Развитие ребенка как целостную личность возможно через организацию взрослым

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

Игра – это…

ИГРА –

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

Читайте также:  Приложение для андроид развитие ребенка

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый год жизни скачать бесплатно

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Источник

Наша профессия – «воспитатель», мне кажется, это самая интересная, увлекательная, хотя и иногда неблагодарная работа в мире. Потому что, приходя каждый день на работу, мы вместе с детьми окунаемся в забытый мир детства, сами превращаемся в детей и начинаем познавать мир заново, глазами наших воспитанников. Принимая в группу детей, мы знакомимся с маленькой личностью,  в ней уже есть и свое мнение, свои взгляды, убеждения и свои интересы.

Личность это-человек, и в ней воплощается все то, что заложено природой и все то, что мы приобретаем в процессе жизни. В каждом ребенке уже заложены познавательные интересы, эмоциональные интересы, потребности, какие то переживания, суждения, поступки и действия. Сразу возникает от сюда вопрос, а можем ли мы , воспитатели, как то воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от нас? Формирование личности – это сложный процесс, в него входит и анатомо-физиологические, психические, социальные условия, фактор наследственности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. На формирование личности влияют  – воспитание, социальная среда и наследственные задатки, и они начинают  играть существенную роль в жизни. Дети наследуют от родителей анатомическое строение, обмен веществ, тип нервной системы и т.д.

 У каждого ребенка есть приспособленность к определенному виду деятельности, чем к другой. Например, у меня в группе был мальчик, который очень любил рисовать. Когда с детьми мы рисовали, то он прорисовывал такие детали, которые многие дети не видели. Если мы рисовали какой то предмет, то он обязательно добавлял к нему еще ряд предметов, которые относились бы к этому предмету. Рисовал все очень аккуратно, прорисовывал все до мельчайших подробностей. Об этих способностях мы говорили маме, и она по его согласию отдала его в художественную школу, где в дальнейшем его работы на выставках занимали высокие места. Этих способностей в роду ни у кого не было, мама с трудом рисовала в школе. Зато он не любил математику, развитие речи. На этих занятиях ему было совсем не интересно. Но нашей задачей в детском саду является – всестороннее развитие личности по всем образовательным областям – познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и т.д.

Развитие личности ребенка идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, познавательной, предметной, учебно-воспитательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности, на основе общения со сверстниками, с взрослыми людьми ребенок постепенно переходит к самостоятельной деятельности, к творческой активности, самовоспитанию. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, и на этой основе у детей начинают формироваться разнообразные способности и свойства личности. На каждом уровне своего развития ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, начинает выполнять определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, нормами поведения ребенок формируется как личность. Через отношения со сверстниками, со взрослыми ребенок начинает становиться личностью.

Я хочу привести пример, как я представляю себе целостный подход к формированию личности ребенка на примере рисования. Например, мы с детьми учимся рисовать дерево. Мы перед этим проводим с детьми ряд бесед – о деревьях ( какие бывают деревья, о разнообразии стволов, цвета, размера и формы листьев и т.д.). Где могут расти деревья, кто за ними ухаживает, какие плоды дают деревья, что надо для их роста. Мы уже в этот момент развиваем в детях познавательную активность, любознательность, дети получают определенные знания о природе, развиваем речь, память. Если мы рассказываем об уходе за ними, как ухаживают люди за ними весной (белим деревья), зимой на прогулке обсыпаем корни деревьев и т.д. Во время прогулок говорим, что нельзя ломать веточки, рвать листочки. В этот момент мы стараемся рассказать детям  о бережном отношении ко всему живому, к чувству прекрасному (когда рассматриваем иллюстрации художников, как они изображают красоту деревьев), привлекаем детей к охране деревьев, растений, т.е. создаем широкие возможности для активного общения с природой, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие детей. Во время рисования мы учим детей сидеть правильно, держать карандаш, правильному нажиму и т.д. Отводится определенное время для занятия , что мало того является хорошей подготовкой к школе, и к тому же к ответственности, усидчивости, к правилам поведения, установленным нормам.

Читайте также:  Развитие половых органов ребенка в утробе

Рисуем березу и ель – дети сравнивают, обобщают,  систематизируют, мы можем посчитать сколько деревьев уместилось на листе альбомном – математические способности. мышление. Во время рисования дети помогают друг другу, могут посоветовать, предложить краску, если у соседа по парте она закончилась, поделиться цветными карандашами – все это развивает в детях сопереживание, чувство доброты, оказание помощи. Так же мы читаем детям ряд произведений художественных о природе, деревьях, стихотворения о деревьях зимой, например С.Есенина, обсуждаем с детьми , как автор описывает красоту природы, «образы березок, что сначала стояли они голые, с черными ветками, а потом снег, мороз соткали для них волшебный зимний наряд». Этим самым мы воспитываем в детях художественный вкус, виденье прекрасного, любовь к художественной литературе, к искусству. В подготовительной группе мы подводим итог работы. Рассматриваем работы друг друга, обсуждаем. Что получилось, у кого лучше, кому надо еще потренироваться – это тоже в будущем  детям пригодится, потому что не всегда в жизни получается все то что мы задумываем. Если мы начали рисовать, то обязательно должны закончить начатое дело, подождать остальных, убираем свое рабочее место. Это воспитывает в детях чувство ответственности, усидчивости, умение сосредотачиваться, а так же воспитывает в детях желание трудиться, помогать друг другу. Может я не права, но мне кажется, что все, что перечислено, в целом помогает в детях формировать личность .А целостный подход и заключается в том, что мы в детях воспитываем не одно какое то качество , мы воспитываем или начинаем воспитывать в детях все то из чего формируется личность – это отношение к близким, родным, к окружающему миру, адаптируем к условиям жизни, жизни в социуме, в обществе, в потребностях в общении, принятии норм  и правилам жизни, к образу поведения, даем им определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни, отношение к труду, выражении своих мыслей и т.д. Потому что личность соединяет в себе познавательные интересы, эмоциональные, волевые процессы, потребности и т.д., и зависит она от сложившихся условий жизни и воспитания в семье , а так же от того как мы , воспитатели построим свой процесс воспитания и обучения. Но так же большую роль в формировании личности играет семья. И, мне кажется, она должна играть самую важную роль. Именно в семье у детей формируется основные черты характера, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Не бывает семей без проблем, без трудностей, сейчас практически все семьи неполные, бывают родители «выходного дня». И поэтому, чтобы вырастить полноценную личность в ребенке мы должны действовать как союзники (воспитатели и родители).В семье дети начинают уважать старших, заботится о больных, оказывать посильную помощь близким. В общении с родителями у детей формируются чувство долга, взаимопомощи.

Участниками воспитательного процесса являются – дети, воспитатели и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Мы постоянно проводим родительские собрания. На этих собраниях мы затрагиваем самые интересные темы для родителей. Часто собрания проходят в виде круглых столов. Важно представлять коллектив как единое целое, как большое целое, как большую семью. Собрания помогают узнать  больше детей, общаясь с родителями, увидеть детей в разных ситуациях, то есть вся информация поможет нам воспитателям понять больше индивидуальные особенности детей, развивать способности детей. Все эти встречи, консультации очень важны, взаимное доверие, воспитатель советует, размышляем вместе с родителем, как поступить в той или иной ситуации, договариваемся о совместных действиях.

Поэтому, я считаю, что в формировании личности детей важную роль играет и  семья. И если мы вместе с родителями будем работать рука об руку, то вместе мы вырастим детей, которыми мы будем гордиться в будущем.

Автор: 
Сидорко В.Ю.

Источник