Развитие ребенка до рождения картинки

Развитие ребенка до рождения картинки thumbnail

Цитата сообщения nastasya-sky

Жизнь до рождения!

Луч божественной красоты облекается в лоне женщины в человеческий образ”.                                             Эдуард Шюрэ.

В момент зачатия, как только слились мужская и женская половые клетки, сразу же начинается формирование совершенно уникальной личности. Каждый ребёнок с момента зачатия – человек, который никогда не существовал раньше и не повторится снова! Всё уже определено: мальчик или девочка, цвет кожи,глаз и волос, даже то, какие цветы малыш будет любить! В первые часы, дни, недели своей жизни маленький ребёнок – прелестный Бутон. Обычно сухие медицинские термины и те не могут устоять перед трогательным Чудом Новой Жизни, когда говорят о нём : «corona radiata» – «лучистый венец» оплодотворённой яйцеклетки, «зародышевые лепестки», слово «зигота» означает буквально – «маленькое существо»! Он сам с Божьей помощью построит для себя свой первый маленький домик – плаценту. На востоке о беременной мамочке говорят: «Две души в одном теле»!

3 – 4-ый день Оплодотворенная яйцеклетка направляется вниз по трубе в матку.

5 – 9-ый день В это время она врастает в слизистую оболочку полости матки и начинает питаться.

10 – 14-ый день Эмбрион заявляет о своём развитии и существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, и у женщины прекращается менструация.

18 –20-ый день Происходит образование мозга, спинного мозга и нервной системы.

21-ый день Начинает биться его крохотное сердечко. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.

28-ой день Формируется позвоночник и мышцы. Определяются ручки и ножки, глаза и ушки. Его длина около 1,5 – 2,5 мм. Душу человеческую не измеришь в сантиметрах и не взвесишь в граммах. «Человек создан по образу Божию», – сказано в Библии, в её первой книге Бытие (глава 9 стих 6). Жизнь ещё нерождённого ребёнка – огромная, ни с чем не сравнимая ценность. Драгоценна она в глазах Создателя В той же древней Книге написано: «Бог тихо ведёт беременных», так написал пророк Иезекииль (глава 40 стих 11).

30-ый день В возрасте одного месяца эмбрион в 10 000 раз больше изначально оплодотворённой яйцеклетки и продолжает очень быстро расти. Увеличивается поток крови, перекачиваемый сердцем ребёнка через систему кровообращения. Плацента образует уникальный барьер, отделяющий кровь матери от крови ребёнка, но при этом позволяющий ребёнку получать кислород и питательные вещества.

35-ый день Можно различить 5 пальцев на руке твоего ребёночка. По мере появления пигмента темнеют глаза.

40-ой день Можно зарегистрировать сигналы, посылаемые мозгом ребёнка и сделать электроэнцефалограмму.

6-ая неделя Бог и ангелы с восторгом следят, как развивается дитя! Именно в этот период УЗИ фиксирует осторожные движения ребёнка. Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Мозг начинает контролировать движения мышц и органов. Формируются лёгкие, желудок и печень.
7-ая неделя Его рост около 7 – 9 мм. Начинаются спонтанные движения. Личико начинает оформляться: обозначается рот, формируется челюсть и десна с зачатками молочных зубов, маленький носик, глаза, веки скоро закроются, чтобы защищать чувствительные глаза.

8-ая неделя Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Уже больше месяца бьётся сердце, желудок производит пищеварительные соки, начинают функционировать почки. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. 40 мышечных узлов начинают действовать вместе с нервной системой. Ребёнок начинает реагировать на поглаживание живота, хотя мать не ощущает шевелений ребёнка.

9-ая неделя Началось развитие молочных зубов! Сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения. На пальцах уже различим рисунок кожи. Пока рост ребёночка 22-30 мм. А вес около 4 гр.

10-ая неделя Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Малыш уже такой большой и сильный, что если он коснётся маточной стенки, то может оттолкнуться от неё! Ребёнок может щуриться, глотать, морщить лоб. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.

11-ая неделя Все его органы сформированы – настоящий человек! Исследования науки о плоде, фетологии, доказали, что твой 11-ти недельный ребёночек уже реагирует на свет, шум, тепло, может чувствовать боль и прикосновение. К этому времени длина его тела достигает 5 см. Ребенок выделяет небольшое количество мочи. Мышечные движения становятся всё более координированными.

12–ая неделя Начали формироваться ноготочки на ручках и ножках. У него есть уже сосательный рефлекс, он тренируется и сосёт большой пальчик! Кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения. Он очень активен в этот период! Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка. Ребёнок уже спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы – начинает двигаться, поворачивая головку, сгибая пальчики на ножках и ручках, открывает и закрывает рот, развивает дыхательную систему. Он все чувствует!!! На ребенка, находящегося еще в утробе, и в самом деле можно влиять, как верят некоторые мамаши. Они читают ему книжки, ходят на концерты хорошей музыки, смотрят на красивые картины в надежде на то, что ребеночек все это услышит, увидит и станет потом умненьким. Наверное, стоит признать, что такое «предварительное» воспитание – верное. Малыш все чувствует и реагирует. Это подтверждают фотографии. Равно как подтверждают и то, что ребенка нельзя обижать в утробе грубыми словами, травить его алкоголем и табаком. Он плачет.

Британские ученые засняли на пленку поведение плода на самых ранних стадиях беременности. Оказывается, зародыш начинает двигаться уже в возрасте 12 недель, вслушивается в голос матери и плачет, когда будущая мама курит или пьет слишком крепкие, по его разумению, алкогольные напитки…

13-ая неделя Продолжает расти плацента, стоящая на страже здоровья ребёнка. Он весит примерно 28г. Сформированы зачатки 20-ти молочных зубов. Начинают расти волосы на голове. Начинают различаться половые органы.

14-ая неделя Поджелудочная железа малыша начинает вырабатывать инсулин. В это время его сердце перекачивает 24 литра крови в день. Малыш достигает размера ладони матери.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери фильм скачать торрент

15-ая неделя Его вес примерно 50 г. Рост – 13 см. Сформирована голова, руки и ноги человека.

16-ая неделя Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Он уже умеет гримасничать, производит хватательные движения руками. Он слышит сердцебиение матери. Ребёнок уже чувствует волнения матери и реагирует на них. Кожа ребёнка розовая.

17-ая неделя Мама начинает чувствовать движения ребёнка. При первой беременности женщина чувствует шевеления своего ребёнка немного позднее. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.

18-ая неделя Вес малыша около 200-250 г. длина 20-25 см. Он слышит звуки потока крови по твоим сосудам. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. В Библии описывается случай, что младенец Иоанн Креститель «взыграл радостно в утробе» матери своей при приближении к ней Марии, матери Христа. И беременная женщина исполнилась Духа Святого. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки, главе 1 (кстати, Лука, апостол Иисуса Христа был врач, видимо поэтому он и начинает своё Евангелие с самого начала – с зачатия Спасителя!). Подглядывание за таинством не просто занимательно. Оно избавляет еще и от некоторых заблуждений. Например, медики считали, что зародыш открывает глаза на 26-й неделе. Оказалось, что на 18-й. И не просто открывает – он моргает, поводит глазами из стороны в сторону, словно бы оглядывается, мол, где это я?

19-ая неделя Слышит голос матери, реагирует и на внешние шумы.

20-ая неделя 5 месяцев – половина беременности. Рост малыша достигает 30,5 см. На сравнительно резкий и громкий звук ребёнок реагирует толчками. Это период быстрого развития головного мозга.

21-ая неделя На его язычке уже есть вкусовые сосочки, когда он пьёт околоплодную воду, то причмокивает! Его система пищеварения достаточно сформирована для усвоения воды и сахара из околоплодной жидкости.

22-ая неделя Малыш изучает своё тело, трогает ручками свои ножки, личико. Он познаёт себя как личность. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.

23-ая неделя Вес малыша примерно 510г. Малыш обладает зрительным восприятием, у него развивается чувство вкуса.

24-ая неделя Малыш уже весит около 600 г, а его рост 30 см. Функционируют жировые и потовые железы. Лицо уже такое, каким ты его увидишь при рождении. Реснички, волосики продолжают расти. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Если бы он теперь родился, то при надлежащем уходе он сможет выжить. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах интенсивной терапии)

25-ая неделя Он растёт не по дня, а по часам! Вес уже 700г. Малыш сжимает и сжимает кулачки, шевелит пальчиками. Его ладошки нежно-розового цвета и по нежности превосходят лепесток розы. Определяется приоритет левой или правой сторон тела.

26-ая неделя А с 26-й недели, то есть на 6-м месяце беременности, малыш уже демонстрирует полный набор человеческих реакций. Он икает, морщится, царапается, что-то хватает, плачет. Сосет палец, как правило, большой, но может сосать и другие, по очереди засовывая их в рот. Медики считают, что так зародыш «тренируется» сосать грудь. А когда малышу что-то не нравится, он куксится и кривит ротик, мимикой выражая недовольство. Теоретически зародыш мог бы и крикнуть, да только воздуха в утробе для этого нет. Но плод и тут «тренируется» – открывает рот. Похоже, будто бы он зевает. Но на самом деле, как считают теперь медики, малыш подготавливает себя к первому вздоху, который надо будет сделать сразу же по прибытии в наш мир. Самое удивительное, что шестимесячный ребеночек чему-то улыбается в утробе. А прежде все были уверены, что дети начинают улыбаться через несколько недель после рождения.
Его движения уже может почувствовать и домочадцы. Губы и ротик становятся более чувствительными. Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах интенсивной терапии)

27-ая неделя Вес сейчас чуть больше 900 г. Он радуется, если мама поглаживает живот, может притихать или наоборот приплясывать от восторга.

28-ая неделя 7 месяцев. Его вес чуть больше килограмма. Ребёнок обладает чувством абсолютной гармонии, ему нравится мелодичная классическая музыка. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

29-ая неделя Ребёнок занят подготовкой к рождению и внеутробной жизни. Он научился регулировать температуру своего тела. Кожа уплотняется, накапливается жирок. Постоянно увеличивается количество антител. Всё это пригодится малышу!

30-ая неделя Он хорошо различает комнату, если она ярко освещена. Попробуй показать ему большую игрушку – вот он обрадуется! И теперь он учится узнавать голоса других членов семьи. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

31-ая неделя Вес дитя около 1,5 кг. Он может перевернуться головой вниз и, упираясь ноженьками вверх, попытаться раздвинуть таким образом жизненное пространство. Не очень то приятное ощущение для мамы. Но что поделать!

32-ая неделя Рост около 40 см. Он уже хорошо знает голос м. Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

Читайте также:  Для интеллектуального развития ребенка 4 лет

33-ья неделя Малыш обзавёлся особым веществом – сурфактантом, которое поможет ему самостоятельно дышать после родов. Он занял положение, удобное для появления на свет.

34-ая неделя Малыш привыкает к тому вкусу, которым обладают наиболее часто употребляемые тобой блюда. У него достаточно развиты вкусовые ощущения. Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить.

35-ая неделя Ноготки на ручках достигли кончиков пальцев и стали довольно острыми. Но его положение в матке больше не позволяет ему царапать личико. Малыш весит примерно 2кг 200г.

36-ая неделя Дитя значительно округлело, появились первые «перевязочки» на ручках и ножках. Легкие развиты. Развивается хватательный рефлекс. Почти все дети, родившиеся в этот срок, жизнеспособны.

37-ая неделя Твоя беременность подобралась к определению «доношенная». Малыш опускается ниже, буквально «сидит на чемоданах». Не торопи его! Перед дорожкой к солнышку и твоей Любви ему надо набраться сил. Он уже умеет совершать дыхательные движения. Его вес приблизительно 2кг 400г.

38-ая неделя Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост – около 50см, вес – от 2,6 до 4кг. Он прибавляет в весе в среднем 28-30 г в день. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

39-ая неделяФИНИШ ВСЕ БЛИЖЕ!

Серия сообщений “Беременность и роды.”:
Часть 1 – “Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях” Бертин Андре
Часть 2 – “Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях”-2 Бертин Андрэ

Часть 5 – Благословен твой первый крик…
Часть 6 – Узнай как будет выглядеть твой будущий ребенок
Часть 7 – Жизнь до рождения! Развитие ребёнка по неделям…
Часть 8 – Ребёнок и его мама…
Часть 9 – Что такое счастье?

Часть 13 – Роды без боли – возможны!
Часть 14 – Видео – Главное чудо жизни-ребёнок
Часть 15 – Линеечка для форумов

Источник

Зрение развивается только тогда, когда оно задействовано.

Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения – это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте – контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.

Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка – самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша, т.е. ребенка удобнее уложить головой к окну.

В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф – фиксирование, П – прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено – 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 – 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно – белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.

Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.

П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см – 1 метр – вертикальное прослеживание).

Читайте также:  Особенности диагностики психического развития ребенка

1 – 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому – малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.

П:

В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.

3 – 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.

Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже – зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.

Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).

П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.

4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один – у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов – жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка – в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.

Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.

П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.

Чтобы получить печатные материалы, можно подписаться на e-mail рассылку здесь: https://taberko.livejournal.com/209981.html (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).

Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы – не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.

Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.

Моя статья по теме: Первые картинки для развития малыша. Растем в родных стенах (начиная с 6 месяцев)

Источник