Развитие ребенка как цель образования
Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является развитие.
Образование понимается как процесс целенаправленного развития, результат которого — становление человеческого в человеке, обретение им культурно значимых качеств и способностей. Эти способности позволяют учащемуся стать носителем исключительно человеческих возможностей: рефлексии, самосознания, способности к диалогу и проектировочной деятельности и др.
Такой взгляд на образование в теоретических, экспериментальных, авторских вариантах разрабатывался в течение последних 50-70 лет и за эти годы приобрел не только сторонников в лице философов, исследователей, педагогов и родителей, но и конкретные практические отражения.
По своей сути, развивающее обучение — это социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества воспитания и обучения, а педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
Портрет выпускника школы, создаваемый ФГОС, несомненно привлекателен. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, компетенциями, но и готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.
Для любого педагога ценность и честь вырастить человека, обладающими такими качествами и способностями. Но вопрос состоит в том, как именно, на каких дидактических и технологических основах должна быть выстроена профессиональная деятельность учителя, реализующая новые цели и ценности образования? Каким должен стать он сам, для того, чтобы новые инструменты и средства его деятельности «сработали» на новый образовательный результат?
В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий (УУД). Они выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Но нам важно понимать, что УУД важны не сами по себе, не как самоцель, а как средство развития личности человека в образовательном процессе. На основании выше изложенного можно говорить о 4 группах новых профессиональных компетенциях педагога.
Первое: личностное принятие педагогом филасофски развивающего образования, развития как цели своей педагогической деятельности. Здесь уместно сделатьссылку на фразу В.И.Слободчикова: «Суть развивающего образования… можно определить, по крайней мере на словах, предельно просто — это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное выше моих сил». Возникают вопросы: что понимать под развитием? Что именно подлежит сохранению и развитию, как эти процессы и качества называются? Как выглядит деятельность, направленная на развитие?
Развитие можно определить как изменение через становление и вызревание, а также выращивание нового качества, новой способности или приращение в имеющихся способностях.
- Становление — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Есть закономерные этапы физического, психофизиологического, умственного и эмоционально-волевого развития. Педагог не может не учитывать этих закономерностей, так как иначе он своими действиями рискует войти в конфликт с процессами становления.
- Формирование — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это то содержание которое мы хотим с помощью педагогических средств «переложить» из внешнего культурного окружения ребенка в его внутренний мир.
- Преобразование — процесс саморазвития, движения человека к целям, ценностям и смыслам своего существования.
То есть, это ответственность взрослых: помочь ребенку стать способным к саморазвитию,обрести внутренние
психологические инструменты управления собой и своей жизнью, а затем — дать человеку возможность реализовывать
свои жизненные планы и устремления (просто говоря, «отпустить».
Таким образом, развитие ребенка, подростка, юноши — сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Развитие как формирование — основа образования, развитие как становление — условие образования, саморазвитие — один из итогов качественного обучения.
Второе: умение ставить задачи развития учащихся. Если развитие — это то, ради чего существует педагогическая деятельность, то умение вычленять, формулировать задачи развития ребенка — это показатель профессионализма педагога. Педагог знает и рассматривает как свою профессиональную обязанность участие в процессах, которые решают задачи развития ребенка. Или специально создает условия для осуществления таких процессов.
Третье: умение решать в процессе своей профессиональной деятельности задачи развития обучающихся. Педагог, анализируя ситуацию развития, возрастные и индивидуальные характеристики своих воспитанников, формулирует задачи развития и ставит на их основе перед собой собственные задачи деятельности. То, как он это делает, – важнейшее проявление его профессионализма. Сюда же можно отнести и знание логики формирования УУД.
Четвертое: умение занимать экспертную профессиональную позицию в отношении развивающих возможностей учебного предмета и средств обучения/воспитания, которые предлагают различные УМК. Педагогу необходимо научиться определять развивающий потенциал тех или иных методических комплектов, которые предлагает ему современный рынок методических услуг, грамотно подбирать дидактические и методические средства под стоящие перед его учениками задачи развития, при необходимости самостоятельно разрабатывать такие средства.
Таким образом, развивающее образование перестает быть уделом единиц и становится нормой профессиональной деятельности для сотен тысяч педагогов. Происходит это быстро, даже, наверное, слишком быстро для тех, кто никогда не был включен в инновационный процесс, никогда не смотрел на образование с точки зрения развития, преобразования, становления самого человека. У образования появляется надежда на обновление и, если будет позволено так выразиться, на «очеловечивание»: принятие человека и его развития в качестве главной ценности и цели. Хочется верить, мы поможем нашим надеждам осуществиться.
Информацию подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Школьный психолог», февраль, 2013
Источник
Дадакина Любовь Дмитриевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
город Березники
dadakinald@mail.ru
учитель начальных классов
Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе
1слайд. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами.
2. слайд Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы».
3слайд. Есть такая индийская пословица звучит так: “Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить пить” Почему нельзя заставить его пить? Потому что он не хочет пить или потому что его привели принудительно?
4слайд . Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать? Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
5слайд. Личность, характеризуюет такие качества: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека, добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Все эти характеристики можно разделить.
6слайд 1.Самоопределение «Учусь успеху» внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка;
2.Смыслообразование «Хочу учиться» мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
3.Нравственно-этическая ориентация
Личностные«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
«Что такое хорошо и что такое плохо» : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
Децентрация т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.
7 слайд Существуют разные формы и методы способствующие развитию личностных УУД.
8 слайд Педагогический проект «Шаг к успеху».
Цель: Повысить интерес учащихся к своим достижениям, к активной жизненной позиции в первый год обучения, через оформление портфолио.
Задачи:
Можно наблюдать за собственным успехом, повышается интерес к учёбе и внеурочной деятельности, дети сами контролируют свой успех, видят позитивную динамику развития успехов, родители первые помощники по оформлению портфолио ребёнка.
Проект длится один год с сентября по май 1класс.
9 слайд Актуальность проекта .Большинство родителей запечатлевают различные моменты из жизни ребёнка на фотографиях в семейных альбомах, видеосъёмках, отмечают антропометрические данные (рост, вес). Но порой не замечают внутренний мир детей их интересы, их успехи в первый безотметочный год обучения. Отличным направлением в данной ситуации может стать портфолио ученика, созданное совместно в сотворчестве педагог-ребёнок-родитель.
В процессе оформления портфолио ребёнок постоянно учится общаться, договариваться, творить, создавать. Собирая портфолио можно не только зафиксировать успехи, но и отследить динамику, увидеть положительные стороны ребёнка, наметить пути развития. Качественно оформленное портфолио , предоставит возможность учителю начальной школы ,а впоследствии учителям среднего и старшего звена получить всестороннюю информацию о ребёнке . В сотрудничестве детей, родителей и педагога родители получат наиболее полную информацию о развитии своего ребёнка, педагоги – об интересах и успехах его. Всё это даст толчок к развитию ребёнка,а значит к повышению качества образования.
слайд Ожидаемый результат.
Активность в развитии ребёнка и в жизни первого года обучения. Готовое портфолио в конце первого года обучения.
слайд 1этап подготовительный. На родительском собрании познакомить родителей со схемой оформления и функциях портфолио. Показать готовое портфолио.
слайд 2 этап выполнение проекта.
Проявить творчество в оформлении, зафиксировать успехи детей. Подбор материала к оформлению. Активное участие детей на всех уроках, качественное выполнение работ в прописях, а потом в тетрадях, участие в школьных мероприятиях, городских, краевых, российских. Копилка официальных наград.
Слайд 3 этап результаты.
Подведение итогов проекта.
Презентация портфолио родителям.
Выявление одарённых детей.
Слайд В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача –
способствовать развитию каждой личности.
Поэтому важно установить уровень способностей и
их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь
правильно осуществлять их развитие.слайд .Что лучше «давать знания ученикам?» или
«учить учеников открывать для себя новСлайд «Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный» М.Монтень
Библиографический список:
1. Цылева Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] //
Источник
Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождающая
человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и
Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов,
интеллекта, его неповторимости.
Ш.А. Амонашвили
«Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии»
Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.
Суть её заключается в том, чтобы всеми образовательными средствами способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.
Родился ребёнок в семье – произошло чудо. Он пришёл со своей миссией, энергией и способностями. И задача родителей и учителей – открыть ребенку главную цель его жизни – Духовное преображение. Очень важно, как мы будем воспитывать его. Поможем ли раскрыть суть в себе, укажем ли путь к этой сути, поддержим ли его устремления.
Конечно же, это и первоочередная задача школы.
Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача нашей деятельности на данном этапе – организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманной педагогики пронизывают и охватывают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную воспитательную работу.
Качество современного образования определяется не только получением ребенком объема знаний, формированием у него необходимых познавательных, личностных, качеств, коммуникативных, регулятивных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира.
В этой связи астрономия является одним из таких средств, мощным средством формирования мировоззрения ребенка. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Астрономия раскрывает для ребенка широкие горизонты для познания и исследования.
Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественно – научной картины мира способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, любознательности, коммуникабельности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.
Формирование познавательной активности у детей прослеживается в разных формах деятельности: в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями, в конструировании, просмотре видеоряда, рисовании и др.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Ш. Амонашвили, Занков, Леонтьев, Выготский и др.).
Все это побудило к введению пропедевтического курса по астрономии в начальной щколе. Курс ведется во втором классе как внеурочная деятельность. Преимущество введения курса – в группе дети разного уровня развития, разной успеваемости, специального отбора не велось, ребята сами выбрали этот курс. посещают занятия с желанием.
Актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста высок интерес к астрономии и космонавтике.
Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа для школьников 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 2-4 классах.
Общая характеристика курса «Путешествие по Солнечной системе.»
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие и развитие способностей детей.
Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и играет пропедевтическую задачу – готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.
Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненному опыту ребенка, его жизненным наблюдениям, строится на любознательности и интересе ребенка.
Данный курс решает следущие задачи:
расширять представление детей о многообразии космоса;
развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, память, конструктивные способности.
• формировать представления об астрономии как науке, изучающей
Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с
космосом;
• формировать общее представление о Вселенной;
• формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его
признаках (форма, размер, польза для всего живого);
• познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении)
звезд, их названий и человека;
• познакомить с понятиями “созвездия”, названиями некоторых из них
(Большая Медведица, Малая Медведица);
дать информацию о Млечном пути;
• формировать представление о планетах Солнечной системы;
• формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о
фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне;
• познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
• развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность,
системное мышление в практической деятельности;
• развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить
делать умозаключения
• развивать воображение дошкольника;
• содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга
по отношению к своей планете.
Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:
- теоретические занятия (беседы, работа с презентациями, видео, работа с энциклопедиями и др. книгами о космосе),
- практические и лабораторные работы (работа по карте, работа с глобусом, работа с ….)
- наблюдения в природе (самостоятельные, с родителями, с учителем)
- творческие занятия (раскрашивание, рисование, лепка, конструирование)
- подготовка индивидуального и группового проекта о космосе (с помощью учителя и родителей).
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, модели Солнечной системы, компьютера, видеоаппаратуры и видеозаписей.
Практические работы – это изготовление простейших приспособлений, макетов, рисунки, а также изготовление наглядных пособий.
Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, созвездий, записей своихнаблюдений.
В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.
При освоении данного курса идет постоянное формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
Для формирования ИКТ-компетентности младших школьников в рамках учебного курса «Путешествие по Солнечной системе» запланированы:
– Участие в школьной конференции (выступление с групповым проектом «Загадочный космос»),
– Участие в школьном конкурсе рисунков ко дню космонавтики.
Содержание курса:
1. Введение. Стартуем на космическом корабле.
2. Солнечная система.
3. Мое Солнышко.( Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца.)
4. Двигаемся за Солнышком.( Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня.)
5. Наблюдаем за необыкновенными явлениями. (Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния.)
6. Игра «Строение Солнца». (Закрепление полученных знаний о Солнце.)
7. Считаем планеты: Проворный Меркурий, жутковатая красавица Венера, Марс – красная планета, большущие планеты, не похожие на Землю, планеты- крошки. (Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Практическая работа «Построение модели планеты.»)
8. Самая удивительная планета Солнечной системы.( Проектная работа.)
9. Полет вокруг Земли. (Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.)
10. Полет на Луну. (Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне -расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура. Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.)
11. А где же Солнышко? (Солнечные и Лунные затмения.)
12. Проектная работа «Модель солнечной системы.» (Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы.)
13. Как устроена ракета? (Устройство ракеты. Практическая работа – делаем ракету (поделка из бумаги-оригами.)
14. Малые тела Солнечной системы. (Астероиды – крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды.)
15. Камни, которые упали с неба.( Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.)
16. Метеоритный дождь.( Тунгусская тайна. Озорные метеориты.)
17. Хвостатые светила.( Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея.)
18. Вселенная. Изучаем происхождение Вселенной.
19. Открытие нашей Галактики. Млечный путь. Туманность Андромеды – галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
20. Полет к звездам. (Звезды – далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица.)
21.Зодиакальные созвездия. (Знакомство с Зодиакальными созвездиями.)
22. Карта звездного неба.
23. Как найти Полярную звезду? (Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта.)
24. Готовим проекты. Проектная деятельность.
Как проходят занятия, какой деятельностью заняты дети?
- Изготовление ракеты. Техника оригами. Аппликация. Объемная поделка.
- Почему всё живое любит Солнце (Беседа) Мультфильм «Я на солнышке сижу…».
- Делаем модель Солнечной системы из пластилина.
- Презентация о планетах. Минипроекты – сообщения детей о планетах.
- Работа «Мой дом». Прослеживаем цепочку Вселенная-галактика Млечный путь – Солнечная система – планета Земля- континент Евразия – страна Россия – Иркутская область – г.Байкальск. Вселенная – какая она. Рисуем Вселенную.
- Работа с глобусом. Работа с теллурием.
- Фотоподборка «Земля из космоса».
- Музыкальные произведения «Земля в иллюминаторе», А.Рыбников «Млечный путь», А.Рыбников «Песня о звездах» и др.
- Драматизация. Модель всех планет + Солнце. Давайте покажем, как движутся планеты вокруг Солнца.
- Игра «Назови планету», отгадываем загадки. Отгадываем ребусы.
- При изучении созвездий – рисуем Большую Медведицу в тетради. (просмотр мультфильма про Умку). Делаем модель созвездия из пластилина.
- Конкурс рисунков. «Космос моими глазами».
- Просмотр презентаций на астроном. темы на протяжении всего курса
- Экскурсия в планетарий в Иркутск. (запланирована).
- Просмотр видеофильма «3д» (запланирован).
Литература:
1.Вишневский Я. Марцелинка в поисках самого главного. –С.Петербург: Изд.дом Азбука-классика»,2009
2.Волцит П.М. Астрономия. Тетрадь научная. – Москва: Издательство АСТ,2018
3.Левитан Е.П. Звездные сказки. – Москва: Агенство «Суфлер»,2012
4.Максютов Т.Я. Космические приключения капельки. – СПб: Издательство «Антология»,2017
5.Новелли Л.История Земли, рассказанная ею самой. – СПб: Питер,2017
6.Себе-Панек М.В. Почему ракета летает? – Москва: Издательство АСТ,2015
7.Траини А. Солнце надевает пижаму.- М.: Карьера Пресс,2015
8.Как устроен мир. Все на свете о планете. Книга с заданиями и наклейками.
Источник