Развитие ребенка и интеллектуальные игры шашки

Развитие ребенка и интеллектуальные игры шашки thumbnail

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема: Интеллектуальное развитие детей

через народную игру шашки

Подготовила:

Воспитатель

Базенина Ольга Николаевна

Санкт-Петербург

Колпино

2019 г.

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. 
Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал детский сад и в дальнейшем успешно осваивал учебную программу в школе. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди думающие.

Поэтому старшим дошкольникам особенно необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие познавательно – интеллектуальной сферы.

Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.

Интеллект – это способность мыслить, а не сумма знаний. Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.

Самостоятельно мыслить – это особенно важно при подготовке детей к школе. Для этого мы используем логические, занимательные задачи, интеллектуальные игры. Нужно помнить, что такие занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности, нужно помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения, поощрять удачные решения детей.

Я показала детям шашки. Оказалось, некоторые дети умеют играть – они играли дома с родителями, со старшими братьями, сестрами. Дети сами поставили проблему – Надо научиться играть в шашки. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. В нашей стране она пользуется большой популярностью. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко нелегкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

В процессе занятий шашками дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать во время обучения игре в шашки. Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками. Для успешной работы требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов. В творческом отношении систематические занятия по обучении шашкам должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. На всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны ребятам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы. Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки. Игра в шашки гениальна. Её можно выбрать как отдых в семье, хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, способствует интеллектуальному развитию всей семьи.

Шашки — игра, издавна пользующаяся большой популярностью в разных уголках света. К нам эта игра была завезена еще во времена Киевской Руси и постепенно стала традиционным видом отдыха знати. Какое-то время шашки на Руси называли тавлеями — по названию более ранней русской игры шашечного типа. Одним из первых знаменитых игроков в Шашки стал царь Пётр I. Он всячески поощрял увлечение шашками и даже выделял для этой игры особую комнату на проводимых им ассамблеях. Об увлечении Императора шашками упоминается и в романе Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого»:
…На столах расставлены были бутылки пива и вина, кожаные мешки с табаком, стаканы с пуншем и шахматные доски. За одним из сих столов Пётр играл в шашки с одним широкоплечим английским шкипером. Они усердно салютовали друг друга залпами табачного дыма, и государь так был озадачен нечаянным ходом своего противника, что не заметил Корсакова, как он около их ни вертелся.
Кстати, сам Пушкин был страстным игроком в шахматы и шашки, о чем свидетельствуют его современники. В одном из стихотворений Пушкина описывается зимний быт помещиков того времени, в частности, есть и такие любопытные строки:
…Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), –
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Наполеон Бонапарт, которого Толстой в романе «Война и Мир» называет гениальным полководцем, всегда брал в военные походы перламутровую доску для игры в шашки. Его пристрастие к шашкам выглядит вполне закономерно, ведь на доске он мог тренировать свой талант. Будучи прирожденным стратегом, Наполеон оставил свой след не только на полях сражений Европы, но и в шашках, введя новую комбинацию, которая и была названа его именем: «Удар Наполеона». По видимому, игра в шашки и правда помогала Императору победно продвигаться по Европе, однако история не знает игроков, которые никогда не проигрывают; в России Великую армию ждали совсем другие шашки – казачьи…

Интересно, что в те времена еще не было профессиональных игроков в шашки, поскольку данная игра не рассматривалась, как вид спорта. В 20-м веке уже можно говорить о знаменитостях, которые прославились исключительно благодаря своим незаурядным способностям в шашках. В Советском союзе шашки переживали расцвет и буквально взрыв интереса к этой игре после окончания Великой Отечественной войны.

Важное значение, при обучении игре в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме ввожу детей в мир шашек: знакомлю дошкольников с историей развития шашек. В простой и доходчивой форме рассказываю о шашках, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю дошкольников со своеобразным миром шашек, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.

Провожу соревнования и шашечные турниры между детьми.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Работа с родителями

Без работы в этом направлении сложнее было бы достичь результатов. Проведены следующие мероприятия в соответствии с планом:

• Знакомство родителей с содержанием работы по образовательной области «Познавательное развитие»;

• Наглядная информация в уголке для родителей «Играем в шашки»;

• Родительское собрание «Растить любознательных».

Итоговое мероприятие

В конце года было проведено итоговое мероприятие “Шашечный турнир”. В нем приняли участие победители отборочного соревнования. Пройдя серьёзный отбор в своих группах, двенадцать лучших шашистов сошлись в упорной схватке друг с другом. Главный герой турнира – Королева шашек уточнила, в какие дидактические игры дети любят играть, где впервые появились шашки, в каких странах в них играют. Затем, и гости и участники турнира отвечали на вопрос “Что нужно для игры в шашки? ” дети отвечали: ум, сообразительность, мозги, внимание, знания и т. д. Очередное сложное испытание Королевы турнира – кроссворд, с решением которого дети успешно справились. Победителями турнира стали ребята нашей группы.

Шашечный турнир подтвердил, что проводимая по плану работа даёт положительный результат: дети самостоятельно продумывали свои ходы, проявили такие важные качества как сосредоточенность, внимание, усидчивость, умение не обижаться при проигрышах, умение радоваться победам других.

Источник

«Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников»«Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. МОСКВЫ «ШКОЛА №1002»

Материал подготовила: Боровкова Любовь Владимировна инструктор по физической культуре

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание играть.

Современные родители хотят видеть своих детей успешными и умными. Папы и мамы рано приобщают дошкольников к компьютеру, видя в этом залог развития ребенка. Однако есть очень древний и эффективный способ формирования интеллекта — шашки.

Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Игра в шашки – хороший тренер, она учит принимать решения, выслушивать мнения других и уметь настоять на своем, достойно выигрывать и уметь проигрывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам сверстников. Она является прототипом будущей серьезной деятельности, ведь именно в игре ребенок учится развивать аналитические способности, рассчитывать возникающие позиции и оценивать их. Кроме того, «шашечная борьба» требует логически мыслить, развивает и углубляет логику. В игре нужны и фантазия и аналитические способности, воля к победе и выдержка. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Простота правил, и доступность инвентаря делают эту игру популярной в учреждениях дошкольного образования.

Занятия с дошкольниками строятся на чередовании различных видов деятельности: рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий, игра.

Особенность руководства детской шашечно-игровой деятельностью заключается в том, что она осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Игра в шашки предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать игру, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Особо стоит отметить организацию шашечных турниров для дошкольников. Состязания превращаются в настоящий праздник спорта, дающий ребятам стимул развиваться дальше, ведь интеллектуальные игры требуют регулярных настойчивых тренировок.

Литература:

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

Источник

 «Игра в шашки и шахматы  как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

              «…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
                                                    В.Сухомлинский

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление

         Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в  шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью опыта  является:
–  направление  акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
– формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

1.научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

2. обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;

3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Развивающие задачи:

1.развивать стремления детей к самостоятельности;

2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;

3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;

3.выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

Дидактические  принципы:

развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

-словесный: рассказ, беседа, объяснение;

– наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

– практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

– методическая деятельность с педагогами

– организованная кружковая деятельность с детьми

– взаимодействие с родителями

– социальное партнерство

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

– знакомство с  доской

– знакомство с фигурами

– обучение правилам игры

– решение  задач и этюдов

– игра в шахматы и шашки

Теоретическая значимость опыта:

– Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.

– Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.

– Разработаны методические рекомендации

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.

Источник