Развитие ребенка это естественный процесс
КАК УМЕРЕННО И СВОЕВРЕМЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ малыша 0-3лет?
В этой статье первый аспект и самый сложный для нашего понимания:
1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Так много книг для малышей о рыбах морского океана, которые сама мама впервые видит… А ведь на самом деле ребенку нужно-то всего понимание того, что он видит и что его интересует в данный момент, что может потрогать, понаблюдать!
ОБЫЧНО РЕКОМЕНДУЮТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 0-1года: игрушки и книги про формы и цвет, овощи и фрукты и прочее. Хотя на самом деле, это тот самый возраст, когда все интересно изучать «ВЖИВУЮ»! Большое – пытаться обнять, маленькое – сжать в ладошке (говоря о сравнениях), овощи и фрукты – можно настоящие купить и дать ребенку, на крайний случай, если все тянет в рот – найти резиновые объемные фрукты и овощи! Формы можно вообще более менее понять только после 1 года и то не на рисунке, а при попытке протолкнуть в отверстие и просто ощупать… А насколько вообще это важная информация для первого года жизни, что про формы мы рассказываем чуть ли не в первую очередь!?
НА САМОМ ДЕЛЕ, МАЛЫШУ 0-1года ИНТЕРЕСНА та информация, которая идет одновременно с разных каналов сенсорного восприятия, а особенно от тактильных ощущений (руки и язык). Например, слова Колючий, Пушистый, Холодный, Теплый – вот то самое, что малыш поймет в первую очередь. Он хорошо запомнит и прочувствует слова Песок, Фасоль, Краски, если дать вдоволь наиграться с ними.
ДЛЯ МАЛЫША 1-2лет: Главный секрет умственного развития – подстраивать под интересы ребенка игровые предметы и обучающие темы. Например, увидел ребенок, как мусор вывозит большая машина, заинтересовался. А вы ему, раз, – книжку про технику или набор строительных машинок! Еще в этом возрасте всегда будут интересны малышу разные звери. А вот и еще один секрет – лучше знать трех зверей + как каждый говорит, как идет и что ест, чем знать всех зверей континента без понимания даже их соразмерности. Потом можно добавлять – где живет и как называется детеныш.
А про такие слова как Много и Мало, Короткий и Длинный вообще не нужно объяснять, он сам все это поймет благодаря своему опыту и великому чутью языка! Просто после 2х лет можно будет играючи проверить, как быстро ребенок ориентируется в этих понятиях и как быстро может сообразить что к чему.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОГИКЕ хотелось бы тоже сказать (подробно обо всем с примерами игрушек, книг и другого будет изложено в отдельных статьях-на разработке) . Тут пазлы, разные вкладыши и прочее – все это полезно, но тоже в меру. Не переусердствуйте. Если показали, а ребенок не понял и не повторил даже частично, уберите на месяц-другой. Не опережайте.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В этом направлении развития, как ни в каком другом, лучше дать меньше, чем больше. По многочисленным исследованиям доказано, что до 2х лет в большей степени развивается правое полушарие, отвечающиее за творчество, воображение, абстрактное мышление (“Пластичность мозга”, Норман Дойдж). Дайте малышу любой предмет, и он с ходу продемонстрирует Вам 10 способов игры с ним: схватить, разглядеть, полизать, погрызть, понюхать, потрясти, попытаться смять-сжать, постучать слабо-потом посильнее, кинуть слабо – с силой… Представляете какой фантазией уже в этом возрасте надо обладать!
Источник
Готовность ребенка к школе — один из самых волнующих вопросов для современных родителей. Большинство из них хочет дать детям хорошее образование! Для этого предлагается осознанное и системное развитие ребенка порой не с рождения, а с момента планирования беременности. Неужели все так серьезно?
Раннее развитие ребенка: необходимость или миф?
В наше время всё чаще встречается мнение, что ребёнку необходимо раннее развитие. О его важности в СМИ существует масса публикаций педагогов и психологов, авторитетных в глазах родителей. Их главная мысль: ранее развитие ребенка жизненно необходимо! Естественно, что любящие взрослые готовы на всё.
Спрос рождает предложение. И мы видим в каждом городе, районе центры развития маленьких гениев. В детских магазинах нам предлагается несметное количество пособий по раннему развитию на любой вкус и кошелёк. Заботливые мамы с воодушевлением cкупают их, чтобы ежедневно заниматься с малышами или закреплять знания, полученные в школах для малышей.
Что же предлагается заботливым родителям в большинстве случаев под «соусом» раннего развития? Обучение счёту, чтению и письму, а также энциклопедические данные по всем направлениям, начиная от сотворения вселенной и заканчивая нанотехнологиями. Всё это преподносится с пометкой «0+».
Если мы придём на занятия по подготовке детей к школе, то увидим, что дошкольников учат считать, писать, читать и сидеть красиво за партой. Если ребёнок посещает детский сад, то с каждым годом в его расписании добавляется столько занятий, что в подготовительной группе почти не остаётся времени на прогулки и игры.
Почему же, несмотря на обилие школ и методических пособий, на усилия родителей и педагогов, вопрос о снижении уровня образованности современных школьников обсуждается не только у учительских, но и стенах министерства образования. Неужели новое поколение неспособно усваивать потоки полезной информации?
Дело в том, что «РАННЕГО» развития детей не существует в принципе. Есть понятие естественного развития человека. Мы с рождения наделены желанием познавать новое. Это стремление к помогает формированию навыков, которые необходимы для достижения желаемого. А новые знания становятся базой для дальнейшего развития ребенка. И так всю жизнь. Меняется только ведущая (главная) для конкретного возраста деятельность.
Как происходит развитие ребенка
В психологии есть понятие «литический период». Это время, когда интенсивно развивается определённая психическая функция (способность нашего головного мозга). По его окончании данную функцию развить практически не возможно. И если развитие было недостаточным, то другая психическая функция, зависящая от неё, тоже пострадает в своем развитии. И в этом как раз кроется секрет хорошей успеваемости ребёнка в школе. Но чтобы этот секрет раскрыть, давайте посмотрим, какие требования необходимы для успешного обучения.
Готовность к школе: что должен уметь ребенок
Чтобы ребёнок мог успешно учиться, у него должны быть развиты:
- воображение, чтобы ясно представить изучаемый материал, запомнить его, выполнять творческие задания, проекты и т.п., найти способ, как получить новые знания самостоятельно;
- произвольность, чтобы удерживать внимание во время занятий, преодолевать препятствия и трудности;
- умение общаться с одноклассниками и учителями;
- самооценка, необходимая для осознания своих возможностей и постановки новых учебных целей и задач.
Когда ребёнок шагнёт во взрослую жизнь, для успеха в различных сферах ему будут крайне необходимы:
- креативность, которая формируется на основе воображения;
- воля, появившаяся от произвольности;
- коммуникабельность, в основе которой лежит умение общаться;
- рефлексия – производная самооценки.
Как видите, про буквы и цифры здесь ни слова.
Игра — ключ к гармоничному развитию ребенка
Чтобы развить в необходимой степени вышеперечисленные способности, нужно позволить ребёнку пройти все этапы естественного развития. Для этого необходимо создать благоприятные условия в каждом литическом периоде. Главным, единственным, незаменимым и естественным условием развития ребёнка становиться, чтобы вы думали? Игра.
Не обучение в игровой форме, а настоящая игра. Связано это с ведущей деятельностью дошкольника. В среднем до 7 лет именно игровая деятельность ведущая. В зависимости от возраста она меняет свою форму и содержание. Давайте посмотрим, как именно игры формируют нужные для успешного обучения качества личности.
Воображение
Чтобы научиться придумывать, фантазировать нужно уметь оказываться в выдуманном мире, в окружении реальных и нереальных героев, с которыми могут произойти всевозможные события.
Произвольность
Она развивается, когда дети учатся соблюдать определённые правила, сдерживают личные желания, чувства, учитывают общие интересы, действуя в паре или команде.
Умение общаться
Для этого навыка игра предоставляет все условия, где требуется умение договориться, обсудить, аргументировать свои действия, выразить свои желания, приниять точку зрения партнёра.
Самооценка
В адекватной самооценке, важно уметь смотреть на себя со стороны, узнать свои способности и интересы, понять то, как видят тебя со стороны партнёры по игре.
Игры, которые развивают: сюжетно-ролевая
Всё это с успехом развивается в ходе сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям придумывать реальные и нереальные сюжеты: от строительства дома, покупок в магазине, до покорения замка грозного дракона и путешествия в прошлое. Дети устанавливают правила, изменяют их, корректируют, учатся совместно действовать, чтобы игра была интересной и динамично развивалась.
Но для такой сложной деятельности необходимо дорасти.
Созревание обычно происходит условно годам к 5. До этого дети осваивают умение организовать игру, быть её режиссером с различными предметами. Поэтому игра в возрасте 3-4 лет называется режиссёрско-предметной.
Игры, которые развивают: режиссёрско-предметные
В ходе такой игры для малыша не важно, что в руках у него просто палочка или кубик. Воображение помогает превратить их в слоника, богатыря или Дюймовочку, которым ребёнок в своём воображении создаёт подходящие миры, приводит к ним «друзей», из предметов, которые понравились. Действие игры разворачивается на столе, потом может переместиться на пол, затем на подоконник и на диван. Это позволяет ребёнку познавать и постигать ещё и пространство. В подобной деятельности ребёнок выступает и в роли режиссера, и в роли актёра, и в роли зрителя. А последняя роль становится основой развития его самооценки.
Но чтобы передать своим фигуркам качества героев, ребёнку необходимо иметь представления о них: он предварительно должен их «пропустить через себя». Для этого малыш проходит этап режиссёрско-образной игры.
Игры, которые развивают: режиссёрско-образные
Этот этап обычно протекает в возрасте 2,5 лет, когда ребёнок «примеряет» на себя различные образы. Можно сказать, что он играет в театре одного актёра. Мы видим, как кроха превратился в киску, также двигается, мяукает и просит молочка. А через некоторое время вместо киски пред вами воин, отважно сражающийся с врагами. Ещё пару минут, и воин «идёт» в школу или на работу.
Игры, которые развивают: предметные
Как видите, здесь без воображения не обойтись. Но и оно формируется не сразу после рождения. Это умение создавать в своей голове образы, а как их создашь, не познакомившись с источниками образов в реальности. Поэтому дети до трёх лет создают «банк образов». И задача взрослых обеспечить «приток капиталов», то есть позволить детям заниматься предметно-манипулятивной деятельностью, которая в глазах взрослых выглядит как игра.
Это весьма важный процесс. Когда ребёнок трогает, стукает, пробует, разбирает, экспериментирует, взаимодействует с предметами. Он не только знакомится и с ними. В его сознании формируется и образ предмета, и образ самого себя. Это фундамент для формирования самооценки и вообще рождения новой личности. Поэтому очень важно позволять ребёнку играть с предметами вместо заучивания букв и цифр.
Залог успешного развития ребенка
Правда, без одного очень важного условия малыш не станет познавать окружающий мир. Развитие ребенка и познание мира происходят из точки спокойствия. Обязательно нужно доверять миру. Это базовое доверие формируется как раз с момента рождения. Здесь главнейшим источником естественно развития является эмоциональное общение крохи с человеком, который о нём заботится. Обычно это мама. Поэтому лучше заменить развешивание карточек с цифрами и фигурами проявлением ласки, нежности к ребёнку. Пестование, поцелуи, улыбки и игра в «ку-ку» принесут гораздо больше пользы для успешного развития, чем приобретение абонемента в детский развивающий центр.
Теперь вы знаете секрет успешного обучения и развития. Развитие ребенка — это игра. Но не просто игра, а по правилам возраста и в соответствии с периодом развития ребёнка. Пусть наши дети играют и естественно развиваются на радость нам и для собственного счастья.
Евгения Битова
- Дипломированный педагог, психолог, мотивационный тренер
- Мама четверых мальчишек
- Автор проекта: «Мамино время. Родительство в радость»
- Сайт Евгении https://happyparent.ru/
- Группа ВК https://vk.com/time_4_mom
Спасибо Евгении за столь подробный и содержательный рассказ о мифах и правде в развитии детей!
Нравится? Поделитесь материалом
- 1
Источник
В последнее время среди родителей обрели популярность различные методики раннего развития ребенка. Технологии работы с малышом, разработанные около 100 лет назад, пережили второе рождение в современном обществе. В этом нет ничего плохого, однако зачастую родители забывают, что лучше всего малыша развивает сама жизнь вокруг во всех ее проявлениях.
Развитие ребенка — естественный процесс
Развитие ребенка — процесс, предусмотренный само природой. В естественной модели семьи роль взрослых — это обеспечение детеныша пищей и безопасным жильем, а развитие во взрослую особь, овладение навыкам самостоятельной жизни происходит без специального обучения. Детеныш просто изучает жизнь родителей, впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. По мере созревания головного мозга способность анализировать информацию, делать выводы и пробовать самостоятельно реализовать навыки будет увеличиваться. Человеческие дети проходят те же самые пути развития, просто их среда обитания более сложна, а накопленный за многие века развития цивилизации интеллектуальный опыт предстоит освоить отдельно. Главные механизмы развития сохраняются — это наблюдение за окружающей средой и анализ полученных данных. Для этого вовсе не нужны какие-то особые условия или искусственно созданное окружение. Чтобы малыш рос и развивался гармонично, ему просто необходимо предоставить окружающую его действительность во всех ее проявлениях.
Естественное развитие ребенка начинается с первых же недель его жизни, с того времени, как острота зрения позволяет ему рассмотреть предметы в непосредственной близости от него. Скорее всего, это будут предметы в коляске или кроватке. Постельное белье вряд ли станет интересной развивающей средой, потому родители могут прикрепить к бортику кроватки или коляски яркие игрушки на расстоянии примерно 30 см от ребенка. Подвижный мобиль, подвешенный сверху над кроваткой, тоже отлично подойдет для этой цели. Эти игрушки станут первым сильным впечатлением для крохи, на них он будет учиться фиксировать взгляд, а позже тянуться рукой. Малыш таким образом получит представление о различных цветах, сможет оценить отличие форм и размеров, постигнуть закономерность «действие — реакция на него». Взрослые часто не понимают важность этих знаний, так как у них эти процессы происходят автоматически. Но малыш только открывает для себя этот мир, любая информация, которую он сейчас получит, будет являться базовой. Если игрушки будут играть тихую приятную музыку, это доставит ребенку не только удовольствие, но окажет стабилизирующее воздействие на его нервную систему.
Детям нужна свобода
По мере того, как малыш будет расти, он будет дольше бодрствовать и все меньше спать. Значит, из кроватки пора переходить к изучению пространства квартиры. Обычно, желая обеспечить безопасность крохи, родители оставляют его в манеже с игрушками. Там в самом деле у ребенка меньше шансов случайно причинить себе вред, но познавательные возможности также оказываются ограничены. Вместо манежа лучше побольше гулять с крохой по квартире. В современном доме каждый объект является подходящим для развития ребенка. Вот горшки с цветами — пусть малыш потрогает листики и увидит их отличие от цветков. А это посуда — чашки, тарелки, столовые приборы. Пусть кроха сам постучит ложками друг о друга — так он узнает, как извлекается звук из самых простых вещей. Он случайно пролил воду из чашки? Прекрасный повод ознакомиться с понятиями «мокрое» и «жидкость». Слишком просто? Но для маленького ребенка это новая вселенная, которую предстоит открыть для себя.
Конечно, пространство квартиры необходимо будет полностью обезопасить, особенно когда возраст крохи приблизится к 6 месяцам, и скоро он начнет ползать. В доступе ребенка не должно быть никаких острых углов. Все розетки должны быть закрыты специальными заглушками, провода от домашней техники убраны в специальные короба. У крохи не должно быть никакой возможности что-то на себя уронить, случайно задев стол или стул. Двери необходимо снабдить ограничителями, которые не позволят малышу что-то прищемить, хлопнув дверью. Детские кости еще очень хрупки — подобные действия могут кончиться переломами конечностей. Развитие ребенка не должно представлять угрозу для его здоровья.
Малыш в своей комнате
А вот в детской комнате и в самом деле можно устроить настоящую развивающую среду, которая позволит крохе активно учиться, просто рассматривая и изучая пространство вокруг. Это могут быть не только игрушки, играть в которые малыш толком еще не умеет, его интересы ограничиваются в основном хватанием или швырянием предметов. Родители могут украсить стены красочными плакатами на самые разные темы. Картинки животных с детенышами, герои сказок, буквы, цифры, карта мира — эти понятия даже приблизительно пока еще не знакомы крохе, но информация об их внешнем виде автоматически отложится в голове, и потом их будет проще изучать. Чтобы малыш мог все четко рассмотреть, в его комнате должно быть достаточное освещение. А вот от больших зеркал в детской лучше воздержаться — слишком много шансов у ребенка удариться о стекло и разбить его, сильно поранившись самому в процессе своей познавательной деятельности.
Родители должны участвовать
Но самый главный фактор для развития ребенка — это, конечно, общение. Да, дети могут развиваться самостоятельно, но активная позиция взрослого существенно ускорит этот процесс. С самыми маленькими младенцами будет полезным даже просто называть предметы, мимо которых родители сейчас проходят — шкаф, стол, телевизор, занавеска. Любые сказки и песенки не просто развеселят кроху, но станут источником информации о мире, а также откроют для ребенка мир эмоций. Чрезвычайно важно общение со старшими братьями или сестрами. Даже если разница в возрасте у детей невелика, все равно старший родственник займет очень важное место в жизни крохи. Малыш увидит как бы промежуточный вариант между собой и родителями — старший брат, несомненно, больше знает и умеет, но он не такой, как папа. Брат или сестра не обязательно должны активно взаимодействовать с крохой, они могут просто играть рядом. Наблюдение за их деятельностью даст малышу представление о новом опыте, примере для подражания.
Источник