Развитие ребенка это психологический словарь

Читать PDF
Пути развития психологического сопровождения ребенка
Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна
Читать PDF
Кризис психологического развития ребенка «Одного года»
Трифаненкова С. В.
Читать PDF
Условия конструктивного развития психологических защит ребенка
Русяева Ирина Александровна
Целью работы является выявление и описание факторов конструктивного развития психологических защит ребенка в онтогенезе.
Читать PDF
Психологические характеристики матери и ее роль в развитии ребенка
Гарибашвили Т. И.
Читать PDF
Психологические аспекты влияния отца в развитии и воспитании ребенка
Пинаева Ю. А.
Читать PDF
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка
Боронина Елена Владимировна, Лепещенко Анастасия Евгеньевна, Сычева Елена Владимировна
На современном этапе развития образования и в связи с изменившимися условиями жизни важным моментом стал акцент внимания педагога на обеспечение комфортной среды в образовательном пространстве младшего школьника.
Читать PDF
Психологическое сопровождение развития ребенка на этапе раннего детства
Чернова Мария Александровна
В статье анализируется понятие «психологическое сопровождение», освещается проблема психологического сопровождения детей раннего возраста.
Читать PDF
Социально-психологические факторы развития творческой одарённости ребенка
Глухова Вера Александровна
Рассматриваются теоретические подходы, осуществляющие интеграцию социального и индивидуального в исследованиях по развитию творческой одаренности ребенка.
Читать PDF
Неврологическая и психологическая оценка развития ребенка первого года жизни
Туровская Наталья Григорьевна, Курушина О. В., Деларю В. В.
Статья посвящена описанию ключевых моментов, методов и приемов неврологического и психологического исследования особенностей развития ребенка первого года жизни.
Читать PDF
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Дубинина Александра Сергеевна
В статье рассматривается роль эмоциональной привязанности к матери как важный фактор психологического развития ребенка.
Читать PDF
Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка
Чижова Валерия Фанильевна
В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования, целью которого было выявление взаимосвязи между психологической готовностью женщины к материнству и последующим психическим развитием ее ребенка.
Читать PDF
К вопросу о психологических особенностях родителей ребенка с отклонениями в развитии
Будаева Мария Дашиевна
Представлены результаты теоретического анализа проблемы психологических особенностей родителей семьи ребенка с отклонениями в развитии. Рассмотрено влияние характера нарушений ребенка на личность родителей.
Читать PDF
Психологические условия гармонизации развития ребенка младенческого и раннего возраста
Лазарев Илья Михайлович
Работа затрагивает вопросы психического и личностного развития детей младенческого и раннего возраста.
Читать PDF
Влияние лиц, употребляющих алкоголь, на социально-психологическое развитие ребенка в семье
Штефан Алена Владимировна
Рассматривается влияние лиц, употребляющих алкоголь, на социально-психологическое развитие ребенка в семье. Анализируется статистика преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Читать PDF
Психологическое консультирование родителей ребенка с психофизическими отклонениями в развитии
Душка Алла Лукинична
Исследованы основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы психолога с родителями детей с психофизическими отклонениями в развитии.
Источник
Чем шире сфера применения понятия развития в психологии и смежных с нею дисциплинах, чем чаще ученые сосредотачивают свое внимание на описании внешне наблюдаемых симптомов развития, тем менее определенным становится понятийный аппарат, тем менее строгим и точным становится использование терминов и понятий. Все чаще вместо понятия «развитие» используется термин «терапия» (игротера- пия, арттерапия, эрготерапия и т. п. по отношению к ребенку и подростку). Ту же функцию выполняет широко распространенный термин «тренинг». По Л. С. Выготскому, «не все равно как называть явления… ошибка в слове есть ошибка в понимании» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 361). «Слово есть теория обозначаемого факта», подчеркивал он (Там же. С. 359). Если философия по-прежнему остается зеркалом психологии, то можно подчеркнуть совпадение философских и психологических научных установок и в этом вопросе. Э. В. Ильенков различал термин и понятие. Согласно его точке зрения, термин формально трактуется как совокупность «признаков» тех явлений, к которым этот термин следует применять, а понятие — это нечто большее, чем просто абстрактно общее, зафиксированное термином, понятие — это синоним «понимания сути дела», существа тех явлений, которые этим термином лишь обозначаются. (Ильенков Э. В., 1974). По отношению к психологии развития и сегодня не потеряли значения слова Э. В. Ильенкова: «Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, “правило», по которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий, значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это и является общей формулой образования понятия, понимания» (Ильенков Э. В., 1960. С. 159—160).
В работе об историческом смысле психологического кризиса Л. С. Выготский писал: «Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов или явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 310). Этим обусловлена необходимость создания и публикации общих и отраслевых психологических словарей. Под редакцией А. Л. Венгера (2005) вышел в свет словарь «Психология развития». Однако в нем отсутствуют такие важные для психологии развития понятия, как классическая психология, неклассическая психология, закон развития ВПФ, идеальная форма, индивидуализация психики, экспериментально-генетический метод, знаково-символическая функция, среда как источник развития, ключевые переживания. А. А. Леонтьевым составлен словарь терминов Л. С. Выготского (2007), представленный в виде цитат из опубликованных стенограмм, статей и монографий основателя культурно-исторической теории развития. В 2006—2008 гг. была создана электронная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, И. А. Корепанова, М. А. Сафронова).
Анализ словарей выявляет актуальность позиции Л. С. Выготского, который несколько десятилетий назад писал, что «психологический язык современности… недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка… В ее словаре… конгломерат из трех сортов слов» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 356).
Чаще всего в психологии используются слова обиходного языка. Можно найти множество подобных примеров: «ребенок», «поведение», «среда», «игра», «детство», «возраст» и т. п. Слово «развитие» также находится в этом ряду. Л. С. Выготский отмечает, что слова обиходного языка отличает неточность, метафоричность, многосмысленность.
На втором месте Л. С. Выготский ставит слова философского языка. К ним можно отнести слова «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «отражение» и многие другие. Л. С. Выготский подчеркивает, что это главный источник смутности и неясности в психологии. Первое издание в начале XXI в. лекций по психологии П. Я. Гальперина и переиздание его более ранних статей и книг позволяет строго определить психологическое содержание перечисленных понятий.
Особенно критически Л. С. Выготский относится к словам и формам речи, заимствованным из естественных наук. По его мнению, они служат прямо для обмана, «психолог научным словом прикрывает ненаучное понятие». Этот ряд можно начать словами «адаптация», «ассимиляция», «инстинкт» и долго продолжать.
Л. С. Выготский отмечал также, что термины на протяжении всего времени своего существования много раз меняли свое содержание. «И сейчас еще, — отмечал Л. С. Выготский, — произнося одни и те же слова, нельзя быть уверенным в том, что вы правильно поняты, потому что отдельные исследователи вкладывают в них разное содержание и употребляют слова в различном смысле» (Там же).
Для иллюстрации этого высказывания можно привести ряд примеров. В психологии развития широко используется термин «социализация», который в разных научных теориях имеет различное содержание.
В психоанализе социализация включает в себя переход от принципа удовольствия к принципу реальности, защитные механизмы личности, формирование эго-аппарата личности, механизмы формирования Сверх-Я личности (имитация, идентификация и интроекция), идеал-Я, выходы наружу, сопровождающиеся отказом от индивидуально внимательного отношения к себе, умение следовать закону, существующему в обществе.
В теории Ж. Пиаже социализация — это преодоление эгоцентрических установок благодаря отношениям кооперации, дискуссиям и спорам между ровесниками.
В этнопсихологии социализация — интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, которое требуется для исполнения социальных ролей (М. Херсковиц).
С точки зрения М. Мид, социализация — синоним понятия «социальное научение».
В культурно-исторической теории развития термин «социализация» не используется, так как развитие психики ребенка, с точки зрения этой теории, подчиняется закону развития высших психических функций, суть которого составляет переход от социального к индивидуальному.
Различно определение эгоцентрической речи у Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. По Пиаже, эгоцентрическая речь — это преимущественно речь со своей точки зрения, которую ребенок не умеет соотносить с точкой зрения другого и не понимает оснований для своих высказываний. По Л. С. Выготскому, эгоцентрическая речь — это «речь для себя». Отсюда следует различие в понимании истоков, функции и судьбы эгоцентрической речи в теории Ж. Пиаже и в теории Л. С. Выготского. В этом случае нельзя сказать, кто именно прав. Правы оба. Эгоцентрическая речь, как речь со своей точки зрения, отмирает с возрастом. Эгоцентрическая речь, как речь для себя, развивается и уже в школьном возрасте становиться внутренней речью.
«Опосредствование», ключевое понятие культурно-исторической психологии, нередко понимается как использование компьютера и других технических средств для развития высших психических функций. Знак и техническое средство не различаются.
Существует двигательная теория инстинктов (Ж. Фабр), отологическая теория инстинктов (К. Лоренц), сенсорная теория инстинктов (П. Я. Гальперин). В них один и тот же термин «инстинкт» имеет разное содержание и различные последствия для понимания психического развития. Как подчеркивал Л. С. Выготский, использование термина, принятого в иной научной концепции, влечет за собой перетаскивание соответствующего ему научного мировоззрения, что в образной форме отражено в словах восточной пословицы, которую цитирует Л. С. Выготский: «Кто берет чужой платок, берет и чужой запах» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 329). И в наше время небрежность в слове есть небрежность в мысли.
Источник
Психологический словарь
Анализ – расчленение целого на части и выделение этих частей.
Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Аффект – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.
Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.
Безусловный рефлекс – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.
Вариация – изменение.
Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Внимание – направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.
Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.
Воля – сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.
Восприятие – целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.
Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.
Генетический – относящийся к происхождению.
Госпитализм – синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.
Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
Деятельность – активное, отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.
Дифференциация – разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Знак – элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование)
Знаковая функция – способность использовать знаки.
Идеомоторный – переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.
Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Имплицитный – совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Иррадиация – способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
Каприз – негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.
Кинестезия – ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.
Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия.
Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.
Континиум – непрерывное, сплошное (мат. термин).
Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
Лонгитюдный – длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.
Манипулирование – элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.
Методика исследования – конкретное воплощение метода в соответствие с целью исследования.
Методы исследования – способы получения фактов о проявлении психики.
Моделирование – организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.
Мышление – психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.
Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
Навык – автоматизированный способ выполнения действия.
Негативизм – сопротивление, стремление сделать наоборот.
Наглядно-действенное мышление – мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.
Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации/
Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
Ощущение – психический познавательный процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Понятие – основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.
Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.
Реальные отношения (в игре) – отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.)
Речь внутренняя – вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.
Рефлекс – закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.
Рефлексия – способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.
Речевая деятельность – использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.
Рецептор – переферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.
Роль статусная – соответствующий принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Сензитивность – повышенная чувствительность.
Семантика – смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.
Самоутверждение – стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.
Сенсорные эталоны – сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов* высота звуков и т.д.).
Синдром – определенное сочетание признаков явления, объединенных единым механизмом возникновения.
Синектика – метод активизации коллективного творчества. Для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей.
Синтез – процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей.
Системный анализ – методический подход к анализу явлений, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.
Социометрический статус – положение субъекта в системе межличностных отношений.
Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его устойчивость и тождество самому себе.
Соотносящие действии – действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.
Сознание – высший уровень психическою отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Самосознание – оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.
Торможение – активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров пли рабочих органов.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.
Упрямство – частный случаи негативизма. 2/ Немотивированное противодействие всему тому, что исходит от других. 3/ Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
Усвоение – основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.
Условный рефлекс – приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.
Филогенез – возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.
Характер – индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.
Цель- объект, на который направлены действия.
Целостность ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Эгоцентризм – эхо – «Я» в центре. Отношение к себе самому, как к центру вселенной.
Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновения — вчуствование в переживание другого человека.
Источник