Развитие ребенка до года педиатрия

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.
Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .
Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.
1 месяц
Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.
2 месяца
В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.
3 месяца
В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.
4 месяца
Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев
Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
9 месяцев
В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.
10 месяцев
Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Источник
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Добрый день, дорогие родители. В нашем материале сегодня развитие ребенка и его речи в первый год жизни. Как происходит развитие ребенка по месяцам жизни 1 до года? Что должен уметь малыш читайте ниже.
Первый год – это наиболее насыщенный в плане развития период жизни. Представленные ниже этапы развития указывают порядок, в котором появляются отдельные навыки в развитии малыша, и дают общую ориентацию в этой области.
Содержание статьи:
- Развитие ребенка по месяцам жизни до года
- Младенец в 1 месяц жизни
- Младенец в 2 месяца жизни
- Младенец в 3 месяца жизни
- Ребенок в 4 месяца жизни
- Ребенок в 5 месяцев жизни
- Ребенок в полгода жизни
- Ребенок в 7 месяцев жизни
- Ребенок в 8 месяцев жизни
- Ребенок в 9 месяцев жизни
- Ребенок в 10 месяцев
- Ребенок в 11 месяцев жизни
- Ребенок в один год
- Развитие ребенка по месяцам до 1 года видео
Развитие ребенка по месяцам жизни до года
Стоит, однако, подчеркнуть, что каждый кроха развивается в своем собственном темпе, в соответствии с возможностями и предрасположенностью.
Смотрите наши материалы: Как ухаживать за новорожденной девочкой и Как ухаживать за новорожденным мальчиком, делайте все правильно!
Младенец в 1 месяц жизни
- отличает голос мамы от голоса других людей;
- изменяет активность под влиянием голоса;
- реагирует тревогой на беспокойство мамы;
- плачет, может кривиться в ответ на неприятный шум или прикосновение;
- издает звуки, похожие на «а» или «е»;
- может сосать;
- поднимает голову от матраса лежа на животе;
- начинает познавать окружающее с помощью осязания;
- захватывает ручками все подряд, без участия воли;
- смотрит на четкий зрительный стимул, например, красные или зеленые игрушки;
- в конце первых четырех недель фокусирует взгляд на лице взрослого.
Младенец в 2 месяца жизни
- реагирует на звучания из окружающей среды;
- указывает на голод плачем;
- плач уже более разнообразен;
- произносить гласные и согласные;
- поднимает голову под углом 45°;
- начинает познавать свое тело через прикосновения;
- начинает улыбаться.
Младенец в 3 месяца жизни
- вслушивается в то, что говорят родители;
- совершенствует произношение цепочек гласных;
- поднимает голову под углом 90°;
- начинает захватывать игрушку, которую дают ему в ручку;
- отслеживает изображение, маму или папу, исчезающие из поля зрения;
- реагирует улыбкой на улыбку.
Ребенок в 4 месяца жизни
- слышит звучание игрушек, инструментов, иных вещей и реагирует;
- реагирует выражениями на мимику взрослого;
- показывается, гнев, печаль;
- произносит больше звуков;
- держит головку уверено;
- поднимает голову, лежа на спине;
- пытается сидеть с помощью взрослого;
- хватает всей ладонью;
- наблюдает за всем, что движется.
Ребенок в 5 месяцев жизни
- слушает высказывания родителей, может сосредоточить взгляд на губах говорящего человека;
- поворачивает голову в сторону источника звука, слышит даже тихие звуки;
- замирает от громкого звука;
- произносит слоги;
- совершенствует свои предыдущие „высказывания”;
- поднимается на предплечьях;
- самостоятельно сидит с опорой;
- держит игрушку в руке, и в это время может сконцентрировать зрение на другом объекте;
- протягивает руки к игрушкам, вещам, украшениям мамы;
- может перекладывать игрушку из ручки в ручку;
- поворачивается со спины на животик;
- проявляет страх, когда он видит кого-то чужого.
Ребенок в полгода жизни
- свободно поворачивает головку в сторону раздражителя;
- получает удовольствие от своего лепета, слушает слоги, цепочки звуков, которые произносит;
- начинает произносить звук, который означает отрицание (не);
- как правило, самостоятельно сидит без опоры;
- поддерживаемый за руки, переходит из положения сидя в стоячее;
- пытается делать шаги, когда его поддерживают под руки;
- начинает захватывать вещи рукой, за исключением большого пальца;
- манипулирует предметами не специфично, то есть не по назначению (все предметы используются таким же образом);
- смотрит на вещи во время манипуляции ими;
- смотрит за предметом, который упал со стола.
Ребенок в 7 месяцев жизни
- совершенствует произношение звуков;
- отличает высоту звучания;
- сидит без опоры;
- умеет выполнять движения сидя;
- самостоятельно стоит, держась за мебель;
- предпринимает попытки выполнения маленьких шагов, с помощью взрослого;
- совершенствует навыки манипулирования предметами;
- умеет оценить расстояние, на котором находятся вещи;
- меняет положение тела, когда хочет захватить какую-нибудь вещицу;
- интересуется своим отражением в зеркале.
Ребенок в 8 месяцев жизни
- начинает понимать высказывания с эмоциональной окраской;
- болтают, чтобы обратить на себя внимание;
- появляются новые слоги – «та-та» «да-да»;
- наблюдает за действиями взрослых;
- схватив что-то, пытается самостоятельно вставать;
- начинает самостоятельно садиться из положения лежа;
- захватывает предметы всеми пальцами;
- ищет человека, который исчез из поля зрения;
- начинает имитировать действия взрослых.
Ребенок в 9 месяцев жизни
- образует „свои” слова и слоги;
- может пройти несколько шагов, держась с мебель;
- начинает применять специфическую манипуляцию (использует предметы в соответствии с их назначением);
- может противопоставить большой и указательный палец;
- может указывать пальцем и использует этот жест в коммуникации;
- проявляет свой характер;
- держит с родителем общее поле внимания.
Ребенок в 10 месяцев
- ритмично в соответствии с музыкой, движется;
- слушает выражения, пытается их распознавать;
- открывает рот на встречу ложечке с едой;
- понимает и произносит первые слова;
- начинает смотреть и показывать картинки;
- пытается открыть книги, буклеты;
- пытается подняться на ноги;
- имитирует движения, жесты;
- свободно идет, проводимый за обе ручки;
- улучшает захват предметов;
- вынимает вещички из банок, коробок.
Ребенок в 11 месяцев жизни
- познает свойства предметов через извлечение из них звуков;
- имитирует звуки;
- понимает запреты и реагирует на них;
- самостоятельно ходит под руки или в ходунках;
- касается указательным пальцем игрушек;
- находится спрятанную вещь, игрушку;
- может закрыть коробку;
- самостоятельно ест, держа пищу в ручке, умеет пить из чашки;
- выражает протест, когда что-то не хочет.
Ребенок в один год
- понимает команды, которые подкреплены визуальной подсказкой в виде жеста и выполняет их;
- произносит простые слова, слоги с рациональным смыслом;
- повторяет слова, сказанные взрослым;
- владеет жестом в соответствии с его условным значением;
- начинает самостоятельно ходить (между годом и до полутора лет);
- благодаря возможности более свободного перемещения, инициирует контакты с другими людьми;
- контролирует зрением операции, выполняемые с помощью ложки, карандашей и т. д.;
- может бросить что-то в коробку.
Развитие ребенка по месяцам жизни до года мы описали, если вы заметили небольшие отклонения или в чем-то сомневаетесь – проконсультируйтесь у педиатра, не откладывая!
Здоровья родителям и малышу!
Развитие ребенка по месяцам до 1 года видео
Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.
Источник