Развитие ребенка до рождения возрастная психология

Развитие ребенка до рождения возрастная психология thumbnail

На чтение 10 мин.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Читайте также:  Занятия для успешного развития ребенка

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Оставить комментарий

Источник

Страница 9 из 14

Тема 8. Ребенок до рождения: психология развития (аудиторная работа – 2 часа).
Вопросы для обсуждения на семинаре

  • Каким образом гены стимулируют развитие человека?
  • Какие изменения, происходящие с человеческим организмом в течение внутриутробного периода, можно отнести к проявлениям психической активности?
  • Как интерпретируются факты психической активности плода в утробе матери в контексте зарубежных и отечественных исследований?
  • Каковы современные научные представления о родительстве и родительском (материнском, отцовском) инстинкте?

Ключевые слова
«Воспитательство», генотип, гестационный возраст, материнский инстинкт, морфогенез мозга, наследуемое, онтогенез мозга, пренатальный и перинатальный периоды, приобретенное, психогенные факторы, родительство, созревание, телесно-эмоциональный комплекс, тератогены, фактор риска, фенотип, фетус, функциогенез мозга, эмбрион.

Подготовка к семинару предполагает…
Вопросы, предложенные для обсуждения на семинаре, направлены на прояснение одного из наиболее важных аспектов проблемы развития – соотношения наследуемого и приобретенного в проявлениях психической активности человека. Факторы онтогенеза во внутриутробный период жизни оцениваются неоднозначно. В настоящее время в биологии развития, преимущественно зарубежной, накоплено достаточно данных о поведении нормально развивающегося плода до момента рождения. В библиографический перечень семинара включены источники, содержащие подобную информацию. Анализ фактов поведения плода имеет большое значение для понимания природы психической активности ребенка на последующих этапах онтогенеза.
В отечественной науке пренатальная психология – психология внутриутробного развития – наиболее молодая отрасль. В связи с этим, при подготовке к занятию целесообразно обратить внимание, прежде всего, на результаты исследований, накопленные зарубежными психологами в этой области (Дж. Баттерворт, М.Харрис; Г. Крайг и др.). Часть заданий для подготовки к занятию построена на основе положений, представляющих достижения зарубежных исследователей.
Содержание заданий для подготовки к семинару, определяющее контекст обсуждения, позволяет расширить временной объем занятия до 4-х академических часов.
Как и прежде, участие в работе семинара потребует письменных текстов – индивидуальных вариантов ответов на вопросы, предложенные в заданиях для подготовки к занятию.

Читайте также:  Развитие речи ребенка при умственной отсталости

Задания для подготовки к занятию
Задание 1. Анализ учебной литературы, рекомендуемой для подготовки к занятию, позволяет обозначить несколько положений, важных для понимания развития ребенка в дородовой период. А именно:

  • Стараясь понять детей и их развитие, мы должны всегда учитывать возможное влияние наследственности [6, с. 50].
  • Наследственность никогда не является единственным детерминантом развития поведения [6, с. 50].
  • Спонтанные движения плода – не просто процесс автоматического постепенного созревания или рефлекторные ответные реакции на внешние раздражители. Они производятся самим плодом [1, с. 68].
  • Окружающая среда начинает оказывать влияние на развитие человеческого существа только с момента его рождения [2, с. 168].
  • Какие из этих представлений совпадают с Вашими представлениями о факторах и условиях становления психической активности плода? Есть ли несовпадение позиций, какого положения оно касается? Приведите аргументы, объясняющие Вашу точку зрения?
  • Какие исследовательские результаты могут иллюстрировать достоверность представлений, перечисленных выше? Составьте комментарий-обоснование к каждому из положений, используя данные о психической жизни человека, на которые ссылаются исследователи (Этот материал необходим для групповой работы на занятии, поэтому он должен быть представлен письменно, в достаточном количестве экземпляров (соответственно количеству групп, как правило, их всего 4-5).).

Задание 2. Существует мнение, что матерям, злоупотребляющим алкоголем или иными тератогенными веществами во время беременности, следует предъявлять обвинение, если не в попытке убийства, то, по крайней мере, в жестоком обращении с ребенком.

    • Что Вы думаете по этому поводу? Составьте краткое обоснование своей позиции.
    • Если Вы согласны с этой точкой зрения, можно ли поступать аналогичным образом со злоупотребляющими тератогенными веществами отцами? (В разработке этого задания использованы материалы из кн. Д.Шэффера «Дети и подростки: психология развития» (СПб.: Питер, 2003. – С.188).) Представьте свои аргументы в виде письменного текста.

Задание 3. В Приложениек семинару включены материалы из книги Дж. Баттерворт и М. Харрис «Принципы психологии развития». В них речь идет о психической активности плода. Авторы пытаются отвечать на вопрос, может ли спонтанная активность плода рассматриваться как самостоятельный фактор онтогенеза.

  • Ознакомьтесь с фрагментом из книги Дж. Баттерворта и М. Харрис.
  • С какими предположениями исследователей, к работам которых обращаются авторы книги, вы согласны – они не противоречат Вашим представлениям о природе психических проявлений развивающегося человека?
  • Какой комментарий получили бы описанные авторами книги факты психической активности плода в контексте культурно-исторической психологии? Сформулируйте несколько тезисов по этому вопросу.

Задание 4. Исследуя природу родительских чувств и отношений, И.С. Кон в историко-этнографической работе «Ребенок и общество» (1988), замечает, что с точки зрения обыденного сознания этот вопрос выглядит простым, самоочевидным: «родители, во всяком случае, мать, – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств – не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы» (Кон И.С., 1988, с. 211).

  • Что думают о родительском инстинкте близкие Вам люди? Совпадает ли их мнение с Вашим?
  • Как объясняют природу родительского (материнского, отцовского) инстинкта авторы современных психологических исследований? Обратитесь к работам исследователей уже известных Вам психологических направлений (психоаналитическое, культурно-историческая психология и др.). Подберите текстовые фрагменты, которые могут быть использованы для объяснения природы родительских чувств и отношений.

Задания для углубленного изучения темы

  • Как показывает анализ этнографической и психологической литературы, формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми, во многом, определяется институтом «воспитательства» – обычаем обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Этот обычай был весьма широко распространен в условиях общинно-родового строя, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати (Н.А. Бутинов, 1992; И.С. Кон, 1988). Сохраняется ли в воспитании современного ребенка подобная традиция? Опишите ситуацию воспитания современного ребенка с точки зрения представленности в ней института «воспитательства». Каковы социокультурные прообразы родительства (отцовства, материнства), «получившие прописку» в отечественной традиции воспитания?
  • Представьте, что Вы – участник инициативной группы, занимающейся разработкой проекта по проблемам современного детства. Наиболее вероятная тема предполагаемого исследования – феномен эмоционального сиротства ребенка, воспитывающегося в современной семье, возможные пути профилактики эмоционального неблагополучия ребенка. Кто из специалистов войдет в состав проектной группы? Определите направления и возможные цели (задачи) предполагаемой работы членов проектной группы. Разработайте форму фиксации ваших соображений для презентации на первичной экспертизе (Включая данное задание в тему 8, авторы исходили из фактов онтогенеза, согласно которым детско-материнская привязанность – как фактор развития эмоционального благополучия ребенка – возникает внутриутробно, на основе пренатального опыта. ) Составьте перечень библиографических изданий по психологии, которые будут полезны в проектной работе.

Литература
Основная

  • Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 61-76.
  • Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Питер, 2003. – С. 114 – 127.
  • Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – С. 3 – 76.
  • Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – С. 92 – 95.
  • Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 49 – 50.
  • Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 138 – 160, 160 – 162.
Читайте также:  Советы по развитию внимания у ребенка

Дополнительная

  • Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  • Развитие ребенка / Х. Би. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 78 – 119.
  • Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – С. 6 – 20; 39 – 64.
  • Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – С. 5 – 16; 56 – 84; 120 – 154.

Приложение к теме 8
Источник: Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 73 – 76.
«Непрерывность перехода от пренатальной к постнатальной жизни
Возникает интересный вопрос: существует ли взаимосвязь между пренатальными паттернами движений и постнатальным двигательным поведением? Переход из матки во внешний мир влечет за собой возможность использовании новых видов моторной активности, когда необходимо принимать в расчет амплитуду движении, дополнительный вес собственного тела и возможность зрительного контроля за движениями – то, чего прежде не существовало. Весьма вероятно, что существует тесная взаимосвязь между некоторыми паттернами движений плода и более поздними формами поведения, сохраняющаяся после рождения ребенка.
Например, Де Ври с соавт. описывают паттерн потягивания и зевания у 10-недельного плода: “Сложный моторный паттерн, всегда низкоскоростной, состоит из сильного вытягивания спины, закидывания головы назад (ретрофлексии), наружного поворота и поднятия рук. Зевота похожа на ту, что наблюдается после рождения – продолжительное широкое раскрытие челюстей с последующим быстрым закрытием, часто сопровождающееся ретрофлексией головы и иногда подниманием рук” (DeVri, Visser & Prechtl, 1984, p. 54). Существование такого универсального поведения приводит пас к предположению, что структура движений потягивания и зевания сохраняется на протяжении всей жизни.
Другие типы поведения плода соотносятся с более поздними формами не так явно, но тем не менее достойна обсуждения возможность, что специфические и универсальные паттерны движений могут иметь врожденные биологические корни. Среди паттернов движения плода один вызывает особый интерес – поворот плода в матке при совершении регулярных “ползающих” движений. Г. Прехтл так описывает вращение 10-недельного плода: “Поворот происходит через сагиттальную или поперечную ось, изменение положения при повороте вокруг поперечной оси достигается за счет комплексного целостного движения, включающего чередующиеся движения ног. Полное изменение позиции может произойти минимум за 2 секунды, но иногда требуется больше времени” (DeVri, Visser & Prechtl, 1984, p. 53).
Возникает вопрос, соотносятся ли подобные повороты плода с более поздними локомоциями, такими, как ползание и шагание. Известно, что у новорожденного младенца есть так называемый “шагательный рефлекс”: если поддерживать младенца в вертикальном положении так, чтобы тыльная часть стопы соприкасалась с какой-нибудь поверхностью, то можно наблюдать циклические движения, похожие на шаги взрослого человека. Подобные моторные паттерны можно считать рефлекторными, и они исчезают при созревании.
Было предложено множество объяснений феномена исчезновения шагательного рефлекса. Например, высказывалась идея, что развитие церебрального кортекса (наружного слоя мозга) вызывает торможение этих моторных паттернов. Недавно было высказано простое и остроумное предположение, что младенцы после рождения очень быстро прибавляют в весе, особенно много жировых отложении отмечается и области бедер, и ножки становятся слишком тяжелыми для того, чтобы поднять малыша. Этот жировой слой принимает на себя функцию теплоизолятора, так как способность младенца поддерживать постоянную температуру собственного тела развита еще слишком слабо. Проверка показала, что на самом деле рефлекторные шагательные движения можно наблюдать в том случае, когда ножки малыша в вертикальном положении находятся в воде и он меньше ощущает их вес.
Э. Тэлен hе1еп, 1984) привела доводы в пользу мнимости факта исчезновения рефлекса шагания и указала, что существует взаимосвязь между этим рефлексом и развивающимися позднее ползанием и ходьбой. Она предположила, что паттерны шагательных движений являются врожденными, однако младенцам необходимо приобрести достаточную силу для поддержания собственного веса до того, как станут возможными вертикальные локомоции. Таким образом, аргументируется существование непрерывности в развитии шагательных движений от поворотов плода, наблюдаемых внутри матки, и ползания 6-месячного младенца до более поздних чередующихся шаговых движений при вертикальных локомоциях.
Конечно, возможна и некоторая прерывистость в переходе от неонатальных шагательных движений к ходьбе годовалого младенца. В течение первого года жизни многие процессы развиваются параллельно. В частности, в этот период дети осваивают сложные процессы целенаправленного поведения, и, как считают некоторые теоретики, они начинают ходить именно тогда (обычно к концу первого года жизни), когда хотят выполнить какое-то действие, поскольку достигнутый уровень интеллектуального развития уже позволяет им подчинить своим целям моторную систему. Это означает, что когда ребенок ходит, то он это делает для удовлетворения своих исследовательских намерений. По-видимому, такой вид поведения, как ходьба, возникает в результате комбинации врожденных моторных паттернов, являющихся продолжением внутриматочной активности, и интеллектуальных процессов, появляющихся на более поздних этапах развития и делающих ходьбу произвольно контролируемой».

Источник