Развитие ребенка до года по месецам
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Что должен уметь новорожденный ? Сколько малышу положено спать ? Какие игрушки ему нужны ?
Развитие ребенка до года — Первый месяц
- У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
cосательные движения; «хватательный»:Если вложить палец в ручку
ребенка, он крепко сожмет его.
- Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
- Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
- Кулачки крепко сжаты
- Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
- Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
Развитие ребенка до года — Второй месяц
- Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
- Издавать звуки (агукать).
- Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
- Может успокоиться сосанием
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет
Развитие ребенка до года — Третий месяц
Что может ребенок 3 месяца:
- Смеется вслух;
- Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
- Гулит в ответ на звуки
- Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
- Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
- Находит источник звука и света
- Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
- Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Развитие ребенка до года — Четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
- Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
- Произносит первые слоги;
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
- Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
- Громко смеется,
- Визжит от восторга
- Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
- Переворачивается (в одну или обе сторону);
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
- Смеется, когда его щекочут
- Затихает, когда слышит музыку
Развитие ребенка до года — Пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
- Кувыркается, раскачивается и сгибается
- Подтягивается на руках, пытаясь сесть
- Сосет пальцы на ногах
- Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
- Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
- Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
- С удовольствием рассматривает лица на картинках
- Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
- Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
- Различает знакомых и незнакомых людей
- Любит играть во время еды
- Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
- Осматривается в незнакомой обстановке
- Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
Развитие ребенка до года — Шестой месяц
- Пытается ползти на животе
- Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
- Перекатываясь со спины на бок
- Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
- Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
- Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
- Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
- Любит играть едой
- Перекладывает предметы из одной емкости в другую
- Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
- Внимательно вслушивается в речь
- Откликается на свое имя
- Издает самые разнообразные звуки
- У него могут резко меняться настроение и эмоции
- Долго и тщательно изучает предметы
- Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
- Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
- Может сравнивать два предмета
Развитие ребенка до года — Седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным.
- Совершенствуется умение сидеть.
- Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
- Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
- Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
- Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
- Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
- Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
- Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
- Гладит свое отражение в зеркале
- Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
- Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».
Развитие ребенка до года — Восьмой месяц
- У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
- Ребенок ползает
- Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок
- Может долго играться с предметами
- Привязан к родителям, остерегается посторонних
- Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
- Осознано говорит «мама» и «папа»
- Ползает с игрушкой в руке
- Встает у опоры
- Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
- Хлопает в ладоши и машет руками
- Гладит и целует свое отражение в зеркале
- Все пробует на вкус
Развитие ребенка до года — Девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами
- Поднимает и играет двумя предметами одновременно
- Может листать толстые страницы картонной книжки
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
- Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
- Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
- Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
- Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
- Может разворачиваться, когда ползает
- Сует пальчики во все дырочки;
- Может научиться защищать себя и свои игрушки
- Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
- Имитирует различные звуки
- Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
- Выполняет простые просьбы
Развитие ребенка до года — Десятый месяц
- Может вставать у опоры
- Ходит, держась обеими руками
- Садится из положения стоя
- Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
- Может унести два мелких предмета в одной руке
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
- Обожает играть с водой
- Подражает жестам, выражениям лица, звукам
- Боится незнакомых мест
- Любит подражать действиям других
- Понимает и выполняет некоторые просьбы
- Открывает ящики и исследует их содержимое
- Любит помещать предметы друг в друга
Развитие ребенка до года — Одинадцатый месяц
- Самостоятельно садиться из положения на животе;
- Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
- Понимать слово «нельзя».
- Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- Ходить, держась за мебель;
- Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- Короткое время стоять без посторонней помощи;
- Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
- Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- «Играть в мячик» (катить вам мяч обратно);
- Пить из чашки без посторонней помощи;
- Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа»;
- Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
Развитие ребенка до года — Двеннадцатый месяц
- Самостоятельно стоит
- Самостоятельно ходит
- Встает из положения сидя на корточках
- Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
- Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
- Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
- Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
- Начинает капризничать
- Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
- Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
- Начинает проявлять чувство юмора
- Откусывает, жует твердую пищу;
- Пользуется ложкой и чашкой
- Понимает почти все из того, что ему говорят
- Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
- Узнает животных на картинках
- Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
- Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.
Источник
Как развивается мой малыш? Все ли соответствует нормам, нет ли отклонений? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что эти вопросы сейчас волнуют и вас.
С каждым ребёнком проходишь через это: где узнать нормы развития младенца? Роста новорожденных по месяцам? Прибавки веса у ребенка? Количество первых зубов? Для того, чтобы поводов для волнений было как можно меньше, давайте сегодня разберемся с ростом новорожденного по месяцам.
Параметры ребенка при рождении
После рождения ребенка, первое, что его ожидает – это знакомство с вами, первое прикладывание к груди, и измерение веса и роста. Оптимальным весом является 2500-3800 г, а рост должен «влезть» в параметры 48-55 см.
Как только малыша измерили, результат сравнивают с таблицей роста новорожденного, а также вычисляют так называемый индекс Кетле I.
Несмотря на сложное название, вычисляется он достаточно просто:
- берем вес новорожденного (например, 3600 г);
- делим его на рост (скажем, 52 см), получаем 69,23;
- сравниваем его со средним значением индекса Кетле I (60-70) и понимаем, что новорожденный «вписывается» в нормы ВОЗ, которые установлены для здоровых детей.
Также смотрите актуальную статью: Прибавка в весе у новорожденных по месяцам>>>
Важно! Индекс Кетле I, рассчитывается только для детей, которые родились в срок. Если Ваш малыш родился чуть раньше положенного времени, то и показатели будут отличаться от нормы.
Средним ростом для девочек считается 49 см, для мальчиков – 50 см.
Рост малыша: что на него влияет
Рост – это один из показателей хорошего здоровья ребенка, его правильного развития. Но почему у одних детей он выше, чем у других, даже если они родились в одно время? Для этого есть разные причины:
- наследственный фактор: ребенок высоких родителей чаще опережает в росте своих сверстников;
- правильное, сбалансированное по витаминам и микроэлементам питание – залог того, что организм малыша получает все самое важное для роста;
- отсутствие врожденных заболеваний новорожденного, которые могут препятствовать нормальному развитию.
По мнению специалистов ВОЗ, кроха за первый год жизни должен «подрасти» примерно на 25 см, при этом он хорошо развивается физически и психически. О других параметрах развития ребенка до года можете прочитать в статье: Развитие ребенка по месяцам до года>>>
Какой он, идеальный рост?
Конечно, вам хочется, чтобы малыш рос «правильно»: все параметры были как «по книжке», но случаются и исключения из правил. Так, в таблице ВОЗ по росту новорожденного ребенка указано, что если рост девочки при рождении меньше 43,6 см, а мальчика – 44,2 см, то это очень низкие показатели. Слишком «высокие» девочки рождаются не менее 54,7 см, а мальчишки – 55,6 см. Не нужно впадать в панику. Для подобных исключений есть объективные причины.
Знайте! Как правило, ситуации, требующие усиленного внимания, берутся под контроль специалистов-медиков, которые самостоятельно отслеживают динамику сантиметров «нестандартного» ребенка.
Да и вы сами можете наблюдать за своим ребенком на ежемесячных приемах у педиатра, когда деток взвешивают и измеряют. Для этого просто можно взять готовую таблицу, в которой указан рост младенца по месяцам и сравнить с показателями своего ребенка.
Как измерить рост ребенка самостоятельно?
Для того, чтобы узнать динамику новорожденного в росте в первый год жизни, не обязательно дожидаться очередного похода в поликлинику. В домашних условиях тоже можно измерить ребенка (что совсем несложно), а потом заглянуть в таблицу роста новорожденного по месяцам, чтобы узнать, все ли в порядке. Итак, алгоритм действий такой:
- Кладем ребенка на любую твердую ровную поверхность, например, стол;
- Убедимся, что голова новорожденного упирается в стену;
- Выпрямляем одну ногу, стопа под углом 90° к поверхности;
- Ставим отметку мелом или карандашиком, а после измеряем длину от нее до стены.
Смотрим в таблицу, сравниваем результаты:
Таблица роста и веса*
Месяцы | Вес, кг | Рост, см | Окружность головы, см |
---|---|---|---|
При рождении | 3,1-3,4 | 50-51 | 33,0-37,5 |
1 мес. | 3,7-4,1 | 54-55 | 35,0-39,5 |
2 мес. | 4,5-4,9 | 57-59 | 37,5-41,5 |
3 мес. | 5,2-5,6 | 60-62 | 39,0-43,0 |
4 мес. | 5,9-6,3 | 62-65 | 40,0-44,0 |
5 мес. | 6,5-6,8 | 64-68 | 41,0-45,0 |
6 мес. | 7,1-7,4 | 66-70 | 42,0-46,0 |
7 мес. | 7,6-8,1 | 68-72 | 43,0-46,5 |
8 мес. | 8,1-8,5 | 69-74 | 43,5-47,0 |
9 мес. | 8,6-9,0 | 70-75 | 44,0-47,5 |
10 мес. | 9,1-9,5 | 71-76 | 44,5-48,0 |
11 мес. | 9,5-10,0 | 72-78 | 44,5-48,5 |
12 мес. | 10,0-10,8 | 74-80 | 45,0-49,0 |
* – Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
- Рост девочек с рождения до 2-х лет.
- Рост мальчиков с рождени до 2-х лет.
- Вес девочек с рождения до 2-х лет.
- Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
- Окружность головы, девочки 0-2 года.
- Окружность головы, мальчики 0-2 года
Такая же таблица в формате картинки (jpg): Нажмите для просмотра и печати.
Как видите, ничего сложного в этом нет!
Что делать, если ребенку по возрасту не хватает сантиметров?
- Расслабьтесь;
- Правильно ухаживайте за ребенком, кормите исключительно грудью до 6 месяцев, а затем вводите прикорм О том, как вводить прикорм малышу, можете почитать в статье: Введение педагогического прикорма ребенку>>>;
- Следите, чтобы ребенок хорошо спал и просыпался отдохнувшим и бодрым;
- Сами правильно питайтесь, чтобы через грудное молоко ребенок получил нужные ему витамины и минералы О том, что можно кушать кормящей маме, можете узнать из курса: Безопасное питание кормящей мамы>>>;
- Остальное дело генетики.
Пусть Ваш ребенок развивается гармонично, растет здоровым и доставляет Вам много радости!
Читайте также:
- Почему новорожденный плохо спит?
- Когда у новорожденного меняется цвет глаз?
- Новорожденный запрокидывает голову назад
Источник