Развитие ребенка до школы и далее

Развитие ребенка до школы и далее thumbnail

Развитие ребенка до школы и далее

Родители переживают перед школой о том, как ребёнок читает, считает или пишет. Но есть ещё огромное количество вещей, которые лучше усвоить до первого класса. Наш блогер, коуч Светлана Рерих, поделилась своим списком из 15 необходимых навыков.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Кажется, что ребёнок ещё такой маленький, что времени ещё так много. А жизнь так — оп, и 1 сентября. Оказывается, что ребёнок и этого не умеет, и этого не знает, и так не может… Если бы мам пускали в школу на уроки, половина класса бы так за ручку и ходила лет до 13. Потом бы дети просто сбежали из школы или из дома.

Позволить ребёнку самому что-то делать — огромное мамино достижение! Ещё есть время научить ребёнка элементарным, но обязательным для самостоятельной личности вещам. Например:

1. Говорить полными фразами

— Меня зовут Светлана Витальевна Рерих. А тебя?

— Меня зовут Антон Денисович Иванов.

— Очень приятно! Мне нравится смотреть, как садится солнце. А что нравится тебе?

— Мне нравится собирать цветные камешки на пляже.

Добивайтесь полных ответов на вопросы. «Что ты ел у бабушки?» «У бабушки я ел сырники с клубничным вареньем». Научите ребёнка отвечать на вопросы, как его зовут, как зовут папу и маму, полный адрес проживания и ваш номер телефона. В пять лет это может запомнить любой ребёнок! Раз десять повторите по дороге в парк — запомнит.

Зачем?

  • Во-первых, хороший словарный запас ещё никому не мешал.
  • Во-вторых, у любого дела есть начало и конец, точка. Давайте тренировать способность видеть начало и идти к точке уже сейчас.
  • В-третьих, чтобы ответить, ребёнку придётся внимательно слушать вопрос.
  • В-четвертых, так можно вложить много полезной информации.

2. Быть самостоятельным

Поставить чашку с горячим чаем на стол — рано, а вот убрать пустую в раковину да ещё и мамину отнести — уже можно. Положить одежду после прогулки в корзину с грязным бельём, собрать игрушки на прогулке, положить корм кошке. Сможет? Ещё как! Старательно. Со всей ответственностью. Дети любят выполнять «сложные» поручения, потому что только так они растут.

3. Управлять своим телом

Нет ничего более простого, чем научить ребёнка кататься на роликах и велосипеде, прыгать через скакалку, плавать, наконец. Тело — это то, чем ребёнок может руководить. Помните, как в детском саду: руки на пояс, ногу на пяточку? Если он научится управлять своим телом, он научится управлять собой. Если он научится управлять велосипедом, он поймёт, как его тело может влиять на другие механизмы.

4. Понимать, что такое время

Мы, мамы и папы, хотим, чтобы ребёнок всё успевал. Вовремя начинал. Вовремя заканчивал. А что такое это «вовремя» вы когда планируете ему объяснять? Честно, у кого есть дома обычные часы со стрелками? По старому будильнику можно понять, увидеть, почти потрогать пять минут или час. К годам шести-семи любой ребёнок в состоянии научиться различать стрелочное время и заметить, что можно успеть сделать-посмотреть-нарисовать-придумать, пока большая стрелка не соединится с маленькой или с определённым числом. Как вас в детстве учили?

5. Договариваться

Разговаривать с людьми, обмениваться игрушками в песочнице, покупать мороженное, здороваться с билетёрами в кинотеатре и продавцами в дежурном магазине. Пяти-шестилетка в состоянии ответить на вопрос «как его стричь». Не отвечайте на вопросы, которые предназначаются не вам! Своими ответами за него вы только обесцениваете ребёнка и его мнение. Сейчас умение строить коммуникации и уверенность в себе часто значат больше, чем образование или уровень IQ.

6. Посетить все «музеи мира»

Особенно те, в которых можно трогать, делать что-то самим, с лабораториями и мастер-классами. Если есть дома телевизор (ради бога, только не в детской и не в фоновом режиме!), пусть идут только познавательные каналы. О путешествиях (настоящих, а не с блогерами), животных, на английском языке. Всё, что входит в уши и голову ребёнка, должно быть ценным!

7. Любить поэзию

Стихов много не бывает. Стихи учатся быстро и легко. Учите стихи по дороге в детский сад, с прогулки, повторяйте на ночь. Пишите стихи. Складывать рифмы — самое занимательное дело, на мой взгляд. И словарный запас всё больше, и определение звуков и слогов «на слух», и развитие творческого воображения.

8. Рисовать

Это продолжение предыдущего пункта про творчество. Не умеете сами рисовать — цените то, что рисует ребёнок. Восхищайтесь. Берегите каждый рисунок. Устраивайте выставки. Домашние, для своих, но выставки. Принимайте участие в конкурсах во дворе или интернете. Проведите аукцион рисунков, и вместе с ребёнком отдайте заработанные средства на благотворительность или положите в его копилку (вместе решите, на что копите). Важно научить ребёнка создавать что-то ценное для него и для мира, научить видеть ценное в своих возможностях и талантах.

9. Готовить печенье

Овсяное, например. Чем это хорошо? Вы научите ребёнка соблюдению алгоритма действий, пониманию важности пропорций, контроля за количеством, качеством и собственным участием. Вот и будильник опять пригодится! Тут уже нельзя отвлечься на мультик, игру. Если ещё добавить смысла этому процессу, печенье превратится в радость сестрёнки, подарок для папы, угощение для друзей. Эмоции не купите никакими подарками!

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года 3года

10. Развивать внимание и память

Кто сказал, что нужно ходить на развивашки (да простят меня детские центры)? Развивать внимание и память нужно постоянно, а не два раза в неделю по часу в компании таких же дошколят. Окружите ребёнка лабиринтами, картами мира, картинками на сравнение, словами и буквами, математическими примерами. Что на стенах вашей детской? Плакаты из мультиков? Телевизор? Развитие мыслительных процессов и эмоционального интеллекта происходит постоянно. Силами папы и мамы.

11. Уделять внимание ритуалам

Про важность ритуалов написано и сказано много. Ритуалы — это определенный порядок действий. Для ребёнка это предсказуемость будущего, стабильность, заземленность. После обеда — сон. Вечером — сбор игрушек, ванна, пижама и чтение сказки. Введите ритуалы. Утренний, вечерний, выходного дня. Я наблюдала случаи, когда дети переставали грызть ногти после создания и соблюдения элементарного режима дня.

12. Считать деньги

Уже пора. А когда ещё? Научились считать до десяти — введите карманные деньги. Просто так, не за «работу по дому» и ни в коем случае не за чтение книг. Определенную сумму в определенное время. Расскажите, как ребёнок может использовать деньги: копить на что-то желанное, тратить на прогулке, дарить. Это только его деньги, как их тратить решать только ему. Вы не контролируете это и не обсуждаете. Со временем он научится и тратить, и копить, а потом и зарабатывать.

13. Читать как можно больше и чаще

Прочитали — обсудите. Спросите о главном герое. Как его зовут? Чем он занимается? О чём думает? Куда идёт? Простые вопросы об услышанном. Простые ответы. Сейчас научится слушать вас, а в школе услышит учителя.

14. Хвалить себя

В любом курсе личностного роста для взрослых есть задание «завести дневник успеха» и каждый день записывать туда всё, что получилось сегодня. Нас никто не учит с детства хвалить себя, видеть победы и собственное развитие! А надо! Нельзя перехвалить ребёнка. Осознанной любви много не бывает. Каждый деньнеделюмесяцгод важно видеть свой рост, свои достижения во всех сферах. Что сегодня? Сам разобрал сумку после тренировки? Сам убрал чашку после обеда? Самостоятельно проснулся? Мы с детьми «выращиваем дерево успеха»: на ватмане к дереву приклеиваем ладошки-листочки, на каждом пальчике которых записаны сегодняшние победы и просто радости. Маша поделилась конфетой? Ездили с папой на каток? Позитивное мышление можно тренировать. Способы ограничены только вашей фантазией.

15. Быть добрым

Практически каждый родитель слово «добрый» называет одним из первых в списке хороших качеств ребёнка и тут же запинается в попытке перечисления тех самых добрых дел. Почему вы думаете, что он добрый? Что доброго делает ребёнок? Расскажите ему, что есть люди, которые без его помощи не справятся. Отведите в благотворительную организацию. Покажите на деле, как и чем он может быть полезным миру и другим. Покажите, что доброта — это всегда действие.

Большой список получился, но не страшный. Расскажите, что возьмёте в жизнь!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Aaron Amat)

Источник

/О детях/Школа/Первый раз в первый класс

На что обратить внимание родителям шестилеток?

Подготовка к школе, советы родителям будущих первоклассников. Как развить школьную мотивацию. Нужно ли уметь читать и писать в первом классе. Какие навыки нужны ребенку для поступления в школу.

  • Готов к школе. Что это значит?
  • Коммуникации
  • Воля
  • Интеллект
  • Физическая форма
  • Мотивация

Школа, которая казалась вам (и, быть может, до сих пор кажется) далеким и не вполне отчетливым будущим, уже на пороге. До первого звонка не «еще целый год», а уже всего год!

На что обратить, внимание, как подготовить ребенка к школе, бросаться ли срочно учить буквы или записать в предшколу? Мы подготовили для вас алгоритм, который поможет оценить готовность ребенка и подскажет, как действовать на протяжении года.

Готов к школе. Что это значит?

Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе может быть исключительно интеллектуальной. Если ребенок читает букварь, пишет прописи, считает до десяти и знает два арифметических действия – он и так прошел программу первого класса, куда уже большую готовность? Школьная неуспешность ребенка становится для родителей большим сюрпризом, в котором они готовы винить плохую школу, плохую учительницу, плохой класс, но только не плохую подготовку к школе, за которую отвечали сами. Когда им рассказывают про физическую и волевую готовность, они только отмахиваются: какая еще волевая готовность, ребенок же читает без запинки!

” Между тем готовность к обучению подразумевает зрелость в пяти важных сферах, и интеллект – только одна из них.

Коммуникации

Школа – это новая социальная среда, состоящая из детей разных возрастов и взрослых. Первоклассник должен комфортно чувствовать себя в этой среде, или, по крайней мере, уметь взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен понимать, что к взрослым нужно обращаться на «вы» и чувствовать разницу в статусе (сегодня в школы приходит довольно много первоклашек, выращенных в «демократичной» обстановке, которые в общении с учительницей сразу берут такой панибратский тон, что ввести их в рамки учебного процесса бывает непросто!) Первоклассник должен уметь обращаться к другим людям, в том числе и незнакомым, просить о помощи или одолжении, благодарить, задавать вопросы и отвечать на них. Знакомится, делиться, уступать, отстаивать свои границы, предлагать и принимать помощь, сдерживать порывы негативных чувств – это важно в общении со сверстниками.

” Чем лучше развиты социальные навыки ребенка, тем проще ему будет адаптироваться в новой школьной среде, тем успешнее он сможет проявить себя (в том числе и в интеллектуальном плане).

Что делать?

  • Вы – главная социальная среда, окружающая ребенка! Оцените, сформировано ли у вас двухстороннее общение? Задает ли ребенок вопросы, развернуто ли отвечает на ваши, может ли что-то пояснить, рассказать, умеет ли аргументировано спорить? Порой мамы не замечают, что, общаясь с ребенком, сами задают вопросы и сами же отвечают на них, или обращаются к ребенку столь подробно и развернуто, что ему остается сказать только «да» или «нет».

  • Периодически создавайте ситуации, когда ваш ребенок должен взаимодействовать с другими детьми, особенно если круг его общения узок и неизменен. Друзья или родственники с детьми близкого и не очень возраста, кружки, праздники, детская площадка в дальнем дворе – все это опыт взаимодействия с новой социальной средой.

  • Учите ребенка правилам общения с незнакомыми взрослыми: пусть помогает вам делать покупки (и сам оплачивает какую-нибудь мелочь), задает вопросы кондуктору, кассиру в кинотеатре, занимает очередь и т.п.

Читайте также:  Ическое развитие ребенка до года

Воля

Уметь читать (даже бегло) – это одно, а вот прочитать по просьбе учительницы, причем указанный фрагмент, причем в тот момент, когда хочется раскрашивать картинку – это совсем другой навык! Зачастую родители недооценивают значение волевого компонента, полагая, что дисциплина вовсе не нужна, если ребенок достаточно заинтересован в учебе.

” Высокая учебная мотивация, действительно, может стать отличным подспорьем в школьной жизни, но даже у самого заинтересованного ученика постоянно будут встречаться эпизоды, когда нужно делать то, что нужно, а не то, что хочется. Насколько ваш ребенок умеет преодолевать такие моменты? Справляется ли со своими чувствами?

Что делать?

  • Ребенок должен уметь следовать инструкции при выполнении какого-то задания! Попробуйте поставить перед ним многофакторную задачу (например, составить все тарелки по размеру, от маленькой к большой; полить конкретный цветок в доме, вылив туда указанное количество воды; распределить книги определенным образом, например, сказки на одну полку, энциклопедии – на другую). Оцените, до конца ли он вас выслушал, верно ли понял, в точности ли следовал вашим указаниям?

  • Лучшее средство развития воли – это режим дня и правила домашнего распорядка. Если ребенок убирает игрушки перед сном (даже если устал), всегда складывает свою одежду в шкаф, хотя это скучно, понимает, что нужно оторваться от игры, если пришло время обеда или ужина, то он, скорее всего, сумеет справиться и со школьными заданиями.

Интеллект

Знать буквы и уметь складывать их в слоги – важное, но отнюдь не главное умение, которое должно быть у будущего первоклашки. Гораздо меньше родители обращают внимание на логику, умение выстраивать закономерности от общего к частному и от частного – к общему, навык находит лишнее в логическом ряду и умение обосновать свое решение. Еще меньше внимания уделяют словарному запасу ребенка. Насколько развернутыми предложениями он говорит? Использует ли сравнения? Может ли описать предмет, пейзаж, человека?

Что делать?

  • Обратите внимание на речь ребенка: насколько четко он произносит звуки, все ли выговаривает. От того, насколько хорошо говорит ребенок, во многом зависит, насколько легко он освоит чтение и письмо. Если в речи дошкольника есть дефекты, самое время обратиться к логопеду!

  • Расширяйте словарный запас ребенка. Как ни банально это звучит – читайте ему вслух! Обязательно выясняйте, все ли слова ему понятны, в чем смысл той или иной поговорки или пословицы, что означает услышанный фразеологизм. Все эти «довести до белого колена» и «нашла коза на камень», над которыми сегодня смеются в интернете, – они родом оттуда, из детства.

  • Занимайтесь мелкой моторикой! Наверное, все знают про связь развития мелкой моторики и интеллекта, но, поскольку результат для родителей неочевиден, многие ленятся лепить из пластилина и клеить аппликации, а к школе и вовсе бросают заниматься «этой нудятиной». Между тем, нет лучшей подготовки руки к письму, чем поделки, и никакие прописи не заменят сборку конструктора и выкладывание мозаики!

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики для ребенка 5 лет

Физическая форма

Учеба – это всегда физическая нагрузка! Даже просто провести три-четыре урока сидя – это уже требует определенной подготовки. Здоровый и физический развитый ребенок справится с этим без труда (и без вреда для себя), а ваш ребенок – справится? Если нет, то дело, как вы понимаете, даже не в учебе, а в том, что он ослаблен и, скорее всего, это повлечет в дальнейшем проблемы со здоровьем.

” Обратите внимание, как ваше чадо ведет себя дома: спокойно ли сидит за столом во время занятий или, к примеру, обеда, или все время «сползает» со стула? Какую позу принимает во время спокойных игр – не сутулится ли, не горбится, не «перекашивается» на сторону? Как быстро устает во время прогулок и активных игр?

Что делать?

  • Займитесь физкультурой! Делайте зарядку – не обязательно утром, можно днем или вечером, когда вам удобно. Обратите внимание на упражнения для спины и плечевого пояса (они от школьных нагрузок «страдают» первыми).

  • Не полагайтесь на детский сад, гуляйте с ребенком при каждой благоприятной возможности. Свежий воздух – это уже неплохо, но постарайтесь, чтобы активность ребенка на улице была полноценной и разнообразной. Выбирайте для прогулок детские городки с «лазилками» и детскими спортивными тренажерами.

  • Чем больше активных игр, тем лучше! Конечно, дома не всегда удобно играть в догоняшки, но устроить мини-соревнования по приседаниям и отжиманиям вполне можно. Кстати, вам они тоже пойдут на пользу.

Мотивация

Многие родители сами не замечают, как становятся школьными «демотиваторами» для своего ребенка задолго до того, как он отправится на свою первую школьную линейку. Например, обсуждают при ребенке, насколько ужасна школа, и не предпочесть ли домашнее обучение. Предпочесть, конечно, можно, но постоянно рассказывать ребенку, что школа – это «загон для детей» все равно не нужно. Или рассказывают ребенку, как действовать в случае школьного буллинга. Опять-таки, ребенок должен быть к этому подготовлен, но акцент нужно делать на том, как много друзей у него появится в школе, а не на том, что его, возможно, будут травить!

” Ну и уж совсем не стоит постоянно упоминать, предлагая ребенку заняться чем-то скучным или неприятным, что «в школе тебя спрашивать не будут», или «вот в школу пойдешь, там заставят!»

Что делать?

  • Рассказывайте о предметах, которые ребенок будет изучать в школе. Делайте акцент на том, как много нового и интересного он узнает, каким необычным вещам научится.

  • Создавайте благоприятный образ школы: если есть возможность в будний день прогуляться возле выбранного учебного заведения, сделайте это. Пусть ребенок увидит, как дети идут из школы вместе, веселятся, разговаривают, обсуждают прошедший день.

  • Если ребенок ходит в предшколу, расспрашивайте его о занятиях так, словно он побывал на празднике или другом интересном мероприятии. Что интересного узнал? Что понял? Хвалите за любой, даже самый маленький успех.

Год до школы – это и много, и мало. За это время можно оценить уровень развития ребенка, подготовить его к школе, принять решение отложить учебу на год, выбрать подходящее учебное заведение или… Или заранее сформировать у ребенка образ «каторги, на которой он проведет ближайшие 11 лет», и потом с удовольствием ругать «мерзкую современную школу», меняя учителей, классы и гимназии в поисках «нормальных условий».

А ваш ребенок готов к школе? Когда и как вы планируете заняться его подготовкой?

26.09.2019

Подготовила Алена Новикова

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Развитие ребенка до школы и далее

интересная статья, спасибо

Источник