Развитие ребенка до поступления в детский сад

Как правило, решение о том, что ребенок будет ходить в детский сад, не принимается родителями спонтанно. Известно об этом становится как минимум за несколько месяцев. Поэтому у ответственных родителей есть в запасе 2-3 месяца, чтобы не спеша подготовить кроху к детскому саду.

Конечно, детский сад – не школа, и от ребенка не требуется специальных знаний. Но родители должны позаботиться о том, чтобы облегчить ему первый опыт общения в коллективе. Чтобы малышу было легче адаптироваться, заранее: 

  • приучите ребенка к тому режиму дня, который установлен в выбранном вами детском саду;
  • привейте ему элементарные навыки самообслуживания;
  • научите коммуницировать с другими детьми и воспитателями.

Почему так важен режим

Даже если в вашей семье не принято или не получается придерживаться определенного режима, его соблюдение должно стать одним из этапов подготовки ребенка к детскому саду. 

Важно, чтобы малыш умел засыпать без мамы, особенно днем. В детском садике его никто не будет убаюкивать. Если ребенок начнет просыпаться, засыпать, гулять, играть и заниматься в определенное время, это существенно облегчит ему период привыкания к новым условиям. Соблюдение режима поможет скорректировать и биологические часы малыша, он будет меньше уставать, ему будет значительно легче усваивать и приобретать новые знания и умения.

Конечно, лучше, если родители сразу будут приучать ребенка к тому распорядку дня, который установлен в том детском саду, куда ему предстоит пойти. Поэтому узнайте режим дня в группе и заранее адаптируйте к нему кроху. Так он получит первые представления о дисциплине, соблюдение которой необходимо уже начиная с детского сада.

Нелишним будет, если ваш малыш будет знать слова «нельзя», «нужно» и «можно». Это облегчит ему взаимодействие с воспитателями и поможет избежать конфликтов с другими детьми. Умение соблюдать общеустановленные требования в конечном итоге позволит сократить период адаптации, сделает посещение детского сада для ребенка удовольствием, а не тяжкой обязанностью или наказанием.

Какие навыки самообслуживания потребуются для детского сада

К трем годам, возрасту, когда основная часть детей уже готова к посещению детского садика, родители и сами стараются обеспечить наличие у малыша необходимых навыков:

  • надевать и снимать с себя одежду без помощи взрослых;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • самостоятельно умываться, причесываться, чистить зубы.

С самого раннего возраста детям уже нравится проявлять самостоятельность. Начиная ходить, они уже пытаются обойтись без помощи взрослых, в том числе снимая или надевая на себя одежду, носки и обувь. Поощряйте подобные попытки, облегчая ребенку задачу, используя удобную одежду и обувь с минимальным количеством пуговиц, на молниях, липучках и резинках, которую можно легко снять и надеть.

Научите его узнавать свои вещи и заботиться о том, чтобы они выглядели аккуратными и чистыми. Объясняйте, что верхнюю одежду необходимо вешать в специальный шкаф или на вешалку, а нижнюю – аккуратно складывать на стул или вешать на его спинку. Даже трехлетнего малыша можно научить чистить обувь, протирать ее специальной тряпочкой от пыли и грязи. Конечно, в большинстве случаев его обувь придется перемывать, но чем раньше вы начнете учить ребенка опрятности, тем легче ему будет в детском садике.

Пользоваться столовыми приборами, ложкой и вилкой, самостоятельно пить из чашки дети начинают после года. В этот период нужно постепенно отказываться от использования бутылочек с сосками, специальных кружек с крышками для малышей. К тому времени, когда ваш ребенок пойдет в детский садик, эти навыки пользования «взрослыми» столовыми приборами, хоть и меньшего размера, у него уже должны быть хорошо развиты, если вы не хотите, чтобы ваш малыш оставался голодным. Купите ему специальный детский сервиз, ложку и вилку, приучайте сразу правильно держать их во время еды.

Обучая его есть самостоятельно, пресекайте попытки превратить процесс в игру. Не стоит развлекать его, пытаясь накормить «до отвала», в детском саду воспитатели не будут поощрять такой подход. Учите малыша есть аккуратно, стараясь не проливать ничего ни на одежду, ни на стол. Научите его пользоваться салфетками.

Родителям также следует позаботиться о режиме питания малыша. Выбирать блюда в садике у него возможности не будет. Поэтому научите его есть то, что предложено. Объясните, что для игр и занятий ему потребуется много сил, а для этого нужно хорошо кушать. 

Гигиенические навыки также прививаются малышу перед детским садом. Одна из особенно важных привычек – мытье рук. Делать это необходимо не только перед каждым приемом пищи, но и после прогулок и игр. Научите его закатывать рукава, чтобы в детском саду он после каждого умывания не ходил с мокрыми рукавами. С чисткой зубов дело будет посложнее – не всем маленьким детям нравится это процесс. Поэтому обеспечьте ребенка мягкой зубной щеткой и пастой, приятной на вкус.

Одним из самых необходимых навыков является умение самостоятельно ходить в туалет. Подгузники, конечно, удобная вещь, но после двух лет ребенка следует приучать к горшку или унитазу со специальным сиденьем. В детском саду он сможет пользоваться тем горшком, к которому привык дома, воспитатели против не будут. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой, самостоятельно снимать и надевать трусики и колготки.

Ребенок должен уметь общаться

Первые навыки общения малыш получает в семье. Чем больше у вас родственников и друзей, тем легче ему будет социализироваться в детском саду. Но научиться общению ребенок может и во время совместных прогулок с мамой, встреч с другими детьми на детской площадке. Чем более открыты к контакту родители, тем легче будет малышу.

Показывайте ребенку пример, активно общайтесь при нем с посторонними людьми, знакомьтесь с другими родителями и детьми. Поощряйте инициативу вашего ребенка, если он проявляет интерес к окружающим людям и другим детям, он не должен стесняться сам и замыкаться, когда к нему обращаются посторонние. Ходите с ним в гости, проводите детские праздники в своей семье. Оставляйте его на какое-то время одного в гостях, у друзей или родственников, которые не проживают с вами. Ребенка не должно пугать, что родители, мама не всегда находятся рядом.

Прививайте малышу чувство эмпатии, сопереживания, умения поставить себя на место другого человека. Даже трехлетний человек способен осознать, что не все его капризы и желания должны исполняться, тем более в ущерб другим детям. Настраивайте его на то, что с другими мальчиками и девочками нужно дружить и не обижать их, делиться с ними угощением и игрушками. 

Приучайте ребенка в семье к групповым формам взаимодействия: совместным играм, уборке квартиры, вечерним посиделкам, чтению книг, просмотру фильмов. Малыш должен получать удовольствие от общения как с близкими, так и с посторонними людьми, будь то взрослые или дети.

В то же время ваш малыш к трем годам уже должен уметь играть и заниматься самостоятельно. Оставляйте его одного с игрушками почаще, ведь и дома у мамы не всегда есть возможность проводить с ребенком все время. Находите ему дела, которыми он сможет заниматься некоторое время самостоятельно: например, рисование, раскрашивание, лепка, сборка конструктора, складывание и перемещение предметов, игрушек.

Готовьте малыша к тому, что воспитатель несет ответственность за всех детей и не может уделять внимание только вашему ребенку. Поддерживайте в семье авторитет воспитателей, не позволяйте отзываться о них плохо в присутствии ребенка. И, что немаловажно, научите его формулировать и выражать свои желания. Это необходимо, чтобы кроха смог вовремя попроситься в туалет, сообщить воспитателю о других своих потребностях.

Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садом

Уровень развития вашего малыша также должен соответствовать определенным требованиям. Конечно, все дети разные, но к трем годам ребенок уже должен принимать участие в тематических играх, запоминать предложенный сюжет и следовать ему в процессе игры. Он должен знать и уметь показывать части тела, различать пол и возраст людей, различать и рисовать различные геометрические фигуры – вертикальные и горизонтальные линии, круги.

Малыши в этом возрасте открыты для всего нового. Рассказывайте ребенку сказки, читайте книжки, он должен уметь внимательно слушать то, что ему говорят. Подберите ему для прослушивания аудиоспектакли и постановки, предназначенные для самых маленьких. Развивайте его память, учите с ним стихи и песни. Расширяйте его словарный запас путем повторения новых слов, объяснения новых для него понятий. К тому времени, когда вы отдадите своего кроху в детский сад, он уже должен уметь составлять предложения как минимум из трех-четырех слов.

Выводы

Подготовка ребенка к садику не потребует от родителей ни много времени, ни специальных знаний. Но привитые загодя знания и представления о дисциплине существенно облегчат и сократят процесс адаптации к новым условиям малышу.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Рано или поздно каждая мама
вынужденно возвращается на работу и
отдает малыша в детский сад. Чтобы
ребенок легче перенес первые недели в
незнакомой обстановке, готовить его к
переменам необходимо
последовательно, начиная за несколько
месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Как выбрать детский сад для ребенка?

Подготовка к садику через
корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел
    период адаптации, за несколько месяцев
    до первого визита в садик, зайдите в
    будущую группу и запишите распорядок
    дня.
  • Объясните малышу, что в садике все
    детки живут по определенному графику,
    которому нужно следовать.
  • Приучите
    ребенка просыпаться за час или полтора
    до предполагаемого времени приезда в
    сад. За это время вы должны успевать
    всей семьей совершить водные процедуры,
    позавтракать, собраться и одеться, а
    также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не
    только приемы пищи, но и время занятий,
    тихий час и прогулки. Чем точнее вы
    будете следовать распорядку, тем проще
    кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в
    дневном сне, научите его спокойно лежать
    в кроватке и играть с самим собой в слова
    или другие лексические, математические
    игры. Подойдут для самостоятельных
    развлечений и пальчиковые игры для
    развития мелкой моторики.

Готов ли ваш ребенок к детскому саду? Давайте проверим!

Как подготовить малыша к
детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует
вас здоровым аппетитом, в садике он
может отказываться от еды или капризничать
за столом. Чтобы избежать подобных
проблем, нужно заранее подготовить
ребенка к детсадовскому рациону. Это
не только приучит кроху к незнакомым
блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный
тракт к непривычной пище.

Изучите меню
детского сада, в который планируете
отдать ребенка. В противном случае
просто ориентируйтесь на здоровое
полноценное меню из каш, овощных,
молочных, мясных и рыбных блюд. Помните,
что в детском садике пищу обычно варят,
запекают или тушат, поэтому за несколько
месяцев до поступления в сад исключите
из рациона крохи жареные блюда и жирные
продукты. В рамках подготовки ребенка
нужно отучить от небольших перекусов
в течение дня. Пусть он привыкает к
питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши
старания, малыш продолжает капризничать
за столом и отказывается от садиковской
еды, попросите воспитательницу проявить
немного больше терпения. Возможно, за
несколько дней или недель ваш кроха
вольется в коллектив и будет охотнее
кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности
для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка
первый раз окажется в детском саду, он
должен обладать определенной
самостоятельностью, иначе первые недели
и месяцы будут сложными как для него,
так и для вас.

Готовый к детсаду
малыш должен
сам мыть руки с мылом и умываться,
пользоваться горшком или хотя бы
достаточно ясно сообщать взрослым о
своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка
установился стабильный режим дефекации,
что возможно при установлении стандартного
распорядка дня. Пусть малыш справляет
большую нужду утром или вечером, в
домашних условиях, чтобы в случае
«аварии» вы могли помочь и быстро убрать
ее последствия.

В зависимости от возрастной
группы малютки от него также будет
требоваться умение своими силами
одеваться и раздеваться при подготовке
к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь
с крохой дома, позволяя ему самостоятельно
натягивать штанишки и застегивать
курточку. Выбирайте обувь на липучках
или кнопках, чтобы деткам не приходилось
возиться со шнурками, и удобную, практичную
одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего
малютку никто не будет кормить с ложки.
Чтобы не остаться голодным, ему придется
самостоятельно орудовать вилкой и
ложкой.

Не помешает в садике и вежливость,
умение вовремя говорить «спасибо» и
«пожалуйста».

Как психологически подготовить ребенка к детскому саду

О чем еще нужно позаботиться
перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о
    том, что все взрослые детки ходят сначала
    в детский садик, а затем — в школу. Не
    стоит излишне приукрашивать существование
    детей в садике, но и пугать свое чадо не
    нужно. Делайте акцент на том,
    что в саду малыш сможет завести новых
    друзей, учиться и играть, пока вы
    работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте
    вместе вокруг территории детсада,
    изучите здание и игровые площадки,
    посмотрите, как играют детки на прогулках.
    Если сможете договориться с воспитателями,
    сводите кроху в помещение его будущей
    группы, чтобы малыш смог заранее увидеть
    пространство, в котором ему предстоит
    провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В
    незнакомой обстановке он будет чувствовать
    себя намного увереннее, если
    будет видеть хотя бы несколько знакомых
    лиц.
  • Научите кроху знакомиться с
    новыми людьми, предлагать совместные
    игры, делиться игрушками и находить
    компромиссы. Все эти навыки пригодятся
    в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на
    свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей,
    летом употребляйте в пищу больше свежих
    овощей и фруктов, стимулируйте физическую
    активность. Конечно, никакие ваши усилия
    не дадут стопроцентной защиты здоровья
    ребенка от простуды, но позволят ему
    реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому
питанию и распорядку дня, стимулируйте
его самостоятельность и учите общаться
со сверстниками и взрослыми, тогда он
легко пройдет период адаптации и будет
чувствовать себя комфортно в детском
саду даже в первый раз.

«Несадиковский» ребенок: как помочь справиться с проблемой?

Источник

Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ.

Собираюсь в детский сад.

Привыкнуть к детскому саду не так- то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из “домашнего” в “ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Все это приводит к изменению поведения ребѐнка, нарушается его поведение, сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемого ребѐнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде чем готовить ребѐнка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы!

Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад.

  • Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Познакомиться с типовым режимом детского сада. Для детей 2-3 лет завтрак с 8.00 до 8.30, обед 11.15 –12.00,полдник 15.30 –16.00. Дневной сон с 12.30 до 15.00
  • Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).
  • Научите ребѐнка элементарным навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, умываться, проситься на горшок, кушать).

Отсутствие навыков самообслуживания у ребѐнка – фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают вовремя их одеть и умыть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребѐнка в

своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии

  • Научить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий: (посадить в коляску куклу и покатать еѐ, покормить еѐ, положить спать.) Самостоятельность ребенка в играх создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, -поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем.
  • Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены

и ребенок, подготовлен к приходу в дошкольное учреждение наступает основной этап.

С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад.

Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов.

  • Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • Продумайте всю одежду малыша: легко ли расстѐгиваются пуговицы, петли. Обувь должна быть удобная с закрытым мыском и на липучках.
  • Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем
  • Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребѐнка сначала до обеда (если сложная форма адаптации, то на 2-3 часа, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе).
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
  • Когда вы уходите–расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
  • оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых
  • впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

Заключительный этап адаптации.

Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его ненадолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Ребенок, который дома находился на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя, в условиях детского сада требует к себе постоянного к себе внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, ласково разговаривать с ним. Фактически он приходит из рук в руки –от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а может и больше.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку –

не считайте, что он заменяет семью.

Источник