Развитие ребенка инвалида на компьютере

Развитие ребенка инвалида на компьютере thumbnail

Учитель-дефектолог

Тарасова М.Н.

ГБОУ Школа 2127

Москва 2017 год

В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.

В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».

Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии.
Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.

Серия специальных компьютерных игр «Диджей»

Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
  • осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
  • формирование прослеживания взглядом за курсором.

Описание компьютерной игры:

Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.

Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.

Специальная компьютерная игра для особых детей

Колыбельные

Специальная компьютерная игра для особых детей

Новогодняя №1

Специальная компьютерная игра для особых детей

Новогодняя №2

Специальная компьютерная игра для особых детей

Песни Пинегина

Специальная компьютерная игра «Стиралочка»

Компьютерная Игра «Стиралочка» используется на начальном этапе обучения. Она предназначена для формирования первичных навыков управления курсором.

Задачи:

  • формирование движений руки для передвижения курсора;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
  • активизация зрительного внимания;
  • расширение полей зрения;
  • формирование фокусировки и прослеживания взглядом за курсором;
  • распознавание целого по его части;
  • идентификация изображения

Описание игры:

Экран залит зеленым цветом, под ним находится изображение какого-либо предмета или фотография. Ученик должен перемещать курсор по экрану, тем самым, как бы стирая зеленый слой. Таким образом, он сможет открыть всю картинку.

Игра «Стиралочка»

Специальная компьютерная игра для особых детей

Стиралочка

Специальная компьютерная игра для особых детей

Стиралочка

Серия специальных компьютерных игр «Оживающие картинки»

Компьютерные игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
  • активизация зрительного внимания;
  • расширение полей зрения;
  • формирование прослеживания взглядом за курсором;
  • осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.

Принцип действия:

На экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.

Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например, последовательность цифр в числовом ряду и т.п.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 5мес

Специальная компьютерная игра для особых детей

Матроскин

Специальная компьютерная игра для особых детей

Лягушки

Специальная компьютерная игра для особых детей

Эхо

Специальная компьютерная игра для особых детей

Поход

Специальная компьютерная игра для особых детей

Контакт

Специальная компьютерная игра для особых детей

Анаграмма

Специальная компьютерная игра для особых детей

Чипполино

Специальная компьютерная игра для особых детей

Шульте 9

Серия специальных компьютерных игр «Найди такой же»

Специальные игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.

Задачи:

  • формирование операции сличения;
  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.

Описание игры:

На экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.

Специальная компьютерная игра для особых детей

Форма 1

Специальная компьютерная игра для особых детей

Форма 2

Специальная компьютерная игра для особых детей

Цвет 1

Специальная компьютерная игра для особых детей

Цвет 2

Специальная компьютерная игра для особых детей

Транспорт

Специальная компьютерная игра для особых детей

Птицы

Специальная компьютерная игра для особых детей

Игрушки

Специальная компьютерная игра для особых детей

Овощи

Серия специальных компьютерных игр «Половинки»

Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания;
  • формирование фокусировки взгляда на экране;
  • установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
  • распознавание целого по его части;
  • идентификация изображения.

Описание игры:

На экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку.

Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.

Специальная компьютерная игра для особых детей

Половинки фруктов

Специальная компьютерная игра для детей с ОВЗ

Половинки ягод

Специальная компьютерная игра для детей с ОВЗ

Половинки круга

Специальная компьютерная игра для особых детей

Половинки квадрата

Серия специальных компьютерных игр «Конструктор»

Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.

Задачи:

  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных отношений
  • развитие конструктивной деятельности
  • активизация зрительного внимания

Описание игры:

в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки.

Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.

Собери геом фиг1

Собери геометрическую фигуру

собери букву

Собери букву

Собери цифру1

Собери цифру

Компьютерная игра «Конструктор букв»

Описание игры:

на экране располагается меню с кнопками, с помощью которых можно вызвать одну из четырех игр. Во всех играх нужно построить, найти, распознать одну и ту же букву, например, П. В игре «Убери» надо убрать лишние палочки, чтобы получилась буква П.

При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и похвала.

Констр букв

Конструктор букв

Развитие ребенка инвалида на компьютере

Найди

убери

Убери

Серия специальных компьютерных игр «Тесты»

Компьютерные программы серии «Тесты» используются для учеников с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках.

Задачи:

  • активизация зрительного внимания
  • закрепление представлений о числовом ряде
  • закрепление счетных операций
  • закрепление грамматических правил
  • проверка понимания смысла прочитанного

Описание для математики:

в центре экрана задача или пример. Внизу по горизонтали расположены 4 ответа. При наезде курсором на ответ, он озвучивается и вокруг него возникает кольцо. Если обучающийся дал правильный ответ, то компьютер хвалит его. При неверном ответе идет неприятный звук.

В конце, после решения всех заданий подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Собери геом фиг1

Выбери цифру

собери букву

Исправь числовой ряд

конструктор букв

До, после, между

Арифм 1 кл

Арифметика 1 кл.

Матем 6 кл.jpg

Задачи 6 кл.

Собери цифру1

Дроби 6 кл.

Читайте также:  Моторное сенсорное перцептивное развитие ребенка

Задачи 6 кл1

Задачи 6 кл.

Задачи 6 кл

Результат игры.

Описание компьютерной игры для чтения:

На экране располагается текст для чтения, внизу меню с кнопками. Ученик должен нажать кнопку «Вопросы» после того, как прочитает рассказ. Затем ему надо отвечать на вопросы, выбирая кнопку с ответом. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и переход к следующему вопросу.

В конце подсчитывается количество верных и неверных ответов.

Констр букв

Тест по русскому 6 кл.

Развитие ребенка инвалида на компьютере

Рассказ

убери

Вопросы к рассказу

Компьютерный тренажер «Зеленый круг»

Компьютерный тренажер «Зеленый круг» используются для тренировки зрения у учеников с атрофией зрительного нерва или амблиопией.

Задачи:

  • формирование фокусировки взгляда на объекте
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие пространственных отношений
  • активизация зрительного внимания

Описание:

игра идет в несколько этапов. Сначала в центре экрана расположен один зеленый круг на белом фоне. Задание ученика состоит в том, чтобы каждый раз наводить курсор на зеленый круг и кликать на нем. Идет звуковое подкрепление, и игра переходит на следующий этап. При этом с каждым этапом фон вокруг круга начинает зашумляться другими геометрическими фигурами (одноцветными, разноцветными и одного цвета с кругом), затем начинает меняться сам фон до светло-зеленого.

зел круг

Зеленый круг

Компьютерный тренажер «Футбол»

Компьютерный тренажер «Футбол» используется на этапе освоения навыков управления курсором через специальную периферию. Он предназначен для тренировки координации движений рук.

Задачи:

  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений
  • развитие концентрации и устойчивости внимания
  • развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана

Описание тренажера «Футбол»:

на экране дорожка, обозначенная двумя черными линиями. В одном конце ворота, а в другом – мяч. Ученик должен прикрепиться к мячу и вести его до ворот, не задевая границ дорожки. Если это удается, то звучит возглас «Гол!», и игра переходит на следующий этап. В случае касания линии раздается неприятный звук, и мяч возвращается в исходную точку. Этапы меняются, постепенно усложняясь: изменяется направление дорожки, затем она сужается и на последних этапах из прямой становится ломаной.

зел круг

Тренажер «Футбол»

Компьютерная игра «Загадки»

Компьютерная игровая программа «Загадки» используется для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения.

Задачи:

  • активизация знаний об окружающем мире
  • развитие мышления (анализ, синтез)
  • развитие зрительного и слухового восприятия
  • активизация зрительного и слухового внимания

Описание:

В верхней части экрана крупным шрифтом написана загадка. Ниже по горизонтали расположены 3 ответа в виде картинок. При наезде курсором на картинку она озвучивается и увеличивается в размере. Чтобы дать ответ, надо кликнуть на нее.

Если ребенок отгадывает загадку, звучит похвала, и программа переходит к следующей загадке. Если ответ неправильный ребенок слышит неприятный звук.

Матем 6 кл.jpg

Собери цифру1

Задачи 6 кл

Задачи 6 кл1

Редакторы «Editor»

Компьютерные программы «Editor» это модификации программы Editor, созданной в МГУ (Кричевец А.Н.) Они предназначены для введения текста и действуют как виртуальная клавиатура.

Задачи:

  • осуществление компьютерного письма
  • развитие системы «рука-глаз»
  • развитие пространственных отношений
  • развитие концентрации и устойчивости внимания
  • развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана

Описание:

На экране расположены буквы и цифры, а также служебные кнопки. При наведении курсора на букву происходит инверсия цвета, тем самым выделяется буква. При клике на букве она записывается в текстовом поле и озвучивается. Для учеников с проблемами зрения подготовлен редактор Editor Big, в котором всего 3 крупных буквы, а остальные расположены внизу под текстовым полем. При необходимости их можно добавлять или менять.

Собери цифру1

Editor Big

Матем 6 кл.jpg

Editor

Для получения компьютерных игр напишите нам, заполнив форму запроса ниже. Обязательно укажите действующий почтовый адрес. 

Источник

Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Если подобная тенденция будет сохраняться, то прогноз будущего для населения нашей страны не утешителен.

Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества .

Если общество оставляет инвалида без внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка на маяковской отзывы

Формируя определенный уровень терпимости к детям с ограниченными возможностями, в последнее время создаются и функционируют множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В связи с этим необходимость использования ИКТ при обучении в специализированных коррекционных  школах очень велика.  Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из важных способов социализации.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

 Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Спектр использования компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное  средство преподавания.
Обучая детей с ОВЗ, мы сталкиваемся  с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников. Компьютер в классе, это не только помощник учителя в повышении  эффективности обучения. Он средство позволяющее:

– развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
– повысить уровень мотивации учащихся;
– расширить  зону индивидуальной активности ребенка;
– находить источники дополнительной информации по предметам;
– увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
– проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкости и оперативности;
– применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;      
– проводить словарную работу,  как способ  осознания учебного материала;
– систематизировать новые для учащихся знания;
– активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Применение интерактивных технологий в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми  на каждом этапе урока. Так в подготовительную часть урока включаются  коррекционные упражнения, которые демонстрируются  с использованием мультимедиа. В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются  ребусы, кроссворды, анаграммы,  которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам предметов. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний.  При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. С использованием  компьютерных презентаций улучшается качество преподавания  теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и  креативные  учительские задумки.

В связи с появлением  и использованием  компьютерных  технологий у детей повышается  интерес, они находят в занятиях новые возможности для самовыражения, пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении. Преподавание большинства  материалов по различным предметам предполагает наглядные показы некоторых познавате