Развитие ребенка формы и цвета
Сегодня мы погрузимся в урок, полный веселых форм и ярких цветов! С раннего детства все мы учим цвета и формы. Узнаем, как научить ребенка формам и цветам. Поговорим о десяти ключевых этапах развития у ребенка навыков сортировки и подбора формы и цвета. Но это не просто развлечения и игры. Эти этапы и навыки гораздо больше, чем то, чем они кажутся на поверхности. Они являются воротами когнитивного развития твоего малыша.
Развитие ребенка делится на несколько категорий:
- физические — моторика
- социальное
- познавательное — когнитивное.
Одновременно с тем, как твой ребенок учится шевелить пальцами, переворачиваться и даже ползать, он также развивает и познавательное (когнитивное) мышление. Когда он занимается раскладыванием (сортировкой) и сопоставлением, он работает над своим мозгом и впитывает новые знания.
Узнать подробнее про КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
На самом деле, все виды развития работают вместе. Когда твой малыш отделяет треугольник от квадрата, он одновременно развивает свою мелкую моторику и зрительно — моторную координацию. Когда твой малыш думает о том, чтобы взять свою ярко-красную игрушку, а не синюю, он улучшает свои языковые навыки. В этот момент ребенок изучает разницу между словами “красный” и “синий”.
Мышцы, движения, и ум твоего ребенка становятся лучше с каждым действием и каждой минутой. Поэтому мы хотим рассказать о способах, которыми можно помочь твоему малышу развивать способности визуально различать предметы.
Как научить ребенка формам.
Визуальная обработка твоим ребенком начинается с двух ключевых областей: формы и цвета.
Сортировка формы является отличным способом для ребенка улучшать координацию и развивать навыки мышления. Используй игрушечные сортировщики с отверстиями для разных форм. Понаблюдай при этом за экспериментами малыша. Покажи круги, треугольники и квадраты и помогите своему малышу понять названия форм их соответствия в фигурках.
Музыка и рифма — еще один отличный способ познакомить своего малыша с основными формами. Многие песенки, шоу и книги содержат детские стишки о формах, которые могут быть очень полезными для ребенка.
Как научить ребенка цветам.
Сначала приходят формы, затем приходят цвета!
Игрушки и чтение книг, которые учат цветам — это отличная возможность для обучения ребенка цвету. Эти действия помогут твоему малышу понять истинную концепцию цвета. В конце концов, есть тысячи оттенков красного и бесчисленные тона. Как же твой малыш должен все это осознать?
Популярнейшая игрушка для сортировки цветов, которую все мы любим — это набор разноцветных колец. Практикуйтесь со своим малышом, произнося цвета вслух. И посмотри, как он сможет определить правильное кольцо.
Если твой ребенок становится старше и все еще не может понять цвета, не переживай! Скорее всего это не дальтонизм. Учим цвета дальше таким образом, чтобы ребенку было легче понять. Например, говори «машинка синяя», а не «синяя машинка».
Это простое изменение структуры предложения будет иметь огромное значение. Изучение ребенком цветов похоже на изучение нового языка, поэтому будь терпелива. Помни, что дети учатся разными темпами и этапами.
Существует много других подходящих способов и учебных методик, которые мы советуем тебе изучить. Освоение цвета и формы подготовит твоего малыша для более сложных и лучших вещей дальше по дороге развития.
Теперь ребенок готов изучать числа.
Изучение форм и цветов может показаться не слишком важным. Многие полагают, что это просто веселье и игры. Но навыки развития в раннем детстве, которые твой малыш изучает, на самом деле являются предшественниками для изучения чисел и понимания математики. Эти навыки являются началом краткосрочной и долгосрочной памяти.
Если у твоего ребенка есть умение подбирать фигуры, он будет лучше понимать геометрию. Если сортировка цветов и изображений ребенку даются лучше, он будет лучше сортировать предметы в соответствии с их номерами.
В конце концов, образование не должно начинаться с учителя в школьном классе. Оно начинается с родителей, и начинается дома. И веришь или нет, математические навыки у ребенка начинают развиваться уже в возрасте одного года. Твой малыш, возможно, еще не знает таблицы умножения, но он определенно работает над этим.
Узнать подробнее про РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ ДО 1 ГОДА.
Распознавание ребенком цветов.
Учим цвета и формы с 12 до 18 месяцев.
Твой ребенок уже будет знать о различных цветах в возрасте около одного года. Например, он может отдавать предпочтение всем своим синим блокам и отделять их от других цветов. Иногда ребенок кажется, колеблется прежде, чем выбрать карандаш. Но в этот момент он выбирает какой цвет хочет.
Малыш начинает изучать соответствие объектов.
Этап развития наступает в возрасте от 15 до 19 месяцев.
Сейчас малыш во всю использует силу своего мозга, чтобы задать соответствие его любимым игрушкам!
Ты хочешь направить мыслительный процесс малыша, чтобы улучшить его понимание соответствующих объектов. Тогда помести шесть игрушек перед ним, с двумя отличающимися от остальных. Посмотри, будет ли он группировать похожие игрушки вместе.
Сортировка объектов ребенком.
Учим цвета и формы с 19 до 24 месяцев.
Этот когнитивный навык — это уровень выше, чем просто соответствие! Твой подросший ребенок теперь может сортировать разные игрушки в три группы одинаковых объектов. Может быть, он достанет персики, ананасы и виноград из своей фруктовой чашки. Может, он разделит кукол, машинки и динозавров.
Создавай забавные сортировочные игры, чтобы развить своего малыша еще больше.
Как научить ребенка формам и цветам — совпадающие круги, треугольники и квадраты.
Возраст от 26 до 30 месяцев.
Соответствие форм, таких как круги, треугольники и квадраты, является ключевой вехой в изучении ребенком форм и цветов. Ты можешь стимулировать изучение форм, показывая своему ребенку одну из каждой формы описывая и называя ее. Посмотри, может ли ребенок самостоятельно указать на круг, треугольник или квадрат.
Малыш изучает отличие черного от белого.
Этап развития наступает в возрасте от 26 до 29 месяцев.
Прежде чем перейти к основным цветам, твой малыш будет находить соответствие между черный, черно — белым и белым цветами. Ты можешь сделать забавную игру из этого, удерживая черную или белую игрушку и наблюдая, как твой ребенок находит другой предмет того же цвета.
Ребенок начинает сопоставлять два одинаковых изображения.
Этап развития ребенка наступает с 27 до 30 месяцев.
Начинаем с карточных игр и соответствующих действий. Так, выявление двух одинаковых фотографий или изображений является еще одним скачком в развитии твоего малыша. Дай своему ребенку фотографию и позволь ему изучить её. Затем возьми два изображения, причем одно из них совпадает с карточкой в его руке. Посмотри, сможет ли он выбрать, какая фотография у тебя соответствует той, которую держит ребенок.
Ребенок изучает сочетания красного, желтого и синего цветов.
Этап развития наступает с 29 до 33 месяцев.
Твой малыш начинает видеть мир в цвете! Он должен уметь сочетать красные предметы с красными, синие с синими и желтые с желтыми. Посмотри, может ли он показать тебе, что его красный игрушечный грузовик того же цвета, что и красный кубик или мяч.
Малыш начинает понимать совпадения и похожие картинки.
Этап развития наступает в возрасте от 30 до 36 месяцев.
Теперь твой малыш не только может сопоставить идентичные картинки. По мере того, как он приближается к своему трехлетнему возрасту, он сможет идентифицировать объекты и изображения, которые похожи. Например, ребенок начинает понимать соответствие между серой и рыжей кошками.
Найди пары различных предметов у себя дома, и посмотри сможет ли твой малыш выбрать, какие объекты связаны.
Ребенок учиться сортировать основные фигуры.
Учим цвета и формы в возрасте от 30 до 36 месяцев.
Уже у тридцати месяцам твой малыш сможет разделять круги, треугольники и квадраты, четко понимая, что они являются тремя различными формами.
Брось вызов своему малышу, дав ему три коробки, чтобы убрать свои игрушки — одна коробка для каждой формы. Посмотри, может ли он это сделать. При этом поощряй ребенка продолжать пытаться, если он совершит ошибку.
Сортировка и распознавание цветов ребенком.
Этап развития наступает с 33 до 40 месяцев.
Поскольку твой малыш играет со своими бесчисленными игрушками, он может начать сортировать их по цвету. Можно помогать изучению ребенком сортировки цветов. Дай ему контейнеры для сортировки каждой игрушки по цвету. Если ты попросишь его положить красные кубики здесь, а синие там, он скоро будет в состоянии сгруппировать правильно цветные игрушки.
Читай также о том, как у детей до 18 месяцев развивается ЗРИТЕЛЬНО МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
Надеемся тебе была полезна эта статья о том, как научить ребенка формам и цветам . Поделись ею на своих страничках в социальных сетях, чтобы помочь другим родителям.
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник
Татьяна
Формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги.Сегодня мы рассматриваем достаточно интересную и важную тему: формирование восприятия цвета и формы у детей раннего возраста. Мне, как педагогу-психологу хотелось бы показать Вам небольшую часть своей работы с детьми в этом направлении.
2 слайд. Психология восприятия цвета
Существует такое понятие, как психология восприятия цвета. Так как ощущение цвета зависит от комплекса физиологических,
психологических и культурно-социальных факторов. Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определённых условиях.
3 слайд. Возрастные особенности восприятия цвета.
Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый,
зелёный и синий, не дифференцируя их по оттенкам. Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета.
4 слайд. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.
К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.
К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов.
Хочу учесть, что эти показатели являются нормой развития.
Поэтому без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов»например: небо синее, трава зеленая. То есть у детей происходит некое формирование своеобразных шаблонов.
5 слайд. Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с особенностями развития ВПФ (мышления, воображения и др.)
Так, к примеру, ребенок имеющий задержку психического развития в 4-5 лет испытывают трудности при определении названия цвета.
А у детей с умственной отсталостью цветоразличение формируется значительно позже.
Некоторые умственно отсталые дети 6-7 лет не знают названий цветов.
Так для педагогов это может стать первым тревожным звоночком. Если Вы наблюдаете, что ребенок не различает цвета, то Вам необходимо оповестить своего психолога, для того чтобы он провел диагностику восприятия и выявил с чем связано данное нарушение.
Поэтому в своей работе на первом этапе я определяю способность ребенка соотносить и дифференцировать цвета, а так же названия основных цветов.
6 слайд. Самый эффективный метод работы с детьми это, конечно же, игротерапия. И вся моя работа, в том числе и формирование у детей восприятия цвета и формы, построена на игре. Самый мой любимый инструмент это игровой набор «Дары Фребеля». Я предполагаю, что такими наборами сейчас оснащены практически все сады. Я использую этот набор не только в диагностике для того что бы определить способность детей соотносить, дифференцировать, называть цвета, выявить уровень наглядно-образного мышления, но и в коррекционной и развивающей работе он мой главный помощник.
На данном слайде мной представлены цветные палочки с которыми дети играют с огромным удовольствием. Какую игру мы можем предложить детям? Здесь возможности безграничны. Как правило, я ориентируюсь на тему недели и прочитанную литературу в группе. Например, мы можем попросить детей помочь зайчику (петушку, уточке) найти палочку такого же цвета для того, чтобы построить домик, так как лиса поселилась в его избушке и жить ему теперь негде. В ходе игры диагностируем может ли ребенок соотносить цвета.
7 слайд. Здесь представлены другие дары. Грибочки и геометрические фигуры. Принцип игры может быть такой же, как и с предыдущими дарами. Только на втором этапе мы уже попросим ребенка показать желтый, зеленый, красный, синий… цвет. Соответственно то же самое правило действует и относительно фигур.
8 слайд. Мне очень нравится сочетать игровой набор «Дары Фребеля» с элементами песочной терапии. На этом слайде мы играли в игру «Зернышки для курочки». Детям нужно было найти зернышки определенного цвета, разложить их по тарелочкам соответствующих цветов и покормить курочку.
На третьем диагностическом этапе мы просим детей называть цвета, которыми они хотят покормить свою курочку.
9 слайд. Игровой набор «Цветные деревья». Этот набор я изготовила самостоятельно. Он состоит из разноцветных деревьев и набора разноцветных фигурок. Его очень любят малыши 1 младшей группы и дети имеющие нарушения ВПФ. Игра называется «Волшебный лес». Детям предлагается выбрать себе дерево и поселить в лесу сказочных жителей в соответствии с выбранным цветом. Это дети могут сделать самостоятельно, выбрав фигурки соответствующих цветов, но первоначально я рекомендую педагогу вести игру по правилам лото. (У кого живет зеленый гном? У кого живет желтая кошечка? И т. д.)
10 слайд. Эту игру вы можете использовать как с группой детей, так и индивидуально. Это в рамках нашего РМО. А если вы, к примеру, добавите зеленую кисть и зеленый мольберт. То потом в конце игры можно узнать кем же работает зеленый гномик. И самое главное преимущество этой игры в том, что она позволяет нам уйти от шаблонов. Это то о чем мы говорили ранее, что трава трава зеленая, а небо голубое.
11 слайд. Следующий Игровой набор «Цветные корзинки» Этот набор я позаимствовала у Вохринцевой с демонстрационного материала. В данный набор входят цветныекорзинки и наборы карточек: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда и так далее.
12 слайд. В ходе игры необходимо наполнить свои корзинки картинками соответствующих цветов.
13 слайд. Игровой набор «Разноцветные квадраты». Эту игру я начинаю использовать на заключительных занятиях формирования восприятия цвета, так как она усложнена оттенками. Здесь необходимо разложить картинки в соответствии с цветом. Играть в нее можно так же по принципу лото.
Игра достаточно интересная как для младшего возраста, так и для старших дошкольников, только для них она усложняется еще и классификацией предметов.
Хотелось бы отметить, что все развивающие игры мы обязательно заканчиваем рефлексией. Очень важно проговорить, что мы делали, для чего мы это делали, и какие цвета или формы мы использовали во время своей игры.
14 слайд. Как известно цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Цвет стимулирует все познавательные процессы.
Дети с малой дифференцированностью, недостаточной активностью и целенаправленностью восприятия имеют дополнительные трудности в обучении.
Поэтому очень важно своевременно (в сенситивный период) установить и развивать способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, а так же величина и расположение в пространстве.
Именно поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию.
15 слайд. В заключении своего выступления, хотелось бы обратиться непосредственно к педагогам.
Уважаемые коллеги, развивая способности детей, не забывайте, что педагог не переделывает никого. Даже если очень сильно просят. Даже если очень хочется самим. Дети имеют право не знать цвета и формы, а так же бегать и кричать. Потому что это соответствует их возрастным особенностям. Детям необходимо двигаться, чтобы быть внимательными, они слышат Вас даже тогда, когда сидят к Вам спиной.
Вы должны знать и помнить, что мозг детей работает иначе, нежели мозг взрослого человека, но при этом он уникален и удивителен.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
16 слайд. Огромное спасибо за ваше внимание.
Источник
Анна Смаркалова
Развитие зрительного восприятия у детей «Форма и цвет»
Развитие зрительного восприятия у детей «форма и цвет»
по средствам дидактических игр
В дошкольной педагогике на всех ее этапах развития, сенсорное воспитание детей занимало одно из главных мест. Ребенок постоянно сталкивается с разнообразием красок, форм, в том числе игрушек и обычных домашних предметов. Его окружает природа с её воспринимающими признаками это – запахи,многоцветность и шумы. Так или иначе, каждый ребенок обращает своё внимание на все это. Но если это усвоение происходит очень быстро, без педагогической помощи взрослых, оно зачастую становится неполноценным. Ощущение и восприятие поддаются развитию и совершенствованию, особенно в дошкольном возрасте. Вот как раз в тот момент и приходит на помощь сенсорное воспитание. Самая важная цель, сформировать сенсорную сферу у детей с различными особенностями развития – нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Выдающие учёные и известные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,что полноценное сенсорное развитие, является одним из основных воспитаний дошкольника.
Именно величина, форма и цвет дают определённое значение зрительных представлений о предметах в действительности. В течении длительного времени ребёнок учится применять и использовать сенсорные эталоны.
Восприятие формы
Ребенок учится различать форму предметов при воздействии с ними. Его необходимо научить определять эту форму, ведь от этого зависит результат его деятельности. Первые игры должны быть основаны на форме предметов. В дальнейшем он определяет её зрительно. С помощью примеривания к разным предметам в различных объектах, возникает полноценное восприятие формы и умение соотносить её с формами других предметов.
Практическое определение формы
Поймай игрушку.
Цель. Научить на практике различать форму, распределять пальцы в зависимости от формы, чтоб предмет не выпал из рук. Заранее приготовить руку в соответствии с формой предмета.
Оборудование. Натягивается верёвка чуть выше головы ребёнка и к ней подвешиваются игрушки различной формы.
Ход игры. Дети с радостью рассматривают подвешенные игрушки. Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 1-2 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторной игры ребенок пытается приготовить заранее руку, чтобы правильно ухватить предмет.
Восприятие цвета
Восприятие цвета отличается от восприятия формы. Цвет нужно обязательно увидеть и при его восприятии нужно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Примеривание играет большую роль в определении цвета. Когда в плотную прилегают два цвета,ребенок видит их сходство или отличие. Дети с отклонениями в развитии могут не увидеть их одинаковость или не одинаковость и поэтому приходиться делать акцент в этом направлении.
Различие цветов
Задание состоит из зрительных различий предметов по цвету и непосредственно их схожести. Первые упражнения и игры должны проводиться с теми предметами, которые резко различаются по цвету. Педагог должен дать время выполнить задание самостоятельно, меняя предметы по цвету, чтоб дети ориентировались на цвет,а не на форму.
Зрительное соотнесение цветов
В задания включают яркие цвета и оттенки. Работая с цветом, дети запоминают их цвета и их названия. Все же бесполезно им говорить если они не видят его. Начинают заниматься с основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, даже белый и черный.
Практическое определение цвета
Найди свою пару.
Цель. Развивать внимание, по образцу определять выбор цвета, действовать по цветовому фактору.
Оборудование. Парные шарики разного цвета,например : два синих, два красных, два жёлтых.
Игра. Детям раздаются по одному шарику и они разбегаются по залу. Затем по сигналу педагога останавливаются и каждый ищет свою пару, у кого шарик такого же цвета. Дети с одинаковыми шариками берутся за руки и шагают парами под музыку по залу.
Использование дидактических игр
Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия ребенка и взрослого. Игра – основной вид деятельности детей.Дидактическая игра имеет две цели :
– обучающая, в которой заинтересован взрослый; –
– игровая, ради которой действует ребенок.
Особенность дидактических игр – обучающая. Наличие содержания и правил в дидактических играх дает возможность воспитателю распределять поэтапно все действия и использовать для умственного воспитания младших дошкольников. Правила создаются для обучения детей раннего возраста и подаются в игровой форме. Эти игры несут в себе познавательную деятельность и интеллектуальные операции. Окружающая действительность основывается на восприятии,то, что мы видим и слышим. В играх надо предоставлять детям возможность воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать их.
Очень важную роль играют в дошкольной педагогике дидактические игры и проводить их следует в определенной системе, в тесной связи сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Руководитель игр должен сохранять заинтересованность детей как можно дольше и создать самостоятельную игровую форму.
Источник