Развитие ребенка до года портал
В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.
Игры и упражнения на разных этапах развития
Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.
Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.
От 0 до 2 месяцев
Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:
- почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
- совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
- вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.
Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.
- В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
- Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
- Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.
Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.
От 3 до 5 месяцев
Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.
Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:
- положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
- в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
- аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
- практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.
Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.
Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.
От 6 до 8 месяцев
После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.
Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.
Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.
Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.
Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.
От 9 до 12 месяцев
Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:
- стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
- для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
- навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.
Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.
Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.
В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале. Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Наш информационный портал для родителей о детях “Я ВАША КРОХА” https://razvitie-krohi.ru/ – новорожденный ребенок: здоровье, развитие, уход и кормление создан в помощь молодым и неопытным родителям. В этом большом разделе собраны интересные и актуальные статьи, подробно описывающие здоровье новорожденных, развитие до 1 года, подробные публикации о правильном уходе за ребенком. Информация основана на личном опыте авторов-мам с учетом современных научных исследований и будет полезна для каждого новоиспеченного родителя.
Раздел “Здоровье новорожденных” [все статьи]
Сразу после родов врач педиатр дает оценку состоянию здоровья новорожденного. Данные исследования вносятся в карточку ребенка и помогают в дальнейшем при диагностике более поздних нарушений здоровья маленького.
После девяти месяцев пребывания в теплом животике мамы, ребенок, рождаясь, сразу попадает в чужой и неприветливый мир. Крохе необходимо много сил чтобы его организм адаптировался к пока непривычным условиям, поэтому очень важно с первых дней пребывания дома правильно организовать уход за новорожденным, ведь даже незначительная проблема может в этот возрасте привести к серьезным последствиям.
В данном разделе молодые мамы найдут полезную информацию на темы различных заболеваний, свойственным деткам младенческого возраста.
Лучшие и самые полезные статьи из рубрики о здоровье ребенка:
- Основные болезни и недуги которые чаще всего встречаются у новорожденных;
- Частые заболевания и проблемы с кожей у новорожденных детей;
- Как правильно дать младенцу лекарство в виде таблетки или сиропа (инструкция для родителей);
- Газики у грудничка — как помочь?
- Колики у грудничков что делать и как лечить?
- Запор у грудничка — признаки запора, причины и как лечить;
- Кашель у грудничка — причины, как и чем лечить;
- Температура у грудничка что делать и чем сбивать?
Раздел “Развитие ребенка по месяцам” [все статьи]
Можете сразу перейти к нужному месяцу:
Каждый месяц в жизни ребенка можно сравнить с годом, прожитым взрослым человеком. Малыш стремительно развивается, активно познает мир, осваивает новые умения и навыки.
С появление малыша, каждая мама должна знать нормы развития здорового ребенка, чтобы объективно оценивать состояние здоровья крохи и помогать ему в овладении новыми умениями.
Каждый младенец осваивает определенные навыки по своему «индивидуальному графику», и нет большого страха, если маленький немного отстает или опережает сверстников. Внимательное отношение к любимой крохе и соблюдение рекомендаций врача помогут выбрать правильный подход в развитии младенца.
В разделе «Развитие ребенка по месяцам» подробно описано все то, что должен осваивать малыш в течение каждого месяца первого года жизни, а также статьи, посвященные физическому и психическому развитию крохи.
Лучшие и самые полезные статьи из рубрики о развитии ребенка:
- Развитие ребенка до года по месяцам;
- Что должен уметь ребенок в 1 годик.
Раздел “Уход за ребенком до года” [все статьи]
Порой новоиспеченные родители, вернувшись из роддома с маленькой «куколкой», растерянно смотрят на хрупкое создание, завернутое в пеленки, боясь причинить вред. Уход за новорожденным даже отдаленно не напоминает игру в дочки-матери, в которую в детстве играли все девочки. Хорошо, если на помощь приходят опытные бабушки. А если помочь некому, то родительскую науку придется осваивать самостоятельно.
Загляните в рубрику «Уход за ребенком до года»! Здесь подробно описаны гигиенические процедуры (умывание, подмывание), уход за пупочной ранкой, правила купания, массаж и зарядка.
Лучшие и самые полезные статьи из рубрики об уходе:
- Самые важные советы по уходу за новорожденным. Лучшая статья-памятка для мам и пап;
- Гигиена и уход за новорожденным;
- Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения до года;
- Уход за кожей новорожденного ребенка.
Раздел “Грудное вскармливание” [все статьи]
Необходимость и абсолютные преимущества кормления грудью остаются неоспоримыми во всем мире. Материнское молоко создает основу для правильного и крепкого психофизического созревания и здоровья ребенка, защищает от инфекций, помогает наладить психологическую связь между мамой и малышом с самого его рождения.
Собрана вся актуальная информация и практические советы, касающиеся натурального вскармливания, важные и волнующие мам вопросы, как правильность, частота прикладывания ребенка к материнской груди, как определить, достаточен ли тот объем пищи, который ребенок получает.
Правильно налаженный ежедневный процесс кормления поможет ребенку полноценно развиваться.
Раздел «Искусственное вскармливание» [все статьи]
Самой полезной пищей для ребенка является молоко его мамы. Вместе с ним организм ребенка получает все нужные витамины, микроэлементы и белки, укрепляющие иммунную систему. Однако случается так, что по разным причинам мама не может самостоятельно кормить ребенка.
Если у вас отсутствует грудное молоко, это не повод для волнений. Многие дети выросли здоровыми, питаясь смесями. Чтобы малыш развивался гармонично и правильно рос, важна сбалансированность питания.
- Как готовить смесь?
- Как правильно выбирать детское питание?
- Как минимизировать риск появления пищевой аллергии?
- Как правильно начинать прикорм?
В разделе «Искусственное вскармливание» можно изучить статьи и видео о том, как заменить смесями кормление грудью. Информация поможет разобраться с составляющими смеси, верно организовать прикорм. Молодым мамам будут полезны рекомендации педиатров о разновидностях детского питания для малышей с расстройством желудочно-кишечного тракта и непереносимостью лактозы.
Раздел “Прикорм ребенка” [все статьи]
По достижении возраста 4-8 месяцев маленький организм уже готов к тому, чтобы получать витамины и другие элементы, отсутствующие в молоке, поэтому параллельно с грудным вскармливанием начинают постепенное введение более грубой пищи в рацион.
Рубрика «Прикорм» целиком посвящена этому важному этапу в жизни малыша – переходу на «взрослое» питание. Регулярно публикуемые советы психологов, педиатров и опытных мам помогут вам узнать:
- какие существуют различия в прикорме детей, растущих на материнском молоке, и детей, вскармливаемых искусственно;
- в чем разница между так называемым педагогическим прикормом и традиционной «баночной» системой;
- какие продукты должны входить в новый рацион малыша и какова их доля в общем меню;
- как не навредить пищеварительной системе ребенка и еще множество полезных сведений.
Если вы не нашли информацию, отвечающую именно вашим обстоятельствам, задайте свой вопрос на сайте, чтобы получить исчерпывающий ответ специалиста.
Источник