Развитие ребенка графические навыки в картинках

Развитие ребенка графические навыки в картинках thumbnail

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Сухомлинский, советский педагог

Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

«Умелые ручки » – графические упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание: Рекомендация посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости и координации. В ней предложены коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму.
Назначение: Материал предназначен для родителей подготовительной к школе группы.
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму
Задачи:
1. развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления;
2.развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание;
3. формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий;
4.воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Реализация упражнений позволит развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений. Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Развитие ребенка графические навыки в картинках


Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.

При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Освоение предметных действий
Для развития тонкой моторики можно использовать упражнения с применением мешочка с песком, мяча. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов. Ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности.

Развитие ребенка графические навыки в картинках

Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями – эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе

Игры с бумагой для детей дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Сенсомоторное развитие дошкольников

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Источник

Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Проявляются такие навыки в следующем:

  • в умении без особого напряжения рисовать плавными или отрывистыми ритмичными движениями графические объекты разного содержания (простые предметные изображения, сплошные линии разной конфигурации – спиральные, узкие и широкие, нитевидные, прямые и ломаные и др.);
  • легко держать пишущий инструмент, при этом соблюдая правильный наклон;
  • в устойчивости правильной позы;
  • в выполнении разных графических движений с увлеченностью и с особенным интересом, без приложенной напряженности.

Овладение такими графическими умениями возможно при выполнении многократных, обязательно усложняющихся постепенно упражнений.

Если уделять больше внимания на развивающие игры, упражнения и разные задания на обучение четким движениям, а также на тренировку мелкой моторики, то решаются следующие задачи:

  • косвенное воздействие на развитие малыша интеллектуально;
  • подготовка каждого ребенка-дошкольника к развитию умения писать, способствующим решению задач школьного обучения;

Работа по постепенному развитию графических умений и навыков, которая включает упражнения, задания и тесты на развитие мелкой моторики, начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Дети 4-5 лет

В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.

У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов;
  • штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
  • рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур – правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Дети 5-6 лет

Этот возраст – финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.

Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы – ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа – налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;
  • проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).

Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:

  • правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
  • ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
  • усовершенствованию координации движений детских пальцев;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию пространственной ориентировки, мышления и др.

Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, – дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.

Источник