Развитие ребенка до появления на свет

Новорожденный малыш – это самое удивительное существо на свете. Такой слабенький и беспомощный, он в тоже время переносит стрессы, которые не под силу даже взрослому человеку – роды и моментальный переход организма на новый способ сначала дыхания и кровообращения, а затем и питания! А затем и адаптация в непривычной для него внешней среде.

Но самое удивительное — это то, что даже в этом возрасте ваш кроха – уже индивидуальность и имеет свой характер и предпочтения!

Родителям это нужно помнить всегда и не удивляться определенным его проявлениям – воспитание начинается с рождения и это истина.

Конечно же, для начала следует усвоить, что ребенок в определенные возрастные периоды имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать.

У каждого возраста свои особенности, это очень четко прослеживается по мере роста и развития малыша в период до года:

  • рост и прибавки веса;
  • физическое развитие – появление новых навыков и умений;
  • психоэмоциональное развитие (психометрия);
  • развитие органов чувств;
  • особенности питания, связанные с постепенным созреванием органов пищеварительной системы;
  • пограничны (транзиторные) или физиологические состояния, характерные для определенного возраста.

Рассмотрим эти особенности ребенка в период новорожденности – от рождения до 28 дневного возраста.

Определение соответствия всех особенностей новорожденного ребенка проводит участковой врач-педиатр:

  • при первом патронаже на дому – чаще всего он поводится в первые дни после выписки из роддома (1-3 день);
  • при втором патронаже на дому  – 14 дней;
  • при первичном посещении в 1 месяц в поликлинике.

Если малыш относиться к любой из групп риска (высокая вероятность возникновения патологии) – составляется индивидуальный график посещения малыша на дому, чтобы следить за его развитием и состоянием здоровья.

Группа риска определяется при первичном патронаже или соответствует рекомендациям врача – неонатолога (из выписки).

В тоже время родители тоже должны знать все особенности развития своего малыша и при необходимости обращать внимание специалиста на различные изменения.

Рост и прибавка веса на первом месяце

Новорожденный малыш очень мал, но в этом хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста – в среднем за первый месяц кроха вырастает на 3-4 см.

А его органы пищеварения за сутки усваивают и переваривают 600-700 г материнского молока, что составляет пятую часть массы его тела!

За первый месяц в норме кроха должен набрать минимум 600 грамм (без учета физиологической потери веса в роддоме), в среднем 20-30 гр./день.

Поэтому расчет прибавки составляет:

вес малыша в месяц минус вес при рождении.

Хорошая прибавка веса свидетельствует о нормальном функционировании его пищеварительной и выделительной системы и о достаточном количестве грудного молока.

Это самая лучшая и полностью адаптированная пища для вашего крохи и ничто на свете не заменит его. Поэтому необходимо с самого рождения малыша психологически настраиваться на долгое кормление грудью и своевременно справляться со всеми возникающими проблемами.

Физиологические (транзиторные) состояния

На первом месяце жизни у крохи возникают транзиторные (переходящие) или пограничные состояния.

Это функциональные особенности организма, которые происходят в связи с перестройкой систем и органов – они отличаются индивидуальностью и проходят до конца первого месяца жизни

Все эти изменений происходят в первую неделю (после 3 суток жизни) и считаются вариантом нормы.

К ним относятся:

  • половой криз;
  • физиологическая желтуха;
  • мочекислый диатез;
  • милии или гормональная сыпь («цветение» кожи);
  • физиологическая диспепсия.

Кроме физиологических видов сыпи у новорожденного могут возникать потничка, опрелости и различные виды гнойничковых высыпаний.

Это связано с особенностями кожи малышей и низким иммунитетом. Поэтому при появлении ярких мелкоточечных высыпаний, покраснений в складочках, ягодичной области, промежности или пузырьковых высыпаний – необходимо вызвать врача на дом, самолечение в этом случае крайне опасно.

Пупочная ранка у новорожденного

Пуповинный остаток у малыша вызывает много вопросов и тревог у большинства мам, которые боятся повредить пупок и занести туда какую-либо инфекцию. И все же придется пересилить свой страх и научиться ухаживать за областью пупка своего ребенка.

Необходимо уяснить себе, что гигиена пупка – несложная процедура.

В большинстве случаев этому маму обучают медицинские сестры роддома перед выпиской домой. Но учитывая тот факт, что в родильных домах сейчас практикуется ранняя выписка, многие детки выписываются домой с пуповинным остатком (с прищепкой).
Пуповинный остаток отпадает у большинства новорожденных спустя 4-7 дней после появления на свет, оставляя открытой пупочную ранку.

Важно знать, что техника обработки пупка с прищепкой и простой пупочной ранки немного отличается.
Но независимо от того, отрабатывали пуповинный остаток в родильном доме или нет, дома это следует делать обязательно – так существует понятие «входные ворота инфекции».

Как обрабатывать пуповинный остаток (с прищепкой)

Обрабатывать антисептиками нужно только тот участок культи пуповины, который находится под прищепкой (ближе к животику).

Процедура проводится два раза в день.
Для этого необходимо взять ватную палочку и 3% раствор перекиси водорода и обильно смазать участок культи пуповины, при этом не стоит бояться (это не приносит малышу дискомфорта), прищепку необходимо одной рукой придерживать, можно отогнуть ее кверху и книзу для лучшего эффекта. Перекись будет немного шипеть и это нормально. Затем остатки перекиси нужно промокнуть сухой ватной палочкой. После этого нужно обильно смазать пуповинный остаток под прищепкой зеленкой.

Как обрабатывать пупочную ранку после отпадения пуповинного остатка

После отпадения сухой культи пуповинного остатка и скобки могут быть небольшие кровянистые выделения из ранки – это вариант нормы и не страшно.

Необходимо раздвинуть краешки пупочной ранки и хорошенько смочить ее 3% раствором перекиси водорода, а затем обработать 1% раствором Бриллиантового зеленого.

Читайте также:  Теория основы развития ребенка макаренко

В дальнейшем на ранке могут образовываться кровянистые корочки, это не страшно, но не повод прекращать обработку пупочной ранки – процедуру проводят 2 раза в день.

Сначала помыть руки и большим и указательным пальцем раздвинуть края ранки.

Кануть из пипетки 2-3 капли перекиси водорода, она будет шипеть, и размягчать корочки. Их нужно нежно и аккуратно убрать. Остатки перекиси промокнуть сухой палочкой. Если часть корочек не отошла самостоятельно их нельзя убирать насильственно – постепенно они уберутся.

Смазать пупочную рану 1% раствором Бриллиантового зеленого.

Купать кроху необходимо только в кипяченной отстоянной воде до полного заживления пупочной ранки, чаще всего до конца 1 месяца.

Физическое и психическое развитие крохи  – появление новых навыков, умений и эмоций

Новорожденный малыш приходит в этот сложный мир с уже достаточным запасом целесообразных рефлексов: сосания, глотания, поисковый, защитный.

У него вполне развиты органы чувств:

  • малыш настораживается при громком звуке;
  • различает запахи, особенно запах и вкус материнского молока, тепло ее рук, нежность прикосновений;
  • с 10 дней, а иногда и раньше кроха удерживает в поле зрения движущийся предмет, фиксирует взгляд на яркой игрушке.

Запомните, что характер у малыша формируется с первых дней жизни и основано это на общении с окружающим миром, родителями и близкими людьми.

Формирование характера крохи начинается с условных рефлексов: как положительных, так и отрицательных.

Положительные условные рефлексы возникают:

  • на регулярное питание (часто беспорядочный режим питания способствует неправильному формированию характера);
  • на гигиенические процедуры;
  • общение, ласковое обращение.

Поэтому во всем, что касается ребенка с самого раннего возраста, а лучше с рождения, должны чувствоваться порядок, режим.

Кроме этого малыш должен постоянно ощущать заботу родителей – это формирует комфортный психоэмоциональный фон и чувство защищенности, уверенности и внутренней силы.

И наоборот если вы будете раздражительны, неорганизованны и непоследовательны, а иногда и злы (это случается при плохом самочувствии, отсутствии желания вставать ночью, усталостью и другими психологическими проблемами). При этом у малыша может сформироваться нервный характер, который впоследствии может усугубляться другими проблемами по мере роста – это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В тоже время с самых первых дней не стоит чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках – постепенно ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает – спит только на руках.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка – необходимо выяснить его причину:

  • мокрый;
  • что-то болит;
  • голодный;
  • хочу общения с мамой.

Бывает, что малышу достаточно поменять подгузник, и он сразу успокоится.

 Что умеет малыш на первом месяце жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный малыш активно познает мир и пытается общаться:

  • вздрагивает и мигает при резких звуках, с 9-11 дня кроха уже различает звуки, реагируя криком и беспокойством на громкие и резкие, а с 3-4 недели начинает прислушиваться к ним. Возникает реакция слухового сосредоточения при резком звуке малыш на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки;
  • с 20-22 дня исчезают нескоординированные движения глазных яблок, а зрительное сосредоточение (фиксация взгляда) происходит на 15-30 дни жизни, но задержка взгляда на чем-то еще кратковременна;
  • на 8 – 10 день в положении лежа на животе, поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд, а в двухнедельном возрасте поворачивает голову к источнику звука;
  • в 10-14 дней появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь – это выражение положительных эмоций крохи;
  • малыш с двухнедельного возраста уже может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, но иногда эта реакция еще отсрочена на несколько секунд;
    движения крохи еще хаотичны и не координированы- это связано с возбуждением незрелых центров мозга по мере созревания мышцы крохи постепенно расслабятся и ребенок сможет управлять своими движениями.

Тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание

Появление на теле крохи различных патологических высыпаний, особенно гнойничковых видов сыпи, стойких опрелостей или потницы, участков мокнутия.

Повышение температуры и беспокойство малыша – тревожные симптомы, требующие немедленного осмотра врача.

Затяжная желтуха с усиление желтизны кожи и склер, спускание желтушности на стопы и кисти малыша.

Любое изменение состояния малыша – частые срыгивания, отказ от еды, вялость и сонливость или наоборот беспокойство и крик.

Гнойное отделяемое из носа, глаз или пупочной ранки – незамедлительно вызовите педиатра, это крайне опасно.
Постепенно родители и малыш привыкнут друг другу – первый месяц самый сложный, его не зря называют период адаптации.

Как он пройдет во многом зависит от состояния здоровья крохи и степени готовности родителей к рождению малыша.

В любом случае необходимо помнить, что участковый врач и патронажная медсестра – это ваши помощники и при минимальных изменениях в состоянии крохи необходимо проконсультироваться у специалиста.

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста кратко

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Читайте также:  Как заниматься развитием грудного ребенка

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник