Развитие ребенка до года памятка родителям

Развитие ребенка до года памятка родителям thumbnail

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум

имени А.К. Савина»

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Составила:

Студентка III курса группы № 32

специальности 050144

«Дошкольное образование»

Фролова Виктория Валерьевна

                                                                       Оценка: ___________

                                                         2015

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев;
  2. От трех до шести месяцев;
  3. От шести до девяти месяцев;
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

В первый период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие.

Для этого необходимо по утрам умывать личико и ручки крохи, каждый вечер купать малыша в ванночке, регулярно менять подгузник и подмывать попку.

Советы:

Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия.

По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на живот, делать зарядку и массаж.

Важным воспитательным моментом является необходимость приучать ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно некоторое время. Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

В первом триместре педагоги-психологи рекомендуют для малышей игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука.

Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать.

Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в15-20 см), спустя неделю их рекомендуется заменить

Браслет с колокольчиком, который можно надевать поочередно на разные ручки.

Воздушный шарик, который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки.

Схематическое изображение человеческого лица. Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Второй период в воспитании ребенка, который охватывает возраст от 3 до 6 месяцев, характеризуется дальнейшим развитием и совершенствованием сенсорного, слухового и зрительного восприятия.

Для развития способностей крохи, задача родителей – насытить малыша новыми звуковыми, зрительными, тактильными ощущениями.

Для этого необходимо почаще включать ребенку для прослушивания классическую и современную мелодичную музыку, обращать внимание не только на музыкальные звуки, но и на звуки окружающего мира. К примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д.

На этом этапе малышу необходимо постоянное позитивное общение с взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке крохи обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к ползанью. Рекомендуем посмотреть рубрику массаж.

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев.

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек режутся первые зубки.

Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы.

Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки.

Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей. В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку.

Полугодовалые детки обожают рвать бумагу, отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство.

Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль. Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша.

Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужнопоказывать маленькому и называть части тела: глазки, ушки, носик, ножки, ручки.

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.

Малыш начинает ползать, вставать на ножки, поэтому важно правильно развивать ребенка физически.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в этой статье. Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

С z введением прикорма у мамы прибавится стирки.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

В этом возрасте необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя».

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите карапузу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься.

Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления.

Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их.

Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес.

Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки.

Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Четвертый период охватывает возраст от 9 месяцев до года. У крохи активно развивается речь, продолжается совершенствование физических навыков. Задача родителей в это время – всячески способствовать тому, чтобы малыш научился самостоятельно ходить.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Поощряйте вашего карапуза, когда он встает на ножки самостоятельно. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать вначале руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать.

Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем разбурить ее.

Заводные игрушки.

Матрешки.

Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками.

Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию.

Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы.

Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Источник

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

мама с ребенком, грудничок с мамой

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Развитие ребенка до года памятка родителям

Источник

Советы мамочкам: месяц за месяцем
Памятка родителям детей раннего возраста.

Советы новорожденному

Грудное вскармливание по требованию — без ночного перерыва. Возможно кормление до 20 раз в сутки (через 1,5-2 часа).
Исключить все, кроме грудного молока — не давать воды, другого питья или смеси, сосок-пустышек.
Купание после заживления пупочной ранки ежедневно, с мылом (пенкой) — 2 раза в неделю. До заживления пупочной ранки вместо купания возможно ежедневное обтирание влажными салфетками.
Смазывать естественные складки кожи (подмышечные, паховые) детским маслом или кремом.
Пупок обрабатывается следующим образом: обильно смочить перекисью водорода, просушить ваткой или тампоном; смочить медицинским спиртом, просушить; смазать с помощью палочки концентрированным (темно-фиолетового цвета) раствором марганцовки, затем — раствором бриллиантового зеленого.
Температура в комнате 20-22°С, проветривание несколько раз в день, ежедневная влажная уборка.
Прогулки — начиная с пятого дня жизни по 5 минут, ежедневно наращивая по 5 минут до 1,5-2 часов за раз и до 6 часов в день.

Советы в 1 месяц

Кормление так же, как и для новорожденного, режим свободный.
Витамин Д либо водный раствор, либо Вигантол (тот же Д3, но масляный) по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Консультация невропатолога, хирурга, окулиста.
Общий поглаживающий массаж и гимнастика. Массаж лучше проводить маме, т.к. в это время у ребенка еще сохраняется гиперчувствительность кожи, и профессиональный массаж может оказать на ребенка негативное эмоциональное воздействие.
Купание ежедневно, с пенкой — 2 раза в неделю.
Прогулки до 6 часов в день.
Нервно-психическое развитие: начинает держать голову, улыбается, фиксирует взгляд и начинает следить за предметом.
Прибавка в массе за месяц в среднем 600 г. Если меньше — следует обратиться к педиатру для выяснения причин.

Советы в 2 месяца

Режим 1 — кормление через 3 часа с ночным перерывом 6 часов (если ребенок сам вышел на такой режим). Возможно сохранение режима кормления по требованию (особенно в случае лактационного криза). Специально водой или другими жидкостями не допаивать.
Температурный режим 22°С в комнате, купание при температуре воды 37-37,2°С в вечернее время в течение 5-10 минут. Утром, днем и перед купанием — воздушная ванна: голышом на пеленальном столике в течение 5-10 минут, можно в сочетании с гимнастикой.
Прогулки на улице при температуре воздуха не ниже -15°С, при более низкой температуре гулять на закрытом балконе либо заменить прогулку на сон в хорошо проветриваемой комнате.
Витамин Д (Вигантол, водный раствор витамина Д3) по 1 капле 1 раз в день.
Нервно-психическое развитие: держит голову в вертикальном положении в течение 2-5 минут и приподнимает ее в положении лежа на животе; улыбается на ласковую речь взрослого; следит глазами за игрушкой; произносит первые звуки.
Прибавка в массе в среднем около 800 г за месяц.
Массаж и гимнастика (возможно проведение курса профессионального массажа с длительностью процедуры не более 20 минут, общее количество процедур 10, лучше через день).

Советы в 3 месяца

Грудное вскармливание, желательно, чтобы ребенок поддерживал режим кормления через 3,5 часа 6 раз в день с ночным перерывом 6 часов (режим 2).
Продолжать витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Подготовка к вакцинации:
• Общий анализ крови
• Общий анализ мочи
• Копрограмма
• Осмотр невропатологом
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Нервно-психическое развитие: отчетливое слуховое сосредоточение, четко фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за движущимся предметом, активно улыбается, произносит звуки при разговоре с ним, формирует комплекс оживления: при разговоре с ним активно начинает двигать ногами, гулить, улыбаться.

Советы в 4 месяца

Грудное вскармливание через 3,5 часа 6 раз в день (режим 2).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день. Массаж и гимнастика.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Осмотр хирурга.
В 4-4,5 месяца проводится вторая вакцинация от дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Также можно использовать как отечественные, так и импортную вакцину Тетракокк. Принципы подготовки к прививке те же, что и в 3 месяца. Анализы крови, мочи и кала не сдаются.
Если вакцинация от гепатита В начата в 3 месяца, то в 4 месяца одновременно со второй прививкой от дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита, ставится вторая прививка от гепатита В.
При наличии признаков гиповитаминоза: сухость кожи, вялость, утомляемость, проявлениях железодефицитных состояний можно ввести в питание фруктовое пюре или фруктовый сок.
Нервно-психическое развитие: длительно гулит, задевает и захватывает игрушку, висящую над грудью, поворачивает голову на источник звука, громко смеется, преобладает положительный эмоциональный фон, переворачивается со спины на живот.

Советы в 5 месяцев

Грудное вскармливание, режим 2 (кормление через 3,5 часа 6 раз в день).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Массаж и гимнастика.
Если в питание уже введен фруктовый сок или пюре, то увеличить количество до соответствующего возрасту — 50 г. Если первым введен фруктовый сок, то можно начать введение фруктового пюре, также начиная с ¼ чайной ложки и постепенно за 2 недели доведя до 50 г в день. Лучше вводить фруктовое пюре из тех же фруктов, что и сок — яблоко или груша.
Нервно-психическое развитие: отличает близких от чужих; различает тон разговора и соответственно реагирует; при поддержке подмышки стоит на прямых ногах; пытается присаживаться при подтягивании за руки; переворачивается со спины на живот; долго гулит, смеется; четко захватывает игрушку, держит ее двумя руками над грудью.

Советы в 6 месяцев

Грудное вскармливание, режим 3 (кормление через 4 часа 5 раз в день, бодрствование по 2-2,5 часа).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Массаж и гимнастика.
В питание вводится первый прикорм — либо овощное пюре, либо каша. Одновременно к прикорму можно постепенно ввести и пищевую добавку — желток яйца. Рекомендуется диспансерный осмотр невропатологом, хирургом, окулистом.
Нервно-психическое развитие: поворачивается с живота на спину и обратно, подползает; пытается сидеть при наличии опоры; свободно берет игрушки из разных положений, может удерживать игрушку одной рукой; произносит слоги (начало лепета); четко знает близких и чужих; при кормлении ест с ложки (снимает пищу губами с ложки).

Советы в 7 месяцев

Грудное вскармливание, режим 3 (кормление через 4 часа 5 раз в день, бодрствование по 2-2,5 часа).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Массаж и гимнастика.
В питание вводится второй прикорм — либо овощное пюре, либо каша. В 7,5 месяцев можно ввести расширение второго прикорма — мясное пюре.

Примерное меню на 1 день в 7 месяцев и 3 недели:

6.00— грудное молоко (либо адаптированная смесь при искусственном вскармливании);
10.00— 10% каша (гречневая, или рисовая, или кукурузная) 170 г, фруктовое пюре 30-50 г;
14.00 — овощное пюре 150 г и мясное пюре 20 г, фруктовый сок 50 мл;
18.00 — грудное молоко (или адаптированная смесь при искусственном вскармливании), можно дать 30-40 г фруктового пюре;
22.00 — грудное молоко (или адаптированная смесь при искусственном вскармливании).
Нервно-психическое развитие: ползает; сидит; пытается встать у опоры; свободно берет игрушки из разных положений, перекладывает игрушку из руки в руку; многократно произносит слоги (лепечет); на вопрос «где?» четко находит глазами и указывает на предмет; при кормлении пьет из чашки, поданной взрослым.

Советы в 8 месяцев

Грудное вскармливание, режим 3 (кормление через 4 часа 5 раз в день, бодрствование по 2-2,5 часа).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Массаж и гимнастика.
В питание вводится третий прикорм — молочные продукты.

Примерное меню на 1 день в 8,5 месяцев:

6.00— грудное молоко (либо адаптированная смесь при искусственном вскармливании);
10.00— 10% каша (гречневая, или рисовая, или кукурузная) 180 г, фруктовое пюре 50 г;
14.00 — овощное пюре 150 г и мясное пюре 30 г, фруктовый сок 50-80 мл;
18.00 — адаптированная смесь (последующая формула, то есть смесь для детей второго полугодия жизни) 180 мл, можно дать 30 г фруктового пюре;
22.00 — грудное молоко (или адаптированная смесь при искусственном вскармливании).
Нервно-психическое развитие: ползает; хорошо сидит, стоит у опоры, ходит, держась за барьер; долго занимается с игрушками; громко повторяет разные слоги; по просьбе взрослого играет в «ладушки», «до свидания», «спасибо» (кивает головой); сам держит и ест кусочек яблока, или корочку хлеба, или сухарик.

Советы в 9-10 месяцев

Грудное вскармливание, режим 4 (кормление через 4 часа 5 раз в день, бодрствование по 2,5-3,5 часа).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
В питание можно ввести рыбу, творог. Рыба дается не чаще 2 раз в неделю.

Примерное меню на 1 день в 9,5 месяцев:

6.00— грудное молоко (либо адаптированная смесь при искусственном вскармливании);
10.00— 10% каша (овсяная, злаковая и т.д.) 180 г, фруктовое пюре 60 г;
14.00 — овощное пюре 150 г и рыбное пюре 30 г, фруктовый сок 50 мл;
18.00 — адаптированная смесь (последующая формула, то есть смесь для детей второго полугодия жизни) 150 мл, творог 30 г, можно дать 30 г фруктового пюре;
22.00 — грудное молоко (или адаптированная смесь при искусственном вскармливании).
Нервно-психическое развитие: самостоятельно садится, стоит у опоры, ходит при поддержке за обе руки; по-разному играет с предметами (катает, перекладывает, вертит); подражает разным слогам и словам; знает свое имя, на вопрос «где?» достает нужный предмет из массы других; самостоятельно пьет из чашки, удерживая ее двумя руками; с 10 месяцев влезает на невысокую поверхность и слезает с нее, открывает и закрывает коробку.

Советы в 11-12 месяцев

Грудное вскармливание, режим 4 (кормление через 4 часа 5 раз в день, бодрствование по 2,5-3,5 часа).
Продолжить витамин Д3 по 1 капле 1 раз в день ежедневно.
Прогулки 6 часов в день.
Режим и условия купания и воздушных ванн остаются прежними.
Диспансерный осмотр невропатологом, хирургом, окулистом, ЛОРом, стоматологом.
Общие анализы крови, мочи, копрограмма.
Питание остается без значительных изменений. Можно разнообразить меню приготовлением супов из ½ части овощного и мясного пюре (половина пюре остается густой и идет как «второе», половина — разводится водой до жидкого состояния и дается в качестве супа).
Нервно-психическое развитие: стоит без опоры, ходит при поддержке за одну руку или самостоятельно; строит башню из кубиков; произносит несколько (до 10) простых слов; самостоятельно пьет из чашки; прогрессивно увеличивается запас понимаемых слов; выполняет элементарные требования взрослых.

Источник