными развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 г. – 11 июня 1934 г.)
Оба считаются конструктивистами и интеракционистами, потому что они защищают то, что ничто не происходит без взаимодействия, и что все должно пройти через процесс строительства, чтобы достичь конца.
Разница между теорией Пиаже и теорией Выготского заключается в посредничестве, используемом для взаимодействия.
Пиаже считает, что взаимодействие происходит через действие ребенка. Таким образом, происходит обмен со средой; ребенок действует и учится на собственном опыте, нет человека, который учит.
Для Выготского медиация происходит через культурные инструменты, то есть обучение происходит, когда ребенок взаимодействует или сотрудничает с людьми, которые являются частью их среды. Впоследствии эти учебные процессы усваиваются и становятся частью самостоятельного развития ребенка.
Другими словами, для Выготского развитие ребенка является результатом социального взаимодействия.
Источник