Развитие ребенка и его отношение с окружающими
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Надя Мешкова
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка
С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. Но часто многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.
Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, по мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению, (расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др.
Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.
Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.
Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.
В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных и нормативных,т. е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Это арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.
Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую.» Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие –порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим. Угасает улыбка,взрослый укоряющее покачивает головой: «ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.
Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним,но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.
К сожалению, бывает (и довольно часто, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенокбудет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Трудности и конфликты среди взрослых людей вытекают в частности, из-за невнимания к проблеме воспитания у детей умения сосуществовать в обществе. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.
Чрезмерная привязанность ребенка к родителям также должна обращать на себя внимание. Есть дети, которые, не желая расставаться с родителями, судорожно цепляются за них, плачут, не отпускают их на работу. Такое поведение характерно для детей со слабой нервной системой, уже имеющих «печальный опыт», например частые и длительные разлуки с родителями или неожиданные расставания, к которым ребенок не был подготовлен.
Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.
Специфические проблемы вызывает отношение ребенка к отцу и матери в тех семьях, в которых возникают частые конфликты, приближающие распад семьи, или там, где родители уже разошлись. В подобных случаях позиция ребенка зависит от поведения взрослых. На трудные ситуации ребенок реагирует так, как может, в зависимости от своего возраста, психофизических особенностей, стойкости нервной системы и жизненного опыта.
Отношения ребенок – родители – это лишь одно из направлений, правда очень важное, среди разнообразных контактов ребенка со взрослыми.Дети общаются ежедневно еще и с другими взрослыми членами семьи: бабушкой, дедушкой, тетей, дядей. В некоторых семьях существует привычка во всем винить ребенка без учета поведения взрослых. Однако не всегда взрослые люди по отношению к ребенку бывают безупречны. Они могут допускать различные ошибки, например излишне баловать ребенка, выполнять все его прихоти, а потом удивляться его поведению, его нежеланию признавать их авторитет.
Иногда окружающие ребенка люди применяют воспитательные методы, прямо противоположные своему поведению в таких случаях создается хаос в понятиях и убеждениях ребенка, в связи с чем он теряет ориентировку в суждениях и поведении, становится раздражительным, а иногда и лживым.
Дети, у которых есть старшие братья и сестры, обычно быстрее развиваются, так как в домашнем общении получают немало информации и жизненного опыта.
Чтобы регулировать отношения между братьями и сестрами, правильно их направлять. Надо наблюдать и изучать ребенка с момента его рождения. Перед появлением на свет второго ребенка старшему надо сообщить о том, что у него будет брат или сестра, при этом проследить за его реакцией на такое известие.
Анализируя взаимоотношения между братьями и сестрами, следует учитывать весь комплекс особенностей их развития, духовных потребностей и положения каждого ребенка в семье (возраст, пол, разницу в годах, внешность, состояние здоровья, уровень умственного развития, способности, интересы, эмоциональность, черты характера). Весьма важный фактор, принципиально влияющий на семейную атмосферу, – это отношение родителей к детям.
Если родители выделяют кого-либо из детей, то братья и сестры часто относятся к этому ребенку недоброжелательно, несмотря на его возможные достоинства.
Общение с родителями, братьями и сестрами не исчерпывает социальных контактов ребенка. уже в первые годы жизни он проявляет интерес к своим ровесникам. В дошкольном возрасте ребенок охотно играет с детьми, еще не устанавливая с ними прочных дружеских связей. В младшем дошкольном возрасте ребенок также любит общаться с ровесниками. Подбор его друзей чаще всего носит случайный характер. В возрасте от девяти лет до одиннадцати лет дети охотно проводят время в больших группах, объединенных общей деятельностью, в первую очередь игрой. В подростковом возрасте контакты детей становятся богаче и дифференцированнее.
Дружеские отношения с ровесниками вне семьи имеют большое значение для каждого ребенка (даже имеющего братьев и сестер). Благодаря дружбе с детьми ребенок встречается с различными характерами, часто весьма не похожими на те, которые он наблюдал в семье. Ребенок учится действовать совместно с детьми, помогать им, получать от них помощь, жить в коллективе.
Родители должны понимать желание ребенка общаться с детьми, помогать ему в этом процессе, способствовать его дружеским контактам.
Одни дети нуждаются в дружбе с ровесниками, другие неохотно общаются с ними. Потребность в контактах зависит в определенной мере от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Конечно, не все свободное время ребенок должен проводить с детьми. Каждому ребенку надо предоставлять возможность некоторое время побыть одному, чтобы поиграть, порисовать.
Родители должны очень хорошо ориентироваться в отношениях своего ребенка с детьми. Особого внимания родителей требует также и чрезмерная общительность ребенка. Дети встречаются во дворе, в детском саду, в школе. В большом детском коллективе ребенок сам выбирает себе товарища. В младшем возрасте выбор проходит неосознанно, ребенок еще не может охарактеризовать своего друга, который ему нравится, он еще не знает, какие достоинства он хотел бы видеть у своих друзей. Постепенно, по мере интеллектуального развития и формирования общественного сознания, появляется умение наблюдать за другими людьми, способность анализировать их нравственные качества и сознательно осуществлять выбор товарищей. Чаще всего ребенок выбирает товарища или подругу среди детей того же пола. Дружба между мальчиком и девочкой должна побуждать родителей к размышлению, но не порождать у них сопротивления. Родители не могут выбирать своему ребенку товарища или подругу, однако они должны помочь в выборе, вовремя посоветовать, тактично поговорить, порассуждать с сыном или дочерью на эту тему.
Подготовка ребенка к жизни в обществе, в коллективе, к правильным взаимоотношениям с отдельными людьми осуществляется прежде всего в семье. К этой стороне воспитательного процесса родителям надо подходить серьезно, продуманно.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Развитой ребенок
Американские ученые, отказавшись от академических тестов, разработали собственное определение развитого ребенка. Им может считаться тот, кто “лучше других детей может справляться с задачами, с которыми ему приходится встречаться изо дня в день”. Развитой ребенок обращает на себя внимание взрослого и удерживает его в течение определенного времени социально приемлемыми способами, откровенно выражает заинтересованность в своих маленьких победах и достижениях, имеет желание померяться силами и знаниями со сверстниками, демонстрируя свою любовь и неприязнь к окружающим. Он четко произносит слова, грамматически правильно строит предложения, у него больший, чем у других детей, словарный запас, и он свободно использует его в обыденной речи, четко и осознанно определяя специфику самых разных предметов, действий, явлений.
У матерей таких детишек много общего. Несмотря на занятость, они часто разговаривают с детьми на том уровне, который доступен малышам. Они много позволяют и прощают детям, если те что-то делают неправильно, не наказывают за излишнее любопытство, поощряют их любознательность, стараются научить всему, что посильно для них.
Матери менее развитых детей склонны ограничивать их самостоятельность, перепоручая дело развития и воспитания, а особенно усвоения языка – радио и телевизору. Они получают меньше удовольствия от развития детей.
Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Условное обозначение: þ – стратегия родителей (взрослого)
[1]Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989; Фейдимен Д., Фрейгер Р. З.Фрейд и психоанализ. // Личность и личностный рост. – Нью-Йорк, служебный перевод.
[2]Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989; Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии.- М., 1978.
[3]Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.,1986; Пиаже Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной психологии (30 – 60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986; Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 1985.
[4]Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:Развитие ребенка и его отношений с окружающими.- М., 1992.
[5]Фейдимен Дж., Фрейгер Р. А.Маслоу и психология самоактуализации. // Личность и личностный рост.- Нью-Йорк, служебный перевод.
[6]Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. – М., 1984.
[7]Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.- М.,1991, с. 8-15; Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992, с. 97-110.
[8]Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
[9]Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими.- М., 1992.
[10]Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М., 1988.
[11]Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
[12]Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1988.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник