Развитие ребенка как читательского дневника

Развитие ребенка как читательского дневника thumbnail

Киргизова Светлана Александровна,

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ№3

Статья на тему

«Методика работы над читательским дневником»

      Думаю, что для   современного развития читательской самостоятельности   учеников начальной школы необходимо   хорошо спланированный, целенаправленный процесс взаимодействия   с трех сторон родителя- ученика- учителя.

     Считаю, что построение работы над читательскими дневниками   учащимися помогает раскрыть все богатство мира детской и художественной литературы. Читательский дневник может стать настоящим помощником в развитии ученика, научить его думать и выражать свои мысли, тренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу, а также осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

    Из многолетнего опыта рекомендую начинать   вести такой дневник, как только маленький человек научится сам читать. Вы заметите, с каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадь Ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, а память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение.

     Вот уже на протяжении 10 лет работы использую работу над читательскими дневниками на уроках литературного чтения. Наблюдаю за тем, как   ученики

 листая этот дневник, вспоминают   о   книжках   прочитанных в разные годы. Возможно, кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям. 

          Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя.

Основные цели читательского дневника

  • помощь в организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;
  • содействие формированию читательских интересов и умений младших школьников;
  • отражение динамики развития   техники чтения и создание мотива к ее совершенствованию;
  • развитие   письменной речи, мышления и воображения;
  • формирование навыков самоконтроля.

      Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать   основные принципы и закономерности читательской деятельности.

Системно-деятельностный   подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.

Читательская деятельность имеет три компонента:

  • технический;
  • смысловой;
  • читательская самостоятельность

     Поэтому эти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника. Читательский дневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательской деятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.

Основные компоненты читательской деятельности должны найти отражение в содержании дневника юного читателя.  В него должны войти следующие разделы:

  • Читательский ежедневник (сведения о прочитанных книгах)
  • Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
  • Рекомендательные списки для чтения
  • Памятки -алгоритмы читательской деятельности
  • Техника чтения (замеры личных достижений) по желанию.

Структура читательского ежедневника

Дата

Название произведения, ФИО   автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия( что произошло с главными героями)

Позиция автора

Почему запомнилось произведение

  Структура читательского дневника   меняется от класса к классу.

                                Читательский ежедневник первоклассника

    Первоклассники еще не владеют письменной речью, поэтому учитель предлагает каждому учащемуся рекомендательный список для чтения, в котором уже внесены названия книги и   фамилия автора. Ребенок с помощью родителей вносит в данный список отметку о дате прочтения. А впечатления от прочитанного помещает на отдельных страницах дневника в виде рисунков. Отзыв о прочитанном имеет устный вариант.

     Во втором классе читатель, основываясь на рекомендательном списке учителя, уже сам вносит в свой читательский ежедневник название книги, фамилию втора. Впечатления от прочитанного представляются в виде иллюстрации (по желанию учащегося) и небольшого отзыва, состоящего   из 2-3 предложений о том, чем понравилась книга. Отзыв дети учатся составлять письменно.

Дата прочтения

Автор, название книги

Почему запомнилось произведение

       В третьем и четвертом классах рекомендательный список по чтению носит тематический характер. Впечатления от прочитанного составляется в виде отзыва, в который включаются новые умения:

– описания жанра, темы, главных героев, сюжетной линии и главной мысли.

Дата

Название произведения, ФИО   автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия (что произошло с главными героями

Почему запомнилось произведение

В 4 классе впечатления от прочитанного составляется в виде аннотации.

 Читательский дневник является   помощником   в организации самостоятельной читательской деятельности, поэтому   предлагаю  памятки – алгоритмы читательской деятельности. Вот некоторые из них.

                        Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”  

1-й класс

  • Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  • Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  • При чтении будь внимателен к каждому слову.
  • Старайся понять, о чём читаешь.
  • Читай ежедневно.
  • Нарисуй рисунок к тексту.

Просьба книги: научись меня читать

Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

Предположи, о чём я тебе расскажу.

Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.

Подумай, почему у меня такое название.

3 -4 е классы

Как написать аннотацию на прочитанную книгу?

Аннотация – краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

Порядок работы над аннотацией

  • Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение (заполни таблицу).
  • Сформулируй и запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору или другим читателям?
  • Как автор относится к героям?
  • Опиши самые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.
  • Почему запомнилось произведение?

Отзыв

Отзыв – это высказывание о произведении, выражающее оценочное отношение к прочитанному.

В отзыве можно рассказать:

  • о впечатлениях, о том, как читалась книга – с удовольствием или через силу;
  • какими чувствами, мыслями хотел поделиться автор с читателями;
  • о персонажах; каковы их характеры, поступки, какое отношение они вызывают;
  • о событиях, которые произвели наибольшее впечатление;
  • интересные сведения об авторе и о времени, в которое он жил, если это имеет отношение к содержанию данной книги.

    Из опыта работы отмечаю, что самый простой вариант ведения дневника – просто перечислять все те книги или произведения, которые школьник прочитал, и давать краткий комментарий в одну-две строки о прочитанном. Однако при таком методе не всегда ребенок может вспомнить содержание книги. На начальном этапе, этапе «привыкания» – такой вариант вполне приемлем. 

         Второй, более сложный, вариант читательского дневника предполагает не только названия и впечатления, но и краткое содержание, в котором можно отразить имена главных героев и общую сюжетную линию. Для этого нужно каждый лист тетрадный   нужно разделить на 4 столбца:

  • название произведения и автор;
  • дата прочтения;
  • главные герои произведения;
  • отзыв или заметка о прочитанном.
Читайте также:  Периоды речевого развития ребенка это

     Такой вариант сложнее, поэтому ребёнку потребуется помощь. Основная помощь в ведении дневника – разговаривать с ребенком. Чем подробнее вы обсудите прочитанное, тем легче будет писать. Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев. Разговор желательно построить в форме «Вопрос-ответ». Например: «Кто из героев действует от начала до конца рассказа или книги?», «Чьи действия самые важные?», «Какие события важные, а какие нет?» и т.д. Идеально, когда ребенок начинает рассуждать на эти темы. Затем нужно постараться вместе с ребенком связать события и повороты сюжета своими словами. Обязательно приучите ребенка вслух читать написанное им или записать с комментированием. Именно так ярче всего видно качество работы: речевая грамотность, стилистическая выдержанность, логическая последовательность предложений. И, конечно, обязательно слушайте его и не забывайте хвалить. 

     Читательский дневник лучше заполнять сразу же после прочтения или же на следующий день. Спустя какое-то время нужно пролистать свой дневник, перечитать важные или нужные страницы, чтобы закрепить впечатления в долгосрочной памяти. Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понимать, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя. 

     В случае, если   книга   понравилась ребенку, то предлагала   нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество. А также создать рисунки-иллюстрации на основе прочитанного, придумать загадки или ребусы о героях или составь кроссворд по прочитанному, написать и “послать” в дневнике письмо героям или автору книги и
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.
         В настоящее время в книжных магазинах появилась возможность приобрести   печатные варианты читательских дневников. Особого внимания заслуживают дневники, разработанные в соответствии с ФГОС и имеющие разделение по классам. Преимущества печатных дневников в том, что они красочно оформлены и содержат разного рода игровые задания, вызывающие интерес ребенка к работе с книгой. Это актуально в начальной школе, т.к. игра – остается одной из ведущих форм развивающей деятельности ребенка.

 Цель ведения читательского дневника – научить делать выводы и развить культуру читателя. В век огромного потока информации просто необходим навык внимательного чтения. Читательский дневник – это настоящий помощник для читающих и образованных людей.

    Я заметила, что в начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Поэтому   одним из способов решения этой задачи возможно через ведении «Читательского дневника».

     Отмечаю, что главной целью введения «Читательского дневника» является не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы. При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, принимаем участие в   литературных викторинах, конкурсах   дети обращаются к своему Читательскому дневнику и быстро вспоминают авторов, героев и другие данные. Некоторые дети очень любят читать энциклопедии, детские журналы. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чем ребенок узнал.

     Совет, который давала родителям первоклассников о том, чтобы приучить   своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам оказался эффективным. Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

    Эффективную   помощь в ведении читательских дневников   в моем классе оказывают родители. Родители после родительского собрания   в начале обучения в1 классе поддержали мою идею. С ведением читательских дневников дети стали устраивать соревнования «кто больше прочитал за неделю». Проверяются каждую четверть. Каждый старается прочитать больше и посоветовать своим одноклассникам то, что они еще не успели прочитать. Таким образом развивается большой интерес к внеклассному чтению. А самое главное увеличивается техника чтения.

   В 4 классе ученики   могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:
1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:

• Опиши внешность героя, составь портрет.
• Назови черты его характера, опиши его любимые занятия, привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя?  Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова. И еще один образец.
                         Как правильно оформить читательский дневник 
1. Напиши автора и название (с большой буквы).
2. Укажи, к какому литературному жанру относится данное произведение (сказка, стихотворение, рассказ, былина и т.п.).
3. Напиши, кто нарисовал иллюстрации (ФИО художника).
4. О чём или о ком прочитанное тобой произведение.
5. Кто являются главными героями.
6. Понравилось ли тебе то, что ты прочитал. Дай оценку поступкам героев.
7. Сделай иллюстрацию к тексту.
Когда все книги из списка будут прочитаны, расположи, пожалуйста, по порядку: №1 – самая интересная из списка, №2 – понравилась чуть меньше и т.д. все прочитанные книги. 
Заведи красивую тетрадь или альбом и оформляй свой читательский дневник так, как подскажет тебе фантазия – рисунки, стихи, викторины, загадки будут только украшением твоего читательского дневника! Дневник можно вести не один год, а в течение нескольких лет. 
   Школьники смогут не просто записывать туда прочитанные произведения, но и подумать над тем, что ему дала каждая книга, оценить героев, пофантазировать на тему “Что было бы, если бы…”, увеличить словарный запас, проиллюстрировать отдельные эпизоды. Книга поможет родителям и учителям контролировать то, что читают учащиеся, использовать прочитанные произведения в воспитательных целях.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в младшем школьном возрасте

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, но посещение и школы, на подготовку уроков, на кружки, секции, отдых, что же остаётся? Но чтение – это просто образ жизни. И речь не о дополнительном времени, а более разумном его использовании.

    Поэтому первое, в своей работе – это работа с родителями. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне пожалуйста пока я убираю…,говорят о книгах встречая и провожая ребёнка, используют время перед сном. Для того, чтобы ребёнок с удовольствием читал, рядом должен быть читающий вместе с ребёнком родитель. При работе  над читательским дневником привлекаются родители. Для них проводятся консультации. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением.

    Со школьниками с первых уроков проводится беседа на тему: «Зачем и как нужно вести читательский дневник», вводим определённую определенную форму ведения дневника (автор, название, содержание книги, что понравилось). Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника; как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; как справочное пособие; как средство общения, раскрытия себя перед другими.

  На каждом уроке литературного чтения отводится пять минут для « жужжащего чтения», где каждый обучающийся читает свою детскую книгу, и 2-3 минуты, заслушиваем одного ребёнка для рекламирования прочитанного произведения, с целью поделиться прочитанным и заинтересовать других. В первом классе дети ежедневно читают: кто-то, несколько страниц, кто-то несколько строк, слов и даже слогов.

Провожу конкурсы рисунков «Мой любимый литературный герой» и т.п., инсценируем произведения, составляем книжки – малышки в 1 классе. Постепенно повышается техника чтения среди учеников.

   В результате многолетней работы сделала следующие выводы:

1.Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение. Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные намного лучше.. Ученик, пролистав свой читательский дневник, легко вспоминает и героев произведения, и сюжет.
2.Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ученик тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. А также развивает читательские навыки, культуру читателя. 

   Отмечаю, что довольна полученными результатами работы над «Читательским дневником». На мой взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, насколько важно правильно вести работу над формированием читательской самостоятельности в начальной школе. Здесь большую роль играет ведение «Дневника читателя» и разнообразная богатая внеклассная работа по чтению.

Источник

Алена Лепилина

Сегодня мы поговорим с Мартой Райцес — основателем и методистом первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид», а также автором книги «Читательский дневник» — о проблемах чтения, читательском дневнике, любви к книгам и других важных вещах.

Марта, добрый день, вы профессиональный наставник по чтению. С какими проблемами чаще всего к вам приходят люди? Много ли обращается родителей?

Запросы разнятся от предсказуемых до фантастических. Из распространенного: взрослые ожидают от встреч с книжным гидом точного индивидуального подбора литературы, так как количество изданий в магазинах очень велико, а времени на чтение «не своей» книги у них нет. Сейчас достаточно много книжных шопоголиков, они часто покупают книги, но редко их дочитывают. Задача гида в таком случае — замотивировать человека успевать читать тексты от встречи к встрече, например, не меньше 500 страниц качественной литературы в месяц. Многие люди, работающие с текстами, а это не только филологи, лингвисты или, например, журналисты, но еще и юристы, публичные люди, у которых просят письменные комментарии СМИ по разным вопросам, менеджеры старшего и среднего звена, получающие десятки писем каждый день, понимают, что их продуктивность сильно зависит от навыков чтения, которые мы с ними и улучшаем.

Обращения родителей, которые хотят привести в Книжныйгид.org своих детей, а не прийти сами, составляют 70 процентов из 100. Формулировка общая: «Не читает. Пробовали все». Так говорят и мамы из России и папы детей-экспатов, детей без диагнозов и с особенностями, например, дислексиков. Читающих школьников к нам направляют редко, хотя это бывает и приносит большие результаты. Связано это с ценностной шкалой: на первом месте в большинстве семей оценки и аттестаты, потом знание иностранных языков и профессиональный спорт, и только после то, что формирует личность: музыка, живопись, литература. Не все видят корреляцию между общей успешностью человека, его способностью ставить и достигать цели с развитостью его мышления. Поэтому читающих детей к нам приводят осознанные родители, которых мало.

Умеют ли современные дети и подростки читать книги? А взрослые?

По данным ЮНЕСКО читать и писать не умеет каждый 10-й житель Земли. Это цифры 2014 года. То есть даже распознает буквы и складывает их в слово не любой. Тем более не все могут распознавать культурные аллюзии, ориентироваться в системе жанров и так далее. Чтение — занятие, в котором невозможно достичь совершенства, это регулярная духовная практика, благодаря которой каждый день можно становиться лучше, чем ты был вчера.

Читайте также:  Патологии развития ребенка до года

Но коллектив «Книжного гида» особенно волнует вопрос: сколько людей умеет читать с удовольствием? Их значительно меньше, чем 9 из 10. А ведь это так просто: показать ребенку или взрослому, в чем счастье хрустеть страницами. На это и направлены наши усилия.

Как правильно читать книгу? На что нужно обращать внимание при чтении?

Правильно — с удовольствием. Но чтобы понять, что лично вам принесет радость при чтении, нужно попробовать многое: от чтения пьес по ролям в кругу друзей до аналитического чтения, о котором пишут Адлер и Фостер. Подбор способов, дегустация каждого из них занимают много времени, но это исключительно приятное время.

По сути, «Книжный гид» — профессиональный сомелье, который создает атмосферу и делится своим опытом и знаниями с учениками, чтобы они почувствовали все оттенки и получили читательские впечатления по своему вкусу.

Теперь про детей. Наболевший вопрос родителей: как помочь ребенку полюбить чтение и книги? Многие дети, к сожалению, читают из-под палки.

Полюбить читающего ребенка. Это иногда не тот ребенок, который тянет руку в классе и отвечает цитатами из параграфа учебника. Не тот, кто промолчит на необоснованное повышение голоса взрослым. Не тот, кого можно «логически» убедить в том, что нелогично. Читающий ребенок задает сложные вопросы, имеет свое мнение и понимание всех вещей, возможно, не похожее на родительское.

Только в среде, где уважают друг друга, может комфортно расти читающий человек. Поэтому первый шаг — создание условий. Без запретов, иерархий в общении, ограничений во времени для творчества. Когда у детей есть возможность выбрать книгу, которая им нравится, читать ее тогда и так, как им нравится, говорить или молчать о ней так, как им нравится, они не откажутся от литературы.

Поговорим о «Читательском дневнике»: как родилась идея книги? Какие были первые шаги?

В сентябре родители учеников пожаловались мне: несмотря на то, что ребенок любит встречи с «Книжным гидом» и читает дома, он категорически отказывается вести читательский дневник, который требуют сдать в школе. И мамы с папами сочиняют его за ребенка, чтобы ему не испортили успеваемость плохой оценкой в самом начале учебного года.

Мне стало жаль детей, родители которых заполняют скучные читательские дневники вместо того, чтобы кататься с ними на колесе обозрения, пить молочные коктейли или обсуждать поэзию, и я придумала читательский дневник, который мог бы им понравиться.

Год мы с детьми его заполняли, распечатанным без оформления и верстки на моем принтере. Ученики внесли в него много изменений, и он стал достаточно хорош, чтобы опубликовать его для других, незнакомых мне читателей.

В чем вы видите основную задачу «Читательского дневника»? Как им правильно пользоваться?

Для чего нужен читательский дневник, я подробно написала в нем самом, подобрав такие заголовки: «Это незабываемо», «Это развивает интеллект», «Это знакомит с собой», «Это дарит свободу» — и главное: «Это настоящий праздник». Я надеюсь, что «Читательский дневник» будет близким другом детям, подросткам, их родителям и учителям. Для последних там очень много ценного, это практически методическое пособие, написанное как игра.

Какие важные принципы заложены в «Читательском дневнике»?

Ключевой принцип — свобода. Ничто так не дисциплинирует читателя, как свобода мыслить.

В обычной жизни она ущемляется регулярно, особенно у детей. Например, их сочинения по литературе часто оцениваются учителями субъективно, из-за чего подростки редко пишут искренние сочинения, предпочитая получить 4 и 5 за списанное из сети или сборников условно «лучших сочинений».

Также «Читательский дневник» дает своему владельцу приватность. Право побыть наедине с книгой, а не рассказывать, стоя у доски, всему классу о своих личных переживаниях.

И вариативность. Один ребенок сутки просидит, фантазируя над рецензией, а другой ее пролистнет, но заинтересуется кроссвордом, составит его и подсунет брату, чтобы тот разгадал.

Что было самым сложным в работе над этим проектом?

Ничего сложного не было. Я люблю свою работу книжным гидом, литературу и детей. Это было несколько счастливых вечеров, когда я перебирала свои записи с прошедших встреч с учениками, их иллюстрации, фанфики, интеллектуальные карты… И решала, страницы с какими читательскими играми стоит включить в первую очередь. Выбор был большим. Конечно, не все вошло в «Читательский дневник».

А что же делать, если ребенок не хочет вести даже такой интересный читательский дневник? Заставлять, увлекать?

Если ребенок не хочет читать интересную и хорошо иллюстрированную книгу, отказывается вести красочный читательский дневник с небанальными вопросами, не хочет вместе пойти в книжный магазин за покупкой нового томика о драконах, значит, его уже заставляли. Необязательно мама и папа, может быть, учитель в школе или бабушка.

Отвращение к литературе — приобретенная черта. По природе человек любопытен. Разве есть ребенок, который, научившись ходить, не открывал бы все шкафчики, чтобы заглянуть туда? Книга тоже такой шкафчик. Если ее не хочется открыть, значит, мешает негативный читательский опыт: высмеивали ошибки при чтении вслух, критиковали выбор произведения, принуждали, нетактично высказывались о мнении ребенка по поводу книги.

Заставлять заполнять «Читательский дневник» не нужно, нужно восстанавливать доверие. О том, как это сделать, можно почитать у Пеннака. Может быть, и я когда-нибудь напишу об этом. Есть мечта.

Ведете ли вы сами читательский дневник? Если да, то как он вам помогает?

Я читаю все книги с карандашом, оставляя на полях комментарии, подчеркивая разными линиями цитаты, которые хочу сохранить в памяти, важные для сюжета фрагменты и слова, значение которых мне нужно уточнить в словаре. Таким образом, каждая прочитанная книга из моей библиотеки является частично и моим дневником. Для меня это удобно, так как в неделю я прочитываю около 5 книг, чтобы подобрать литературу для учеников с разными интересами и ожиданиями от встреч с книжным гидом. Когда я готовлюсь к обсуждению давно прочитанного мной произведения, мне не нужно его читать повторно, достаточно пройтись глазами по моим карандашным комментариям.

Помимо этого у меня есть близкие, с которыми я переписываюсь по имейлу, в социальных сетях и даже с двумя особенно любимыми людьми бумажными письмами. В них я очень часто рассказываю о книгах, которые меня особенно впечатлили. Иногда в процессе сочинения такого письма прихожу к новым мыслям о знакомых текстах. Это заменило мне практику ведения личного читательского дневника, которая была моей привычкой с детства и до 23 лет.

Может ли быть читательский дневник полезен взрослому?

Конечно. Нам также хочется разгадать рецепт из книги, может быть, не шоколадных лягушек магов из вселенной Роулинг (хотя, если четно, и их тоже), а еще и любовного напитка из средневекового романа о Тристане и Изольде. Нам тоже любопытно погулять по местам произведения. Иногда хочется переписать конец книги.

Мы же не перестаем мыслить и чувствовать, выпустившись из школы, а читательский дневник создает нам безоценочное пространство для творчества и рефлексии.

Расскажите о ваших новых проектах?

Мы продолжаем читать книги со взрослыми и детьми во всех возможных форматах: группами и индивидуально, онлайн и офлайн. С сентября появится больше площадок, где нас можно увидеть. Помимо этого, мы готовимся ко второму Семейному литературному фестивалю «Книжный гид».

Главное наше дело — волонтерская программа «Книжного гида», в рамках которой мы набираем, обучаем работать по нашим методикам, аттестовываем и распределяем добровольцев по детским домам, поддерживаем и консультируем их на протяжении всего времени, пока они читают с сиротами книги каждую неделю. В сентябре мы будем обучать третий набор волонтеров.

Также нас сейчас интересуют возможности книги как инструмента инклюзии и интеграции. Мы совместно с Литературным музеем разрабатываем программу для многофункциональных аутистов. Хотим создать программу для детей мигрантов, обучающую их русскому языку через чтение.

Есть очень много — без преувеличения мировых — проблем, которые можно решить с помощью литературы.

Источник