Развитие ребенка дошкольного возраста методом триз
Консультация для педагогов на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»
Цель: Познакомить педагогов дошкольного звена с технологией ТРИЗ как эффективного средства развития активного творческого мышления у дошкольников.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
– это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
– это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх, и в режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
– Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
– Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
– Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
– Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
– Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
– Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
– Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
– Мышление по аналогии. Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
– Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: “Есть задача — реши ее сам”, но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.
Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:
Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как “давай скорее”, “думай сам”, “это неправильно”. ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Триз-игра “Маша-Растеряша”
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: “Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?” Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: – Ой! – Что случилось? – Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Это только два наглядных примера, которые иллюстрируют, насколько эффективны методы ТРИЗ в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Но если вначале что-то получается не очень хорошо, это не повод опускать руки. Игра для развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии. В детском саду это особенно важно, поверьте, результат того стоит.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие многих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка. Работая по этой системе, мы не «формируем» ребёнка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в нём всё то, что связано с личностным развитием. Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим, умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ!!!
Рекомендуем посмотреть:
ТРИЗ технологии в детском саду по ФГОС
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим по теме «В гостях
ТРИЗ в детском саду по ФГОС
Игры для детей младшей группы ДОУ по ТРИЗ технологии. Картотека с целями
Источник
Громова Алена Валериевна
Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте
Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. информационные технологии дают нам все новые возможности,но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится сталкиваться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего.
Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ-педагогикой. В ее основе лежит Теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером (писатель-фантаст Г. Альтов).
С 1946 года Г. С. Альтшуллером разрабатывались основные законы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В 80-х годах данная теория стала успешно использоваться в педагогических системах и к ней достаточно прочно был привязан термин “технология”. На сегодняшний день наибольшее распространение ТРИЗ имеет в дошкольной педагогике.
ТРИЗ – наука, которая включает в себя гораздо больше, чем решение изобретательских задач. В нее входят законы развития систем, стандарты на решение творческих задач, колоссальный информационный фонд.
ТРИЗ – это система воспитания и развития мышления человека + РТВ (развитие творческого воображения). Система включает в себя методы и приемы, набор упражнений, игр, различных заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы.
ТРИЗпомогает решить следующие задачи:
*осуществлять системный подход в ознакомлении детей с человеком и миром, формировать системное мышление;
*воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
*учить знать и любить себя;
*воспитывать экологическую культуру;
*развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;
*придавать занятиям, играм комплексный характер.
С чего же начать, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести элементы теории в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания?
Первое. Усвоить, как закон,10 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Второе. Каждый день работы с детьми – поиск.
Педагог не должен раскрывать истину, он должен учить ее находить. Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете по рассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ.
А если ребенок не задает вопроса, но надо дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, поставьте в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества, или предмета, или объекта. Как? Например, надо дать детям знания о свойствах дерева.Начинаем с вопроса: «Что было бы, если на земле не было лесов, деревьев?» пусть дети предложат варианты своих суждений.Далее вопрос: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются и новые свойства и качества дерева. Продолжаем цепочку вопросов.
Затем опыты с деревом.
Т. о. мы учили детей системному анализу, показали ресурсы леса, дали знание не как догму, а как поиск истины и сути, подвели к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дали понять, что дерево имеет своих заместителей, из которых тоже можно делать посуду, мебель. Все это и есть работа с элементами ТРИЗ.
Значит, каждое занятие с детьми – проблемы, поиски,цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть, если?
Третье. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного»во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» – это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте – значит научить его основам ТРИЗ. Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного».
Противоречия живут вокруг нас. От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.
Четвертое. Будем учить детей разрешать противоречия. Как? Для этого есть приемы. Познакомимся с несколькими из них на конкретных игровых или сказочных задачах. Например, как перенести воду в решете?
Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.
Разрешаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества. Вода будет в решете в измененном виде (лед, и ее не будет, так как лед – это не вода.Решение: перенести воду в виде льда.
Другой пример. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Для того чтобы защищаться от дождя, он должен быть большим, а для того чтобы его удобно было носить с собой, – маленьким. Может ли быть зонт одновременно маленьким и большим?Задача решается приемом разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время зонт большой, в другое время маленький (складной) .
На примерах мы разобрали лишь два приема разрешения противоречия: во времени и изменив агрегатное состояние вещества.
Но есть другие нетрадиционные приемы: «матрешка», «сделай заранее», дробление-объединение», «разрешение противоречия в пространстве» и др.
Где брать эти задачи? Они вокруг нас но пока мы их не умеем находить, можно пользоваться банком данных, картотекой задач,подобранных из разных источников: книг, журналов, сказок.
Пятое. Игры на каждый день. «Хорошо – плохо», «Польза вред», «Наоборот», «Зато» – игры на умение видеть противоречия, «палочку о двух концах», «обе стороны медали».
«Чем может быть», «Превратим в…» –
игры на ФСА (функциональный анализ). На языке дошкольников:
Что может делать?
Чем может служить?
Для кого будет чем?
Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок… любой предмет. Помимо многообразия функций предмета дети освоят азы воображения.
«Чем связаны», «Чем похожи», «Что общего» – игры на системный анализ.
Любые вещи, на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т. д.) .
Чем связаны пуговица и микроскоп?
Что общего у капельки и кузнечика?
Чем похожи звездочки и облако?
А чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, воспользуйтесь грамматикой фантастики Джанни Родари, а так же пособием Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас».
Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи-шутки типа «Какие камни не встретишь в море?» хорошо бы составить картотеки, каталоги, банки таких игр, задач-шуток, изобретательских, игровых, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
Шестое. Беседы с детьми на исторические темы. История изобретения карандаша. История изобретения стола. История колеса и т. п. Пусть дети увидят, что изобретать – значить решать противоречия.
Седьмое. Чудеса прогулок.Используем приемы фантазирования:
оживления,
динамизация,
изменение законов природы,
увеличение,
уменьшение и т. д.
Наблюдаем за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем?
Применим также прием эмпатии –пусть дети представят себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки?Или: «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь?»
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по земле, снегу, мелком по асфальту, мокрыми подошвами обуви по сухому – что получилось? Почему?
Можно предложить детям увидеть разноцветный дождь или снег (разноцветные очки или стеклышки) .
А если дать детям на прогулку увеличительное стекло?
А пробовали вы рисовать камешками, а веревкой? Вот и еще одна непривычная часть прогулки.
Восьмое. Наступает вечер. Какие таинства он хранит в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно.
Перепутать сюжеты и героев, а детям предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации.
Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться?
Ввести нового героя в знакомую сказку – что изменится в сюжете?
Нарочно переврать сказку – пусть дети восстановят ее сюжет.
Изменить место действия, время действия героев.
В сказках часто герои выполняют задания, проходят испытания. Предложите вашим детям выполнить это как-то по-своему, пусть будет множество вариантов.
А еще можно предложить детям «рассказать» знакомую сказку или ими же придуманную сказку рисунками-схемами.
Вечером можно понаблюдать за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи ил сугробы, кусты или постройки?
Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, не дадут развиться психологической инерции – злейшему врагу всего нового, прогрессивного, необычного.
Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.
Выслушивать надо каждого желающего.
Давать отрицательных оценок нельзя – закрепощает!
Только положительное в оценке.
И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».
Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Источник