Развитие ребенка до годам и трудовая деятельность

Развитие ребенка до годам и трудовая деятельность thumbnail

Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:

– труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.

– процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

1. Самообслуживаниеформирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.

2. хозяйственно-бытовойэтот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы.

3. в природес помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию.

4. ручнойТакая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

• фартуки;

• подносы;

• тазики;

• щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Источник

   Сотникова И.Н.

Воспитатель первой квалификационной категори

МБДОУ ДС №17 “Веселые гномики” с. Небуг, Туапсинский район

Трудовая деятельность ребёнка раннего возраста

Аннотация

   В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия труда в жизни ребенка.

Читайте также:  Книги для развития ребенка отзывы

Ключевые слова: трудовая деятельность, труд,навыки самообслуживания, взаимодействие, воспитание.

Keywords: work, work, self-service skills, interaction, education.

   Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

   С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом младшего воспитателя, педагог говорит: “Посмотрите, как Анна Владимировна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!” Или: “Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Владимировне одной собрать ее. Мы сейчас поможем собрать бумагу вместе с Аней, Лешей и Сашей…

   Главным в трудовом воспитании детей раннего возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна становиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что ребенок увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя: застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах – стало удобно играть, рукава не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки – стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами и т.д.

   Трудовая деятельность детей раннего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

   Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например,обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей кофты, намыливает руки, смывает и вытирает, потом побуждает детей повторить эти действия в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей интерес, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:

Чистая водичка

Моет Саше личико,

Настеньке – ладошки,

А пальчики – Мирошке.

   Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: “Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки”. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь и поддержка. Это стимулирует активность детей, вызывает у них радость, удовлетворение.

   С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (растегивают пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

   В данной возрастной группе рекомендуется привлекать детей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: “Какая у Саши большая машина! На такой машине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу и сложит их аккуратно на полку”.

   Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию (”Алина, давай поможем Леше собрать кубики…Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!”). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: “Кто тебя потерял, кто твоя мама? Настенька твоя мама? Возьми, Настя, доченьку, пожалуйста, положи в коляску”.

   Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием появления в группе игрушек и разговор педагога с детьми от того или иного персонажа. Например, к детям может прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания.

   Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешаяя друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику.

   Зная особенности организации труда, владея методами и приемами с детьми раннего возраста, в детях активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, уних формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность.

Источник

Юлия Берданова
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое значение для ребенка,его эмоционального состояния. Труд у дошкольников тесно связан с игрой. У ребенка появляется потребность принимать ативное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В игре или труде дошкольник осваивает сферу социальных отношений и действия связанные с функциями взрослых (бытовые или профессиональные).Игра ребенка не имеет конкретного результата,т. к. в игре он руководствуется воображением. В труде действия ребенка реальны и приводят к получению какаого либо результата. В трудовой деятельности связь с жизнью взрослых реалестичней чем в игре. Чем младше дети тем больше трудовая деятельность похожа на игру. Чаще всего замена трудовой деятельности на игровую происходит в младшем дошкольном возрасте. Это происходит если ребенок не понимает что от него требуется или не понимает как нужно выполнять задание,а его деятельность не контролируется взрослым.

Связь игры и труда сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Игра и труд дошкольника это первый эмоциональный этап на пути профессинального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых формирует профессиональные интересы и предпочтения. У детей старшего дошкольного возраста цель труда более сформирована. Они уверенно выполняют более сложные действия на протжении достаточно длительного времени. От умения проконтролировать свою деятельность зависит наиболее успешное достижение цели. Дошкольники 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе,они считают ее хорошей,независимо от результата. А вот к труду своих сверстников относятся критически. В 5-7 лет дети замечают не все свои ошибки,а только грубые,но стараются оценивать свою работу правильно. Они обращаются с вопросами к врослому,т. к. их интерисует качество труда.

Усложнение трудовых действий ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Со временем они становятся более точными и быстрыми. Но если ограничить возможности ребенка,то трудовые задания он будет выполнять долго и не всегда хорошо. Поэтому очень важно давать ребенку задания которые ему по силам,показать как нужно обращаться с орудиями труда. Оценивать труд ребенка нужно не только в зависимости от результата,но и в зависимости от качества работы. Бережное отношение должно быть не только к своему труду,но и к труду других людей. Возрастание физических и психических возможностей происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим. И это конечно же влияет на расширение сферы трудовых действий и появление новых видов труда.

Читайте также:  Как избежать развития аллергии у ребенка

Публикации по теме:

Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.

Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»
Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: – развивать.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
«Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.

Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте
Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.

Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте
Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.

Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот.

Источник

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?

Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).
Читайте также:  Пример заключения о развитии ребенка

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник