Развитие ребенка до года фильмы

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.

Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).

В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).

Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.

Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:

кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.

Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.

Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.

Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.

Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.

Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:

умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.

Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.

Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.

Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.

Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:

в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.

Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.

Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.

Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:

будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.

Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.

Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.

Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:

осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.

Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.

Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.

Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:

тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и быт

Источник

А

У человека, выросшего исключительно на высокотехнологичных новинках кинопроката и привыкшего воспринимать кино в 3D-формате, может сформироваться довольно странный вкус. Этот вкус почти наверняка будет противиться тем фильмам, в которых нет компьютерной графики, то есть всей классике кино, особенно черно-белой. Убедить ребенка познакомиться с черно-белой классикой мирового кинематографа — непростая задача. С другой стороны, далеко не весь репертуар кинотеатра «Иллюзион» можно считать классикой. И тем более классикой, которую стоило бы рекомендовать детям: «Броненосец «Потемкин», например, или «Повелитель мух» Питера Брука лучше увидеть в более зрелом возрасте. Специально для тех, кто хочет познакомить своих детей с киноклассикой, Forbes отобрал 14 черно-белых фильмов, которые особенно важно посмотреть, пока тебе не исполнилось четырнадцать.

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird

Режиссер — Роберт Маллиган, Universal Pictures, 1962

Получившая несколько «Оскаров» и множество других наград экранизация важного американского романа Харпер Ли про адвоката из Алабамы (его играет Грегори Пек, который считал эту роль своей лучшей) и его детей — девочку Глазастика и мальчика Джима. А по большому счету — про закон и справедливость, которые, кажется, должны означать одно и то же, но иногда все получается совсем не так, и понять это очень трудно. Про мужество, которое бывает разным: спортивный драйв или способность в одиночку противостоять вооруженной толпе. А еще — про страх и истинную опасность, которая часто оказывается омерзительно обыденной, но боишься ведь всегда чужого, таинственного и непонятного. И бояться этого непонятного иногда так сладко, особенно в детстве.

Малыш / The Kid

Режиссер — Чарли Чаплин, First National, 1921

Первый полнометражный фильм, в котором Чаплин не только сыграл главную роль, но и выступил в роли продюсера. Сценарий (тоже его) написан в духе не то Диккенса, не то О’Генри: нищий стекольщик (Маленький Бродяга) подбирает на улице брошенного младенца и после безуспешных попыток его пристроить оставляет у себя. Выпаивает молоком из кофейника, констролит колыбельку из ничего, растит в любви, веселье и заботе. К четырем годам мальчик хоть и бегает в рваных штанах, но выглядит на редкость смышленым и довольным жизнью. Ну а дальше всякие драматические события довольно плотно следуют одно за другим, особенно если учесть, что фильм идет меньше часа. Отсутствие диалогов совершенно не мешает: каждый кадр, каждая монтажная склейка стремятся к совершенству. Что же касается смешного — смешного в истории про бедняка и подкидыша, надо сказать, немного. Вообще, кажется, Чарльз Спенсер Чаплин ненавидел смешить людей.

Золотой теленок

Режиссер — Михаил Швейцер, Мосфильм, 1968

Книжки Ильфа и Петрова о великом комбинаторе экранизировали много раз, но черно-белая  версия с Юрским все равно самая лучшая. Помимо всего прочего здесь удивительное ощущение подлинности (что вообще довольно странно для эксцентрической комедии) и всё выглядит как по правде. И все как живые: молодой, кудрявый, еще совершенно не похожий на Михаила Горбачева Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова, Евгений Евстигнеев — подпольный миллионер Корейко, и совсем уж удивительный Паниковский — Зиновий Гердт. И даже когда что-то не вполне понятно (что за «присяжные заседатели»?), все равно ужасно смешно.

Семь самураев / Shichinin no Samurai

Режиссер — Акира Куросава, Toho, 1954

Кино величественное, как органный концерт Баха, — и настолько же, в общем, непонятное. Что, может, и лучше: с этой феодальной моралью все довольно неочевидно. Зато здесь есть эталонные боевые сцены и знаменитый дух мужского братства. Смотреть необходимо — хотя бы для воспитания вкуса и формирования собственных критериев: что такое действительно «хороший фильм». 

39 ступеней / 39 Steps

Режиссер — Альфред Хичкок, Gaumont British Picture Corporation, 1935

Глупо, дожив до четырнадцати лет, не посмотреть ничего из Хичкока, но рекомендовать ребенку «Психо» или тем более по-настоящему страшных «Птиц» — как-то странно. С другой стороны, начать сразу с «Окна во двор» тоже неразумно — все равно что начинать завтрак с шоколада. Тут лучше входить во вкус постепенно, с более ранних — еще английских — довоенных фильмов. Отлично снятый шпионский триллер тут подойдет как нельзя лучше. К тому же герою приходится одновременно спасаться от убийц (враждебного внешнего мира) и от полиции («взрослых»), ему помогает девушка (важнейший в детстве вопрос доверия) — одним словом, актуальнейший «детский» сюжет на все времена. То же самое, кстати, в более популярном фильме «Молодой и невинный», но он как-то пожиже, чересчур комедийный.

Чапаев

Режиссеры — Георгий и Сергей Васильевы, Ленфильм, 1934

Приходит детка из школы и говорит: «Сейчас расскажу анекдот. Короче, сидит этот, как его, Петр Иванович на рельсах. Подходит к нему Степка и просит…»  Слышать такое больно. Так что неважно, о шедевре киноискусства идет речь или нет, за большевиков воевал Чапаев или за коммунистов, — некоторые культы приходится поддерживать просто  ради связи поколений. Это как крашеное яичко к Пасхе или огонь в очаге. «Все, что вы тут наговорили, это наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду». «Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?» А главное: «Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!» Иначе никак.

Доживем до понедельника

Режиссер — Станислав Ростоцкий, киностудия им. Горького, 1968

На удивление нефальшивый советский фильм про школу (а вообще-то про конец «оттепели»). Хозяйственник-директор, колеблющийся вместе с линией партии, безграмотная учительница младших классов («Говорю им: не ложьте зеркало в парту! А они ложат и ложат»), липкий физкультурник, заслуженная учительница литературы — ограниченная ханжа, тайно влюбленная в историка, и явно влюбленная в него молоденькая учительница английского (очень красивая Ирина Печерникова). А историк (Вячеслав Штирлиц-Тихонов), бывший фронтовик, живет с мамой и боится, что он уже старый, и очень страдает от того, что вокруг опять стало душно и неуютно, и никому не нужна правда, тем более историческая. И искренность тоже не нужна: сочинение на тему «Мое представление о счастье» в 9 «Б» оказывается провалом и скандалом. Но остается святая на все времена фраза: «Cчастье — это когда тебя понимают».

Похитители велосипедов / Ladri di biciclette

Режиссер — Витторио Де Сика, Produzioni De Sica, 1948

Безработному Антонио Ричи повезло — его взяли расклейщиком афиш. Теперь у него будет зарплата и дадут паек на семью, а ведь у них уже два малыша, а еще выдали униформу и фуражку, как у полицейского. Но только расклейщику афиш не обойтись без своего транспорта, а велосипед Антонио в ломбарде. «Можем спать и без белья!» — жена сдергивает с постели льняные простыни — свое приданое — и несет в ломбард; велосипед выкуплен, завтра у Антонио первый рабочий день… Остальное, в общем, понятно из названия. Велосипед похищен. Друзья пытаются помочь Антонио отыскать его на рынке Порто-Партезе, его маленький сын весь день бродит с ним по городу, иногда вроде бы брезжит надежда отловить вора и вернуть пропажу, но все опять плохо, а потом становится еще хуже. И все это показано глазами семилетнего Бруно — парень, надо сказать, просто отличный; удивительно, что он не стал знаменитым актером. Зато сам фильм получил славы сполна: с него, можно сказать, начался итальянский неореализм. В Советском Союзе его тоже любили: с одной стороны, подходящая идеологическая составляющая, с другой — декорации прекрасного Вечного города. Но только надо учесть, что сейчас дети воспримут это по-другому: как бесконечно тягостную, невероятно грустную историю без всякого просвета. Для них это кино не про погони и приключения, а про несправедливость, отчаяние и бедность; а бедность — это, как выясняется, очень страшно, вроде неизлечимой болезни. И это сказки, что бедность делает человека лучше, добрее и благороднее. Совсем наоборот. Что ж, если вам по какой-то причине важно донести до потомков именно эту мысль, более подходящего материала, конечно, не найти.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Режиссер — Элем Климов, Мосфильм, 1964

Отличнейшая комедия про пионерский лагерь, совершенно не похожая на более поздние (во всех смыслах — недетские) фильмы Элема Климова.  Пионер Костя Иночкин самовольно переплывает реку, его выгоняют из лагеря, но Иночкин боится, что его досрочное возвращение в родимый дом доведет бабушку до инфаркта, поэтому остается в лагере на нелегальном положении, а его товарищи стараются сорвать родительский день. Фильм, где имеется светлый образ Кукурузы — царицы полей, можно считать артефактом хрущевской эпохи, но главное, ради чего необходимо его смотреть, это: «Я очень хорошо плаваю. Если бы я был женщиной, я бы был чемпионом Союза по плаванию», «Такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь», «Тут зрители аплодируют, аплодируют… кончили аплодировать!» И, наконец: «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? Веселее! Молодец, понял». Это должен знать каждый.

Тайна острова Бэк-Кап / Vynález zkázy

Режиссер — Карел Земан, Ceskoslovensky Statni Film, 1958

Роскошное творение чехословацких кинематографистов, в котором игровое кино довольно изощренно комбинируется с разными приемами анимации и спецэффектами. Красота неземная — каждый кадр, что называется, хоть вставляй в рамку и вешай на стенку. Мосты и паровозы, завораживающее сцепление шестеренок, пушки и субмарины, удивительные педальные дирижабли и еще более удивительные педальные же скутеры для передвижений в толще воды, вертолеты и акваланги. Кое-что из этого придумал Жюль Верн, по мотивам которого (преимущественно романа «Флаг родины») и снят фильм. Cюжет поначалу выглядит многообещающе: пираты похищают профессора-гения, чтобы с помощью его сверхмощного изобретения под названием «фальгулятор Рока» завоевать власть над миром. Но ближе к середине он провисает и затухает. С этим придется смириться. Зато педально-паровые гравицаппы так хороши, что спустя десятилетия «Тайна острова Бэк-Кап» стал культовым произведением течения стимпанк (от steam — пар), которое любовно исследует, как выглядела бы наша цивилизация, если бы развитие техники шло не так, а несколько по-другому. Поклонники Миядзаки любого возраста приходят от Земана в восторг.

Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups

Режиссер — Франсуа Трюффо, Les Films du Carrosse, 1959

Первый известный фильм французской «новой волны» и первый, автобиографический фильм Трюффо, его «Над пропастью во ржи». Или — пролог к годаровскому «На последнем дыхании», вроде как детская, подростковая версия. Поэтому ни погонь, ни выстрелов, единственная роковая блондинка — это родная нелюбящая мать, а сюжет такой, что даже пересказывать скучно, как скучно слушать бубнеж учителя, когда тебе четырнадцать. Прогул уроков — поддельная записка — «без родителей не приходи» — вымой посуду, вынеси мусор — «еще одна плохая отметка по поведению, и отправишься в военное училище». И все время приходится врать. Но ведь есть в жизни еще кое-что: можно просто бродить по Парижу, глазеть на прохожих и как в Сене плавают облака, можно кататься на центрифуге в парке (привет Холдену Колфилду с его каруселью), мечтать о чем-то таком — волшебном. О море, например. В конце концов Антуан Дуанель и бежит к морю, уже из исправительного заведения для малолеток — вот ведь как не повезло парню. Но бежит он так легко, так свободно и счастливо, что даже зависть берет. Все умрут, а я останусь.

Дилижанс / Stagecoach

Режиссер — Джон Форд, United Artists, 1939

В советском прокате он шел под названием «Путешествие будет опасным» и предварялся предупреждением, что в фильме допущено тенденциозное искажение образа коренных жителей Америки. Что ж, так оно, в общем, и есть: индейцы чероки здесь выглядят во всех отношениях гораздо хуже, чем в фильмах с Гойко Митичем. Однако в остальном это великолепный  вестерн, настоящая классика жанра: со стрельбой, погонями, обаятельными негодяями всех мастей, отважными благородными и не слишком благородными леди, и даже с моментом торжества Справедливости над формальным законом. Известно, что Орсон Уэллс, прежде чем снять своего «Гражданина Кейна», пересмотрел «Дилижанс» сорок раз. А уж момент, когда Малыш Ринго (в будущем главный американский киноковбой Джон Уэйн) на переправе перепрыгивает с одной запряженной в дилижанс лошади на другую, стоит того, чтобы пересмотреть его раз четыреста.

Республика ШКИД

Режиссер — Геннадий Полока, Ленфильм, 1961

Советская утопия про беспризорников, невероятно веселая и остроумная, богато изукрашенная перлами городского фольклора и в фольклоре же сохранившаяся. Сергей Юрский в роли донкихота-директора одновременно комичен и величествен, он вызывает такое уважение и нежность, о которых навряд ли кто из реальных педагогов даже мечтает. И, конечно, потрясающие детские персонажи: графиня Тоня Маркони и граф Замазкин («Папаня у меня был кучером, первой гильдии!»), малолетний ростовщик Слаенов, здоровяк фон Оффенбах по прозвищу Купа («Что мы тебе, ландскнехты наемные?!»). И, конечно, маленький одноглазый Мамочка, независимый и бесстрашный, исполнитель бессмертной песни про кошку, у которой четыре ноги. Если выражения «такие фильмы не стареют» и «рекомендован для семейного просмотра» вообще имеют смысл, это именно такой случай.

Эта прекрасная жизнь / It’s a Wonderful Life

Режиссер — Фрэнк Капра, RKO Radio Pictures, 1946

Чистейший образец жанра «рождественская сказка», при этом история не сказать, чтоб сладкая, даже довольно жесткая и реалистичная. Славный, талантливый паренек Джордж Бэйли с детства мечтает о путешествиях, но вынужден тянуть лямку в родном захолустье. После смерти отца ему приходится  возглавить семейную фирму — небольшое строительное общество, которое вечно балансирует на грани банкротства, потому что  в ущерб своей выгоде помогает небогатым семьям обзавестись жильем, собственным домиком с палисадом.  Сам Бэйли с женой и детьми живет в заброшенной гостинице-развалюхе. Мало того: из-за происков местного скруджа (по имени, что смешно, Генри Поттер) ему грозит полное разорение и даже тюрьма за растрату, которой он не совершал. Все, что у него есть, — страховка («мертвый я стою дороже, чем живой»), и Джордж Бэйли готов прыгнуть в ледяную реку. Но сначала ему — уже в который раз — приходится спасти чью-то жизнь, и этот кто-то, Кларенс Оддбоди, нелепо одетый толстячок двухсот с чем-то лет от роду, оказывается ангелом второго класса (пока без крыльев), посланным ему Небесами. (Не без влияния этого Кларенса Оддбоди потом возникнет чудесный сонм киноангелов: Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, Катрин Денев и Виктория Абриль). Есть примета: если вдруг сам собой зазвонил  колокольчик, значит на небе ангел получил крылья за спасение чьей-то души… Американские телеканалы всегда показывают этот фильм в сочельник, а еще Киноакадемия официально признала его самым «вдохновляющим»: не надо сдаваться, стоит верить в людей, жизнь замечательна, все наладится, все будет хорошо.

Источник: https://www.forbesrussia.ru/

Источник