Развитие ребенка и освоение пространства
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.
Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.
Последовательность освоения понятий
3-4 года: впереди – сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право – лево.
4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).
5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.
6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом.
Игры на ориентировку в пространстве:
Для самых маленьких подойдут игры: “сделай шаг вперёд”; “встань передо мной”; “положи мяч сзади себя”; “какая игрушка между куклой и мячом”; и т.д.
“Верх-низ”
Взрослый называет предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу. Например, солнце – вверху, трава – внизу и т.д.
Можно заменить ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ “верх” дети стоят, когда “низ” приседают.
“На, под, над”
Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем либо).
“Что где?”
Ребёнок называет все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры: назвать предметы впереди, сзади.
“Скажи наоборот”
Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх – вниз, лево – право и т.д.
“Где все?”
Эта игра еще и помогает развивать внимание. Необходимо найди и сказать, где кто спрятался.
“Художник”
Для игры понадобится силуэт человеческого лица. Задача ребёнка с закрытыми глазами подрисовать ему недостающие части (глаза, нос, брови, губы).
“Помоги Незнайке”
Незнайка пошел в школу, но он не знает, как ему разложить школьные принадлежности на столе. Ребёнок помогает, и раскладывает на столе предметы в соответствии с заданным планом (нарисованной схемы или под руководством взрослого).
“Графические диктанты”
Ребёнок рисует (обязательно листок в клетку) от заданной точки под диктовку. Взрослый говорит, в какую сторону, сколько клеток.
“Весёлое путешествие”
Для игры необходимо игровое поле с разноцветными клетками. Игрушка расположена в первой клетке, взрослый говорит пройти, например, 4 клетки вниз, 1 вправо. Ребёнок должен сказать, где сейчас игрушка (например, коричневая клетка – это горы, зелёная – это поляна или лес и т.д.).
“Найди предмет”
1 вариант игры
Взрослый направляет ребёнка к нужному предмету, говоря куда повернуть, сколько шагов сделать и т.д.
2 вариант игры
Взрослый говорит “адрес” предмета. Например, возьми книгу, которая лежит на верхней полке с лева и т.д.
3 вариант игры
Ищем предмет в соответствии с нарисованной схемой.
“Украсим ковёр”
Игра помогает ребёнку научиться ориентироваться на листе бумаги. Предлагаем детям украсить ковёр (лист бумаги) в соответствии с вашим заданием. Например, в центре нарисуйте круг, в правом верхнем углу цветок, по диагонали между кругом и цветком – звёздочку и т.д.
Аналогичные игры “Укрась полотенце”, “Посади огород правильно”, “Расставь мебель в комнате” и т.д. Также разнообразить игру можно, заменив рисование готовыми фигурами.
“Составь план дороги в детский сад”
Ребёнок должен рассказать или нарисовать, что он видел по дороге в детский сад. Составить план – схему своего пути.
Логоритмические упражнения
Музыкально-ритмические упражнения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.
Рисуем по клеткам
Другие упражнения и игры
Вам может быть интересно:
Системное мышление, зачем, когда и как развивать у детей.
Развиваем познавательные способности ребенка с помощью эвристической беседы.
Учимся играя.10 нестандартных вариантов развивающих игр со счетными палочками.
Источник
Сизова Оксана Владимировна
Как научить ребенка ориентироваться в пространстве
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды ручного труда и т. д. Не смотря на все различия данных видов деятельности, было обнаружено общее правило – взаимосвязь между освоением ребенком с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности и образованием системы пространственной ориентации.
Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаком предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный – короткий, понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево – направо, о расстояниях (близко – далеко, об их отношениях (ближе – дальше, о местоположении (в середине).
Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. В начале своего развития ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве знаний проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди – его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет родителям очень важно помогать малышу! Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается малышам еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться. Поэтому психологи и учителя начальной школы советуют родителям уделять внимание развитию у ребенка пространственной ориентации.
РЕБЕНОКК ШКОЛЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
– ориентироваться в схеме собственного тела;
– ориентироваться в окружающем пространстве;
– ориентироваться на плоскости;
-восприятие пространственных отношений между предметами.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»
Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название «левой» дается позже.
Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т. д. Постепенно задания усложняются.
Игра «Зеркало»
Водящий выполняет какие-то действия, комментируя их, а остальные игроки точно повторяют все за ним. Если вашему ребенку эта игра понравится,со временем ее можно усложнить: водящий выполняет одно действие, а называет при этом совершенно противоположное (например, опускает руки и одновременно командует их поднять). Игроки не должны сбиваться.
Игра «Обезьянки».
Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница».
Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т. д.
2. Ориентирование в окружающем пространстве
1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»:
В игре «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
Игра «Что стоит внизу, наверху». (Кто стоит).Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».
Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора.Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т. д.»
Игра «Магазин». Ребенок получает «покупку», точно назвав местоположение предмета.
2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»
Игра «Что изменилось?».Цель: знакомство с тем, что пространственныеотношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева, сможет оказаться внизу (справа, и наоборот.
Игра «Где я сяду». Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Угадай, где спрятано».
3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: инструктор проситнайти изображение какого-то предмета и определить: – что изображено справа от него, – что нарисовано под ним, – что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: инструктор просит назвать или показать предмет (ы, который (е)находятся: – в правом верхнем углу, – вдоль нижней стороны листа, – в центре листа, и т. п.
Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т. д.
Игра «Укрась ёлку». Цель – найти местоположение игрушки по инструкции.
4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
Игра «Что где стоит?» Цель – установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).
Игра «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
Игра «Да-нет». Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета.Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т. д.
Игра «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
Игра «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например,внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.
Надеемся, что настоящая консультация и приведённые примеры игр и упражнений помогут Вам и вашим детям успешно осваивать ориентировку в пространстве, которая позволит им в дальнейшем чувствовать достаточно уверенно в окружающем мире.
Источник
Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что мало кто из обычных людей задумывается над тем, насколько важны для нас адекватные пространственные представления. Такой вопрос даже звучит странно.
Для каждого из нас ориентация в пространстве является чем-то само собой разумеющимся.
Все прекрасно понимают, где – верх и где – низ, что такое «впереди» и «сзади», «дальше» и «ближе». Правда, некоторые порой путают право и лево, но это считается допустимым и разве что вызывает улыбки. Но в целом наши представления о пространстве кажутся нам совершенно естественными, чуть ли не врожденными.
И в этом – большая ошибка. Эти представления отнюдь не врожденные. Они появляются у человека не в момент его рождения, а формируются в течение долгого времени, начиная с внутриутробного периода и вплоть до 7-8-летнего возраста.
Все эти годы ребенок учится правильно воспринимать пространство, положение и перемещение в нем различных предметов относительно друг друга и относительно своего собственного тела. Он осваивает навыки сравнения, а также – параллельно пространству – познает и такую категорию, как время. Вся усвоенная таким образом информация ложится в основу понимания причинно-следственных связей, которое позволяет человеку логически мыслить.
Одним словом, пространственные представления, формирующиеся на самых начальных этапах жизни, составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции.
Любые нарушения в этих процессах ведут к проблемам. Известно, что дети с неразвитой ориентировкой в пространстве испытывают затруднения при сканировании текста с листа (могут зеркалить), и, следовательно, при формировании таких школьных навыков как чтение (дислексия), письмо (дисграфия), счет (дискалькулия). У них возникают трудности при освоении навыков логических рассуждений, образного мышления.
Поэтому своевременное и правильное формирование у детей пространственных представлений является одним из важнейших условий нормального психического и умственного развития.
К сожалению, в настоящее время в этой области далеко не все обстоит благополучно. Дело в том, что для нормального знакомства с пространством, для усвоения правил, по которым пространство – трехмерное пространство – устроено, необходимо постоянное и активное взаимодействие ребенка с этим пространством.
До последнего времени этот процесс проходил естественно: каждый ребенок постоянно находился в трехмерном пространстве, существовал в нем, наблюдал его, действовал, играл, двигался в нем.
Но сегодня у трехмерного пространства появился сильнейший конкурент и даже – враг: плоский, двухмерный экран электронного устройства. Он создает иллюзию пространства, которая принципиально отличается от реального, но которая может казаться более увлекательной, шумной, громкой, более интересной, а значит – и более востребованной.
Долгое и систематическое нахождение ребенка «внутри» виртуального пространства, вне всякого сомнения, позволяет ему быстро нарабатывать навыки поведения там. Все мы восхищаемся тем, насколько быстро осваиваются современные дети во все более сложных и изощренных играх, «стратегиях», «бродилках», «квестах» и т.п. В этом видится залог их будущего преуспеяния в мире новых цифровых технологий.
Но вряд ли кто-то отдает себе отчет в том, что эти успехи в виртуальном пространстве зачастую сопровождаются искаженными представлениями о пространстве реальном, о его закономерностях, о его связи со временем и т.д. Спору нет, виртуальность пока не приводит к полной потере ориентации; все по-прежнему твердо знают, где верх и низ, что такое «вперед» и «назад», а уж с понятиями «право-лево» дела обстоят лучше, чем когда-либо…
Но проблема заключается в том, что дальше этих, самых элементарных понятий, которые мозг усваивает еще до того, как столкнется с плоским экраном, процессы развития идут уже с трудом. И поэтому все чаще встречаются случаи дислексии, дисграфии, дискалькуляции, неумения логически мыслить, работать с отвлеченными образами.
Чтобы во-время увидеть, понять, что у вашего ребенка существуют проблемы, возникшие в связи с недостатками пространственной ориентации, необходимо этапы формирования адекватных пространственных представлений. Вот они:
1 этап (ранний возраст).
Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.
2 этап (3 – 4 года).
Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» – «сзади». И, наконец, «справа» – «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.
Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрительной оценки.
Сначала пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной).
Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».
3 этап (4 – 5 лет).
Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта.
4 этап (5 – 6 лет).
Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов. Сначала он практически занимает место предмета, от которого ориентируется, а затем лишь мысленно становиться в позицию напротив стоящего человека (т.е. поворачивается на 180 градусов).
5 этап (6 – 7 лет).
Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.
6 этап (7 – 8 лет).
Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.
Очень важно, чтобы на каждом из этапов ребенок прочно осваивал все функции, соответствующие его возрасту.
Если же вы заметили что-то неладное, если ваш ребенок плохо ориентируется в пространстве, времени, если у него возникли проблемы с восприятием текстов, с устной речью, со счетом, – обязательно обратитесь к специалисту – детскому нейропсихологу. Эти ситуации нельзя запускать.
Помните: то, что не было в достаточной мере освоено в раннем возрасте, требует обязательной – и скорейшей – коррекции. Иначе в дальнейшем проблемы разрастутся и могут помешать вашему ребенку нормально и результативно учиться, стать полноценной личностью.
Источник