Развитие ребенка игры с пуговицами для детей

Развитие ребенка игры с пуговицами для детей thumbnail

Сердце из пуговицМаленький ребёнок познаёт мир при помощи тактильных, вкусовых, слуховых, зрительных ощущений. Но без специальной тренировки невозможен их высокий уровень развития. Для домашних занятий с малышом можно взять предметный материал, который был предложен известным педагогом Марией Монтессори. Она включила в него многие бытовые предметы, которые легко превратить в игрушки. Оказывается, игры с пуговицами тоже могут способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей.

Польза занятий с бытовыми предметами

По мнению Монтессори дошкольникам необходимо дать возможность самим познавать мир через ощущения и восприятия. Для этого она выделяет несколько, так называемых, «зон развития ребёнка»:

  1. Зона практической жизни — малыш приобретает навык контролировать свои вещи, выглядеть опрятно, ухаживать за игрушками. Одеваясь и обуваясь, ребёнок учится самостоятельности, организованности, терпению. Взаимодействуя с застёжами, шнурками, пуговками, развивает мелкую моторику.
  2. Зона сенсорного развития – кроха активизирует свои чувства, изучая окружающий мир. Для него становятся очевидными различия в окружающих предметах и их свойствах: форма, цвета, размер, пространственное расположение, запах.
  3. Зона умственного развития – когда малыш начинает играть с предметами, создается определенная цепочка: впечатление, воздействующее на органы чувств – ощущение – представление – ассоциация представлений – запоминание – анализ – мышление.

Их легко организовать дома, оборудовать бытовыми предметами, которые есть в каждом доме, использовать для сенсорного развития. Так, например, игры с пуговицами могут развивать мышление, мелкую моторику пальцев, зрительную память, внимание, координацию движений, готовят руку к письму.

Важно! Все игры с мелкими предметами должны проходить только под неустанным наблюдением взрослых, в течение 10-15 минут. Маленькие детки, заинтересовавшись разноцветьем пуговиц, могут потянуть их в рот.

Топ 15 лучших развивающих игр с пуговицами для детей

По мнению психологов для развития мышления маленьких деток, в первую очередь, надо развивать их ручки. Для этого хорошо подойдут игры с мелкими предметами. Дома очень полезно организовать развитие мелкой моторики с помощью пуговиц.

Игры своими руками

Можно сделать многие игры с пуговицами своими руками. Для этого нужна лишь фантазия, желание и простой материал: любые разноцветные пуговицы, которые найдутся, пластиковые ёмкости любого размера, веревочки, кусочки ткани.

«Накорми зайчика»

Игра развивает мелкую моторику детишек. Для действия потребуется несколько лоскутов ткани, из которых нужно вырезать зайца и морковку (как вариант – ежа и гриб). Части мордочки можно нарисовать или приклеить картонные. Пришить на фигурку зайчика пуговицы, а петли сделать на морковке. Взрослый вначале показывает, как играть – пристёгивает морковку или грибочек. Все движения нужно делать медленно, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел, как это делается. Можно дополнить действие историей о том, как животные отправились искать морковку или грибочек и нужно помочь им принести добычу домой.

«Ловись, рыбка»

Игры с пуговицами: вылавливаем пуговицы из водыИгровое упражнение развивает внимательность малыша, обучает бытовым умениям. Нужна ёмкость с водой, пуговицы, шарики, поварёшка, ложка с дырочками или небольшой дуршлаг. Все предметы вместе с малышом бросить в ёмкость водой. Важно предметы брать тремя пальцами то правой, то левой рукой. Заполнив аквариум, можно ловить «рыбок». Естественно, ребёнок попробует брать предметы руками, тут нужно объяснить, что «рыбки» кусаются, поэтому вынимать их нужно, не помогая себе другой рукой.

«Подушечки»

Доступное задание для самых маленьких, развивает тактильные ощущения. Взять ткань разной структуры, пришить пуговицы разной величины и формы. В качестве наполнителя можно использовать крупу, разные сухие травки. Кроха перебирает подушечки, пуговки, тем самым стимулируя мелкую мускулатуру руки.

«Погремушка»

Игрушка развивает мелкую моторику, слуховое восприятие. Необходима пластиковая банка или бутылка, бусины, крупа, пуговицы, шнурок (тесьма, верёвочка). Сделать отверстия шилом в бутылке друг напротив друга. Для чётких отверстий, раскалить кончик шила над огнём и аккуратно проколоть дырочки. Шнурок продеть сквозь отверстия, на концы прикрепить по большой бусине или пуговицы или просто завязать большой узелок.

  • 1-й вариант. Ребёнок тянет за один конец и наблюдает, как движется бусина или пуговица с другой стороны.
  • 2-й вариант. Если использовать несколько бутылок, то нужно насыпать в каждую бутылку разные наполнители и завинтить крышку. Через две бутылки продеть нитку. Вышла двойная погремушка.

Дидактические игры с пуговицами

В продаже много дидактических игрушек, которые стимулируют действия ребятишек, помогают организовать развивающие занятия. Большую ценность имеют подобные игры, сделанные своими руками.

Развивающий коврик с окошками

Игрушка развивает мелкую моторику, предлагает знакомство с окружающим животным миром. Взять небольшой плед или кусочек ткани. По краям пришить пуговицы, а в центре – лоскутки из нелиняющей ткани. Прочно зафиксировать шнурочки-хвостики, можно добавить аппликации – животных. Пришить пластмассовые колечки от штор на ленточках. Нашить кармашки и положить туда что-то интересное. Сделать окошки – кусочек ткани, который пристёгивается к одеялу на пуговицу и закрывает какую-нибудь картину-аппликацию.

Игры-шнуровки

Укрась елочку пуговицамиПодобные игры развивают мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовят руку к письму. Предназначены для детей постарше. В качестве нитки и иглы взять разноцветные шнурки для обуви. Шнурок намотать на пустую катушку для ниток, чтобы было «по-настоящему».

  1. «Портной» – игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовит руку к письму. Для детей от 2-х лет. Из плотного картона вырезать большие пуговицы (от 6 см в диаметре) и проделать 4 отверстия. Проталкивать шнурки и вынимать их с обратной стороны.
  2. «Украсить елку» – задание для детей с 3-х лет развивает мелкую моторику, воображение, терпение. Вырезать из картона елку, сделать в разных местах отверстия и подобрать крупные пуговицы. Теперь можно украсить дерево, нарядив его пуговицами. Разноцветные шнурки можно подобрать под цвет пуговиц.

«Лото»

Игра помогает развивать не только мелкую моторику, но и обучать цветовой гамме.Взять несколько листов цветной бумаги. Карандашом нарисовать квадраты и кружочки, (в кружочках сделать дырочки) и вырезать их или взять пуговицы разных цветов. На картон приклеить чередующиеся цвета. Теперь брать определенного цвета пуговицу и класть её на соответствующий цвет.

«Сортировка»

Игра развивает мелкую моторику, закрепляет знания о форме, цвете и величине предметов.

  • 1-й вариант. Нарисовать на листе мешочки или кружочки разных цветов. Теперь брать пуговицу и «класть» её в нужный мешочек.
  • 2-й вариант. Нарисовать на листе домик. На первом этаже класть большие пуговицы, на второй – средние, на третий – самые маленькие.
  • 3-й вариант. Сортировать пуговки по количеству дырочек.
  • 4-й вариант. Взять пластиковые ёмкости с крышечками разных цветов, проделать в крышечках отверстия. Теперь пуговички бросать в контейнер, соответственно цвету.
  • 5-й вариант. Взять пустые спичечные коробки, склеить их между собой при помощи клея. Получится домик. Теперь боковинки-окошки обклеить цветными полосочками. Каждое «окошко» имеет свой цвет, туда нужно положить пуговицу определённого цвета.

«Найти лишний»

Игры с пуговицами: найди лишнююИгра развивает логическое мышление.

  • 1-й вариант. Положить в один ряд большие пуговицы и несколько маленьких. Предложить ребёнку отыскать лишнее.
  • 2-й вариант. Положить в один ряд пуговицы одного цвета и добавить несколько пуговиц другого цвета. Предложить ребёнку отыскать лишнее.

«Картинка»

Упражнение развивает мелкую моторику, пространственное воображение, цветовое восприятие. Нарисовать на листе предмет (фрукт, зонтик, листик и т.д.). Раскладывать по контуру пуговички соответствующего цвета: яблоко – красными, листик – зелёными. Затем можно заполнить серединку тоже пуговицами, приклеивая их к листу бумаги.

«Поиск сокровищ»

Упражнение развивает мелкую моторику, усидчивость. Взять глубокую ёмкость, засыпать её манной крупой. Набросать туда пуговиц. При помощи ситечка зачерпнуть «песочек» и найти «сокровища», просеивая крупу.

«Бусы для мамы»

Игровое упражнение привлекает детей эмоциональным настроем, направлена на мелкую моторику, творческое воображение. Взять разноцветный шнурок и на него нанизывать крупные пуговицы, выйдет украшение.

«Новогодняя гирлянда»

В задании отлично развивается пространственное мышление крохи, умение видеть перспективу, усидчивость, творческое воображение. Взять полосочки тканей и на один край пришить пуговицу, а на другом нужно сделать петельку. Первую полосочку застегнуть, вторую и последующие продеть через центр предыдущей и застегнуть.

«Поляна цветов»

Игра развивает мелкую моторику малышей, воображение, усидчивость, умение находить соответствующий цвет. К зеленой ткани пришить хаотично пуговицы. Вырезать из разноцветных кусочков ткани цветочки, проделать в середине них дырочки-петельки. Ребёнок прикрепляет к полянке цветочки. Также нужно называть цвет и считать цветочки.

Советы для родителей

  1. Нужно учитывать, что пуговицы для развития мелкой моторики должны быть безопасны и привлекательны для малышей. Поэтому нужно подобрать довольно крупные и красочные экземпляры.
  2. Чтобы не было опасения, что ребёнок проглотит пуговицу, нужно заинтересовать его действием. Тогда он поймет, сколько всего можно с ней сделать и не будет скучать и пытаться её отправить в рот.
  3. Взрослым не надо спешить делать что-либо за ребёнка. Первое время нужно показывать, как и что делать, корректировать, объяснять. Важно развивать у ребёнка самостоятельность, ответственность, аккуратность, готовность к взрослой жизни.
  4. Подбирать игры, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

Важно! Заниматься с ребёнком развитием мелкой моторики необходимо с младенчества. Первый год дитя накапливает знания, затем начинает их применять на практике. Обязательно дать возможность ребёнку реализовать потребность всё потрогать, узнать мир.

Источник

Картотека игр с пуговицами

Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения (бусы, например). А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или ножек.

Для самых маленьких важно будет почаще изучать разные пуговицы: металлические, пластмассовые, гладкие, шершавые и др.; находить в общем наборе пуговиц самую большую и самую маленькую; раскладывать их по разным кучкам по цвету или размеру; считать в них количество дырочек и т.п.

РОДОВОЕ ДЕРЕВО

Цель: Создать родовое дерево совместно с ребёнком, объясняя родственные связи.

Оборудование:  нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нём тремя уровнями ветвей, пуговицы.

Ребёнку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить её слева от ствола дерева, выбрать «папину» пуговицу и положить её справа от ствола.

Старшее поколение обозначают самыми большими пуговицами, младшее – самыми маленькими.

БАБУШКИНА ПУГОВИЦА

Цель: развитие воображения.

Оборудование:  старая пуговица.

Предложить ребёнку придумать, что могла видеть эта пуговица.

РЕЖИМ ДНЯ

Цель: формировать умение планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Оборудование:  10 маленьких белых, 10 больших белых, 10 средних жёлтых, 10 средних зелёных, 10 средних коричневых, 10 средних фиолетовых (сиреневых), 10 больших синих, 10 больших красных, 10 больших чёрных.

Маленькие белые пуговицы означают чистоту, гигиенические процедуры,

большие белые – чистота в доме, домашние дела,

жёлтые – солнце, завтрак,

зелёные – покой, обед,

коричневые – физическое здоровье, сон,

фиолетовые – сумерки, ужин,

синие – чувства, социальные контакты,

красные – активность, добрые поступки,

чёрные – плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Накануне обговорить следующий день, составить пуговичный режим дня, нанизав пуговицы на держатель сверху вниз. По окончании дня оцениваете его поступки, выдавая ему красную или чёрную пуговицу.

ПОЕЗД

Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

Оборудование: пуговицы разных размеров и цветов.

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ

Цель: научить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.

Оборудование: пуговицы разных цветов и размеров, пластиковая бутылка.

Показать ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА

Оборудование: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы.

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!

СОРТИРОВКА, ДА И ТОЛЬКО

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета, а когда ребенок подрастет и научится считать – отбирайте пуговицы с различным количеством дырок на них, пересчитывайте их и т.п.

ПУГОВИЧНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Цель: развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. Позже, с помощью этого ожерелья, можно проводить обучающие занятия, к примеру, такие как: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Большие – маленькие», «Найди одинаковые пуговички» и т.п.

Оборудование:  пуговичное ожерелье. Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку.

НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

  1. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку, предварительно отрезав острые кончики. Предложите ребенку нанизывать пуговицы на необычный стерженек.
  2. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов.
  3. Воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.
  4. Играя с ребенком постарше, спросить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.

  • большая – маленькая, большая – маленькая и т.д.,
  • красная – синяя, красная – синяя и т.д.,
  • красная – синяя – зеленая, красная – синяя – зеленая,
  • одна красная – две желтые, одна красная – две желтые и т.п.

КОВРИКИ

Оборудование: небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона. Выложить узор. В этой игре отрабатываются математических понятия: внизу, вверху, слева, справа, в верхнем (нижнем) левом (правом) углу, в центре и т.п.

ТРИ ЦВЕТОЧКА

Оборудование: три набора пуговиц разных цветов, или их размеров. Эта игра направлена на изучение цвета или размера. В зависимости от цели подбираем и задачу, которую ставим перед.

  • Выложи из пуговиц три цветочка, которые будут отличаться друг от друга по цвету
  • Выложи три цветочка: маленький – из маленьких пуговиц, средний – из средних, большой – из больших.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

Оборудование:  таз с водой, сачки, пуговицы.

Даем ребенку сачок и просим его выловить только красных «рыбок» (красные пуговицы), потом только желтые и т.п. Для деток, которые уже учат счет, можно усложнить задачу: поймать 3 красных и 2 желтых «рыбки».

ВЫЛОЖИ ЦИФРУ

Оборудование:  карточки с цифрами.

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК

Оборудование:  домики разных цветов, пуговицы.

Вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

ОБЕЗЬЯНКИ

Оборудование:  два одинаковых комплекта пуговиц (желательно, чтобы пуговицы были различного цвета, формы, размера) 9 штук, две карточки из 9 клеточек – 3 на 3.

 Вначале рассмотрите с ребенком пуговицы – где самая большая, где самая маленькая, есть ли пуговицы одинакового цвета, формы.

  • Одну карточку берет педагог, другую ребенок. Таким же образом распределяем и пуговицы. На своем поле педагог выкладывает комбинацию из 2-3 пуговиц. Предложите ребенку повторить это на своей карточке.
  • Выложенные пуговицы покажите ребенку, давая возможность запомнить их. Затем накройте карточку чем-нибудь. Задача ребенка – по памяти выложить на своем игровом поле аналогичную комбинацию. Открываем, проверяем.

ПУГОВИЧНЫЕ УЗОРЫ

Оборудование:  пластиковые тарелочки.

Выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов.

ПОДБЕРИ ЛИСТЬЯ К ДЕРЕВУ

Оборудование:  пуговицы зелёных и желтых оттенков.

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

ПОДБЕРИ КОЛЁСА К МАШИНАМ

Оборудование:  силуэты автомобилей без колёс.

Предложить подобрать колеса по цвету, величине.

С ПАЛЬЦА НА ПАЛЕЦ

Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

ПУГОВИЧНЫЙ ФУТБОЛ

Оборудование:  7 пуговиц.
Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
Оставшиеся три пуговицы – это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В РАССЫПНУЮ

Оборудование: нечетное количество пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех – победил.

ЕЩЁ ДАЛЬШЕ

Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол – выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех – выиграл.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

  • Ищем самую большую пуговицу,
  •  ищем самую маленькую пуговицу,
  •  ищем пуговицу в тремя дырочками,
  •  ищем треугольную пуговицу,
  • ищем самую большую красную пуговицу.
    Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).

ШНУРОВКА

Оборудование:  нитка (около 40 см), по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. 

Задача каждого игрока – нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ

Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  •  поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
    А теперь переместите коробку на пол:
  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  •  перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

ПУГОВИЧНАЯ РЫБАЛКА

Опустить руки в «пуговичное море» и выловить «рыбку».
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя «рыбка»?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она… (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)…?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

ПУГОВИЧНОЕ ЛОТО

Оборудование: красочно иллюстрированная книга.

Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.

Источник