Развитие ребенка и как следует поступать
10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети
Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».
Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!
Вот чему действительно должны учить детей их родители!
Источник
Анонимный вопрос
10 августа 2018 · 9,2 K
Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог
Как минимум, давать ему возможность проявлять эту самостоятельность! Сколько примеров, когда родители кормят, поят, одевают, завязывают шнурки, заправляют кровать, подают и убирают игрушки, собирают вещи и даже отвечают на вопросы (Знакомый: “Солнышко, сколько тебе лет?” Мама: “Ванечке 8 годиков”) за своих уже подросших детей, а потом ВДРУГ хотят, чтобы они РЕЗКО стали самостоятельными. Так не бывает! Да, многое проще сделать самому, чем ждать, пока ребёнок справится. Но только ему НУЖНО с этим справиться. А потом с чем-то другим. И ещё… И ещё… А задача родителя – помогать, объяснять, но ни в коем случае не бросаться всё делать за него.
Все чем помогают родители быстро забывается и остаётся только горечь. Может сильно балуем! Вразумите.
Добрый день! Для того, чтобы воспитывать из ребенка самостоятельного человека, необходимо следить за своим собственным поведением и стать для ребенка примером. Если в Вашей семье один из членов позволяет себе лениться и перекладывать обязанности на других, никто не гарантирует, что ребенок захочет перенять именно эту модель поведения. Также нужно… Читать далее
Для того, чтобы привить ребенку самостоятельность, необходимо давать ему простор для выбора , принятия решений и оценке их последствий. Задача родителя, в этом случае, предупредить, следить, но не навязывать свое решение ребенку. Ребенку важно иметь истинные, а не тепличные условия жизни, изучить мир самому, ведь только на собственном оыте он… Читать далее
Люблю всех внуков 6 ид и детей С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Специализируюсь на развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Озвучиваю…
1. Не делайте никогда то, что ребенок сам может сделать.
2. Предоставляйте всегда право выбора ребенку, даже в мелочах. Например, какую одежду выбрать для похода на улицу или что съесть на обед.
3. Читайте побольше книг, где главный герой ребенок того же возраста, что и ваш. Ну или можно включать аудиосказки, если нет времени на чтение.
4… Читать далее
Культурно-просветительский центр “Архэ” занимается популяризацией науки и культуры… · arhe.msk.ru
Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью… Читать далее
Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов
В магазин их посылать пока нельзя, но кое-что доверить все-таки можно!
Попросите ребенка переворачивать страницы во время вечернего чтения
Вроде ерунда, но в ней очень много смысла. Если ребенок сам держит книгу, которую вы ему читаете, и сам переворачивает страницу в нужный… Читать далее
Купите пару книг по психологии хотя-бы что-бы начать понимать в чем суть и в чем смысл этой сферы, понимать людей важно. Можете прочитать Сапиэенс и Менеджмент мозга. Я считаю самое главное – это не считать ребенка кем-то не умным, глупым и ничего не понимающим, нужно быть на равных с ним.
Если ребенок еще маленький, то читайте ему разные сказки… Читать далее
Как правильно воспитывать ребёнка :3 Тезис основных ошибок современных матерей?
МГПУ, Кандидат педагогических наук
- Чрезмерная гиперопека.
Поясню. Все больше и больше родителей, которые продолжают принимать решения за своего ребенка, даже тогда, когда он вполне может делать это сам. Что одевать, с кем общаться, куда ходить, куда не ходить, что делать в какой момент времени – все эти вопросы постепенно человек начинает решать сам, если с ним рядом нет гиперопекающих родителей. Такие родители – это те, кто не дает ребенку самостоятельно решать возникающие в его, ребенка, жизни проблемы.
Мотив этого поведения вполне прекрасен. “Я более опытен, взросл, я лучше знаю как нужно”, – говорит такой среднестатистический родитель и, безусловно лжет. Просто так проще. Легче решить за ребенка, директивно управляя его поведением, чем дать ему свободу и самостоятельность и терпеливо ждать, на какие грабли он может наступить.
Итогом такой чрезмерной гиперопеки становится высокий инфантилизм, от которого те же самые родители и страдают впоследствии, когда чаду исполняется 16-17-18-19 лет и родители вдруг вспоминают, что они в это время уже заработали “первый трудовой рубль” и вообще пора уже приносить пользу семье. А чадо не только не готово к самостоятельной жизни и вообще поиску работы – так еще и привыкло, что за него всегда все решают и приносят ему все на блюдечке с золотой каемочкой. В итоге скандалы, непонимания, проблемы.
Вообще, говоря об этой ситуации, полезно различать два понятия. Первое понятие – понятие “забота”, которое выражается в том что родитель ПРЕДЛАГАЕТ ребенку свою помощь. А когда тот отказывается – спокойно отстает от ребенка и более не докучает ему. А второе понятие – “опека”, когда ребенку ничего не предлагают и ни о чем не спрашивают, а просто берут в охапку и делают с ним все, что родитель считает правильным. Классический пример – в случае заботы родитель спрашивает у ребенка: “Ты замерз?” и если ребенок говорит “Нет” – вопрос исчерпан. В случае опеки родитель говорит ребенку “Ты замерз!!” и укутывает его, не слушая возражения и сопротивления.
- Удовлетворение всех прихотей и желаний ребенка.
Об этой проблеме говорили еще несколько сотен лет назад. Сам Руссо как-то написал – вернейший способ сделать своего ребенка несчастным – это приучить его ни в чем не знать отказа.
Но заботливые и любящие родители думают иначе. Они вспоминают свое детство, в котором их родители постоянно не могли себе что-то позволить. Вот первая клубника – но денег нет, она слишком дорогая. Хочется велосипед, приставку, дорогую одежду – но денег нет. И вот вспоминая это, они решают: “Мои-то родители не могли мне этого купить, а Я-ТО МОГУ! Поэтому мой ребенок не будет страдать от того, что он что-то хочет, а я не могу ему этого купить”.
И в результате – к возрасту 11-12 лет ребенок уже ничего не хочет. Я встречал родителей (и детей), которые уже начиная с 11-12 лет не знали что подарить ребенку на ДР и Новый год, потому что к этому моменту все желания были удовлетворены. И дарили деньги, прячась за прекрасным тезисом “Уже взрослый, сам решит и купит что захочет”. “Уже взрослый” тратил деньги в Макдаке или на компьютерные игры…
Прочитать ещё 1 ответ
Очень часто говорят о том, что на психику ребенка может повлиять всего одна фраза, произнесенная родителем. Вопрос: чего никогда нельзя говорить своим детям?
Примеров много разных, вот основные :
“Не лезь куда тебя не просят”, “”ты ничего не можешь, дай я сама” – ребёнок перестанет пытаться учиться и принимать решения самостоятельно, будет перекладывать ответственность
“У всех нормальные дети, а ты …!” “Почему ты не можешь быть как все?” – ребёнок будет считать себя недостойным и с комплексами неуверенности будет идти всю жизнь.
“Да я ради тебя институт бросила!”” Да мы дали тебе все,чего не было у нас в жизни – и учёбу оплатили и путёвку в жизнь дали!” – А разве ваш ребёнок виноват в том,что у вас в жизни чего-то там не сложилось ?
“что ты ревёшь на пустом месте”- не нужно обесценивать чувства ребёнка, ему обидно,потому что обидно и нужно дать понять,что вам не всё равно.
“Лучше бы тебя не было” – тут и так понятно.
Стоит правильно выбирать слова, быть примером для ребёнка в любом вопросе.
Прочитать ещё 12 ответов
Как объяснить ребёнку, что надо делать уроки?
блогер, фотограф, бизнесмен
Я никогда никому не объяснял, что нужно делать уроки. Во-первых, у меня не было такой проблемы. Во-вторых, никто никогда мне это не объяснял. Это всё происходило само собой.
Здесь в первую очередь ребенок должен понимать, для чего ему делать уроки, зачем. Потому что если он не видит в этом занятии никакого смысла, то его никак не заставишь это делать и подходить к этому ответственно. В первую очередь нужно ребенку внушить ценность образования, зачем оно нужно, показать, какая конкуренция там есть, поставить какие-то цели и необходимость делать уроки. Это просто будет маленьким шагом на пути к какой-то глобальной цели. И этот маленький шаг он будет воспринимать как должное, он будет понимать, зачем это нужно.
Вот если у ребёнка не поставлены цели, или если его цель не предполагает делание уроков, и он этого не понимает, то конечно, объяснить будет сложно.
Прочитать ещё 7 ответов
Каково это — быть ребенком матери-подростка?
Для меня очень хорошо! Чтобы ребёнком я испытывал какие то невзгоды потому что мама родила меня в деревне 17-ти летней девчонкой, так не было такого! Конечно играло роль что были ещё молодые и здоровые бабушка с дедом. Про отца до сих пор ничего не знаю. Замуж она так и не выходила, чему я и рад! Так как имею каждую ночь ещё моложавую грудастую мамку! И она не нарадуется на такого удобного в смысле “инкогнито”, любовника!
Прочитать ещё 6 ответов
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?
1. Выбрать момент, когда ребёнок здоров, его не беспокоят режущиеся зубки и другие факторы, мешающие засыпанию.
2. Спланируйте свой режим так, чтобы вы имели возможность укладывать ребёнка спать в одно и тоже время. Придерживайтесь этого режима несколько дней перед тем, как начать приучать малыша к самостоятельному засыпанию.
3. Перед отходом ко сну практикуйте час тишины — выключите телевизор, вместе с ребёнком уберите все шумные игрушки, и почитайте ребёнку сказку.
4. Проветрите комнату в которой будет спать ребёнок, но не выстуживайте её, температура должна быть комфортной как для вас, так и для малыша.
5. Когда сказка прочитана, поцелуйте ребёнка и положите его в кроватку, если ребёнок приучен к соске и/или у него есть любимая игрушка (не издающая громких звуков), положите их в кроватку рядом с ним, чтобы он при желании смог их взять.
6. Если в комнате прохладно, накройте ребёнка одеялом.
7. После этого, выключите свет (предварительно убрав с пути отхода все валяющиеся на полу предметы, особенно, предметы, имеющие острые углы, металлические ведра и грабли), прикройте дверь, оставив небольшую щель для наблюдения и наблюдайте.
8. Если ребёнок плачет и не успокаивается (более 4-7 минут) или плачь переходит в истерический, зайдите в спальню, не включая свет, успокойте его, ласково объясняя, что мама рядом, а ребёнку поря спать, убедитесь в том, что ребёнок не потерял соску, если нужно дайте её снова. Главное, не задерживаться в комнате надолго.
9. Если не получается засыпать в темноте, можно попробовать включить ночник.
Главное, что следует помнить — ребёнок не виноват в том, что не может заснуть и ему очень нужна ваша поддержка, ведь вы самый близкий для него человек. Наберитесь терпения и у вас всё получится, вы ведь когда-то уже научились засыпать самостоятельно, научите этому и вашего малыша.
Прочитать ещё 6 ответов
Источник