Развитие ребенка это только адаптация его к культуре

Наталья Бусыгина
Адаптация как важный этап в развитии ребенка

«Адаптация как важный этап в развитии ребенка»

Методист О. В. Решетникова

Воспитатель, Н. В. Слепова

Воспитатель Н. С. Бусыгина

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, “плача за компанию” до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с

незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы

забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его,

что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у

ребенка вспыхивает гнев, раздражительность, которое прорывается наружу. В период адаптации он раним настолько, что

поводом для агрессии служит всё.

Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детей такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют управлять собственными эмоциями или, например, подстраивать обстоятельства под свою зону комфорта. В ходе подготовке к важному периоду в жизни ребенканами была разделена работа по нескольким направлениям:

1) Профессиональное направление,включало в себе изучение: методической, научно-популярной литературы по данному периоду, анализ особенностей детей данного возраста, изучение основных компонентов адаптации, подбор игр и игровых пособий, игрушек и т. д.

2) Информационно-просветительское направление.

К встрече с родителями мы также подготовились – завели необходимые журналы, подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада, группы.

Обновили всю информацию в информационном блоке на сайте детского сада и нашей группы, используя средства дистанционной связи. Здесь родители могли ознакомиться с педагогическом составом группы, информационными листами,отражающие: правила внутреннего распорядка для родителей (законных представителей) и детей, режим дня, расписание НОД группы, консультации о большом значении периода адаптации, цикл бесед с родителями и т. д. Особое внимание в ходе бесед было уделено особенностям формирования культурно-гигиенических умений, навыкам поведения за столом, а также процедуре подготовке ко сну и сон детей младшего дошкольного возраста.

Так же в ходе подготовке родителей к периоду адаптации была проведена экскурсия по детскому саду и по группе, мы обращали внимание родителей на оснащение предметно – развивающей среды группы, наличие уголка уединения и т. д. В итоге нашей беседы и экскурсии по группе у родителей не оставалось сомнений, что мы с большим нетерпением ждем первой встречи с их малышом и полностью к ней готовы!

Такая комплексная и систематическая работа позволила нетолько нам педагогам, но и родителям, а в особенности детям пройти период адаптации менее болезненно. Этот период научил нас многому. Все дети знают, где находятся их шкафчики, полотенца, кроватки, едят самостоятельно, с незначительной помощью взрослых, одеваются и раздеваются, что свидетельствует о полной сформированности культурно-гигиенических навыков на данным возрастном этапе. Усвоили некоторые правила поведения в группе, стали более общительными, начинают играть вместе, делятся игрушками, что говорит о первых зачатках социализации.

С родителями налажена плодотворная работа, проведено несколько родительских собраний на тему «Первые дни в детском саду», «Адаптация. Как к ней подготовиться?». Родительский комитет активно включен в жизнь группы и детского сада в целом.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, знают, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом.

Такой результат не может не радовать! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по – настоящему чудесным!

Источник

  ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

(материал подготовила Тестова Ольга Борисовна,

 воспитатель высшей квалификационной категории)

     Патриот…Что вкладываем мы в это слово в современном мире?! Это слово, как и в далёкие века,  означает самые сильные и глубокие чувства человека к его Родине. Воспитание – это наследование нравственных и этических ценностей культуры родного Отечества. Мы, взрослые должны посеять и взрастить в детской душе Семя любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны и своего края, к родной природе. Веками складывалось то огромное богатство, которым каждому ребёнку  распоряжаться, хранить и приумножать. Предметы, окружающие ребёнка впервые пробуждают их душу, воспитывают чувство красоты и любознательность. В чем же заключается смысл фразы « быть воспитанным».

Читайте также:  Первые признаки развития эпилепсии у ребенка

         Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга. Быть воспитанным не означает быть послушным .Смысл воспитанности в умении- осознавать разумность и необходимость соблюдения правил культурного поведения, умении радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. Воспитанность не образуется сама по себе – это результат длительного процесса формирования у ребенка нравственно – этических основ поведения.

         Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Это время когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Во все времена молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.

         Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания.

          В течении многих лет педагогический коллектив  нашего МДОУ №87 работает над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы – воспитание высоко нравственной, этически грамотной личности каждого ребенка.

        С чего следует начинать воспитание ребенка? Желательно с себя. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

     Общение – сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и понимание партнерами друг друга. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения ребенка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо развивать и беречь.

Организованные в детском саду совместно с родителями мероприятия по театрализации литературных произведений «В королевстве сказок», в корне изменило отношение родителей к детской художественной литературе. Увидев воочию насколько важно и ответственно для ребенка сыграть ту или иную роль, насколько искренне они представляют образ персонажа, убеждаются раз и навсегда, что пример литературных героев не менее значим для ребенка, чем пример взрослых, которые его окружают.

      В ближайшем будущем, наш коллектив планирует организацию на базе детского сада семейного клуба музыкально-театрализованной деятельности. Клубы могут быть различными: спортивные, туристические, художественные, важно  чтобы дети и родители занимались здесь единым делом в котором взрослые – равные с детьми партнеры, чтобы создавалась атмосфера истинного сближения родителей и детей, радость взаимообщения, сотворчества.

             Духовный мир ребенка будет обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства переживания,  через познавательный интерес. Обогащать этот мир сухими рассказами, беседами, занятиями просто бессмысленная трата сил и времени. Наша задача  удивлять детей, быть всегда рядом с ними, помочь увидеть им невидимое, понять еще не познанное.

       Россия – родина для многих. Даже в наше  небольшой, но горячо любимой  Республике Мордовия проживают более 40 национальностей. И несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины. Благодаря  переплетениям культур и традиций, республика развивалась и самосовершенствовалась. Каждый народ вносит в культуру Мордовии что-то своё неповторимое и уникальное, именно из-за этого она так многогранна и многолика. Тесное общение, любовь и уважение друг к другу, к религии и культуре привели нас к тому, что Мордовия стала им общим родным домом, где нет места недружелюбному отношению и неуважению друг к другу.  Знакомство ребёнка с культурой своего народа необходимо, так как это является мостом в настоящее, это наши духовные корни.

     Большую роль в этом играет фольклор и народное творчество. Здесь как нигде сохранились национальные традиции с присущими им нравственными ценностями, представлениями о добре, красоте, правде и трудолюбии.    Родина как «отец» и «мать», должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.

      Духовный мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Духовный мир ребенка подобен храму, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению.

        Совместные праздники. Что может быть прекраснее и интереснее для дошкольника. Они необходимы, прежде всего, для развития взаимопонимания и доброжелательных отношений. Пригласите  на посиделки интересного собеседника и он в легкой доступной форме расскажет детям, что такое колядки и почему же на Пасху красят яйца. Народный праздник – не концерт, не выдуманный сценарий – это наши старинные обряды, активные совместные действия и общение людей друг с другом и с природой.

Читайте также:  Возрастная периодизация психического развития ребенка таблица

       «Благоговение перед жизнью» – один из принципов, который должен стать основой нравственного обновления человека. Культура рассматривается современными исследователями как  творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества.

      И вновь проблема, как объяснить родителям, что именно мы в ответе за то, как наши дети будут относиться к окружающей их природе. Девизом в нашей работе стал принцип, принятый в медицине: «Не навреди!»   Совместные прогулки в рамках «Дня открытых дверей», экологические досуги и праздники, совместный выезд на природу, вот те формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которые дают положительные результаты. Если работа в данном направлении будет систематичной и целенаправленной, то в сознании каждого ребенка сформируется понятие о том что «На Земле не создано ничего для разрушения и порчи человеком».

           Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек.  Педагог – особое состояние души. Педагог  – особый стиль жизни, в которой все направлено на счастье ребенка. Педагог – это постоянный вопрос себе: «Как самому жить, чтобы своим примером воспитывать детей?»

Литература.

  1. Березина Н. Воспитать «благоговение перед жизнью» //Дошкольное воспитание. 2003 № 7
  2. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание 2004  № 3
  3. Доронова Т. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004 №1
  4. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под редакцией Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца – М., 1995.
  5. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений// Дошкольное воспитание, 2003 № 6.

Источник

Ирина Шевченко
Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т. д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.

Проблемы социокультурной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социально – культурная адаптация детей младшего возраста, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир. В философских и социологических исследованиях адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения общественных норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

В отечественной психологии адаптация представлена как первая фаза личностного становления индивида, вступающая в относительно стабильную общность. Адаптация – присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление индивидуальности; интеграция – изменение жизнедеятельности окружающих людей. [8,272].

Огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, поступившего в школу как “процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребёнка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определённых социально – экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам”[6,269].

Согласно Л. С Выготскому, социальная ситуация развития, представляет собой систему отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений просходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности [3].

По мнению М. Н Битяновой, адаптированный человек – это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперёд М. Н. Битянова рассматривает адаптацию ребёнка к школе как способность к развитию[2].

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.

Социокультурная адаптация понимается как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду.

В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащённости элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а так же возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним их основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а так же изменение черт сознания и поведения отдельных личностей [1].

Читайте также:  Схема развития речи у ребенка

Социокультурная адаптация – специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение детьми младшего возраста своей целостности.

В младшем возрасте дети осваивают самые общераспространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задачей взрослых является формирование у нового поколения навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Задача детей – максимально полно овладеть “азбукой” культуры. Развитие социокультурных навыков характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребёнка к постоянному выполнению определённых социокультурных стериотипов.

Социокультурная адаптация детей младшего возраста обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности,культуры и общества:

– развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;

– инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;

социализация, обеспечивающая развитие социально – коммуникативных характеристик личности ребёнка.

Социокультурная адаптация младших школьников представляет собой процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и установления отношений сотрудничества в социуме. Сущность такого процесса состоит в обеспечении эмоциональной отзывчивости и восприимчивости младших школьников к культурным явлениям. По мнению А. Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире[4].

Основными критериями социокультурной адаптации младших школьников являются: социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность. Показателями социальной адаптации выступают учащихся :эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества ;развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражения стремление к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков.

Специфика социокультурной адаптации детей младшего возраста содержит: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект – субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности [5].

ДОУ и начальная школа выполняет образовательную, развивающую,воспитательную функции: обеспечение детей богатством доступных научных общечеловеческих и культурных ценностей, выработка умения самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, формирование знаний, помогающих ребёнку самоопределиться как личности путём освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.

Для того чтобы дети выработали социокультурные навыки, должна быть построена социокультурная среда,включающая:

– демонстрацию образцов из разных областей науки, практики и искусства;

– знакомство с носителями образцов деятельности, языка;общностное пространство реализации образцов самими детьми;

– самостоятельное предъявление своих достижений на выставках рисунков, в концертах и спектаклях, на олимпиадах [7].

В целях формирования социокультурных навыков и ориентаций детей младшего возрастамогут быть использованы следующие методы:

– анкетирование;

– диспут;

– дискуссия;

– проблемные ситуации;

– упражнения;

– игры;

– тренинги;

– тематические мероприятия;

– изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий;

– изучение традиций и обычаев семьи и школы [7].

Эффективность социокультурной адаптации дошкольников и младших школьников обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно – образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей младшего возраста [5].

Итак, социокультурная адаптация – это процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную ситуацию развития – ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности0. Эффективная адаптация – одна из предпосылок успешной учебной деятельности, ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения.

Литература

1. Бережная, М. С. Психолого – педагогические исследования И. С. Бережная. – hhh://www/art-education.ru/

2. Битянова М. Н. Организация психологической работы в школе/М. Н Битянова. -М.:2000.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений/ Л. С.Выготский: в 6 т. Т 4. М.: Педагогика,1982.

4. Леотьев А. Н,Философия психологии: из научного наследия / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд – во Моск. ун – та,1994.

5. Малакуцкая, С. М Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования / С. М.Малакуцкая: дис.. канд. пед.наук:13.00.05 :Москва, 2004. -175с.

6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. – М. 6 Гардарики, 2005 – 269 с.

7. Наумова, Н. Е. Роль педагога в приобщении детей – сирот к духовно – нравственным и социокультурным ценностям / Н. Е Наумова. – https://festival.l september.ru/artic/538161/les

8. Петровский, А.В Вопросы истории и теории психологии:избр. труды / А. В Петровский. – М.: 1984. – 272с.

Источник