Развитие ребенка года до трех лет

Развитие ребенка года до трех лет thumbnail

Развитие ребёнка от 1 года до 3 лет.

Самый замечательный период в жизни ребенка – это период от 1 года до 3-х лет. Здесь мы попытаемся дать самое полное описание развития ребенка в этот период…

Ребенок растет, но темпы его роста постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9 – 10 см, а на третьем году – на 7 – 8 см. В 2 – 3 года ваш малыш уже крепок на вид, да и вы уже обращаетесь с ним уверенно. Однако особенно не расслабляйтесь: ребенку далеко еще до устойчивого физического и психического состояния.

ТРИ ПЕРИОДА ДО ТРЕХЛЕТИЯ

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша. Первый период – от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить. Второй период – от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. Третий период – от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти». Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать – сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение… Дитя – это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знании у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть – посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок – полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное «нельзя!» Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз – в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша – нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

ПАДЕНИЯ, ПАДЕНИЯ…

Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А вы всякий раз бросаетесь к нему на помощь. И поступаете неправильно. Еще А. М. Горький говорил своему сыну: «Падая и поднимаясь, ты растешь, мой мальчик»… Не переживайте, что ребенок часто падает; он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет; большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.

ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то во всяком случае достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

ИГРЫ В ВОДЕ

Имейте в виду, что от года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание – как он плещется, как смеется… А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче – на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду – на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними – пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает из пустого в порожнее (как раз тот случай, когда это хорошо). В магазине «Детский мир» вы можете встретить очень полезную игрушку – маленький надувной бассейн с пластмассовыми рыбками. Лучше использовать такой бассейн для забав ребенка; этот бассейн выгодно отличается от тазика тем, что не перевернется, если нажать на край, то есть ребенок не выльет на себя воду.

Читайте также:  Дневник развития ребенка от рождения

ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ

В этом же возрасте – от года до полутора лет – ребенок очень любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, да бывает песок в таких песочницах оставляет желать лучшего – то он с какой-то пылью, то с мусором, – иными словами; подобран без любви… Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближайшие песочницы хорошего мелкого песка. Многие дети вам будут благодарны. В сельской местности или в дачном поселке с песком и вовсе не должно быть сложностей… Пусть папа не поленится, сколотит из бросовых досок песочницу у себя на дачном участке, пусть наполнит ее чистым желтеньким песком. Это будет счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и не услышите ребенка, пока он не захочет есть.

В ВАШЕМ ДОМЕ ЖИВЕТ СОБАКА

Если вы соответственно ухаживаете за собакой, если уверены, что через собаку не передастся ребенку какая-нибудь инфекция, то это не опасно. И вы сами об этом знаете. Но все-таки будет разумно, если собаку вы будете держать в некотором отдалении от малыша. Нередки случаи, когда у детей бывает аллергия на шерсть домашнего животного. Некоторые родители в стремлении привить ребенку любовь к животным спешат наполнить дом птичками, черепахами, кошками, собаками, даже заводят экзотических животных. Если вы еще никого из животных не завели, то и не заводите, пока ваш ребенок мал, пока его организм не в состоянии бороться с инфекцией так же успешно, как организм взрослого человека.

ПОКУПАЕМ ИГРУШКИ СООТВЕТСТВЕННО ВОЗРАСТУ

Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня которых поднялся. Если вы купите ребенку 1,5 – 2 лет набор фломастеров 24 цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды – слишком редкое исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт. Ребенок повырывает из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам. А вы будете огорчены. Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста – покупайте. Но спрячьте подальше до поры, до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.

РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ОДЕВАТЬСЯ САМ

В возрасте 1,5 – 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то… Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала? Надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.

ШКАФЫ И ИХ СОДЕРЖИМОЕ

Ребенок от 1,5 до 2 лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять? Запрещать не следует. Ребенок подвижен – это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше – на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом. Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания. Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев – кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так – методично, с ревизией – вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

ВАШ РЕБЕНОК РАЗГОВАРИВАЕТ

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте. Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу да и фраз тех раз-два – и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

ПЕРИОД «ПОВЫШЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ»

От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами. Очень подвижный ребенок – это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем – и так час за часом – это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УЖЕ ДВА ГОДА

В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами. Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли – хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности. А если ребенок «домашний», тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке. В возрасте от 2 – 2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не; у всех отличаются просторностью), будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия – чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу. Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете – пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок – пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу. Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.

Читайте также:  Метод развития музыкального мышления ребенка

НАЧАЛСЯ «ПЕРИОД ВОПРОСОВ»

Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» – этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 – 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, – ваши слова. И все выражения, какие он использует, – ваши выражения. Вы бываете устали или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией… Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?» Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка. В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем не плохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.

Источник

В прошлый раз мы рассматривали особенности взаимодействия с ребёнком с рождения и до года и выяснили, что в этот период для ребёнка важно чувствовать безопасность и заботу, знать, что его ждали и ему рады, так у него формируется доверие к миру. Прекрасно, если родителям удалось откликаться на зов малыша, создать для него комфортные условия, окружить его любовью и заботой. Теперь малыш подрос, уже быстро передвигается, тянет всё в рот, «и теряется повсюду, и находится везде». Что же важно теперь для него, ведь он уже не хочет только и делать, что сидеть у мамы на ручках? Начинается самый важный, самый интересный и самый непростой период в жизни человека — возраст от года до трёх лет.

Хотелось бы напомнить, что данный цикл статей раскрывает особенности воспитания с точки зрения формирования устойчивой психики ребёнка и вместе с тем развития гармоничной личности.

Какие качества закладываются от одного до трёх лет, и как себя вести родителям? Следует отметить, что всё, что происходит с ребенком до трёх-четырёх лет, идёт в подсознание, паттерны поведения уходят глубоко, и изменить их крайне трудно. Человек часто не помнит, откуда у него взялся тот или иной страх, комплекс или привычка, а причина зачастую скрывается именно в этом возрасте.

Людмила Петрановская подчёркивает, что от года до трёх лет дети терпят наибольшее количество неудач, демонстрируя невероятное упорство. Если бы взрослый человек терпел в течение дня столько неудач, то он бы забросил начатое и, скорее всего, никогда бы больше к этому не вернулся. Дети же пробуют сделать что-то до тех пор, пока у них не получится задуманное (надеть колечко на палочку, вставить фигурку в отверстие, перелить воду из одной ёмкости в другую и так далее), если, конечно, родители корректно себя поведут.

При этом, согласно теории Эрика Эриксона, в период от одного до трёх лет ребенок либо обретает автономию (самостоятельность), либо у него формируется стыд и сомнения в своих силах. В этот период ребёнок начинает самостоятельно ходить, одеваться, есть, выражать мысли. И если ему мешать это делать, то он привыкнет быть несамостоятельным, то есть сформируется устойчивая зависимость от других. При этом, если деятельность ребёнка подавляется с угрозами, упрёками, обвинениями, его неудачи постоянно подчёркиваются, а успехи игнорируются, у него сформируется стыд за каждое своё действие, хотя такого быть не должно, и сомнения в собственных силах. Естественно, таким человеком потом легко управлять хоть с экрана телевизора, хоть прямым указанием.

Когда ребёнку удаётся сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребёнок постоянно терпит неудачи, и его за это ругают или наказывают, он привыкает испытывать стыд и сомнения.

Итак, как родителям помочь ребёнку в этот непростой и важный период жизни? Так как ребёнок постоянно пробует сделать что-то новое, и у него не сразу получается, и, естественно, он расстраивается из-за этого, родители должны выполнять функцию некоего аккумулятора позитивного настроения и уверенности для ребёнка. Иными словами, у малыша должна быть эмоциональная поддержка в моменты отчаяния. 

Допустим, он пробует надеть колечко на палочку снова и снова и тут бросает, расстраивается. В этот момент взрослому следует обнять его, сказать: «Давай попробуем ещё вместе». Любыми способами нужно пробовать закончить игру на радостной ноте, может быть, упростить задачу и, конечно, порадоваться вместе с ним его успеху.

В то же время крайне важно позволять малышу делать всё самостоятельно, не гасить это желание, особенно страхами: «Куда лезешь, ты ещё маленький! Тебе туда нельзя! Там опасно!», и так далее. Лучше создать для него благоприятную среду с оптимальным уровнем безопасности. Во-первых, малыш далеко не всегда понимает значения слов, во-вторых, лучше говорить, как делать надо, а не НЕ надо. Говоря, как делать НЕ надо, мы даём инструкцию, что куда засунуть, чтобы было плохо, но не даём инструкцию, как поступить правильно. 

Поэтому лучше делать акцент на правильных инструкциях. Вместо «не лезь туда» — «иди сюда»; вместо «не беги» — «иди спокойно»; и тому подобное. И самое интересное, что было доказано еще Выготским Л.С. и его единомышленниками, что самостоятельность развивается по следующему алгоритму: сначала малыш делает что-то по речевому указанию взрослого; затем, что многих удивляет, ребенку нужно поруководить другими; и только после этого он начинает делать это самостоятельно. Часто родителям не нравится этот второй этап, мол, ты сам ещё ничего не умеешь, а уже руководишь, но так он учится, такова особенность. Поэтому нужно быть терпимым к малышам и не препятствовать развитию их самостоятельности.

Одним из ключевых моментов является общение с ребёнком из сильной позиции. Это не значит «я сказал», «слушай меня», здесь имеется в виду уверенность родителя в своих действиях, в своих запретах, словах. При этом родитель действительно может не знать, как поступить, и часто, к сожалению, срывается на малыша и просто на него кричит. Вот такое поведение сигнализирует о слабой позиции, это, скорее, крик о помощи и перекладывание ответственности на ребёнка: мол, я не знаю, как поступить, ты должен это прекратить, решить проблему за меня. Для ребёнка это слишком сильный стресс, он не готов ещё ничего решать и в три года, наверное, не должен делать это за тридцатилетнего папу или маму. Поэтому, даже если не знаете, как поступить, пытайтесь любым способом выйти из ситуации взрослым человеком. 

Бывает, что мы что-то запретили, а потом поняли, что погорячились. В этом случае лучше сказать из сильной позиции: «Знаешь, я сразу не поняла, что для тебя это очень важно, а теперь вижу, поэтому сделаем, как ты хочешь»; вместо ответа из слабой позиции: «Всё, ты меня достал! Делай, как хочешь!». Так не размываются границы между ребёнком и родителем, он знает, что мама и папа всегда помогут, они сильные и, если что, найдут выход из любой ситуации, с ними я в безопасности.

Игры с детьми от года до трёх

Часто родители отказываются играть с такими маленькими детьми, считая, что ребёнок не хочет играть в то, что предлагает родитель. Скорее, наоборот! Взрослым нужны глубокие смыслы, тогда как ребёнок спокойно может проводить часы в «бессмысленных» занятиях, катать машинку туда-сюда, просто катать, никого никуда не везя, кидать мяч в пустоту и бежать за ним, не пытаясь забить гол. Однако, как только начинаешь смотреть на такую игру с точки зрения физического развития или познания мира, всё оказывается не таким уж бессмысленным. Чем замечателен этот возраст, что абсолютно любую деятельность взрослого можно превратить в игру. Будь то готовка или уборка, прогулка, поход на работу, поездка в общественном транспорте — всё это крайне интересно для малыша и развивает его получше любой специализированной детской игровой комнаты.

Читайте также:  Периоды развития нервной системы ребенка

Особую роль в развитии занимает мелкая моторика, так как она тесно сопряжена с развитием речи и мышления. Ребёнку не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать фасоль, семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде, для этого не нужны специальные игрушки, которые уже завтра станут неактуальны.

Мультики от года до трёх

Мультики до трёх-четырёх лет не развивают ребёнка, его развивает предметно-манипулятивная деятельность, сенсорика, другими словами – ему нужно всё трогать, нюхать, пробовать на вкус, а не отстранённо смотреть. Если учите цвета, то на осязаемых предметах, животных (или на карточках), а ещё лучше вживую, и тому подобное. Для развития мозга ребёнка в этом возрасте пользы будет больше от махания палкой на улице и собирания шишек, чем от «умных» мультиков. Также стоит отметить, что необходимо бережно относиться к зрению малыша, так как в случае плохого зрения может тормозиться и умственное развитие ребёнка. А при просмотре гаджетов зрение может испортиться.

Нужны ли детский сад и развивашки малышу до трёх лет?

В возрасте до трёх лет отрыв от родителей довольно травматичен, это сильный стресс для малыша. С точки зрения развития ребёнка, детский сад до трёх лет может иметь больше минусов, нежели плюсов. То есть сам ребёнок не нуждается в такой поспешной социализации и раннем развитии, как любят говорить родители. Скорее, разные развивающие секции и детский сад – это удобство родителей и желание не быть хуже других. Но если думать о ребёнке, то лучше создать ему богатый быт и возможность общаться с большим количеством родственников. Прекрасно, когда в семье не один ребёнок. Лучше объединяться с подругами, сёстрами и братьями и ходить друг к другу в гости с детьми, вместе гулять. Здорово, когда собираются дети разных возрастов и имеют возможность поиграть без родителей. Такого в саду нет.

Нужно отметить, до трёх лет (плюс-минус несколько месяцев) дети, как правило, коммуницируют через взрослого или старшего. А вот уже с четырёх-пяти лет им интереснее другие дети, и тут родителям нужно не влезать в их игры. Кто-то может не согласиться и сказать, что мой двухгодовалый сын очень даже хорошо себя чувствует в обществе других детей, в итоге оказывается, что у него есть старший брат или сестра. Но как только брата или сестры нет, он закатывает истерику. Таковы дети до трёх лет, им нужен где-то рядом «его» взрослый.

Кризис трёх лет

В сознании людей сложилось мнение, что кризис – это что-то ужасное, что-то неуправляемое, страшное. На самом деле, это просто переход в новое качество, на новый, более высокий уровень. И это прекрасно. Результатом кризиса является новообразование, необходимое для дальнейшего гармоничного развития и взаимодействия. Основное, что нужно понимать о кризисе трёх лет, впрочем, как и о любом другом, что ребёнок сам не понимает, что с ним происходит. Он не делает ничего родителям назло, он не манипулирует и не издевается. Он этого не умеет хотя бы потому, что для этого необходимо уметь ставить себя на место другого и понимать, как и что нужно сделать, чтобы это было неприятно другому. Это слишком сложный процесс для мозга, и он ещё долго не сформируется у малыша. (Да что там, у взрослых-то часто отсутствует такая способность — ставить себя на место другого.) На данный момент он просто пробует разные модели взаимодействия с миром. Единственное, чего добивается ребёнок, – это новая модель взаимодействия с родителями. Он требует, чтобы с его мнением считались, потому что оно у него теперь есть. Если раньше мы хотели куда-то пойти, мы молча брали малыша на руки и шли. Теперь у него могут быть свои планы, и его нужно предупредить и понимать, что он может не хотеть идти туда, куда нам нужно. Можно ли его за это винить? Можно ли его за это ругать? Нужно научиться договариваться! И этому мы должны его научить. Мы не можем всегда делать, как хочет ребёнок, с одной стороны, и игнорировать желания и самовыражение малыша, с другой. Мы каждый раз ищем компромиссы, учимся не манипулировать, но слышать и учитывать интересы всех сторон. Это очень непросто, но весьма увлекательно. Осознанность нам в помощь!

Малыш уже многое может сам, и у него возникает ощущение, что он уже большой, поэтому он требует к себе иного отношения. Родители, естественно, видят, что он ещё не такой уж и большой, но в то же время зачастую занижают или, точнее сказать, упускают из виду достижения ребёнка. А часто попросту у родителей не хватает терпения дать ребёнку самостоятельно доделать до конца начатое дело. Например, вы собираетесь на прогулку, и быстрее самому надеть кроссовки ребёнку, нежели ждать, пока он их наденет сам, да ещё и не на ту ногу, потом снимет, передумает, решит надеть другие и так далее. Пожалуй, терпение – ключевое качество осознанного родителя.

Важно, чтобы в семье все взрослые придерживались единой концепции касательно воспитания подрастающего поколения. Поскольку несогласованность взрослых приводит к фрустрации детей, что в результате может привести к необоснованному чувству вины за какие-либо действия, сомнениям в правильности поступков, а также из-за замешательства не сформируется понимание, что есть благородный поступок, что плохой и так далее.

Родители для ребёнка являются опорой. В первую очередь, он должен чувствовать себя любимым и уважаемым, с его мнением нужно считаться, не стоит поспешно делать выводы, исходя из поступков ребёнка, и навешивать на него ярлыки и обвинения. Зачастую дети руководствуются иными мотивами, чем взрослые. Однако взрослые часто забывают об этом и судят поступки детей, исходя из логики, как если бы его совершил взрослый, осознанный человек.

Пожалуй, основные моменты касательно развития и воспитания малыша от года до трёх лет мы осветили. Коротко проговорим их ещё раз:

  1. Не мешаем делать самостоятельно, иначе может развиться необоснованный стыд и сомнения в своих силах;
  2. Общаемся с ребёнком из «сильной» позиции, позиции взрослого, не перекладывая на него ответственность за происходящее;
  3. Родители для ребёнка – аккумулятор позитива и уверенности в своих силах;
  4. Развивая мелкую моторику, развиваем речь и мышление;
  5. Лучше собирать шишки и махать палкой, чем смотреть мультфильмы;
  6. Полезнее богатый быт и большая семья, чем детский сад;
  7. Любая деятельность взрослого – приключение для малыша;
  8. Кризис трёх лет – это просто скачок в развитии ребёнка, перестройка всего организма. Малыш сам не понимает, что с ним происходит, и мы должны помочь ему справиться с этим периодом. Результатом прохождения должна явиться новая манера общения с ребёнком, с учётом его мнения;
  9. Ближе к трём годам мы учимся договариваться и находить компромиссы с ребёнком;
  10. Все взрослые договариваются между собой о единой модели воспитания детей в семье.

Помните, что для каждого возраста есть свои особенности, и то, что необходимо младенцу, уже не подходит для годовалого, что нужно трёхлетнему, неактуально для пятилетки. Собственно, именно об этом данный цикл статей. Родители должны менять стратегию поведения в зависимости от возраста. А кто говорил, что воспитывать гармоничную личность просто? Но если смотреть на это, как на увлекательный процесс, то всё не так уж страшно и сложно. Искренность и осознанность, терпение и терпимость помогут с достоинством пройти этот урок. В следующий раз мы поговорим о возрасте четырёх-шести лет, узнаем, как же следует себя вести и на что нужно обратить особое внимание. До новых встреч!

Источник