Развитие ребенка и обучение разница
Часть I. развитие и обучение. В чем разница?
Примерно с начала 90-х годов прошлого века в книжных магазинах нашей страны появилось много литературы, в которой очень доступно была изложена идея необходимости раннего развития ребенка. Эта идея выросла на утверждении, что мозг трехлетнего ребенка способен вместить программу средней школы.
Может-то может. Но возникает два вопроса: «как?» и «зачем?» Ответов на них в книгах не было. И началось… Один за другим стали открываться центры раннего детского развития. Родители, обеспокоенные тем, как быстрее развить своего ребенка, стали доверчиво отправлять своих чад в эти центры. Каждое такое заведение, в конкурентной борьбе за клиента, стало предлагать постоянно растущий ассортимент образовательных услуг, живописно рассказывая, каким гением вырастет каждый прошедший через их руки ребенок. Время шло, а количество гениев на душу населения почему-то не росло.
Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего. Не очень-то разбираясь в тонкостях раннего развития и обучения, привыкшие доверять специалистам (на то они и специалисты!), родители искренне надеялись, что к моменту поступления в школу их малыши будут являть собой образцы одаренности и развитости в различных областях. Маленький, недавно научившийся ходить малыш бойко читает, пишет и складывает двузначные числа в уме – мечта многих современных мам и пап.
Но так ли однозначны эти интеллектуальные достижения?
Это звучит немного странно, но обсуждение сего-дняшней темы не состоялось бы без одного события, произошедшего более двадцати пяти лет назад. Именно тогда наше государство решило увеличить отпуск, предоставляемый матерям по уходу за ребенком, и продлило его до трех лет.
Мамы, в большинстве своем до сих пор сдававшие годовалых детишек в ясли, оказались сидящими дома в совершенно новой для себя роли воспитателя – и безо всякой «информационной поддержки». Что делать с ребенком до года, подробно рассказывали в детской поликлинике. А дальше? Во что играть с малышом, что ему читать, о чем говорить на прогулке, как учить самостоятельно есть и проситься на горшок – все это в семьях, разумеется, знали. Но многим такого «бытового» общения казалось мало, «ясельные» подходы выглядели устаревшими, а ежедневную жизнь с малышом хотелось как-то разнообразить.
И вот тут книжки, пропагандирующие идею раннего детского развития, оказались как нельзя стати. Конечно, их читали очень немногие, а собственноручно изготовляли пособия и строили детские спортивные комплексы и вовсе единицы, но благодаря этим энтузиастам загадочное «раннее развитие» поселилось в нашей стране.
В это же время в нашу страну стали завозить зарубежные пособия, а отечественные производители освоили выпуск их аналогов и начали делать кубики, рамки и вкладыши, карточки и таблицы. А в конце 1990-х в Москве, Питере и нескольких крупных городах стало реальным записать ребенка в Монтессори-садик, отыскать группу, где с двухлетками читали бы по кубикам Зайцева или по карточкам Домана, а еще рисовали, изучали окружающий мир, пели и танцевали.
Сегодня вы без труда найдете студию развития для малыша от года до трех буквально во дворе своего дома, доступную информацию о «методиках» – в Интернете, а в любом «Детском мире» – все необходимые пособия.
С одной стороны, это здорово, что для получасового детского «притопа» и общения с такими же мамами не надо ездить через весь город. И что наряду с пирамидками и матрешками наших детей буквально с рождения окружают пазлы и шнуровки, лото и домино – когда-то «пособия», теперь они стали просто игрушками. Нынешним молодым мамам трудно себе представить (а не очень юные мамы хорошо помнят!), что еще совсем недавно с полуторагодовалым ребенком было не принято рисовать красками, делать аппликацию, лепить из пластилина, играть в кукольный театр, слушать классическую музыку и рассматривать шедевры живописи.
А с другой стороны, это и многое другое, входящее в понятие «раннее развитие», все чаще происходит с нашими детьми при участии педагогов, а не родителей. «Владение методиками» – непременное требование к няне для годовалого-двухлетнего ребенка. Дело в том, что совпали две тенденции. Для сегодняшних мам опять же почти нереально быть дома с детьми до трех лет – по экономическим и карьерным причинам. Тем временем занятия с малышами становятся уделом профессионалов из «сферы услуг», сложившейся вокруг идей «раннего развития».
А спад родительского энтузиазма, наступивший (как это всегда бывает) после «развивающего бума», некоторых приводит к убеждению, что с маленькими детьми вообще ничем «таким» заниматься не надо – они сами вырастут, а к школе их и в детском саду подготовят (туда теперь стараются отдать пораньше, чтобы еще и говорить научили заодно).
Есть, правда, и другая тенденция – когда мамы предпочитают развивать малыша, следуя за его потребностями и интересами, вплетая в повседневные дела изучение цветов и форм, явлений природы и занятий людей…
Всё почти по Толстому: все успешно пережившие «раннее развитие» счастливы одинаково; каждый столкнувшийся с проблемами несчастлив по-своему.
А все потому, что небесспорна сама идея, на которую опираются теоретики и практики. Коротко она звучит так: в первые три года жизни мозг ребенка способен усваивать и перерабатывать информацию, как никогда в дальнейшем. А значит, обучение младенцев может быть более эффективным, чем, например, семилетних детей.
Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос «зачем все это делается?» разумного ответа так и нет. Говорят об объемах знаний, которые можно получить, если начать пораньше, о том, что возможности человеческого мозга недооценены и используются недостаточно. Считают раннюю привычку к интеллектуальному труду прививкой от опасных или бесполезных соблазнов современного мира (от наркотиков до компьютерных игр и телесериалов). Наконец, убеждают сделать жизнь малыша красочной, с открытиями и радостью познания.
Но – ведь она такая и есть! Причем безо всяких пособий. Об этом позаботилась природа, снабдив ребенка способностью накапливать и систематизировать представления об окружающем мире, а мать – способностью чувствовать потребности малыша (в том числе и в информации) и откликаться на них. Жизнь рядом с мамой, ее эмоциональная реакция на все события и даже обыденное отношение к «неживым» предметам (к обстановке дома, деревьям в парке, облакам на небе) – это и есть первые университеты для малыша. А если мама еще приобщит к совместным бытовым делам да расскажет по ходу дела все, что знает сама об овощах в супе, о травах на лугу, о звездах на небе…
Именно так наши предки примерно к трем годам осваивали всю сумму представлений и навыков, которая была необходима для участия в жизни общества и физического существования. Сейчас, конечно, городской ребенок наблюдает и изучает другое: не как доят корову, а как управляются с бытовой техникой, например. Но биологически человек остался тем же самым, а потому, резко меняя и суть информации, и способ ее получения, мы рискуем вторгнуться в развитие малыша, плохо представляя себе последствия.
В первые годы жизни мозг еще продолжает формироваться, и воздействие на его зоны максимально эффективно. Поэтому действительно механически малыша можно научить практически всему. Только будет ли от этого польза? Прочитанное он скорее всего не поймет, а складывать и вычитать ему пока не очень жизненно необходимо, как и английский или другой иностранный язык. Пригодится, конечно, в дальнейшем, но сохранятся ли ранние навыки, например, в младшем школьном возрасте, неизвестно. Я вообще не советую учить ребенка читать до возникновения у него такого желания и интереса к такому виду деятельности. Интерес к чтению как к процессу обеспечивает и интерес к тому, чтобы понять прочитанное, тогда как научение детей механическому складыванию букв потом может привести к тому, что, читая, малыш не будет улавливать смысла.
Своевременный «приход» к чтению (сначала ребенок интересуется буквами, а затем открывает для себя, как их складывать в слова) можно считать своеобразным тестом соответствующего возрасту развития мозга. Это вовсе не означает, что ребенка надо останавливать, если он заинтересовался буквами в книжке в три года или в четыре. Если такое происходит, значит, для данного конкретного малыша чтение – зона ближайшего развития. Хочет уметь понимать написанное – покажите ему, как это делается. Но не форсируйте события. Если мы торопим обучение, то, сами того не ведая, организуем дисбаланс – «подгоняем» определенные зоны мозга раньше, чем надо, в ущерб другим.
Я не вижу ничего плохого в том, чтобы выучить с малышом буквы. Их можно показывать ему хоть с года, называя соответствующий звук, – так же, как вы показываете зверей на картинках, различные предметы дома и на улице и т. п. Кстати, хорошее соотнесение звука и его графического изображения (знака), которое обеспечивает этот подход, скорее всего станет профилактикой дисграфии (устойчивого письма с ошибками) у вашего ребенка.
Вывод в том, что дошкольника, а особенно малыша до трех-четырех лет, пока рано учить «наукам». Вот учить надевать носочки или выбрасывать огрызки в мусорное ведро – да, а наукам – нет. Потому что этот возраст не предназначен для направленного обучения интеллектуальным вещам. Он безумно познавательный, и малыш развивается со скоростью космической ракеты, но делает это по всем жизненным сферам. Ему и навыки самообслуживания нужны, и речь, и умение общаться, и множество всего исследовать и попробовать. Сосредоточение на чем-то одном, как ни странно, отвлекает его от познания окружающего мира.
Поэтому если хотите развивать – развивайте, конечно, но предоставляя возможности, а не очерчивая красными флажками узкую тропу одного знания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ – ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ?
РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ – ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ?
Детская социализация, которую можно охарактеризовать как обучение в его наиболее совершенной форме, пробуждает рефлекторное мышление. Этот процесс инстинктивен и происходит спонтанно, сам по
Развитие и обучение
Развитие и обучение
Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с
Обучение и развитие
Обучение и развитие
В связи с этим выдвигается второй вопрос — о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.Поэтому, в частности, распространенное в литературе
Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка
Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка
У М.Е. в его книге «Психологические гамбиты» проработана интересная мысль. В жизни надо играть гамбитными вариантами, т. е. уметь стратегически пожертвовать пешкой, чтобы в конце поставить
Часть 1. Нормальное развитие.
Часть 1. Нормальное развитие.
Запомните одно, и тогда Вы займете правильную позицию: что бы Вы ни думали о нем как о личности, что бы ни сделали или не сделали его последователи, Фрейд был прав. Вот вам талисман, который следует всегда иметь при себе и пользоваться им в тех
Часть I. Развитие контакта.
Часть I. Развитие контакта.
“Могу ли я получить помощь с другой стороны?”Конечно.”Вы имеете в виду от Бога?”Да, но прежде, чем делать какие-то выводы, лучше прочитайте несколько глав.”Любой может?”Любой.”Прямо
Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.
9. Обучение: развитие мозга и интеллекта
9. Обучение: развитие мозга и интеллекта
— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это, — сказал Деликатес со вздохом, — Так я и остался при высшем образовании…
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Учиться нужно, но нужно бы не только учиться,
Разница в развитии, разница в поведении
Разница в развитии, разница в поведении
Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей
9 Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители
9
Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители
Одни девочки милые, другие – нет. Есть девочки, которые представляют собой полную противоположность этому слову и могут поджечь комнату одной правильно поставленной ухмылкой.Такой была
Источник
Понятия «раннего развития» и «раннего обучения»
Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не ранее развитие, а ранее обучение. Прошу все мои прежние нападки на ранее развитие относить к раннему обучению ).
Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:
Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет стимулирующая познавательный интерес;
Ранее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).
Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:
- Ранее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
- Раннее развитие. Если молодые мама или папа с восторгом делятся о том, что их чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.
Собственно уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.
Негативные последствия раннего развития обучения
- Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
- Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
- Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе учиться и про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
- Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
- Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит скорее всего останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)
Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :
Источник
Сегодня модно, едва оторвав кроху от груди и горшка, вести его в самые разные группы развития, учить буквам и цифрам, чтению и арифметике. Малыш только начинает говорить, а родители мечтают услышать, как он декламирует «Онегина», называет произведения импрессионистов и легко перечисляет планеты солнечной системы в возрастающем порядке.
Утрирую? Нисколько, а все дело в том, что на теме раннего развития сегодня слишком много псевдопрофессиональных спекуляций. В результате мы получаем не гармонично развитую личность, а маленького невротика, накачанного энциклопедическими знаниями, которому трудно общаться с окружающими.
Существует принципиальная разница между ранним развитием и обучением.
Первое – способствует формированию психики ребенка, готовит ее к восприятию самой разной информации, ее обработке. Второе – ничто иное, как процесс передачи знаний и умений
Конечно, развитие и обучение в правильном соотношении и с учетом возраста крохи вещи взаимодополняющие, но все-таки когда речь идет о раннем и младшем дошкольном возрасте, то именно развитию, а не обучению следует отдать пальму первенства.
Итак, давайте познакомимся с методиками, чтобы представлять себе их содержание, сильные и слабые стороны.
Мария Монтессори
Монтессори – известный итальянский педагог, разработавший целую педагогическую систему. Свою первую школу она открыла в 1907 году и занималась там с больными и умственно отсталыми детьми. Со временем методика распространилась и на здоровых детей. Основной метод обучения, который она использовала, был метод самопознания и саморазвития. Когда не педагог ведет за собой ребенка, а, напротив, сам следует за малышом, который исследует организованное вокруг него пространство. А на помощь маленькому «любознателю» педагог приходит только тогда, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, основные усилия воспитателя направлены не на обучение, а на создание вокруг ребенка такой «развивающей» обстановки, которая исподволь побуждала бы его идти и самостоятельно познавать окружающий мир. Познавать и взаимодействовать с ним.
С рождения малышу предоставляется максимальная свобода сначала в движении, а затем, по мере его развития, и во всем остальном. Очень важным, по мнению Монтессори-педагогов, считается развитие восприятия. Поэтому огромное внимание уделяется развитию всех органов чувств. С этой целью было разработано множество специальных пособий, игр, манипулируя и играя с которыми ребенок «включает» те или иные навыки. Все они сделаны из натуральных мате- риалов.
Развитие детей «по Монтессори» идет в пяти основных направлениях: сенсорика, или развитие органов чувств, навыки практической жизни, среди которых особое место уделяется поддержанию порядка во всем, математика, родной язык и космическое воспитание (азы географии, биологии, физики, химии). Кроме этого, могут быть организованы занятия музыкой, иностранным языком, рисованием, но определяющим фактором является интерес самого ребенка к этому виду деятельности.
По всему миру существуют множество садов, работающих по системе Монтессори, есть они и у нас. Но в нашей стране, за редким исключением, чаще всего методика используется, как одна из частей педагогического процесса.
В целом, эта методика – сильный развивающий инструмент. Правда, актуален он, прежде всего, в раннем и младшем дошкольном возрасте. Тогда, когда психический процесс восприятия формируется активнее всех остальных. Но потом ребенку этого становится мало. Достаточно пассивная позиция педагога не удовлетворяет потребности маленького ученика во взаимодействии и общении. В общем, Методика Монтессори, в ее оригинальном исполнении, тем меньше удовлетворяет потребности ребенка, чем старше он становится. Да и школ, работающих по этой системе, у нас в стране раз, два и обчелся. А переключиться: стать ведомым вместо ведущего – малышу достаточно сложно.
По результатам наблюдений, дети, воспитывавшиеся в Монтессори-садах, испытывают гораздо больший стресс в адаптационный период, чем малыши, пришедшие в школу из других садиков. Хочу подчеркнуть: это не плюс и не минус данной методики. Это объективный взгляд на происходящее.
Глен Доман
Глен Доман – американский военный врач. В сороковых годах в «Институте развития ребенка» он начал заниматься лечением и развитием детей с травмами головы. Свою систему он построил на выводах о том, что, стимулируя один из органов чувств, можно спровоцировать активность мозга ребенка в целом. Он разработал карточки, на которых крупным красным шрифтом были написаны небольшие слова. Их показывали детям в течение нескольких секунд несколько десятков раз в день, таким образом ребенок, незаметно для себя, овладевал навыком чтения довольно рано. Кроме того, у больных малышей повышалась и познавательная, и двигательная активность. Эти приемы Доман решил «опробовать» на здоровых детях. Результаты были еще более впечатляющими. Детский мозг находится в состоянии активного роста на протяжении первых семи лет жизни. В возрасте двух-четырех лет он перерабатывает просто колоссальный объем информации.
Опираясь на эти выводы, Доман предлагал показывать крохам карточки с красными точками и громко называть их количество, развивая так математические представления о составе числа. А также картинки, содержащие энциклопедические знания. Любая карточка предъявляется карапузу без какой-либо мотивации и громко называется то, что на ней изображено. Так же, опираясь на зрительный анализатор и механическую память, ребенок запоминает слова иностранного языка, физические формулы и другую информацию.
Рациональное зерно в этой методе есть, но и минусы очевидны. Главный состоит в том, что этот метод граничит с элементарным «натаскиванием». Знания ребен-ку навязываются. У него не развивается ничего, кроме зрительной памяти. Малыш не учится думать, применять знания, что делает их бесполезными.
Глену Доману принадлежит также система физического развития. Ее основной принцип – полная свобода физических манипуляций с рождения. Доман утверждал, что физическое развитие стимулирует умственное, поэтому в методике оба фактора были неотъемлемы друг от друга.
И снова оговоримся, что история этой методики – это лечение больных детей. Поэтому и не стоит относиться к ней как к полноценной педагогической системе – она никогда ею не была, да и не претендовала на этот статус. Одна француженка, мама двоих дочек Сесиль Лупан, используя методику Глена Домана для развития и обучения своих девочек, постаралась переделать ее так, как ей казалось наиболее разумно и эффективно. Основываясь на тех же методах, она предлагала давать детям лишь ту информацию, которая в данный момент им интересна. Женщина придала «душевность» методике известного врача. Обобщив свои знания и выводы, она издала книгу «Поверь в свое дитя».
Вальдорфские или Штайнеровские школы
В Германии, в 1919 году философ и мыслитель Рудольф Штайнер организовал для детей из рабочих семей свою первую школу. Его педагогические взгляды основывались на антропософских представлениях (антропософия – человекознание, духовная наука о человеке). Основная идея – уважение к периоду детства, тесная связь с природой и окружающим миром. Огромное внимание уделяется нравственному, духовному развитию маленького человека.
Цель методики: воспитание личности, способной мыслить творчески, обходясь при этом малым.
Развивающей и воспитывающей средой считается окружающий мир. Тут нет особых игрушек, пособий или развивающих материалов. Используется все то, что находится вокруг. Так у малыша формируется ощущение сопричастности ко всему, что происходит вокруг, понимание себя как части мира. Нет в этой педагогической системе и строгих дисциплин, чтения или математики, все взаимосвязано. Знания как бы впитываются ребенком, а задача воспитателя – направлять этот естественный процесс. Весь дошкольный период с детьми вальдорфских детских садов работает только один педагог: он и поет, и рисует, и считает, и читает, и играет с ними. Воспитатель знает индивидуальные особенности каждого ребенка и сам решает, как и чему учить малыша. В штайнеровских школах даже в средних классах нет учебников, дети ведут одну большую тетрадь по всем предметам, она же – учебник. Основной способ передачи знаний детям основан на восприятии. Ребенок должен увидеть нечто, прочувствовать, пережить, удивиться и вслед за этим осознать.
И хотя штайнеровские школы не имеют непосредственного отношения к раннему развитию, именно для маленьких детей они являются оптимальными. И совсем не обязательно, сбиваясь с ног, искать по городу специальный садик. Любая мама способна со своей крохой выйти на улицу, в лес ли, в город, к реке, взять в руки простой осенний листок и на нем одном показать и многообразие цветов, и познакомить с формой. Не усаживая кроху за стол и не кладя перед ним никаких тетрадей, а просто на шишках, палочках, прутьях забора, окнах в домах. И это будет не просто пустая информация, а система взаимосвязанных представлений о себе и своем месте в окружающем мире.
Штайнеровские школы часто подвергаются критике за то, что не формируют у детей мотивации к учебной деятельности. Кроме того, они не дают систематизированных, реальных знаний, позволяющих ребенку в дальнейшем поступить в среднюю школу. Вряд ли можно назвать эти претензии абсолютно справедливыми, но одно совершенно очевидно: детям, которые провели дошкольные годы в вальдорфских детских садах, не просто сложно, а очень сложно учиться в обычных школах.
Система Никитиных
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – педагоги-новаторы, родители семерых детей – разработали очень интересную систему развивающих игр. Она признана отечественной педагогикой, так как действительно приносит плоды. Никитиным же принадлежит система раннего физического воспитания, отношение к которой менее единодушно, чем к их педагогическим новаторствам.
Система развивающих никитинских игр интересна тем, что рассчитана на совместную игру родителей и детей. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников. Благодаря одному только принципу «семейственности» эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип – от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для малыша. Никитинские игры и головоломки не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают крохе знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.
В большинстве своем игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое пособие для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития маленькой личности.
Интересен тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идеи раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Никитин, Зайцев, Чарковский, Гуттерман. Однако сегодня в психологии и психиатрии доказано, что, в отличие от женщины, мужчина не способен к идентификации себя с ребенком раннего возраста. Идентификация с ребенком – это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потребности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 3, а то и 7 лет. В некоторых русских деревнях для мужчины считалось позором принимать участие в воспитании детей до 3 лет. Отец мог баловать маленького ребенка, но не мог воспитывать или учить его. Известно также, что мальчики переходили на мужскую половину не ранее исполнения им 5-6 лет.
Кубики Зайцева
Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику раннего обучения чтению. Она основана на складовом принципе. Что это значит? Малыш, который пытается сказать первые слова, никогда не произносит отдельные буквы, чтобы потом их соединить. В детском лепете тоже не услышишь отдельных букв, только слоги.
Однако традиционный способ обучения чтению основан на расчленении этих неделимых звукоречевых единиц на отдельные элементы. Получается, что этот метод противоречит природе развития речемоторных навыков у ребенка. В методической основе кубиков Зайцева лежит природная потребность детей в игре. Ребенок овладевает знаниями, исследуя предметы всеми возможными способами: он их нюхает, пробует, слушает, разглядывает, бросает, трогает. Кубики Зайцева отвечают этим потребностям. Они различаются по цвету, размеру и даже звуку! Таким образом, ребенок учится различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. При этом кроха не сидит за столом, а играет. Он строит слова, а нам, взрослым, кажется, что он их складывает, пишет. Представьте себе, на каждой стороне кубиков написан склад. Играя с ними, ребенок постепенно запоминает их. А потом вы предлагаете ему сварить из кубиков суп! Ну какой малыш устоит перед этой идеей? Ставите большую кастрюлю и говорите, что для супа нужна вода. Кроха ищет кубик со складом ВО, а потом ДА. Помешал, потом несем лук – сначала ЛУ, потом К. И так далее. А как смеется малыш, пытаясь сложить свое имя. Вы говорите ему: «Нет, ты не Коля, ты Каля». Кроха хохочет, но раз и навсегда запоминает, что КО – это КО, а КА – это КА.
В результате в два с половиной года маленький человек хорошо читает и даже не подозревает об этом!
Эта методика хороша еще и тем, что она абсолютно соответствует главному педагогическому принципу « Не навреди!» Наряду с кубиками, для более старших детей, Зайцев использует таблицы со складами, по которым дети не читают, а поют, следя глазками за указкой, – этот метод решает проблему техники чтения, столь актуальную для нашего образования.
И еще один очень важный момент. Сам Николай Александрович, занимаясь с детишками, объединял в группы «отстающих» от своих сверстников малышей и через короткий промежуток времени они не только догоняли «отличников», но и начинали опережать их в развитии. Именно эта задача является центральной для любой развивающей методики, так как отражает не сумму знаний, а динамику их формирования.
Кроме всего прочего, у Зайцева существуют методики формирования математических представлений и ознакомления с окружающим миром. Они работают не менее успешно, чем методика обучения чтению. Примечательно и то, что автор намеренно не писал готовых занятий, а подчеркивал, что дает педагогам технологию, которую они, в зависимости от своих творческих способностей, могут искусно «вплетать» в образовательно -воспитательный процесс.
На основе методики Зайцева Елена Данилова разработала игровые занятия по обучению чтению малышей первого года жизни. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что цель любой развивающей методики – развитие малыша. Не стоит ждать, что чадо сиюминутно обрадует вас феноменальными способностями или продемонстрирует невероятные знания.
Просто, если вы правильно и технологично будете использовать те или иные методы, не подменяя развитие обучением, то психика крохи будет интенсивно развиваться, и в назначенный природой час количество обязательно перерастет в качество!
Удачи вам!
Кузнецова Анастасия, педагог-психолог
Nanya.Ru
Источник