Развитие ребенка и среда презентация
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ
2 слайд
Описание слайда:
Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка становление его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность
3 слайд
Описание слайда:
Цель создания предметно-развивающей среды создание условий для мотивации и активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней
4 слайд
Описание слайда:
Основные условия построения развивающей среды: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей; опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком; способствование творческому развитию детей; учет интересов и потребностей каждого ребенка; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; обеспечение самостоятельной деятельности, возможности для исследования; привлекательность и эстетичность оформления.
5 слайд
Описание слайда:
Принципы построения развивающей среды (по В.А Петровскому): принцип дистанции, позиции при взаимодействии активности стабильности-динамичности зонирования индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия эстетической организации среды открытости-закрытости учета половых и возрастных различий детей
6 слайд
Описание слайда:
Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса 3.1. Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы), которые включают: 3.1.1. Соблюдение следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
7 слайд
Описание слайда:
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
8 слайд
Описание слайда:
Роль среды прослеживается на примере ее основных функций: организующая воспитывающая информационная развивающая
9 слайд
Описание слайда:
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства: Младший возраст Старший возраст Уголокигровойактивности Уголокконструктивности Физкультурный уголок Уголок настольных игр (сенсорный) Книжный уголок Уголок рисования Уголок природы Центр сюжетно-ролевыйигры Центр строительства Физкультурно-оздоровительный центр Центр настольно-печатных игр и математики Центр литературы и обучения грамоте Центрискусства Центр детского экспериментирования
10 слайд
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие Центр игровой активности
11 слайд
Описание слайда:
Физическое развитие. Физкультурный уголок
12 слайд
Описание слайда:
Центр игровой активности
13 слайд
Описание слайда:
Познавательное развитие Центр настольных игр
14 слайд
Описание слайда:
Речевое развитие Книжный уголок
15 слайд
Описание слайда:
Художественно-эстетическое развитие Центр рисования
16 слайд
Описание слайда:
«Первые линии»
17 слайд
Описание слайда:
Центр природы
18 слайд
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие Центр игровой активности Сюжетно-ролевые игры
19 слайд
Описание слайда:
Центр музыкально-театрализованной деятельности
20 слайд
Описание слайда:
Речевое развитие Центр «Здравствуй книжка!»
21 слайд
Описание слайда:
Художественно-эстетическое развитие Центр рисования
22 слайд
Описание слайда:
Мы любим рисовать
23 слайд
Описание слайда:
Познавательное развитие Центр конструктивной деятельности
24 слайд
Описание слайда:
Познавательное развитие Центр экспериментирования
25 слайд
Описание слайда:
Таким образом, в детском саду созданы условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные периоды дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
26 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимание
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-339212
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА воспитатель Метелкина Н.Н. 2016г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска »
Слайд 2
Предметно-развивающая среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, способствует обеспечению безопасности детей, сохранению их физического и психического здоровья и имеет воспитательное значение, развивающий характер, дает возможность каждому ребенку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности. Развивающая среда способствует развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов и уровня активности.
Слайд 3
Развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует требованиям ФГОС, т.е. она содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и доступна, а также оборудована с учетом возрастных особенностей детей и тематическим планированием. Инициируя познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка.
Слайд 4
Доступность обеспечивается свободным доступом к игрушкам, материалам, пособиям, которые расположены на уровне глаз детей, в свободном доступе. Безопасность обеспечивается соответствием всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала в группах, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей . Полифункциональность обеспечивается использованием составляющих предметной среды, не имеющих жестко закрепленного места и по желанию детей и в зависимости от организованной деятельности переставляется в разные места.
Слайд 5
Все предметы убранства и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю. Для оформления интерьера группы используются детские работы.
Слайд 6
Предметно-пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Слайд 7
В группе предметно-развивающая среда разделена на центры для самостоятельной деятельности детей. Игровой материал периодически меняется для стимуляции игровой, двигательной, познавательной, исследовательской активности детей, в соответствии с темой недели.
Слайд 8
Для обеспечения двигательной активности детей в группе организован спортивный центр « Здоровейка » , где имеется разнообразное спортивное оборудование, которое периодически меняется и перемещается в зону доступности: мячи разного размера, скакалки, кегли, флажки, оборудование для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр.
Слайд 9
Для интеллектуального развития создан математический центр «Почемучка» , в котором имеется раздаточный счетный материал, геометрические фигуры, занимательный и познавательный материал, игры на развитие логического мышления.
Слайд 10
Для развития экологической культуры у детей, в группе оборудован центр природы « Наблюдайка » , в котором созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитании любви к природе и бережного отношения к ней. В нем имеется необходимое оборудование для ухода за растениями, опытно-исследовательской деятельности, настенный календарь погоды, настольные игры экологической тематики, а также подобран иллюстрационный и дидактический материал. В экологическом центре расположены детские поделки из природного материала.
Слайд 11
В центре науки « Микроша » имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, стол для экспериментирования с песком и водой, нетрадиционный и природный материал, лупы, весы детские, мешочки с разным наполнением, емкости разных размеров, ткани разных фактур.
Слайд 12
В книжном центре « Почитайка » у детей формируется умение обращаться с книгой, навык слушания. Здесь расположены книги в соответствии с программой, а также портреты поэтов и писателей; все книги и иллюстрации периодически обновляются. Познакомившись с литературным произведением дети отражают в рисунках, продуктивной деятельности свое отношение к персонажам и событиям.
Слайд 13
Особое внимание уделяется центру нравственно-патриотического воспитания «Родина моя» . Где размещены: государственная символика, информационный и игровой материал о родном крае и городе, достопримечательностях. Дети узнают о народных традициях, знакомятся с микросоциумом (семья, детский сад, родной город).
Слайд 14
В целях художественно-эстетического развития в группе оборудован центр творчества «Волшебные пальчики», в котором находятся: трафареты , печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые и жировые мелки, фломастеры, ножницы, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, соленое тесто, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д . Используются нетрадиционные художественно-графические техники: монотипия, объемное моделирование, пластилинография, тычкование и т.д. материал доступен для самостоятельного использования детьми.
Слайд 15
В музыкальном центре «Волшебные нотки» имеются детские музыкальные инструменты для музыкальной импровизации, самодельные шумовые инструменты, альбомы с портретами композиторов и изображениями инструментов, аудиотехника с подбором детской, классической и релаксационной музыки. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.
Слайд 16
В группе организован центр театрализации «Чудинка» детей, в котором присутствуют различные виды театров, небольшие ширмы и наборы кукол (пальчиковых, перчаточных и плоскостных фигур), а также театры, сделанные совместно с детьми, маски, атрибуты, элементы костюмов для персонажей, подиумы, декорации. Театр помогает детям воссоздать сюжет сказки, способствует развитию творческих способностей, памяти, мышления.
Слайд 17
Игровой центр « Игралочка » оснащен атрибутами для сюжетно ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью (неоформленный материал, многофункциональные кубики, макеты (объемные – домики, гаражи, ширмы), наборы образных игрушек (мебель, посуда, животные, транспорт, и т.п.), которые знакомят детей с окружающими предметами быта и учат действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Источник
Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
При построении предметно-развивающей среды мы руководствовались принципами построения развивающей среды, предложенными В.А.Петровским, Л.М.Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П.Стрелковой в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного обучения». а так же в соответствии с программой «Детство», девиз которой «Чувствовать. Познавать. Творить».
Цель взрослого – содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение задач направленных на доверия ребенка к миру, на предоставление ребенку свободы, независимости, большего поля для самостоятельных действий, общения на равных.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы педагоги-практики испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, как в совместной, так и самостоятельной деятельности.
Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово!Главная сложность для нас состояла в том, чтобы создать предметную среду группы с учётом особенностей восприятия мира ребёнком. При этом среда, окружающая детей в группе выглядела эстетично и была направлена на развитие наших воспитанников, а также была безопасна для их жизни и способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Мы учитывали возрастные особенности детей 5 – 6 лет, период обучения, сезонность, половой состав группы.
Организованная нами предметно-развивающая среда в группе представляет интеграцию пяти образовательных областей. Это позволила каждому ребенку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что способствует формированию социальной уверенности детей.
Предлагаю познакомиться с развивающими центрами, благодаря которым дети в непринужденной форме получают и развивают навыки общения. У дошкольников развивается игровая и продуктивная деятельность, креативность мышления, двигательная сфера и физические качества, а так же познавательно-речевая сфера и коммуникативные способности.
Детям дошкольного возраста необходима потребность в ежедневной активной двигательной деятельности, поэтому особое внимание уделили центру физического развития «Здоровишка», где имеются тренажёр, мячи разного размера, обручи, скакалки, кегли, дарц, кольцеброс для развития выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости и организованности, спортивные модели и схемы, детская литература, картотека, фотоальбом.
Например: создан плакат в виде республиканского флага, на котором хакасские спортсмены, дети свою частичку души в рисунках вкладывают в их победу.
Такие разнообразные пособия вызывают у детей интерес к движениям, предупреждают развитие у них двигательных стереотипов, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры и движения. Они широко используются детьми во всех видах деятельности, как в организованной взрослыми, так и в самостоятельной.
В центре «речевого развития» Языка Языковича имеются пособия и дидактические игры, которые позволяют развивать способности к словесному творчеству, экспериментированию со словом, совершенствованию навыков языкового анализа грамматического строя речи: «Определи место звука», «Подбери слово», «Слоговое лото, домино», «Логический поезд», «Умники и умницы».
Язык Языкович пришел из страны «Говорильни» и знает все секреты красивой и правильной речи. Он участник всех речевых ситуациях.
На вербальном уровне ребята становятся увереннее, эмоциональнее, общительнее.
Книга – источник знаний, поэтому в центре «Здравствуй, книжка» создали условия для освоения детьми родного языка, приобщения к общечеловеческим ценностям, развития способностей к сочинительству. В этом центре имеются аудиокассеты с записью литературных произведений для детей, художественная, познавательная литература, книжки-малышки, папки с предметными и сюжетными картинками по 2м-3м изученным темам, энциклопедии
В центре «Заниматика», как самостоятельном виде деятельности, у детей закрепляются не только навыки счета, но и ориентировка в пространстве и на плоскости, навыки логического мышления через увлекательные игры.
Центр «Заниматика» помогает детям рассуждать, решать противоречия, делать умозаключения (кубики Никитина, игры с логическими блоками Дьенеша,«Логическая цепочка».
Важную роль в развитии старших дошкольников играет и конструирование, где дети развивают свои конструктивно-творческие способности, совершенствуют навыки работы по схеме, модели, чертежу.
В центре «Учимся строить» дети конструируют как фантастические, так и реалистические сооружения. Этот вид деятельности помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В национальный уголок группы помещён герб своего города, края, герб и флаг страны. Совместно с детьми создали коллаж карты Хакасии. Отметили на карте города, озёра в которых побывали дети, затем разместили животный и растительный мир. Знакомимся с традициями хакасского народа.
Местом для самообразования детей является центр «Познаём мир». В этом центре создали оптимальные условия для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности. Для этого имеется природный материал (ракушки, камешки, перышки, листья), лупы,
Интересный элемент развивающей предметной среды – детская лаборатория «Хочу всё знать». Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Специальный экспериментальный столик на колёсах для песка и воды дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.
Работа в этом центре формирует навык самоутверждения, у детей развивается речь, интеллектуальные способности, тонкая моторика и координация.
Любимый и самый главный вид деятельности для дошкольника – игра. Поэтому большую часть помещения отвели предметно – игровой среде, где ребята имеют возможность играть не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на ковре, что способствует правильному формированию осанки, так как в этом возрасте у детей слабые мышцы спины.
Игровую зону оснастили уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол,
релаксации создан уголок уединения, где можно отдохнуть, пообщаться, посекретничать.
Центр «Светофорчик» помогает детям закрепить правила дорожного движения, классифицировать транспорт. Мы с удовольствием наблюдаем, как в игре ребята учатся сотрудничать со сверстниками, осваивают социальный опыт.
В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний.
Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.
Одним из самых любимых видов деятельности у детей – центр творческого развития «Самоделкин». Здесь дети осваивают новые способы в работе с разными материалами.
Для развития творческих способностей, воображения, в центре художественного творчества кроме обычных материалов, находятся схемы – способы создания образов с помощью разнообразных техник, пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из пластилина, бумаги, бросового материала.
В центре творческого развития у детей развивается эмоциональная восприимчивость, формируется навык самооценки, самоконтроля.
Мы считаем, что занятия рисованием, раскрашиванием, лепкой, конструированием, игры мозаикой способствуют развитию тонкой моторики, готовят руку к письму лучше, чем принудительное выведение палочек и крючочков на бумаге.
Интересный и увлекательный центр, полюбившейся детям, центр музыки «Соловушка». Здесь ребята совершенствуют навыки игры на барабане, дудочке, губной гармошке, бубне, свистульке. А так же имеется магнитофон, аудиокассеты с записью детских песен, и музыки для детей, голосов птиц и т.д., что способствует развитию музыкально-сенсорных способностей детей и творческих проявлений в музыкальной деятельности, развивает уверенность.
Таким образом, предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функцию. Но самое главное среда должна работает на развитие самостоятельности.
Источник