Развитие ребенка дошкольника в онтогенезе

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

1. Физическое и психическое развитие дошкольника.

2. Развитие личности дошкольника.

1. Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.

Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок  воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения  внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается  фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Читайте также:  Урок по педагогике развитие ребенка в игре

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная  потребность – уважение. Потеря детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
  2. Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
  3. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
  5. Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
  6. Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
  7. Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
  8. Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
  9.  Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
  10. Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
  11. Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
  12. Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
  13. Сергиенко  Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
  14. Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
  15. Смирнова  Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
  16. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
  17. Тендрякова М. В.  Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
  18. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
  19. Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
  20. Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
  21. Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
  22. Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
  23. Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений  дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
  24. Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком  на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998.  ‑ №4. – С.24-30.

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;

б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;

в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Список рекомендуемой литературы

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Читайте также:  Общие закономерности отклоняющегося развития ребенка

Источник

Юлия Сергеева
Речевое развитие детей в онтогенезе

Речевое развитие детей в онтогенезе

Онтогенез речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у детей на разных ступенях социализации.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.

Н. В. Нищева [40] отметила, что появление и дальнейшее развитиеречи зависит от ряда факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды, речевого окружения;

состояния психофизического здоровья ребенка;

потребности пользоваться речью как основным способом общения.

А. Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений. А. Н.Гвоздев рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет-слова-словосочетания-предложения-связная речь [13] .

Е. Н. Винарская этапы речевого развитияделит на следующие периоды:

период дофонетических универсалий;

период фонетических образов и жестов;

период фонетических представлений;

период фонематических обобщений.

Н. С. Жукова выделила два периода речевого развития: довербальный и вербальный. Н. С. Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:

1 стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком и звуками.

2 стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и смеха.

3 стадия – характеризуется появлением лепета.

4 стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7, 5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

5 стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются лепетные слова[59].

С. Н.Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный» [60, С. 192].

Перед переходом к словам появляются протослова,которые обладают следующими признаками:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для

ребенка «звукоизбразительный» характер.

С. Н. Цейтлин [60] выделяет следующие этапы речевого онтогенеза: дословесный этап; этап однословных высказываний; этап начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений; переходный этап к системной речи.

Изучением раннего развития речи занималась Л. И. Белякова и на основе проведенного исследования определила следующий онтогенез речи:

В 16-20 месяцев жизни у большинства детей словарь пополняется особенно интенсивно. Многие слова в первое время передаются ритмической структурой либо ударным слогом.

В 18-22 месяца жизни происходит формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2-3 слов, которые еще не объединены в синтагму, а слово сопровождается жестом.

В 28-32 месяца жизни фразовая речь начинает интенсивно усложняться и интенсивно употребляться в активной речи детей. Грамматические формы становятся нормативными.

В период раннего возраста резко увеличивается активный словарь, так как у детей актуализируется словарь, и совершается переход слов из пассивного в активный словарь детей[31].

О. Е. Громова рассматривает взаимосвязь развития речи и психологического развития детейи ориентируется на следующую периодизацию: доречевой этап; этап первичного освоения языка; этап усвоения основных грамматических правил; этап усвоения морфологических, фонетических норм и развития связной речи.

О. Е. Громова отмечает, что период раннего возраста ключевой в овладении родного языка и зависит от социального окружения, речевой среды, условий воспитания.

Таким образом, происходит формирование речи до 3 лет. Этот период называют сензитивным периодом развития речи, это связано со строением и развитием мозговых структур ребенка раннего возраста.

Д. Б. Эльконин установил, что в период раннего возраста речь выступает средством общения и имеет практическую направленность и ситуативный характер.

Д. Б.Эльконин писал: «Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи» [62, С. 7].

Ребенок переходит к контекстной речи и к монологической форме общения. С. Я. Рубинштейн считал, что контекстная речь лучше раскрывает мысли других людей вне зависимости от ситуации.

А. М. Леушина изучая закономерности речевого развития детей, заметила, что речь детей может быть ситуативной или контекстной в зависимости от условий общения.

Н. В. Нищева выделила характеристики речевого развития, на параметры которого должен обратить логопед и родители[41].

С момента рождения до 8 недель. В данный период необходимо обратить внимание на рефлексы – сосательный, хватательный.Можно отметить негативные признаки: крик и плач без объективной причины (при закупорке шейных сосудов поднимается внутричерепное давление, головная боль и у ребенка это проявляется в крике); гипертонус или гипотонус односторонний или двусторонний; мелкие гиперкинезы; необычная поза ребенка; парезы языка.

2- 5месяцев появляется гуление, подготавливающее артикуляцию гласных звуков, речевое дыхание.

С 5 месяцев до12 месяцев – это период лепета по 2 правилам: слоги с губными звуками и имитационное подражание. Если ребенок не переходит к лепету, то возможны проблемы со слухом, и ребенка надо направить к отоларингологу.

Читайте также:  Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет скачать

К 10 месяцам ребенок добавляет жесты, подкрепляя лепетную речь.

К году словарь ребенка составляет 10-15 осознанных лепетных слов и звукоподражание. В 1,5 -2 года у ребенка появляются предложения за счет глаголов. С 2,5 лет начинает формироваться грамматический строй речи, если этого не происходит, то возможно у ребенка задержка речевого развития.

К 3 годам ребенок строит простые распространенные предложения. Происходит качественный и количественный скачок в речевом развитии, формируются все части речи. К 4 годам становятся звуки позднего онтогенеза. В 5 лет ребенок использует сложные предложения, появляются шипящие и сонорные звуки. В 6 лет у детей правильная артикуляция. С 7- 17 лет ребенок овладевает письменной речи[33].

По Б. М. Гриншпун[18] выделяют закономерности речевого развития:

1. Период развития речи доречевой (1 год жизни).

С 3-6 месяцев этап гуления, который отражает физиологический комфорт ребёнка. С 6 месяцев появляется лепет. Лепет появляется не у всех детей: отсутствует у глухих, алаликов. умственно отсталых и зпр. Лепет представляет собой многократно повторение слогов сочетания которых не имеют смыслового значения. В период лепета идёт тренировка речевого дыхания. артикуляционного аппарата. По характеру лепет может отражать проблемы в развитии ребёнка детей с поражением ЦНС однообразный тихий лепет дыхание быстро истощается голос охриплый).

2. Период развития речи (1 -1,5).

В словаре ребёнка появляются первые слова Количество слов от 8 до 12 большинство из них лепетные и звукоподражания эти слова получают предметную отнесённость. Получают предметную соотнесённость звуки: губно-губные (б, п, переднеязычные смычные (д,т, гласные. Понимание речи ограничено, так как ребёнок знает название нескольких игрушек и бытовых предметов.

3. Период развития речи (1,5-2).

Ребёнок стремится к речевой коммуникации с взрослым. Ребенок сам выражает с вои желания, показывает сформированность интонационной стороны речи. К концу 2 лет словарь ребенка составляет 200 слов.В это период устойчивое становление последовательности из 2-3 слогов и звуков: губно-зубные (в,ф, мягкий (л, носовой сонорный (н, заднеязычные (к,г,х). Ребёнок может удержать в памяти и выполнять 2 ступенчатые инструкции Поведение не регулируется речью взрослого[27].

4. Период развития речи(2-3).

Словарь ребёнка составляет 1000 слов. Ребенок очень активен в речи. К 3 годам заканчивается процесс фонематического образования. Ребенок может не говорит шипящих, твёрдого л и р – чаще заменяет их более простыми звуками по артикуляции.

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь ребенка, понимать её и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

Ребёнок не понимает и самостоятельно не конструирует предложения, которые отражают причинно-следственные связи, так как мышление ещё наглядно-действенное. Есть много ошибок связанных с употреблением слов исключённых из правил, появляются неологизмы. (у зпр неологизмы появляются в 6-7 лет, а при умственной отсталости не появляются).

Эгоцентризм речи приводит к развитию внутренней речи, а затем словесно-логического мышления. Речь ситуативная.

5. Период развития речи(3-5 лет).

На третьем году жизни ребенок начинает проявлять внимание к тому, как произносится тот или иной звук, смотрит на губы говорящего, заглядывает в рот матери, чтобы увидеть, как она сказала, и таким образом облегчает себе произношение нового звука или слова. Произнесенное слово контролируется слухом, и таким образом в тесном взаимодействии артикуляции и слухового восприятия формируется правильное произношение. Не у всех детей легко проходит этот процесс. Нередки случаи, когда ребенок не может скопировать правильное движение, найти нужное положение языка, и тогда получается искаженный, неправильный звук. Примером искажения свистящих и шипящих звуков является их боковое и носовое произношение.

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи. Все звуки должны дифференцироваться, и совершенствуется лексико-грамматический строй речи. Хорошо развита монологическая речь (пересказ, рассказ). Речь контекстна. Формируется чувство языковой нормы. Появляются предпосылки для овладения процессом чтения[10].

А. И. Иванова рассматривает два компонента развитие функций речи в онтогенезе: восприятие чужой речи и становление собственной речи.

Классическая периодизация развития детской речи, общепринятая в современных работах,сводится к выделению трех этапов:

доречевой, разделяемый на период гуления и лепета;

этап первичного освоения языка, то есть дограмматический;

этап усвоения грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Можно выделить основные закономерности нормального речевого развития:

1. Интенсивно развивается импрессивная речь (понимание) по отношению к экспрессивной речи.

2.Структурные компоненты языка: лексика грамматика фонетика развиваются неравномерно (с опережением лексика и грамматика запаздывает фонетика).

3. Смысловая сторона речи ребёнка опережает становление формальной стороны речи.

Таким образом, развитиеречи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется импрессивная сторона речи и формируется собственная активная речь ребенка.

Источник