Развитие ребенка к двум с половиной месяцам
В 2,5 месяца ребенку становится намного интереснее и проще в обществе взрослых. Малыш меньше спит и старается больше общаться с окружающими, прислушиваясь и присматриваясь к тому, что происходит вокруг него. К 10-й неделе жизни кроха в среднем прибавляет в неделю не более 180 гр веса и около 0,9 см роста.
В период активности, если ничего не отвлекает внимания малыша, он с удовольствием изучает собственное тело, пытаясь попробовать на вкус ножки и ручки. Кстати, последние у него уже не в кулачках, как это было раньше. Ладошки открываются вместе с желанием поближе познакомиться с окружающим миром. Используя ручки, кроха учится различать тактильные ощущения при контакте с предметами и отдает предпочтения мягким, пушистым, теплым предметам, например мягким игрушкам.
Большинство деток в этом возрасте уже способны какое-то время удерживать голову в положении на животе и достаточно уверенно себя чувствуют в вертикальном положении на руках у взрослых. Самые активные малыши самостоятельно умеют переворачиваться с одного бока на другой.
Развитие 10-недельного ребенка имеет свои особенности, и одна из самых приятных среди них — повышенная потребность крохи в общении. Родители получают массу положительных эмоций от новых способностей ребенка, который с удовольствием принимает участие в «диалоге», отвечая на инициативу родителей. Сам начинать «разговор» малыш пока еще не умеет, но способен показать, что пора отдохнуть, меняя направление взгляда.
Что научился делать ребенок к 2,5 месяцам?
Каждый день в жизни ребенка наполнен новыми достижениями. Еще вчера малыш не умел фокусировать взгляд даже на маме, а сегодня уже открыто улыбается и готов к «диалогу». В 2,5 месяца кроха умеет уже достаточно много.
Движения:
- Малыш становится более координированным, удерживает голову, контролирует ритм движения ног и рук, которые все еще слегка согнуты.
- На животе малыш упирается локтями и предплечьями в опору, использует ножки для толчка, удерживает голову до 30 секунд.
- Кулачки крохи разжимаются, пальчики распрямляются.
- В вертикальном положении на руках у родителей кроха пытается упираться стопой в поверхность кровати или пола.
- Кроха переворачивается с бочка на бочок, а половина деток уже умеет переворачиваться со спины на живот.
- Если дать малышу подержаться за палец, он обязательно предпримет попытку сесть.
- С удовольствием пьет из чайной ложки.
- Проявляет инициативу во время кормления, помогая ладошками.
- Умеет сосать палец, тянет игрушки в рот.
- Реагирует поворотом головы на звуки.
- Провожает взглядом заинтересовавшие его объекты.
Общение:
- Ребенок лепечет, издавая разнообразные гортанные звуки.
- Кричит, выражая желания и эмоции, меняя тембр голоса и громкость крика (продолжительный и монотонный крик связан с физическими неудобствами, резкий, сопровождаемый постукиванием ножек — с коликами, властный — сигнал голода).
- Малыш улыбается и гулит, когда ничем не расстроен и чувствует себя комфортно и безопасно.
Проявление эмоций:
- Ребенок к 10 неделям уже умеет отвечать взаимностью на мамины проявления любви.
- Радуется во время доставляющих ему удовольствие процедур, например купания.
- Обращает внимание на яркие игрушки, пытаясь их взять, попробовать на вкус. Хватательный рефлекс достаточно развит и проявляется осознанно.
- Радуется появлению знакомых людей, реагируя улыбкой и лепетом.
- Пытается поймать одной ладошкой другую, рассматривает и трогает собственные пальчики.
Ну и еще одно очевидное изменение на этом этапе развития — это на порядок сокращающееся количество грязных подгузников. В 2,5 месяца пищеварительная система крохи уже достаточно развита для того, чтобы усваивать основное количество пищи.
Как ухаживать за ребенком в 10 недель?
За грудными детками требуется особенный уход на каждом этапе их развития. Как правильно ухаживать за крохой в 10 недель и с какими проблемами можно столкнуться в этом возрасте?
Одно из самых частых явлений — это красные пятна на коже младенца, чаще именно на лице. Основная причина — нарушенный обмен веществ, который у ребенка наиболее активно проявляется именно в 2,5 месяца. Щечки такого ребенка могут покраснеть, покрыться корочкой, беспокоить зудом.
Еще одна проблема, угрожающая малышу в 10 недель — это рахит. Проявлениями его могут быть повышенная потливость, залысины в области затылка, неприятный запах во время мочеиспускания, мокрая подушка. Если вы заметили проявления признаков рахита, обязательно обратитесь к врачу.
В 2,5 месяца ребенок начинает пробовать все на вкус, поэтому задача взрослых — не запрещать ему знакомиться таким способом с миром, а обеспечить окружающим предметам чистоту.
Очень важно на этом этапе развития крохи соблюдать определенный режим питания и сна – таким образом вы облегчите жизнь не только себе, но и ребенку.
У малыша в 2,5 месяца достаточно быстро начинают отрастать ногти. Задача родителей – следить за этим, своевременно обрабатывать пальчики крохи, не допуская их врастания и обламывания. Безопаснее всего будет делать это, когда малыш спит.
По утрам кроху так же, как и раньше, нужно будет умывать ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Помните о направлении движения тампона. Правильным будет вытирать глазки от внешнего уголка глаза к внутреннему, чтобы в случае чего не распространить инфекцию по всей слизистой глаза.
Чистить ребенку уши и нос нужно каждый раз после купания, используя ватные жгуты. А вот купать кроху можно будет по-прежнему часто в теплую погоду, в теплой воде без марганцовки. Мыло достаточно будет использовать 1-2 раза в неделю.
Не забывайте о массаже для крохи. Десятинедельному малышу будет достаточно получаса массажа в день.
Нервная система ребенка в 10 недель
Следует понимать, что развитие нервной системы малыша в этом возрасте еще только начинается. Поэтому лучше будет повременить с шумными посиделками дома, ограничить присутствие незнакомых людей, работу телевизора и всего того, что может негативно отразиться на нервной системе крохи. Особенно это актуально для деток, которые столкнулись с гипоксией в утробе или во время рождения.
Признаками раздражения нервной системы малыша станут:
- резкий плач;
- дрожание конечностей и подбородка;
- тонус мышц;
- нежелание ребенка разводить конечности в стороны;
- опора на пальчики вместо целой стопы при удержании его в вертикальном положении.
Если вы заметили проявление одного из этих признаков, обязательно обратитесь за помощью к неврологу.
И еще одна особенность развития ребенка в 2,5 месяца — акне, которое обычно проявляется в области спины, шеи и плеч. Педиатры уверяют, что это нормально и со временем акне обязательно исчезнет. Уменьшить его проявление можно с помощью обтираний и обязательной сушки перед одеванием. Обтирания проблемных участков тела ребенка делают мягкой тканью, смоченной в теплой воде.
Как развивать играми кроху в 10 недель?
В 2,5 месяца развивать ребенка нужно исключительно в форме игры, делая акцент на тактильные ощущения. Малыши отлично реагируют на мягкие и яркие игрушки, любят контакт во время массажа, получают новые впечатления во время общения.
Очень рекомендуется включать малышу тихую и спокойную музыку, но ничто не заменит крохе мелодии маминого голоса.
К 10 неделям малыш уже достаточно развит физически, поэтому нужно продолжать делать с ним гимнастику, сопровождая движения поглаживаниями. Чтобы развивать двигательную активность малыша, можно раскладывать перед ним яркие игрушки, мотивируя к ним дотянуться.
Зрение и тактильная активность
Развитие зрительный активности происходит с помощью использования дополнительных предметов. На расстоянии около 40 см от глаз ребенка можно закрепить красивые и яркие рисунки. Следите за тем, чтобы малыш проявлял интерес к рисункам, и заменяйте их другими, как только ребенку станет скучно.
В возрасте 2,5 месяца малыши особенно активно реагируют на оранжевый, красный и желтый цвета, поэтому старайтесь подбирать картинки именно в этой цветовой гамме.
Правильно подбирайте игрушки для крохи: погремушки должны быть яркими, прочными, безопасными. Самый оптимальный вариант — это погремушки из мягкого и приятного на ощупь материала. Вкладывайте в ручки ребенка не только погремушки, но и другие предметы, чтобы разнообразить его ощущения. Это может быть перышко, бумага, деревянная ложка. Следите за тем, чтобы кроха не брал в рот запрещенные продукты.
Эксперименты со звуками
Чем больше звуков будет знать ребенок, тем лучше для его развития. Малыша можно знакомить со звуком колокольчика, музыкальных инструментов, смехом старшего ребенка, звоном монеток и пр. Не бойтесь экспериментировать: шуршите возле малыша бумагой, фольгой, целлофаном и наблюдайте за его реакцией.
Игры ладошками
В 2,5 месяца малыши уже способны радоваться играм с собственными ладошками. Расскажите крохе о сороке и ее детках, поиграйте с ним в «ладушки». Такие игры способствуют развитию малыша, делают его более общительным и открытым. Кроме того, участие пальчиков ребенка в играх положительным образом сказывается на развитии мелкой моторики.
Забавные игры для крохи
Поиграйте с малышом в смешную и веселую игру «Попугай». Научите ребенка повторять за вами, делая смешные гримасы. Таким способом малыш пусть пока неумело, но все же потренирует мышцы лица, кроме того, такие навыки пригодятся ему в будущем, когда нужно будет учиться воспроизводить звуки.
Занимайтесь с малышом постоянно, выделяя время не только для ухода за ним, но и для его развития. Используйте каждую свободную минутку, получая совместную радость от общения и новых достижений.
Источник
Содержание:
- Врожденные рефлексы
- Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца
- Зрительные реакции ребенка
- Слуховые реакции
Ваш малыш перешагнул свой первый возрастной рубеж — один месяц. В этом возрасте он уже выработал индивидуальный режим дня, время его бодрствования (а значит, и время общения с окружающим миром) значительно увеличилось, а общение — главное условие правильного развития. Чему же научился ваш малыш за первый месяц своей жизни и чему ему предстоит научиться в течение ближайших трех месяцев?
Врожденные рефлексы
Как это ни странно, кое-что ребенок делать как раз… разучился или очень скоро разучится. Если в начале второго месяца безусловные рефлексы еще ярко выражены, то затем постепенно начинают угасать. Первыми из них (к полутора-двум месяцам) претерпевают обратное развитие рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы: поставленный на горизонтальную поверхность, ребенок уже опирается не на всю стопу, а лишь на наружный край стоп. При этом он резко выпрямляет ноги. Если его наклонить вперед, он больше не “шагает”. Мам нередко волнует, что их ребенок перестал опираться на ножки и “ходить”, но это физиологическая норма. Напротив, если эти рефлексы выражены в два месяца и позже (у доношенного ребенка), это патология развития нервной системы — обращайтесь к неврологу!
Большинство других врожденных рефлексов значительно ослабевают к концу третьего месяца жизни. Так, например, хватательный рефлекс угасает приблизительно к двум месяцам: вложенный в ладошку палец взрослого малыш захватывает некрепко, а при попытке приподнять его раскрывает ладонь и выпускает палец.
А вот сосательный рефлекс не только не ослабевает, но обогащается условными (т.е. приобретенными, выработанными) реакциями. Ваш малыш начинает производить сосательные движения не только при попадании соска груди или соски в рот, но и при виде груди или бутылочки с молоком: малыш знает, что сейчас его будут кормить! Он научился узнавать атрибуты кормления! Он научился различать сладкое, нейтральное, горькое — он становится гурманом!
Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца
К началу второго месяца снижается сгибательный тонус в конечностях и разгибательный — в мышцах шеи. Теперь если малыша положить на бочок, он уже не запрокидывает голову. Ребенок начинает гораздо активнее двигаться: периодически разжимает кулачки, разводит ручки в стороны, поднимает их вперед (в два — два с половиной месяца) и вверх — выше плеч (два с половиной — три месяца). Вообще конец первого и начало второго месяца жизни — поворотный пункт в психо-эмоциональном и двигательном развитии ребенка. Движения становятся разнообразнее, более того, уже вполне можно говорить о “сознательности” многих движений: к концу второго месяца малыш начинает приближать руки ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматривать свои ручки, потирать глаза и т.д. Эти первые уроки произвольной моторики — важнейшая веха в психомоторном развитии ребенка. Ведь психическая и физическая сферы на первом году жизни являются единым целым. Задержка развития психо-эмоциональных функций приводит к отставанию двигательных навыков (отсутствует побудительный мотив для их развития); в свою очередь, ограниченные возможности познания окружающего мира, обусловленные запозданием в развитии двигательных навыков, лишают ребенка новых стимулов для интеллектуального развития. Вот почему гармоничное психомоторное развитие так важно именно в грудном возрасте, когда каждый день должен быть отмечен новыми достижениями.
В возрасте около двух месяцев младенец, положенный на животик, на некоторое время приподнимает головку, однако она потешно “болтается” — держится неустойчиво, так что большую часть времени он лежит с опущенной головкой. А с двух с половиной месяцев ребенок уже уверенно и долго удерживает поднятую голову. В три месяца, лежа на животе, он опирается на предплечья. Некоторые мамы с радостью сообщают, что их малыш в три месяца переворачивается с живота на спину. Если он “вертится” неизменно в одну сторону, это можно объяснить преобладанием разгибательного тонуса в одной из ручек (т.е. ребенок не активно переворачивается, а пассивно заваливается на спину). Такого малыша лучше показать неврологу.
К концу второго месяца жизни ребенок начинает активно поворачивать голову в сторону оказавшегося в поле его зрения яркого предмета или в поисках источника громкого звука. К трем месяцам вслед за головкой разворачиваются и плечи, а затем и туловище. В результате малыш поворачивается на бочок. Чтобы стимулировать такого рода активность, нужно почаще обращать внимание малыша на яркие (можно звучащие) игрушки. С двухмесячного возраста полезно использовать специальное “коромысло” (круглую или трапециевидную стойку, которая может устанавливаться в кроватку, манеж и т.п.). На него подвешиваются игрушки: часть на перекладину, а часть — на цепочки, опускающиеся вниз. От места крепления этого сооружения до глаз ребенка должно быть около 35 см. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных (еще не координированных) движениях рук мог случайно их касаться. В этой ситуации у малыша формируется сложная рефлекторная связь — слухо-зрительно-двигательная. Он замечает, что, когда он касается нижних игрушек, верхние начинают двигаться и звенеть. Через 1 -2 недели он уже сознательно бьет ручками по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху. Он с ними играет!
Следующий этап — малыш тянет руку к показываемой ему игрушке. Как этому научить? Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней его внимание. Вот он ее увидел, зафиксировал на ней взгляд. Вы увидите, как при этом он оживляется, радуется, вскидывает вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. При обучении произвольной деятельности следует помогать ребенку в получении положительного результата: в случае если он потерпит неудачу, вложите погремушку ему в руку. Вскоре его ручная активность станет более совершенной, малыш начнет уверенно брать и подвешенные игрушки, и те, что стоят сбоку от него, и те, что вы предлагаете ему, но это уже на следующем этапе развития…
В этом возрастном периоде очень важно оценить реакции младенца на общение. Вот взрослый наклонился к ребенку, ласково обратился к нему, прикоснулся. В ответ у малыша возникает реакция сосредоточения: он замолкает, не двигается, внимательно рассматривает взрослого, широко раскрывая глаза, а затем появляется улыбка (в полтора-два месяца) и смех (в два с половиной — три месяца). Улыбку и смех принято называть реакцией оживления. В ответ на обращенную к нему речь ребенок “гулит” — издает тихие короткие гласные звуки.
Для того чтобы вызвать реакцию оживления у двухмесячного малыша, требуется достаточно долгое время; к трехмесячному возрасту ребенок довольно быстро реагирует на контакт — вскидывает ручки, “сучит” ножками, глубоко вздыхает. У детей, которым недостает общения со взрослыми, комплекс оживления формируется с запозданием, а ведь это свидетельство задержки нервно-психического развития ребенка! Вывод: побольше общайтесь со своим малышом! Большинство детей в этом возрасте реагируют комплексом оживления на контакт с любым взрослым, не различая “своих” и “чужих”.
Зато можно отметить эмоциональную реакцию крохи на интонацию вашего голоса. Слыша ласковый голос (который обычно сопровождается улыбкой, прикосновениями, игрой), он радостно оживляется; если же вы им недовольны, журите его строгим сердитым голосом, то с двух — двух с половиной месяцев он уже может продемонстрировать отрицательную реакцию: перестает улыбаться, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает “предательски” подрагивать, и наконец малыш разражается безутешным плачем. Это уже дифференцированные эмоции, свидетельствующие о своевременном созревании психических функций. Если в этом возрасте у доношенного ребенка не формируются дифференцированные эмоции, следует обратиться за консультацией к невропатологу.
Зрительные реакции ребенка
К концу первого месяца жизни у новорожденного уже начали формироваться фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, но движения глазных яблок не всегда были согласованными, периодически возникало сходящееся косоглазие. В два-три месяца у здорового ребенка функция зрения значительно совершенствуется. Движения глаз синхронизируются, сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже — только при очень близком рассматривании предмета. Асимметричное косоглазие (то сходящееся, то расходящееся), стойкое сходящееся косоглазие, равно как и отсутствие длительной фиксации взора на предмете, отмечаемое у малыша, — повод для визита к офтальмологу. Спектр зрительных реакций младенца расширяется — он уже начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, и при этом поворачивает голову в его сторону. В три месяца малыш сосредотачивает взгляд на предмете до 7-10 минут, рассматривая его. Его внимание по-прежнему привлекают желтый и зеленый цвета. Когда он плачет, его уже можно успокоить игрушкой. Формируется еще одна важная зрительная функция: в два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы в вертикальном положении. Развивайте этот навык: при общении держите его на руках в вертикальном положении!
Слуховые реакции
В возрасте от полутора до трех месяцев ваш малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя вас, он поворачивает головку и глаза к источнику звука, когда вы разговариваете с ним или включаете музыку. Вырабатывайте у него аналогичную реакцию на звучащую игрушку. К трем месяцам он быстро находит источник звука, в том числе и в вертикальном положении. Малыш плачет — заговорите с ним, погремите игрушкой, и вы отметите, что он как бы замирает и перестает плакать. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, а может и заплакать.
Анна Буркова
детский невролог, старший научный сотрудник
Научного центра акушерства,
гинекологии и перинатологии РАМН, к.м.н.
Здравствуйте!
Спасибо Вашей статье. Нашему мальчику 1 мес 3недели. Были на приеме у невропатолога. Направили по поводу родничка (педиатр решила что он большой для этого возраста – 2,5х2,5 см.), оказалось это нормальные размеры. Зато невропатолог выявила у нас следующие «отклонения»:
1. Отсутствует рефлекс автоматической ходьбы, поставленный на поверхность ребенок на всю стопу не опирается – рекомендовано срочно заняться массажем ступней и пальцев ног
2. Положенный на живот ребенок голову поворачивает на бок, но не поднимает, ползает с неохотой (в месяц было намного лучше), на предплечья не опирается – рекомендовано придти на прием в 3 месяца для контроля.
Благодаря вашей статье я успокоилась, надеюсь, малыш развивается нормально, вот только неприятно: в нашем городе очень трудно попасть на прием к невропатологу – мы за талоном только полмесяца в очереди стояли. Практика у врачей очень большая – почему же они предъявляют требования к рефлексам деток как уже прошедшие для данного возраста (п. 1), так и только начинающие развиваться
2003-02-07, Мария
здравствуйте, ну вот , я прочитала, что если у малыша сохранился шаговый рефлекс, то это патология развития нервной системы, нейжели это правда??!!!
А я наоборот все время с ним ходила и поддерживала этот врожденный рефлекс, и сейчас нам 4,5 месяца и малыш твердо перебирает ножками по полу, и с большим удовольствием. Пожайлуста, скажите , мне что надо срочно обратиться к неврологу? и еще малыш начал переворачиваться на бок совсем недавно, а на живот еще не получаеться, это нормально, в 4,5 месяца? Заранее спасибо.
2002-03-07, Vika
Эта книга должна быть прочитана всеми родителями, как будущими, так и настоящими. Книга о том, как быстро малыш улавливает информацию и сохраняет ее. Он всегда готов ее принимать и лень для него еще неизвестна. Автор рассказывает как простые вещи: музыка. плавание, рисование… влияет на развитие интеллекта, также объясняет, что нужно быть внимательным и уважать личность малыша. Благодаря этой книге реально заложить в ребенке все те качества. которые помогут ему в будущем и облегчат его дальнейшее образование.
2013-06-24, 7514
каждый ребенок – уникум в своем роде,поэтому и результаты отличаются,я думаю,надо все-таки иметь какие-то ориентиры…А врачи действительно часто жутко пугают мамочек всякими всякостями!Мало специалистов,которые оказывают действительно нужную помощь.У меня дочка,ей 3 месяца тоже очень активная и многое делает гораздо раньше “положенного” и мы ей только гордимся и радуемся ее успехам,детки-то сейчас “атомные”,21 век как никак!!!Мамочки,доверяйте своей интуиции и материнскому инстинкту!!!
2005-11-02, solntse
Моей дочери 1 месяц и неделя.Сегодня посетили неврапотолога, и нам были даны советы по развитию вражденных рефлексов. У меня вызвало это большое недоумение, посколько я знаю что они должны с возврастом угосать. При этом было назначенно кучу лекарств, якобы для поддержания этих рефлексов.Не знаю что теперь делать, так как детский невропатолог в нашем городе на данный момент один. Эта статья добавила мне уверенности что все в порядке с моим малышом.
2006-08-30, BigMama
“если же вы им недовольны, журите его строгим сердитым голосом, то с двух – двух с половиной месяцев он уже может продемонстрировать отрицательную реакцию: перестает улыбаться, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает “предательски” подрагивать, и наконец малыш разражается безутешным плачем. “
а я никогда так не делала! всегда была довольна своей крошкой! Что же теперь у ребенка не формируются дифференцированные эмоции????
2002-04-26, MaMasha
Моя девочка, в 2 недели уже держала голову, а в месяц уже смеялась!!! Сейчас ей всего 1,3 месяца, но мы уже вовсю переворачиваемся со спины на бочок, а потом на животик.
Когда невропатолог смотрел ее, сказал, что это ненормально, что ребенок развивается не по возрасту, и ее развитие равняется 3-4 месяцам нормальных детей.
2003-02-14, Мария
Всего 19 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник