Развитие ребенка и его здоровье для воспитателей

Любовь Михайловна Гринюк
Педсовет «Ребенок и его здоровье»

Педсовет в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка»

Тема: Ребенок и его здоровье

Цель: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через организацию двигательного режима на прогулке.

Форма проведения: педсовет – игра с использованием игровых приёмов с элементами практикума.

Задачи:

1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и родителей.

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

4. Развить творческий потенциал педагогов.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного материала о планируемом педагогическом совете.

2. Отбор и изучение литературы по вопросу организация двигательного режима на прогулке.

3. Семинар и консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.

4. Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ».

5. Анализ работы проведения «Недели игры и игрушки»

6.Работа с родителями: оформление стендов, проведение консультаций, анкетирования.

7. Разработка сценария проведения педагогического совета.

8. Подготовка проекта решения педагогического совета.

Оборудование:

столы и стулья для участников:

чистые листы и ручки;

карточки с определением термина «здоровье»;

карточки по ролевой игре

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть

1.1. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.

1.2. Итоги тематической проверки в группах по теме «Организация двигательной деятельности детей» и обсуждение их результатов.

1.3. Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье «Игра – за и против»

2. Практическая часть

2.1. «Мозговой штурм»

2.2. Решение педагогических задач

2.3. Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым» (разбивка на микрогруппы: определить причины, мешающие детям в нашем ДОУ быть здоровыми)

2.4. Решение педсовета

Ход ПЕДСОВЕТА

Сообщение старшего воспитателя

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»

«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается “перекос” образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего “Я”, правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• занятия физкультурой, прогулки

• рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• бережное отношение к окружающей среде, к природе

• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно

• формирование понятия «не вреди себе сам»

Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Сейчас медсестра _Пластинина С. А сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»

Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.

Вопросы:

– Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?

– Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.

– Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка?

– Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?

– Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей и со специалистами и родителями.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Какое место занимает физкультура в вашей семье»

Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом (прилагается).

Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни не даст нам оснований бездействовать.

Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей.

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.

Так что же такое «здоровье»? (Ответы воспитателей)

1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

7. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% – от окружающей среды, на 16— 20% – от наследственности и на 10 — 15% – от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:

– физзанятия, физдосуги, праздники;

– творческие недели ЗОЖ;

– Прогулки два раза в день;

– прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;

– утренние разминки и после сна;

– физминутки, зрительную гимнастику с помощью тренажера, самомассаж, режим динамических поз в структуре других занятий;

– психогимнастику;

– музыкально-ритмические занятия;

– самостоятельную двигательную деятельность детей.

– Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение

– двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания.

Что для этого необходимо?

Во-первых, специально созданные условия (материальная база — помещение, оборудование —и педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т. п., воспитать в них потребность в культурном движении).

Во-вторых, нужна система занятий,основанная на следующих принципах:

непрерывность (с утра до вечера);

добровольность (вызывать желание, а не принуждать);

доступность упражнений;

чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

Все это формирует физическую культуру детей.

Задачи:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

Затем один из педагогов делает сообщение «О пальчиковой гимнастике и ее значении»:

«Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно влияет на развитие речи, но и готовит руку к письму».

Командам предлагается вспомнить 2—3 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

Педагоги каждой команды показывают по одной физкультминутке.

Один из воспитателей делает сообщение на тему «О подвижных играх и их значении»:

«Большинство из взрослых знает о вреде пониженной двигательной активности для здоровья человека, а тем более детей. Целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, наоборот, оказывают стимулирующее действие на организм, обеспечивают полноценное здоровье и развитие. А через подвижные игры можно осуществить это воздействие на ребенка при его активной помощи».

Старший воспитатель подытоживает работу в ходе практикума: «Лозунг “Движение — это жизнь” известен всем, и никто не решится его оспаривать. Именно двигательная активность помогает любому человеку дольше сохранить здоровье, поддерживать бодрость духа и хорошее настроение».

А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).

Входят Красная шапочка и ее Бабушка.Между ними происходит такой диалог:

– Бабушка, бабушка,почему у тебя такое морщинистое лицо:

– Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

– Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

– Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

– Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

– Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

– Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

– Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку

В один голос:Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

«Мозговой штурм»

Продолжи фразу:

1. Процесс изменения форм и функций организма человека – … (физическое развитие).

2. Основное специфическое средство физического воспитания – … (физические упражнения).

3. Детский туризм это – … (прогулки и экскурсии).

4. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание – (основные виды движения).

5. От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)

Решите педагогические задачи:

1. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п.

2. Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?

– Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.

– Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.

– Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

3. Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку.Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?

Рефлексивно-ролевая игра.

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять,не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.Участники игры объединяются в следующие группы:

«Воспитатели»

«Родители»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).

Проект решения педсовета.

1. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.

Ответственные:

воспитатели, инструктор по физкультуре.

Срок: в течение года

2. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.

Ответственные:

воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель

Дата: до конца учебного года

3. Пополнить спортивный зал спортивным оборудованием.

Ответственные: администрация

Срок: к началу учебного года

4. Провести конкурс

«Игровые пособия для игровой деятельности на прогулке»

Ответственные: педагоги ДОУ.

Дата:

Источник

Воспитатель Дронова Н.Н.

Консультация для воспитателей

«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей

дошкольного возраста»

        «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский  

Что  же  такое  здоровье?  В  дошкольном  детстве  закладывается  фундамент здоровья  ребенка,  происходит  его  интенсивный  рост  и  развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки. Забота о воспитании  здорового  ребенка  является  приоритетной  в  работе  каждого дошкольного учреждения.

Здоровье –это  совокупность  физических  и  психических  качеств  человека, которые  являются  основой  его  долголетия,  осуществления  творческих  планов, создания  крепкой  дружной  семьи,  рождения  и  воспитания  детей,  овладения достижениями  культуры.  Здоровый  и  развитый  ребёнок  обладает  хорошей сопротивляемостью  организма  к  вредным  факторам  среды  и  устойчивостью  к утомлению,  социально  и  физически  адаптирован.

 В  дошкольном  детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие,  формируются  основные  движения,  осанка,  необходимые  навыки  и привычки,  приобретаются  базовые  физические  качества,  вырабатываются  черты характера.

Здоровье -это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно

всем -и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.

Дошкольное  детство – очень  короткий  период  в  жизни  человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни -одна из ключевых целей в системе дошкольного  образования.  И  это  вполне объяснимо –только здоровый  ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании  фундамента  физического  и  психического  здоровья.

 До  семи  лет ребёнок  проходит  огромный  путь  развития,  не  повторяемый  на  протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем  здоровье,  воспитывать  у  него  заинтересованность  и  активность  в саморазвитии и самосохранении. Педагогам дошкольных учреждений необходимоработать в этом направление только совместно с семьёй, так как  важный субъект  начального звена системы является –семья.  Она  создает  условия  для  первичной  ориентации  детей  в  организации  здорового  образа  жизни.  Семья  остро  нуждается  в  помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад,  имея  свои  особые  функции,  не  могут  заменить  друг  друга  и  должны взаимодействовать  во  имя  полноценного  развития  ребенка.

  Главная  задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни

–  формировать  разумное  отношение  к  своему  организму,  учить  вести

Здоровый образ  жизни  с  раннего  детства,  владеть  необходимыми  санитарно-гигиеническими навыками

–  Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы  формирования  здорового  образа  жизни  в  оптимальном  сочетании  со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Привычка  к  здоровому  образу  жизни —это  главная,  основная,  жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств  физического  воспитания  детей  дошкольного  возраста  в  целях  решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни,  побудить  ребёнка  самостоятельно  и  активно  формировать,  сохранять  и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни —это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,  адекватное  поведение  в  различных  ситуациях,  дети  могут  оказаться  в неожиданных  ситуациях  на  улице  и  дома,  поэтому  главной  задачей  является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Формирования  культурно-гигиенических  навыков  у  детей  дошкольного возраста является одной из самых актуальных задач при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит,  будет  ли  она  способствовать  укреплению  здоровья,  физическому  и  психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Гигиеническая  культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человекуощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребёнка  к  гигиеническому  индивидуализму:  своя  расчёска,  своя  постель,  свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. В  детском саду воспитатели должны приучать воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище  ориентировать  детей  на  здоровый  образ  жизни,  дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы  ей  не  заразиться.  Пути  решения  задач:  занятия,  игры -занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия,  игры,  спортивные  мероприятия,  праздники,  беседы,  чтение литературы,  использование  эмоционально-привлекательных  форм.  Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Несомненно, главными союзниками  в этой работедолжны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели должны показать и рассказать всё, что ждёт их детей в детском саду, обратить особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем  детей.  Выслушать  их  просьбы  относительно  питания,  сна,  одежды  ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводить только строго с согласия родителей. Главное, в первую очередь направитьработу и доказать, что без их  участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Семья и детский сад –два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. В  этих  целях  необходимо  широко  использовать различные  формы сотрудничества:  беседы,  консультации,  семинары,  родительские  собрания, совместные  праздники,  анкетирование.  Проводить  дни  открытых  дверей  с демонстрацией  методов  и  приемов  работы  с  детьми, показывать  разные  виды  физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни детского сада. Красочные наглядные  стенды  в  приемных  должны  знакомить  родителей  с жизнью  детского  сада,  с  Конвенцией  о  правах  ребенка,  с  возрастными  особенностями детей. В уголках для родителей необходимо поместить информацию практической направленности, приводить интересные факты, давать рекомендации воспитателей  и  специалистов.

В  результате  такой работы,  использовании различных  форм  и  методов  общения  с  родителями,  должна  повыситься  педагогическая  грамотность  родителей;  повыситься  культура  межличностного взаимодействия детей в детском саду.  Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок,  целиком  и полностью  зависит  от  взрослых,  и  они,  бесспорно,  несут ответственность за счастье и здоровье детей.

В  соответствии  с  Законом  “Об  образовании”  здоровье  детей  относится  к приоритетным  направлениям  государственной  политики  в  сфере  образования. Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Поэтому  перед  каждым  педагогом  возникают  вопросы:  как  организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную  нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? .Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для  практики:  как  эффективно  организовать  воспитательно -образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода  к  организации  воспитанияи  обучения  с  позиции  трех  принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Здоровьесберегающие  технологии  в  дошкольном  образовании- технологии, направленные  на  решение  приоритетной  задачи  современного  дошкольного образования – задачи  сохранения,  поддержания  и  обогащения  здоровья  детей, педагогов и родителей.

 Здоровьесберегающие  технологии  используемые  в  системе дошкольного  образования  отражают  две  линии  оздоровительно – развивающей работы:Приобщение детей к физической культуре

Использование развивающих форм оздоровительной работы. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:  Стретчинг –не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.  со  среднего  возраста  в  физкультурном  ил  музыкальном  залах, либо  в  групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в  себя  элементы  гимнастики  для  глаз,  дыхательной  гимнастики  и  других  в  зависимости от вида занятия. Подвижные  и  спортивные  игры – как  часть  физкультурного  занятия,  на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности

Ежедневно  для  всех  возрастных  групп.  Игры  подбираются  в  соответствии  с возрастом  ребенка,  местом  и  временем  ее  проведения.  В  детском  саду  мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.  Можно  использовать  спокойную  классическую  музыку  (Чайковский, Рахманинов,  звуки  природы.)  В  нашем  детском  саду  создан  специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика  пальчиковая – с  младшего  возраста  индивидуально  либо  с подгруппой  ежедневно.  Рекомендуется  всем  детям,  особенно  с  речевыми проблемами.  Проводится  в  любой  удобный  отрезок  времени  (в  любое  удобное время) .

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3 – 5 мин. в любое свободное время в зависимости  от  интенсивности  зрительной  нагрузки  с  младшего  возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно -оздоровительной  работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика  корригирующая –в  различных  формах  физкультурно-оздоровительной  работы.  Форма  проведения  зависит  от  поставленной  задачи  и контингента детей.

Гимнастика  ортопедическая – в  различных  формах  физкультурно -оздоровительной  работы.  Рекомендуется  детям  с  плоскостопием  и  в  качестве профилактики болезней опорного свода стопы/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие –2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя  гимнастика  является  одним  из  важнейших  компонентов двигательного  режима,  ее  организация  должна  быть  направлена  на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе  является  важнейшим  средством  воспитания  общей  выносливости  у дошкольников.  Оздоровительные  пробежки  с  детьми  старшего  дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий,  во  время  утренней  прогулки.  При  проведении  оздоровительного  бега должен  осуществляться  индивидуально – дифференцированный  подход  к  детям.

Детям 5 – 6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м, а детям с низким уровнем ДА –один круг.

 Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные –2 круга.

Вначале  проводиться  небольшая  разминка  для  всех  групп  мышц.  В  самом начале дети бегут «стайкой». Первые один -два круга воспитатель бежит с ними, следя  за  их  самочувствием.  Уставшим  детям  предлагают  сойти  с  дистанции,  а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и  бегут  в  равномерном  темпе.  Выносливым  детям  предлагают  самостоятельно пробежать еще один – два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна.

 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7 -15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

– разминка в постели;

– самомассаж;

– гимнастика игрового характера;

-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

– пробежки по массажным дорожкам.

Проблемно – игровые  (игротреннинги  и  игротерапия)

– в  свободное  время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры

–1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из несколькихчастей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия –в различных формах физкультурно -оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Источник