Развитие ребенка гласные и согласные

Развитие ребенка гласные и согласные thumbnail

Тема звуков и букв занимает центральное место в подготовке к школе. Детям важно научиться дифференцировать гласные и согласные звуки. Это основа для формирования навыка чтения и грамотного письма в будущем. Фонетический анализ слов, которым дети начинают заниматься, позволит воспринимать слово не как изолированную единицу, а как набор определённых звуков.

Образование гласных и согласных звуков

В русском алфавите 33 буквы. Из них 10 – гласные, 21 – согласные, которые передаются соответствующими звуками. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают.

В русском языке произношение не всегда совпадает с написанием.

Одна буква может обозначать два звука. Так, Я произносится как ЙА.

Гласные и согласные отличаются по артикуляции.

Знание гласных и согласных звуков является обязательным требованием для подготовки к школе. Дети изучают их в старшей группе детского сада. Обучение проходит в игровой форме. О буквах рассказывают стихотворения и сказки. Отдельного внимания заслуживают мягкий и твёрдый знак. Они не обозначают никаких звуков. Эти буквы нужны для обозначения мягкости звуков на письме.

Знание гласных звуков позволит детям понять принцип деления слов на слоги.

Гласные являются слогообразующими звуками. Согласные слогов не образуют.

Существует правило, по которому количество слогов соответствует количеству гласных в слове. Это отчётливо видно на графических схемах слов. Дети учатся простому фонетическому анализу слов в подготовительной группе.

Гласные звуки

Гласные звуки нужны для образования слогов. Они произносятся с помощью голоса и определённого положения языка и губ. Выделяют передние, средние и задние гласные по положению языка. По участию в произношении губ выделяют губные (О, У) и неогубленные (Ы, И, Э). Буквы Я, Ё, Ю, Е состоят из двух звуков – согласного и гласного (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ).

Графически гласные выделяют красным цветом. Именно с них начинается обучение грамоте.

Первая буква, с которой знакомятся дети, – это буква А.

Гласные – это звуки, которые получаются с помощью голоса. Из можно прокричать или пропеть.

Для лучшего понимания подойдут сказки и песенки про гласные звуки.

Согласные звуки

При произношении в ротовом аппарате образуется преграда из языка, губ, нёба. Преграда может быть полной, такие согласные называются взрывными, или смычными. Это П, Б, Т, Д, К, Г и мягкие пары. Если при произношении образуется не смычка, а щель, такие звуки называют щелевыми. Это Ф, В, С, З, Ш, Щ, Ж, Х и мягкие пары (кроме Ш, Щ, Ж). Звук Р (РЬ) относят к дрожащим, так как при артикуляции возникает вибрация языка. Аффрикаты, или смычно-щелевые, – это звуки, которые начинаются как смычные, а заканчиваются образованием щели. Это согласные Ц и Ч. Звуки М и Н с мягкими парами называют носовыми, или назальными.

По участию голоса согласные делят на звонкие и глухие.

Артикуляция согласных сложнее. Проблемы, связанные со звукопроизношением, могут быть вызваны неправильной артикуляцией. Специалист-логопед занимается коррекцией звукопроизношения.

Родители могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику при изучении алфавита. Она позволяет развивать чувствительность и подвижность речедвигательных органов.

Что должны знать дошкольники о гласных и согласных звуках

1. Различать гласные и согласные звуки, понимать, чем они отличаются.

2. Знать образование мягких и твёрдых согласных.

3. Понимать разницу между шипящими, глухими и звонкими.

4. Правильно произносить звуки.

Звонкие и глухие согласные

Согласные, которые произносятся с участием голоса, называют звонкими.

Методы определения звонкости-глухости звуков для дошкольников

1. Нужно закрыть уши руками и произнести звук. Лучше брать парные звуки, чтобы была слышна разница. Звонкие отчётливо слышно. Глухие звучат приглушённо.

2. Положить руку на горло. При произношении звонких ощущается лёгкая вибрация. Глухие вибрации не дают.

3. Глухие звуки шепчут. Можно предлагать ребенку шептать звуки. Звонкие звуки при шёпоте превращаются в глухие. Слово ДОМ превращается в ТОМ.

Для начала этих методов будет достаточно. Потом ребёнку предлагается табличка с глухими и звонкими звуками. Непарные звуки выделяются отдельно.

Важно! В дошкольном возрасте не нужно требовать от детей точного  перечисления всех глухих и звонких звуков. Нужно дать общее представление и научить определять глухость и звонкость.

Игры для изучения гласных и согласных звуков

Домик с гласными и согласными

Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.

Гости

Игра тренирует навык слогослияния.

Понадобятся два домика с гласными и согласными. Они решили познакомиться между собой. Первым вышел звук Б и позвал гулять звук А (нужно протяжно позвать: «А-а-а-а»). Какой получился слог из Б и А?

Игра-ходилка

Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.

Угадай слово

Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Даны слова на карточках: «кот», «мама», «окно», «собака». Предлагаются схемы слов. Нужно подобрать схемы к словам. Схемы имеют вид последовательно расположенных кружков красного и синего цвета (СГС, СГСГ, ГСГС, СГСГСГ).

Читайте также:  Задания для развития слуха ребенка с нарушениями

Игра с мячом

Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант – взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.

Сказка про гласные и согласные звуки

В городе Гласных жили красные звуки А, О, У, Ы, И. Звук А жил в первом доме. Он очень любил петь песни. Пел так: «А-а-а-а-а-а-а!». Соседи тоже были очень музыкальные ребята. У каждого была любимая песенка. Звук У пел грустную песню: «У-у-у-у-у-у!». Звук Ы любил после обеда разочарованно пробубнить: «Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы». Звук Э был очень любознательным. Он всегда всех спрашивал, поэтому и песня была у него вопросительная: «Э-э-э-э-э-э?». Звук И был самым маленьким, но и он радостно пищал: «И-и-и-и-и!». Звук О всему удивлялся. «О-о-о-о-о-о!» – напевал он, наткнувшись на очередной удивительный предмет.

Однажды дружной компанией звуки пошли гулять. Была отличная погода, каждый пел свою любимую песню. Шли они, шли – и дошли до неведомого города. «Город Согласных» – было написано на воротах. Звуки зашли – и удивились, какая тишина стояла в городе. Тут из домиков высыпали незнакомые синие звуки.

– Вы кто? – спросили гласные.

– Мы – согласные! Давайте дружить!

– Верно! Давайте в честь этого споём!

– Это как? – удивились согласные.

Оказывается, согласные петь не умели. Он были молчаливые ребята.

Но гласные решили их научить. Звук А схватил за руку М и закружился с ним в танце.

– Смотрите, что получилось! – закричали звуки. – Получился слог АМ!

Тут звуки начали радоваться, собираться в пары и компании – и составлять целые слова! И с тех пор звуки стали жить вместе. Каждый день они брались за руки и составляли всё новые и новые слова. Столько слов получилось много, что сложилась целая сказка. Её ты сейчас и послушал!

Сочетая разнообразные методы и пособия, родители могут помочь ребёнку овладеть понятиями гласных и согласных букв и звуков.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Текст прошел проверку у экспертов

Учитель начальных классов

Сейчас в текущем разделе «Звуки» также читают

Источник

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvukishkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Читайте также:  Программа ранней помощи ребенку с отклонением в развитии маленькие ступеньки

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-2

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Источник

Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2. Уметь отличать «букву» от «звука»;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы: карточки для звукового анализа слова; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

-Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

-Что вы слышали, ребята?

– Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь).

– Из чего состоит наша речь? (из слов)

– А слова? (из звуков)

-А увидеть звук мы можем? А написать звук можно? (буквами)

Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки».

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

-Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.

Заучивание стихотворения

Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

-Я уже говорила, что гласные звуки любили петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске.

(закрепить за ребенком определенный звук)

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели:

-по одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)

Читайте также:  На узи ребенок опережает развитие

-парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

-по трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)

-Как мы делали звуковой анализ слова?

-Для чего нам нужны клеточки?

-Ваше задача-найти гласный звук, определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа. Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки».

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки: «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.

“П-П-П” — запыхтел согласный звук “П”. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,загоревал: “Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь”.

“Т-Т-Т” — застучал звук “Т”, Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; “Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит”.

“К-К-К” — закряхтел звук “К” и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».

“Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук “А”, — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?” “Согласны! Согласны!” — закричали звуки. И с тех пор их стали называть согласные звуки.

Вопросы:

-А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

-Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки? (преграду-язык, зубы, губы)

-Есть песенка и про согласные звуки, которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии.

Заучивание стихотворения

– А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

-А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков.

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук»

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

-Сколько звуков в слове кит?

-Сколько гласных звуков? Назовите гласные звуки? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки? («И», «О» красным)

-Остальные звуки как называются? (согласные)

-В слове кит назовите первый звук(«Кь», «К»); последний («Т»)

-Какую фишку мы поставим на звук «КЬ», «К»? почему?

-Какую фишку мы поставим на звук «Т»? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звукина полянке и задумались:

— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

– Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

– Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

– Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

– А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? – (песок)

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Алина:

Правила поведения

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём.

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Загорать собрался.

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

Работа с песком.

7. Рефлексия (на ковре)

– Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

-Какие звуки называют гласными? Какие согласные?

-Что мы узнали о звуках? (их мы слышим и произносим)

-Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

– Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

Источник