Развитие ребенка до года по приказу
Первый год жизни ребенка — едва ли не самый важный этап. Происходит дозревание органов и систем, закладывается «фундамент» здоровья на всю жизнь. Чтобы оценивать развитие малыша, своевременно выявлять отклонения и заболевания на ранних стадиях, проводятся плановые профилактические осмотры.
Медицинские осмотры: что гласят нормативные документы?
Порядок проведения обязательных профилактических осмотров для детей всех возрастов установлен Приказом МЗ РФ N 514н от 10 августа 2017 г.
Документ вступил в силу 01.01.2018 г. Приказ регламентирует сроки прохождения, минимальный перечень исследований и осмотр специалистами на всех этапах взросления.
Мы поговорим подробнее о наблюдении за грудничком.
Медицинское наблюдение за ребенком на первом году жизни
Возраст | Врачи специалисты | Исследования и анализы |
Новорожденный | Педиатр | * Проводится неонатальный скрининг на выявление патологий: врожденного гипотиреоза, муковисцидоза, фенилкетонурии, галактоземии и адреногенитального синдрома * Аудиологический скрининг |
1 месяц | Педиатр Офтальмолог (окулист) Детский хирург Детский невролог Детский стоматолог | * УЗИ органов брюшной полости и почек * УЗИ тазобедренных суставов * Эхокардиография * Нейросонография * Аудиологический скрининг |
2 месяца | Педиатр | * Общий анализ крови (ОАК) * Общий анализ мочи (ОАМ) |
3 месяца | Педиатр Травматолог-ортопед | Аудиологический скрининг |
С 4 месяца до 11 месяцев | Педиатр — 1 раз в месяц | Исследования и анализы не проводятся |
12 месяцев | Педиатр Детский хирург Невролог Оториноларинголог (ЛОР) Травматолог-ортопед | ОАК, ОАМ, электрокардиография (ЭКГ) |
Осмотры специалистами
На первом году жизни малыш находится под пристальным вниманием врачей: контролируется развитие, даются рекомендации по питанию, назначается лечение при выявлении заболеваний и др.
Педиатр
Является главным доктором в жизни каждого ребенка.
В роддоме
Кроха осматривается неонатологом сразу после рождения, затем — ежедневно на протяжении всего периода нахождения в родильном доме. Врач следит за адаптацией малыша к новым условиям жизни, исключают врожденные или наследственные заболевания, при необходимости назначает лечение.
После выписки из роддома за ребенком наблюдает педиатр:
* на первом месяце жизни доктор осматривает малыша на дому;
* начиная с возраста 1-го месяца, вы с ребенком ежемесячно посещаете врача в поликлинике.
Осмотры педиатром дома на 1-ом месяце жизни
Врач оценивает общее состояние малыша и определяет его группу здоровья. Доктор дает советы по грудному вскармливанию, закаливающим и гигиеническим процедурам, проводит беседы по грудному вскармливанию. Если выявляются заболевания, назначает лечение.
Ежемесячное посещение педиатра в поликлинике
Во время каждого профилактического осмотра у ребенка измеряется рост и вес, окружность головы и груди, оценивается состояние большого родничка и черепных швов.
Педиатр осматривает кожные покровы, при помощи фонендоскопа слушает легкие и сердце у крохи. Определяет группу здоровья, соответствие физического и психического развития возрасту малыша. Выявляет вероятность развития у ребенка тех или иных заболеваний.
Вы получаете рекомендации по питанию, введению прикорма согласно возрасту, массажу, гимнастике и упражнениям.
Педиатр оценивает приобретаемые ребенком навыки на первом году жизни: умение удерживать головку, сидеть, ползать и ходить, гулить, произносить слоги и слова, самостоятельно кушать.
Окулист
Проверяет, как ребенок фокусирует взгляд на предметах, проходимость носослезных каналов и исследует глазное дно.
Детский хирург
Своевременно диагностирует паховую или пупочную грыжу, дисплазию тазобедренных суставов.
Осматривает половые органы. Выявляет у мальчиков некоторые заболевания: фимоз (сужение крайней плоти — складки кожи, прикрывающей головку полового члена), крипторхизм (неопущение яичка в мошонку) и/или водянку яичек.
Детский невропатолог
Проверяет рефлексы и приобретаемые малышом навыки, определяет мышечный тонус и выявляет возможные двигательные нарушения.
Оценивает состояние черепных швов, большого и малого родничков, соответствие нервно-психического развития возрасту ребенка.
Травматолог-ортопед
Следит за развитием костно-мышечной системы малыша. Исключает или выявляет дисплазию тазобедренных суставов, врожденную мышечную кривошею, косолапость и другие патологии. При своевременной диагностике эти состояния, как правило, хорошо поддаются безоперационному лечению.
Детский стоматолог
Проверяет состояние уздечки языка — складки слизистой оболочки полости рта, которая служит дополнением для прикрепления языка ко дну ротовой полости. Иногда уздечка бывает укороченной, что может привести к нарушению сосания, глотания, жевания, произношения звуков и дикции. Если уздечка укорочена, ее подрезают.
Оториноларинголог
Осматривает ребенка для выявления врожденных аномалий развития носовой и ротовой полости, глотки, ушной раковины, наружного и среднего уха.
Исследования и анализы
Проводятся для диагностики многих заболеваний на ранних стадиях и врожденных аномалий развития.
Общий анализ крови
Помогает выявить анемию, воспаление в организме, нарушения свертываемости крови.
Общий анализ мочи
Позволяет оценить работу почек, обнаружить воспаление в мочевыводящих путях, заподозрить некоторые заболевания (например, сахарный диабет).
Подробнее об ОАК и ОАМ
Аудиологический скрининг
Исследуется слух при помощи специального прибора. Выполняется в роддоме на 3-4-ый день жизни или перед выпиской.
Если по какой-либо причине скрининг не пройден в роддоме либо были обнаружены нарушения слуха, ребенок выписывается с рекомендациями о проведении аудиологического скрининга в поликлинике.
При повторном выявлении нарушений слуха, ребенок направляется в сурдологический центр для дополнительного обследования и назначения лечения (слухопротезирование, занятия с сурдопедагогом). Цель: вовремя провести коррекцию, чтобы не допустить отставания малыша в речевом и психическом развитии.
Неонатальный скрининг
Набирается кровь из пятки на 4 сутки жизни у доношенных детей, на 7 сутки — у недоношенных малышей. Если по каким-либо причинам скрининг не был проведен в роддоме либо данные отсутствуют, тест выполняется в поликлинике до возраста 1 месяца.
Исследование позволяет диагностировать пять тяжелых заболеваний: врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, галактоземию и адреногенитальный синдром.
При своевременном обнаружении недугов и назначении лечения (лекарственных препаратов, соблюдения диеты), дети развиваются нормально.
Подробнее о неонатальном скрининге
Нейросонография
Проводится исследование головного мозга при помощи УЗ аппарата через большой родничок. Безболезненный и безопасный метод помогает выявить кисты головного мозга, внутричерепные травмы, кровоизлияния в головной мозг, аномалии развития головного мозга.
Про роднички можно почитать здесь
УЗИ внутренних органов и почек
Метод дает возможность заглянуть внутрь организма. Осматривается печень, селезенка, поджелудочная железа, желчный пузырь и его протоки, почки и мочевой пузырь. Исследование помогает определить размеры, оценить функцию и выявить врожденные аномалии развития внутренних органов.
УЗИ тазобедренных суставов
Проводится для своевременной диагностики дисплазии тазобедренных суставов — неправильного развития, которое может привести/привело к вывиху или подвывиху головки бедренной кости (врожденному вывиху бедра).
Электрокардиография
Позволяет регистрировать импульсы, возникающие при работе сердца, которые записываются на бумагу в виде зубчатого графика.
При помощи ЭКГ можно выявить нарушения сердечного ритма, образования и проведения импульса.
Наблюдение за ребенком на первом году жизни: где лучше?
Плановые медицинские осмотры проводятся бесплатно в поликлинике по месту жительства — неоспоримое преимущество.
Однако при этом вам с ребенком придется простоять не один час в очередях, даже если ведется предварительная запись.
Кроме того, поликлинику посещают не только здоровые, но и больные взрослые/дети. Ваш малыш может столкнуться, например, с вирусной инфекцией, а очередной ежемесячный профилактический осмотр рискует обернуться появлением температуры, насморка и кашля у ребенка.
При обращении в частный медицинский центр сводится к минимуму дискомфорт для малыша и родителей, отсутствуют утомительные очереди, можно выбрать удобное время для посещений.
На основе стандартной программы наблюдения разрабатывается индивидуальный подход к каждому ребенку. Малыш получает личного педиатра, с которым можно проконсультироваться 24 часа в сутки.
P. S. Приказ МЗ РФ регламентирует обязательный минимум медицинских осмотров. Если выявляются отклонения, назначаются дополнительные исследования и консультации специалистов, не входящих в общепринятую схему наблюдения.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
фото: globallookpress.com
В Медицинском центре «Здоровая семья» профессиональная команда педиатров и детских специалистов. Индивидуальное наблюдение за каждым малышом, плановые осмотры, календарь прививок и обследований — в комфортной обстановке без стрессов и очередей. Наше отделение педиатрии включает в себя прием высококвалифицированных специалистов разных направлений: педиатр, аллерголог-иммунолог, детский гинеколог, уролог, невролог, хирург-ортопед, ЛОР-врач, детский врач УЗ-диагностики, массажист, а также современное оборудование и УЗИ экспертного класса.
По-настоящему персональный подход и внимание к каждому пациенту создадут атмосферу домашнего уюта и комфорт посещения!
МЦ «Здоровая семья» ул. Фучика, 3
тел.: 243-53-03, 219-30-50
WhatsApp: +79222030450
ЗАПИСАТЬСЯ
www.zs-mc.ru
https://vk.com/medcentrzdorovayasemia
Реклама
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Источник
С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Он пришёл на смену приказу 2012 года, в котором для каждого возраста ребёнка был прописан список врачей и дополнительных исследований, которые должны быть бесплатно сделаны ребёнку. Что же изменилось?
Первый осмотр новорожденного – это традиционный осмотр малыша
врачом-педиатром, к которому
«приурочены» скрининги: неонатальный скрининг на врождённый гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию, а также аудиологический скрининг. Все эти скрининги обычно проводятся малышу в роддоме. Но если они не были сделаны в роддоме, то неонатальный скрининг на пять наследственных синдромов должен быть сделан в течение 1 месяца жизни малыша, аудиологический – в первые три месяца.
Медицинский осмотр – что было
Медицинский осмотр – что стало с 1 января 2018 года
Исследования – УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
Исследования – УЗИ брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, ЭКГ, нейросонография.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи (в 6 и 9 месяцев).
Прием врачей – педиатр, невролог, детский хирург, стоматолог, офтальмолог, лор-врач и психиатр.
Исследования – общий анализ мочи, крови, уровень глюкозы, ЭКГ.
Исследования – общий анализ мочи, крови, ЭКГ.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Исследования – общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, сердца, ЭКГ.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы, ЭКГ.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови, мочи и кала, уровень глюкозы, ЭКГ.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы и гормонов в крови, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Исследования – общий анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости, почек, ЭКГ.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Исследования – общий анализ крови и мочи.
Исследования – общий анализ крови и мочи, уровень глюкозы в крови, ЭКГ, флюроография.
Исследования – общий анализ крови и мочи, ЭКГ.
Теперь профосмотры стали еще больше сконцентрированы в определённые годы, значительно большее внимание будет уделяться стоматологическим проблемам, дети будут реже с профилактической целью сдавать анализы.
Источник
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.
Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).
Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.
Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:
кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.
Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.
Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.
Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:
умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.
Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.
Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.
Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.
Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:
в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.
Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.
Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.
Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:
будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.
Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.
Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.
Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:
тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенн