Развитие ребенка дошкольного возраста доклад

Развитие ребенка дошкольного возраста доклад thumbnail

«Развитие детей дошкольного возраста»

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые “Почему?” и “Я сам” — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

Источник

«Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста»

Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, обыденное становится необычным. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». ((Горький А. М. О молодёжи. – М.: 1949г стр. 244)

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так старшие дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Дети учатся самостоятельно продумывать атрибуты необходимые им для организации игры. В игре старших дошкольников отражаются переживания детей, их отношений к жизни.

Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своей самостоятельной деятельности старшие дошкольники активно используют настольно – печатные дидактические игры, а так же творческие игры: сюжетно – ролевые, режиссёрские.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры – драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).

Творческая игра служит поводом для расширения кругозора. Игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия облекать в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Читайте также:  Книги для развития речи у ребенка 2 лет купить

Так в режиссерской игре «Музей глиняной посуды» если ребёнку достаётся роль экскурсовода, он охотно рассказывает «посетителям» об экспонатах выставки. Выполняя игровое действие, он через игру показывает, какими знания владеет сам, ненавязчиво передаёт их своим сверстникам. Кругозор ребёнка «экскурсовода» можно расширить до игровых действий через индивидуальную беседу, рассматривание экспонатов, иллюстраций…

Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка.

Дидактическая игра может быть использована как часть занятия и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель, который создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. С помощью игр – занятий воспитатель вносит определённые знания, учит играть.

Во время игры – занятия идёт прямое обучение детей с использованием игровых приёмов действия.

Чаще всего дидактическая игра используется при обучении детей математике «Определи соседа», «Засели дом»; родному языку «Какой? Какая? Какое?», «Один много»…; ознакомлению с природой и окружающем миром «Что изменилось?», «Что с начала, что потом?»…, в развитии сенсорной культуры «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Составь портрет»…

Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Где педагог может быть как учителем, так и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе мы используем знаки мотивации: «Глаз», «Язычок», «Ухо», «Рот»…

Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развитие связной речи детей. Так «Восклицательный знак» призывает детей – поиграй со мной. «Глаз» говорит — расскажи, что ты видишь, рассмотри иллюстрации. «Рука» предлагает — открой книгу, полистай страницы….

Привлекают детей к дидактическим играм в речевом мини центре и значки сложности. Они пробуждают у ребят любознательность, инициативность. Так на игре не знакомой, новой сначала ставится знак «Три колокольчика», что означает — игра познавательная, сложная, интересная, новая. По мере усвоения правил игры, когда дети начинают играть самостоятельно, игра востребована, появляется знак сначала «Два колокольчика», затем «Один колокольчик», что означает игра простая, может использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

Привлекают внимание детей плачущие знаки мотивации. Так знак «Слёзы» — призывает детей поиграть с невостребованной детьми игрой. Воспитатель, привлекая внимание детей, объясняет, что игру никто не берёт для игры, и она заскучала, заплакала. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать желание у детей самостоятельно объединяться для игры, самостоятельно играя и соблюдая игровые правила, поддерживать игровой диалог. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Для этого надо вместе с детьми придумать более сложные правила. (Можно сделать временное ограничение для продолжительности игры, усложнить игровые правила…). Стимулируя игровую деятельность, используем поощрительные призы. Призовой стимул очень способствует развитию игровой деятельности. Участие воспитателя в этом случае носит косвенный характер, он равноправный участник игры, принимает участие в игре на общих основаниях. При определении победителя игры, даёт возможность детям самим оценить действия играющих, определить лучшего.

Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. В процессе игры дети обучаются способам сравнения двух объектов.

Словесную игру можно использовать как часть фронтального занятия. Детям нравится по рассуждать во время игры «Хорошо – плохо», отстаивать свою точку зрения при рассматривании картины через игру «Волшебник времени». Увлеченно дети рассматривают картины с использованием «Волшебных трубочек» — технология ТРИЗ (Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине), рассказывают что видят, домысливают сюжет, а «Волшебные трубочки» помогают детям конкретизировать рассматриваемый объект, выделяя его из общего поля зрения.

Фронтальное или индивидуальное проведение дидактических игр, «Какой? Какая? Какие?», «Один – много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Дидактические игры типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игру идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета), обогащение словаря. Игры типа «Да – нет» учат детей использовать в речи развёрнутые вопросы, предполагающие краткий ответ.

Через дидактические игры закрепляем умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи, старшим дошкольникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления, это умение потребуется для отгадывания и придумывания загадок, для правильного описания сюжетной картины.

Для того чтобы вызвать желание у наших детей к словотворчеству мы в группе оформили «кресло сказочника», изготовили атрибуты одежды сказочника, которые помогают детям быстрее войти в образ, изготовили алгоритм придумывания загадок. Для записывания, схематичного оформления загадки дети используют «Перо», рулон бумаги…Принимая на себя знакомый образ дети окунаются в словесное творчество. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии чем это связано

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Найди отличия». Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению глубоких знаний, умение свои знания выражать с помощью речи.

Таким образом, дидактические игры развивают речь детей, они пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Чтобы быть понятыми сверстниками дети (коррекционных групп) пытаются контролировать своё звукопроизношение.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Так, например дидактическая игра — «У кого какой предмет?» способствует активизации в речи слов, характеризующих цвет, размер, форму предметов.

Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий «Назови одним словом», «Четвёртый лишний». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию («Многозначные слова»).

Используя настольно – печатные игры типа «Парочки», «Лото», ставим перед собой цель: научить детей узнавать и называть, находить предметы сходные по признаку, по назначению, внешней схожести (чашка, стакан, кружка; платье – сарафан; портфель – ранец).

Через игры дети знакомятся с огромным количеством вещей, которые его окружают. Бывает, ребёнок испытывает затруднение при назывании предметов сходных по назначению и похожих по внешнему виду (чашка – стакан – кружка). Умение группировать и классифицировать предметы можно закрепить через игры «Одень Машу и Алёшу» (одежда сезонная, домашняя, праздничная…); «Птицы» — перелётные, зимующие, болотные, домашние, водоплавающие; «Животные» — дикие, домашние, морские животные…

Через игру учим детей узнавать и называть цвета и их оттенки «Цветные странички», «Цветное лото», где сначала дети запоминают близкие друг другу по цвета красный – розовый, красный – оранжевый, розовый – сиреневый, далее упражняем детей в различении, назывании светлых, темных цветов. В ходе игры дети закрепляют обобщающие слова – темные тона, светлые тона…

Наблюдая за игровой деятельностью старших дошкольников, мы видим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

Источник

на тему:

Выполнила: воспитатель II «б» мл. гр.

Карамалак Юлия Владимировна.

Грязи – 2014г.

Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малышей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап – своего рода перелом.

Возрастной кризис отличается от простого непослушания. Ребёнок переживает сложный этап в своём развитии. Если вы попытаетесь сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и конфликты будут только нарастать.

Проявления кризиса иногда отсутствуют, но радоваться не стоит. Это может означать, что на предыдущих этапах ребёнок не освоил какие-то важные формы деятельности, у него не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Без кризисов не было бы и развития. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. Однако сроки, длительность, глубина кризиса у всех разные.

Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.

Содержание кризиса первого года жизни связано с тремя моментами: началом ходьбы; становлением речи (этот процесс происходит постепенно и длится от 3-х мес.); осознанием себя как отдельного от матери существа. С первыми актами протеста и оппозиции ребёнок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается от 1,5 лет и заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Этот кризис характерен тем, что:

– ребёнок упрямится. Но упрямство – это крайняя степень проявления воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ.

-ребёнок капризничает. Капризность – демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».

-ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.

-ребёнок бывает агрессивным. Агрессия – это крайняя форма проявления самозащиты.

-ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.

-ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.

Кротость – это значит: слабее жизненный порыв, ниже взлёт воли, боязнь действия. Меньше резких движений, экспериментов, трудных начинаний. Такой ребёнок меньше добывает фактических истин, потому больше вынужден верить и дольше подчиняться.

В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев мальчик что

Взаимодействие с трёх –  четырёхлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.

Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой сию минуту.

Важно помнить, что речь у ребёнка находится в стадии становления, поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог/родитель может и должен работать над собственной речью, слова произносить правильно, расширять свой используемый словарный запас. Слова, произнесённые взрослым, перенимаются ребёнком, так как они их услышали и об этом необходимо помнить. Однако требовать от трёх -четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов пока рано. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

– мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;

– внимание, память, мышление остаются непроизвольными;

– ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно -деловой характер.

Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

– мышление носит наглядно-образный характер;

– дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Возрастная группа (5-6 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Сензитивный период развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При этом подходе творческая сила воображения уже к 8 годам гаснет, и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизирует абстрактное мышление и воображение

Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на НОД, например математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 6 лет:

– ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

– в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

– ведущее значение приобретает развитие воображения.

Источник